Защита чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел

Защита чести и достоинства, деловой репутации в ФГКУ

Защита чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел

Сотрудники ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области» в период прохождения ими службы обладают правом на защиту чести, достоинства и деловой репутации как граждане, имеющие специальный социальный статус.

Защита чести и достоинства формально является правом каждого сотрудника (как и любого гражданина), но вместе с тем в целях создания безупречной деловой репутации войск национальной гвардии, а также в связи с обладанием специальным социальным статусом — сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации данное право необходимо рассматривать и как обязанность.

В соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый гражданин имеет право на судебную защиту его чести, достоинства и деловой репутации. Положения статьи о защите деловой репутации  применяются и к порядку защиты деловой репутации войск национальной гвардии как юридических лиц.

Для установления факта распространения  сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию необходимо установить следующие обстоятельства: Факт распространения, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств факт распространения не может быть установлен.

  1. Сведения должны быть распространены. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство сотрудников или деловую репутацию органов внутренних дел, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной (в том числе устной) форме хотя бы одному лицу.  
  2. Сведения должны быть порочащими. Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении сотрудником или органом внутренних дел действующего законодательства, о совершении нечестного поступка, о неправильном, неэтичном поведении в личной или общественной жизни, о недобросовестности при осуществлении хозяйственной деятельности, о нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют их честь и достоинство, а также деловую репутацию.
  3. Сведения не должны соответствовать действительности. Сведения считаются не соответствующими действительности до тех пор, пока распространивший их не докажет обратное. На истце лежит обязанность доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведении.

В практической деятельности в целях защиты чести, достоинства и деловой репутации предъявляются иски с требованиями об опубликовании опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.

Также несогласие войск национальной гвардии или их сотрудников с публикацией каких-либо сведений в СМИ, носящих оценочный характер, предоставляет право на опубликование ответа в тех же средствах массовой информации.

Организация защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников,  деловой репутации  включает в себя:

1. Выявление сведений, не соответствующих действительности либо ущемляющих права и законные интересы сотрудников, а также органов и подразделений внутренних дел, распространенных в средствах массовой информации (далее — СМИ).

2. Проверку изложенных в публикациях СМИ сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников, а также деловую репутацию  органов внутренних дел.

  1. 3.  Принятие мер реагирования на распространенные в СМИ не соответствующие действительности сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию,  либо ущемляющие   права и законные интересы сотрудников.

Организован мониторинг размещенных в средствах массовой информации и в сети Интернет публикаций, содержащих сведения о войсках национальной гвардии, сотрудниках, гражданских служащих и работниках.

 По фактам распространения в СМИ, сети Интернет и иными способами недостоверной информации и сведений, порочащих честь и достоинство сотрудников, а также деловую репутацию  необходимо проводить проверки.

При подтверждении данных о распространении не соответствующих действительности сведений либо иных сведений, ущемляющих права и законные интересы сотрудников, работников будут приняты меры правовой защиты по опровержению распространенной в отношении подчиненного подразделения недостоверной информации, оказана правовая помощь сотрудникам и работникам в опровержении распространенной в отношении их недостоверной информации.

Источник: http://www.uvo76.ru/about/lawful_info/1274/

Правовой ликбез

Защита чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел

В ЗАЩИТУ ЧЕСТНОГО ИМЕНИ

Судебно-исковая работа является одним из основных направлений правового обеспечения деятельности органов внутренних дел и направлена на защиту нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органа внутренних дел.

В своей деятельности правовые подразделения системы ГУ МВД России по г. Москве уделяют особое внимание повышению эффективности судебно-исковой работы и обеспечению надлежащей защиты законных интересов сотрудников и подразделений ГУ МВД России по г. Москве в судах.

В средствах массовой информации встречаются публикации, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию как сотрудников, так и органа (подразделения).

В соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» иски по защите чести, достоинства и деловой репутации вправе предъявить граждане и юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения.

