Закон о сми беларуси 2018

Изменения в закон о СМИ: Комментаторов в интернете предлагают идентифицировать. Как — решит Совмин

Закон о сми беларуси 2018

2 апреля 2018 в 17:45
TUT.BY

Белорусская ассоциация журналистов получила от Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь». Большая часть поправок касается закона «О средствах массовой информации». Причем многие затронут интернет-издания и их пользователей.

Reuters

БАЖ выделил основные моменты, которые собираются изменить в Законе о СМИ:

  • Добровольная регистрация интернет-ресурсов в качестве СМИ (для таких вводится термин «сетевые издания»). Они и их сотрудники получат (в несколько урезанном виде) права традиционных СМИ. Остальные сайты тоже смогут работать, но без статуса СМИ. Регистрация интернет-ресурсов в качестве СМИ (сетевых изданий) будет проходить в общем для традиционных СМИ порядке. Редакцией сможет быть только юридическое лицо, которое располагается в помещениях нежилого фонда, а редактором — гражданин Республики Беларусь с пятилетним стажем работы на руководящих должностях в СМИ.
  • Владелец интернет-ресурса, зарегистрированного в качестве сетевого издания, обязан разместить в своем сетевом издании: наименование юридического лица, на которое возложены функции редакции, юридический адрес, адрес электронной почты, номера телефонов; сведения о главном редакторе (редакторе), номер служебного телефона.
  • В случае непрохождения регистрации в качестве СМИ интернет-ресурсы не смогут обращаться в государственные органы и другие организации за аккредитацией своих корреспондентов.
  • Вводится обязательная идентификация лиц, размещающих материалы в интернет-ресурсах (не только в сетевых изданиях), в том числе комментаторов, и на форумах также. «Не допускать размещения информационных сообщений и (или) материалов другими пользователями, в том числе комментирование, на интернет-ресурсе без предварительной идентификации пользователя. Порядок идентификации пользователей определяется Советом министров Республики Беларусь», — говорится в проекте документа.
  • Допускается возможность блокировки социальных сетей, считает БАЖ. «В случае отсутствия технической возможности реализации решения об ограничении доступа к составной части интернет-ресурса и непринятия владельцем интернет-ресурса в установленные республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации сроки мер по удалению информации, содержащейся на данной составной части интернет-ресурса, республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации вправе принять решение об ограничении доступа к интернет-ресурсу в целом», — сказано в проекте документа.
  • Сохраняется упрощенный порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам без предупреждения Министерства информации и вводятся дополнительные