В целях эффективной судебной защиты по данной категории исков был издан приказ ГУ МВД России по г. Москве от 29 июня 2012 года № 637 «О порядке взаимодействия подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве при осуществлении защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников, деловой репутации органов внутренних дел и организаций системы ГУ МВД России по г. Москве».

При поступлении из Отдела по взаимодействию со СМИ ГУ МВД России по г.

Москве материалов, затрагивающих честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел и деловую репутацию подразделений системы ГУ МВД России по г.

Москве, распространённых в средствах массовой информации, Правовым управлением ГУ МВД России по г. Москве проводится проверка данных материалов на наличие правовых оснований для подачи исковых заявлений.

Правовыми основаниями для подачи искового заявления о защите чести, достоинства и деловой репутации сотрудника, органа (подразделения), являются обстоятельства, имеющие в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значения для дела:

— факт распространения ответчиком сведений об истце;

— порочащий характер этих сведений;

— несоответствие этих сведений действительности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворён судом.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство сотрудника или деловую репутацию сотрудников и органа (подразделения), следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных актах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации).

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении сотрудником или органом (подразделением) действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной жизни, недобросовестности при осуществлении служебной, для органа (подразделения) хозяйственной деятельности, нарушении этики, которые умаляют честь и достоинство сотрудника или деловую репутацию сотрудника либо органа (подразделения).

В компетенцию правовых подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве входит представление интересов органа (подразделения) по делам о защите деловой репутации.

Так, например, был подан иск к П.И. Пятницкому после интервью 22 сентября 2011 года в эфире радиостанции «Коммерсантъ FM 93,6», которое было размещено также и на официальном сайте издательства газеты «Коммерсантъ». В данном интервью П.И.

Пятницкий описывал события и приводил факты, не соответствующие действительности, которые умаляли честь и достоинство сотрудников ОМВД России по району Китай-город г. Москвы. 29 февраля 2012 года Советским районным судом г. Тулы частично удовлетворены исковые требования сотрудников ОМВД России по району Китай-город.

Суд признал не соответствующими действительности сведения, изложенные в интервью, а также взыскал с П.И. Пятницкого в пользу К.Г. Юсупова, К.Н. Данилочкина по 10000 рублей в счёт компенсации морального вреда.

ГУ МВД России по г. Москве выступало на стороне сотрудников ОМВД России по району Китай-город г. Москвы в качестве третьего лица.

Павел МЕДВЕДЕВ,

ведущий юрист-консультант правового управления
ГУ МВД России по г. Москве

Источник: http://petrovka-38.com/arkhiv/item/pravovoj-likbez-4

Защита чести достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел

Защита чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел

В целях повышения эффективности взаимодействия подразделений центрального аппарата МВД России по организации защиты чести и достоинства подчиненных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, государственных гражданских служащих и работников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации*(1), а также деловой репутации органов внутренних дел, внутренних войск МВД России, организаций и подразделений системы МВД России*(2) в связи с распространением несоответствующей действительности и (или) порочащей их информации — приказываю:

1. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России:

1.1. Ежедневно проводить мониторинг размещенных в средствах массовой информации*(3) и в сети Интернет публикаций, содержащих сведения о подчиненном подразделении, сотрудниках, военнослужащих, гражданских служащих и работниках.

1.2. Проводить проверки по фактам распространения в СМИ, сети Интернет и иными способами недостоверной информации и сведений, порочащей честь и достоинство сотрудников, военнослужащих, гражданских служащих и работников, а также деловую репутацию подчиненного подразделения*(4).

1.3. При подтверждении данных о распространении не соответствующих действительности сведений либо иных сведений, ущемляющих права и законные интересы*(5) сотрудников, военнослужащих, гражданских служащих и работников или подразделения:

1.3.1. Принимать меры правовой защиты по опровержению распространенной в отношении подчиненного подразделения недостоверной информации.

1.3.2. Оказывать правовую помощь сотрудникам, военнослужащим, гражданским служащим и работникам в опровержении распространенной в отношении их недостоверной информации.

1.4. Обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации принятие мер дисциплинарного и иного характера к виновным сотрудникам, военнослужащим, гражданским служащим и работникам при подтверждении распространенных фактов совершения ими правонарушений, проступков или иных противоправных действий.

1.5. Организовывать информирование сотрудников, военнослужащих, гражданских служащих и работников об оказании правовой помощи при опровержении распространенной в отношении их недостоверной информации.

1.6. Направлять в УОС МВД России информацию о результатах деятельности по опровержению недостоверных сведений для доклада руководству Министерства и размещения на официальном сайте МВД России, а также обнародования иным способом.

2. УОС МВД России (А.В. Пилипчуку):

2.1. Проводить ежедневный мониторинг СМИ и сети Интернет с целью выявления недостоверных публикаций, связанных с деятельностью руководства Министерства, подразделений и сотрудников, военнослужащих, гражданских служащих и работников.

2.2. Информировать руководство Министерства, ГУСБ МВД России, ДГСК МВД России и заинтересованного руководителя (начальника) подразделения о фактах распространения в отношении его, возглавляемого им подразделения и сотрудников, военнослужащих, гражданских служащих и работников недостоверной информации для ее оценки и принятия решения по опровержению.

2.3. Оказывать методическую и практическую помощь подразделениям в подготовке и направлении в СМИ материалов, опровергающих недостоверные публикации, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»*(6).

3. ГУСБ МВД России (А.И. Макарову) совместно с ДГСК МВД России (В.Л. Кубышко):

3.1.

Проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки по фактам распространения недостоверной и порочащей информации в отношении руководства Министерства, руководителей (начальников) подразделений, а также по поручению Министра внутренних дел Российской Федерации — сотрудников, военнослужащих, гражданских служащих и работников, о результатах которых информировать Министра и заинтересованных руководителей (начальников) подразделений.

3.2. Обеспечивать по запросам подразделений представление материалов, необходимых для организации защиты чести и достоинства сотрудников, военнослужащих, гражданских служащих и работников, а также деловой репутации подразделения, за исключением материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности.

4. ДПД МВД России (А.Г. Авдейко):

4.1.

Осуществлять координацию деятельности правовых подразделений главных управлений (департаментов, управлений) центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, оперативно-территориальных объединений внутренних войск, соединений и воинских частей, научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных организаций, учреждений и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации*(7), по оказанию правовой помощи сотрудникам, военнослужащим, гражданским служащим и работникам в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

4.2. Оказывать необходимую методическую и практическую помощь органам внутренних дел и подразделениям центрального аппарата МВД России в опровержении недостоверной информации в судах.

4.3. С учетом складывающейся правоприменительной практики и по результатам ее анализа вносить руководству Министерства предложения о мерах по совершенствованию правовой защиты чести и достоинства сотрудников, военнослужащих, гражданских служащих и работников.

5. ГКВВ МВД России (С.В. Бунину) обеспечить взаимодействие между органами управления внутренними войсками МВД России, соединениями и воинскими частями внутренних войск МВД России по организации защиты чести и достоинства военнослужащих и гражданского персонала, а также деловой репутации внутренних войск.

6.

Руководителям (начальникам) территориальных органов, организаций и подразделений системы МВД России в срок до 1 декабря 2012 года привести в соответствие с требованиями настоящего приказа имеющийся порядок взаимодействия органов внутренних дел, внутренних войск МВД России, организаций и подразделений системы МВД России по организации защиты чести и достоинства подчиненных сотрудников, военнослужащих, гражданских служащих и работников.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Защита деловой репутации ОВД в современных условиях

Образ Министерства внутренних дел складывается из имиджа каждого сотрудника, поэтому репутация полицейского не может рассматриваться только как его частное дело.

Характер современного информационного потока СМИ не всегда объективно отражает работу органов внутренних дел. Это негативно влияет и на самих сотрудников, которые честно выполняют свой долг.

В этих условиях отстаивание интересов системы МВД России, активная позиция ОВД по защите своей репутации, чести и достоинства своих сотрудников реально способствуют формированию положительного образа сотрудника полиции.

За последнее время для качественных преобразований Министерства и работы каждого сотрудника сделано очень многое.

Сформирована специальная законодательная база, осуществляется техническое перевооружение, происходит формирование положительного образа сотрудника полиции.

Вместе с тем, нельзя не признать, что негативные события последнего времени дают повод для не всегда объективных критических публикаций.

Мониторинг СМИ показывает, что в отношении ОВД публикуется больше отрицательной информации, чем в отношении Министерства обороны, Генеральной прокуратуры, ФСБ, МЧС, ФНС России и других федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, лучшие образцы героизма, проявляемого нашими сотрудниками, крайне редко находят отражение на страницах газет и в электронных СМИ.

Необходимо разобраться в причинах, побуждающих масс-медиа тиражировать негативную информацию об ОВД. Зачастую рассматриваемые публикации являются своеобразным методом поднять рейтинг того или иного издания либо популистским способом прослыть борцами с коррупцией, иногда – попросту местью за правомерные действия сотрудников полиции, проводящих оперативные мероприятия.

Массовое информационное воздействие возможно только в отношении той организации, которая недостаточно тесно работает со СМИ, не может в рамках предоставленных законодательством прав парировать нападки в этой информационной борьбе, не реагирует на соответствующие публикации, а также не использует предоставленные законом возможности для опровержения распространяемой недостоверной информации.

Образ МВД России в глазах населения нашей страны складывается из имиджа каждого сотрудника ОВД Российской Федерации, и защита чести и достоинства конкретного сотрудника не может рассматриваться как исключительно его частное дело.

Для восстановления и поддержания авторитета МВД России в глазах общественности необходимо, чтобы каждая негативная публикация в СМИ о деятельности подразделений системы МВД России становилась предметом пристального внимания и правовой оценки со стороны соответствующих должностных лиц.

При установлении органом внутренних дел факта использования в публикации недостоверной информации честь, достоинство сотрудников ОВД Российской Федерации и деловая репутация подразделений системы МВД России, являющихся неимущественным правом, подлежат безусловной защите.

В качестве позитивного примера такой работы приведу конкретную ситуацию, сложившуюся в Ярославской области. В газете «Комсомольская правда» опубликовано интервью руководителя СУ СК Российской Федерации по Ярославской области «Львиная доля должностных преступлений совершается милиционерами».

Данная публикация вызвала большой общественный резонанс.

На защиту деловой репутации сотрудников органов внутренних дел встали ветераны и через газету «Комсомольская правда» обратились к автору статьи с открытым письмом «Кто откликнется на ваш крик «Милиция!», если нас сократить».

В опубликованном письме приведены конкретные цифры, которые доказывают несостоятельность доводов должностного лица, обращается внимание на героические страницы истории ярославской милиции, указано, сколько сотрудников погибло при исполнении служебных обязанностей и награждено государственными наградами.

Вместе с тем проводимая в настоящее время работа по организации защиты чести и достоинства сотрудников ОВД и деловой репутации подразделений системы МВД России явно недостаточна.

Анализ судебно-исковой работы в 2010–2011 годах свидетельствует о том, что уделяется недостаточно внимания вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации как со стороны граждан и организаций, так и со стороны сотрудников ОВД Российской Федерации и подразделений системы МВД России.

В общем массиве рассмотренных дел иски данной категории исчисляются лишь десятками.
Вместе с тем, при подаче соответствующего искового заявления ОВД с высокой степенью вероятности добиваются победы.

В качестве должной защиты интересов органов и сотрудников внутренних дел приведу следующие примеры:

Пример первый:

Источник: https://azimutvl.ru/zashhita-chesti-dostoinstva-i-delovoj-re/

Особенности гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел

Защита чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел

Авторы: Рудьман Д.С., Квасников Е.С.

Важнейшими ценностями, принадлежащими каждому человеку, являются честь, достоинство, деловая репутация. Значимость этих нематериальных благ подтверждается их закреплением на конституционном уровне. В соответствии с ч. 1 ст.

21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Кроме того, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Названные конституционные положения нашли развитие в отраслевом законодательстве. В частности, ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ направлена на защиту чести, достоинства, репутации; отдельные статьи Гражданского кодекса РФ также закрепляют эти категории: в ст.

150, 152 речь идет о достоинстве личности, чести и добром имени, деловой репутации. Лицу, чьи права нарушены, эти кодифицированные акты предоставляют основные варианты защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Речь идет об уголовно-правовой и гражданско-правовой защите, причем защита указанных нематериальных благ осуществляется разными способами.

Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел (далее – сотрудников ОВД) является публичной и не может не быть объектом пристального внимания со стороны общества. В связи с этим честь, достоинство и деловая репутация сотрудников полиции подвергаются постоянным угрозам.

Развитие информационных технологий способствует росту таких нарушений.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости принятия мер реагирования на подобные факты и привлечения к гражданско-правовой ответственности лиц, виновных в размещении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудников ОВД.

Несмотря на наличие достаточной нормативно-правовой базы, регламентирующей защиту чести, достоинства и деловой репутации, на практике встречаются ситуации, когда распространение порочащих сведений является очевидным, однако в силу разных обстоятельств суды отказывают в удовлетворении требований сотрудников ОВД. При этом на сотрудника полиции, в чью пользу не было вынесено судебное решение, возлагается обязанность возмещения всех судебных расходов. В связи с этим интересным представляется анализ особенностей гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников ОВД.

На сегодняшний день в юридической литературе сложилось ясное представление о значении понятий «честь», «достоинство» и «деловая репутация».

Под честью принято понимать объективную (общественную) оценку качеств личности с точки зрения их соответствия принятым в обществе нормам. Достоинство – субъективная (внутренняя) оценка человеком своих качеств, самооценка.

Под деловой репутацией понимается социальная оценка деловых (профессиональных) качеств человека.

Механизм гражданско-правовой защиты предполагает необходимость обращения в суд в порядке искового или особого производства. От правильного выбора вида судопроизводства во многом зависит, будет судом принято решение по делу в пользу сотрудника ОВД или нет.

Так, при рассмотрении судом гражданского дела по иску МУ МВД России «Сызранское» встал вопрос о надлежащем ответчике. Сведения, которые просил признать истец не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию, были размещены на сайте livejournal.com в дневнике одного из пользователей.

Данное доменное имя зарегистрировано за пределами территории Российской Федерации, в связи с чем получение информации о пользователях сайта возможно только посредством направления международного следственного поручения через Генеральную прокуратуру РФ в рамках возбужденного уголовного дела.

В результате это и другие обстоятельства привели к отказу в удовлетворении требований истца, а также к взысканию с последнего расходов по оплате услуг представителя ответчика[1].

Вместе с тем даже в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать), судебная защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудника полиции не исключается. В соответствии с п. 8 ст. 152 ГК РФ суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении его сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства.

В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Таким образом, необходимыми условиями гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудника полиции являются факт распространения сведений, порочащий характер сведений и несоответствие таких сведений действительности.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.

2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее – Постановление N 3) [3] под распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию граждан, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию их по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица (п. 7 Постановления N 3).

В связи с развитием информационных технологий, увеличением количества пользователей сети Интернет все чаще распространение таких сведений о сотрудниках ОВД наблюдается как в виде отдельных публикаций в Сети[2], так и в виде комментариев к новостям, размещения информации на форумах[3].

Имеют место и случаи распространения посредством обращения к вышестоящим должностным лицам МВД России. Например, 23 и 31 августа 2017 г. в Управление МВД России по Белгородской области на имя Министра внутренних дел Российской Федерации поступили обращения гр-на Т.Д.Г.

, в которых, как позже установил суд, заявитель указал в отношении сотрудников полиции порочащие сведения, которые не соответствовали действительности[4].

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

К сожалению, граждане, обращаясь в названные органы с заявлением, не всегда преследуют благую цель сообщить о незаконных действиях (бездействии) сотрудников полиции.

Причины увольнения сотрудников ОВД порой связаны с их дискредитацией со стороны криминалитета через распространение порочащих сведений различными способами, в том числе путем публичного обращения в надзирающие и контролирующие органы [6, с. 32].

В таком случае у сотрудника полиции возникает право на обращение в суд с требованием о защите чести, достоинства и деловой репутации. Однако нередко суды отказывают в удовлетворении данных требований, мотивируя свое решение наличием у граждан права, предусмотренного ст. 33 Конституции РФ. Вместе с тем согласно п.

10 Постановления N 3 такие требования все же могут быть удовлетворены в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в государственные органы и органы местного самоуправления не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, т.е. если имело место злоупотребление правом.

Так, 22 июля 2017 г. в помещении Городской клинической больницы N 21 г. Уфы гр-н И.Е.В. распространил сведения о факте его избиения сотрудниками полиции. В результате проведенной проверки данная информация не подтвердилась. Рассматривая гражданское дело по исковому заявлению Управления МВД России по г. Уфе к И.Е.В.

, Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в решении от 27 октября 2017 г. указал, что обращение И.Е.В.

в городскую больницу с сообщением о его избиении сотрудниками полиции свидетельствует о распространении ответчиком не соответствующих действительности порочащих сведений, а значит, отнюдь не связано с реализацией конституционного права на обращение в государственные органы и является намерением причинить вред истцу[5].

В целях выявления сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников полиции, уполномоченные подразделения ОВД ежедневно проводят мониторинг размещенных в средствах массовой информации и в сети Интернет публикаций [2].

В случае выявления публикации, которая может порочить честь, достоинство сотрудника полиции, принимается решение о назначении служебной проверки.

По итогам проведенной проверки на предмет соответствия (несоответствия) распространенной информации действительности либо принимаются меры дисциплинарного и иного характера к виновным сотрудникам ОВД, либо обеспечивается защита их чести, достоинства и деловой репутации.

В этой связи проверка по факту распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, играет большую роль для удовлетворения требований сотрудника полиции. Она должна проводиться по каждому факту выявления порочащих сведений.

В ходе ее проведения установить факт распространения порочащих сведений в отношении конкретного сотрудника ОВД порой непросто. Необходим объективный подход к установлению и всестороннему изучению обстоятельств распространения таких сведений, а также фиксация факта распространения этих сведений.

В этом случае шанс удовлетворения требований сотрудника о защите чести, достоинства и деловой репутации значительно возрастает.

Источник: https://urfac.ru/?p=2402

Зарубежный опыт защиты чести и достоинства сотрудников полиции. правовые и организационные аспекты

Защита чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел

УДК 351.741 ББК 67

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Правовые и организационные аспекты

Вячеслав Васильевич БАТХАЕВ, адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России E-mail: bathaev72@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Проблема защиты чести и достоинства сотрудников полиции является актуальной не только для российской действительности, но и для других государств.

Задачи совершенствования системы обеспечения и защиты чести сотрудников органов внутренних дел требуют исследования зарубежного опыта в данной сфере.

В статье рассматриваются правовые и организационные аспекты защиты сотрудников полиции зарубежных государств от незаконных посягательств на честь и достоинство.

Ключевые слова: защита чести и достоинства, диффамация, информационная открытость, полицейская деонтология.

Annotation. The problem of protection of honor and dignity of the police officers is relevant for all states. The task of improving the system of protection of police officers requires the study of foreign experience to be done. The article concerns legal and organizational aspects of the protection of police officers of foreign states.

Key words: protection of honor and dignity, defamation, transparency, police deontology.

Научный руководитель — И.В. Будило, заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент

Рецензент — А.В. Некишев, начальник отделения научного центра Академии управления МВД России, кандидат юридических наук

В зарубежном законодательстве распространенной юридической категорией, характеризующей правонарушения против чести, достоинства и деловой репутации субъекта, в том числе полицейского, является категория «диффамация». Диффамация означает правонарушения в виде распространения (устно или письменно) сведений, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию потер-певшего1.

В законодательстве США не предусмотрено особых правовых норм, направленных на защиту сотрудников правоохранительных органов от посягательств на честь, достоинство и деловую

репутацию, защита осуществляется на общих началах с рядом дополнений для должностных лиц. Как правило, защита доброго имени от диффамации происходит в рамках гражданского судебного процесса2.

Особенностью американского диффамаци-онного права являются законодательные положения о привилегиях3, в соответствии с которыми ряд ложных, порочащих материалов не может быть признан диффамацией. К таким материалам в зависимости от штата могут относиться показания свидетелей в суде, речи юристов в суде и т.д.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2015

Кроме того, существует «конституционная привилегия», которая означает, что в случае, если в СМИ появляется информация, порочащая кого-либо, то средство информации или журналист не несут ответственности, если верили в истинность публикуемого материала4.

Законодательство США не только не содержит мер, направленных на защиту сотрудников правоохранительных органов от необоснованной клеветы, но и осложняет судебную защиту их чести, достоинства и деловой репутации. Подобная практика была установлена Верховным судом США в 1964 г. после громкого дела «Саливан против «Нью-Йорк Таймс»5.

В частности, Верховным судом было решено, что «конституционные гарантии означают необходимость принятия общефедеральной нормы, которая запрещала бы присуждать общественным служащим денежную компенсацию за вред от клеветы в средствах массовой информации, связанной с их официальной деятельностью». Единственным исключением суд считает случаи, когда опубликование материалов происходило преднамеренно.

Тем не менее в ряде штатов оказание полицейским сопротивления, в том числе их оскорбление или нападение на них, является преступлением и влечет за собой штраф в размере от 5000 до 10 000 долл. и (или) тюремное заключение сроком от 3 до 10 лет6.

Подобная система защиты от диффамации существует и в Великобритании. Однако ответственность за неумышленное оскорбление чести и достоинства не снимается с ответчика.

В британском праве существует понятие «общественный интерес», которое предоставляет право СМИ публиковать тщательно проверенные материалы об общественных деятелях, представителях власти, должностных лицах, полицейских, в истинности которых они уверены, даже если в итоге они окажутся неверными7.

Но с учетом повышенной опасности правонарушений, посягающих на честь, достоинство и репутацию должностных лиц полиции в Великобритании, лицо, вступившее в спор с полицейским, который попытался пресечь нарушение порядка, может быть обвинено в оскорблении и неповиновении полиции и привлечено к ответственности в виде тюремного заключения на срок до двух месяцев8.

Диффамация в японском законодательстве трактуется шире, чем в англо-саксонской системе права. В Японии наряду с гражданским законодательством по защите от диффамации актив-

но используется уголовное право. Уголовный кодекс Японии содержит такие виды преступлений против чести, как «Ущерб чести» и «Оскорбление».

Под ущербом чести понимается любое публичное указание на факты, которые наносят урон моральному облику человека вне зависимости от их действительности (ст. 230 Уголовного кодекса Японии).

Оскорблением в японском законодательстве является публичное унижение человека без предоставления фактов (ст. 231 Уголовного кодекса Японии)9.

Однако в вопросе защиты чести должностных лиц, к которым в Японии относятся также и сотрудники правоохранительных органов, данное правило изменяется. Согласно ст.

230-2 Уголовного кодекса Японии «Специальное условие в случае наличия публичного интереса» опубликование «нелицеприятного» истинного факта о должностном лице или кандидате в должностные лица не наказывается, если цель публикации — достижение общественного блага10.

В европейском праве под диффамацией понимается бездоказательное распространение порочащих фактов независимо от их правдивости. В том случае, если распространяемые сведения являлись заведомо ложными, возбуждается уголовное дело11.

Законодательство ряда стран Европы содержит особые наказания за клевету и оскорбление в отношении полицейских.

Специальное наказание в ФРГ (лишение свободы на срок до 5 лет или штраф) предусмотрено за клевету в отношении органов власти, в том числе полиции, а также за нападение на полицейских. Оскорбление полицейского по ст. 185 УК наказывается лишением свободы на срок до года или денежным штрафом.

Так, если оскорбление сопровождалось применением физической силы, то данное преступление наказывается лишением свободы на срок до 2 лет или штрафом.

Согласно исследованию Общегерманского автомобильного клуба (ADAC)12 сумма штрафов за устное оскорбление полицейских, несущих патрульную службу на автомобильных дорогах, колеблется от 250 до 4000 евро.

Сумма штрафа зависит от тяжести правонарушения, а также от доходов провинившегося и исчисляется в судебном порядке.

В Италии публичное оскорбление сотрудника полиции наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2015

Во Франции за устное оскорбление полицейских, находящихся при исполнении служебных обязанностей, виновные наказываются лишением свободы на срок от 15 дней до трех месяцев или штрафом от 300 до 500 евро. За нанесение удара или совершение другого акта насилия виновный может быть приговорен к пяти годам тюрьмы.

Тем не менее часто проблемы, касающиеся посягательств на репутацию сотрудников правоохранительных органов, связаны, в том числе, и с низким уровнем образования, профессионализма и культурой поведения самих сотрудников полиции. Поэтому в некоторых странах основным методом, направленным на противодействие распространению порочащих сведений о полицейских, является установление высоких требований к самим сотрудникам данной структуры.

Например, в Финляндии, где уровень доверия полиции составляет 96%, при приеме на работу полицейский вынужден пройти более 70 тестов на физическое и психическое здоровье, моральную устойчивость, должен иметь безупречную репутацию. За нарушение прав гражданина при задержании, допросе и иных следственных мероприятиях следует увольнение13.

В США данная проблема решается путем установления ряда выборных должностей в полиции, например, должности шерифа. В дальнейшем избранные сотрудники должны отчитываться о проделанной работе перед своими избирателями.

В Германии претендент на должность сотрудника правоохранительных органов при устройстве на работу не только проходит многодневные проверки, но и обязан иметь специальное образование.

Нижние чины обучаются три года в полицейских школах, следователи — в высших школах.

В полиции Германии также существует специальный отдел внутреннего контроля, задачей которого является пресечение правонарушений, совершаемых полицией14.

Другим направлением совершенствования организационной работы в сфере защиты чести становится повышение информационной открытости деятельности полиции.

В Канаде создана система посещений полиции местными жителями с целью проверки соблюдения прав задержанных (например, при проведении допросов). Опыт внедрения посещений нарабатывался и апробировался в течение 20 лет.

В 1983 г. МВД Канады издало положение «Защита посетителей полицейских участков». В 2003 г. опробованные схемы посещений приобрели ста-

тутную основу под названием «Система защиты и визита»15.

В Великобритании совершенствование полиции в сторону открытости проходит в русле общегосударственной тенденции по развитию прозрачности деятельности государственных органов. В 2010 г. в стране был создан интернет-портал Data.gov.

uk, где собраны данные работы госучреждений Британии. Один из разделов (Home Office) посвящен деятельности полиции. Отдельно действует ведомственный сайт Police.

uk, где публикуются отчеты о проделанной работе, а также текущие данные о деятельности полиции16.

В современных условиях многие полицейские ведомства

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/zarubezhnyy-opyt-zaschity-chesti-i-dostoinstva-sotrudnikov-politsii-pravovye-i-organizatsionnye-aspekty

Административный округ
Добавить комментарий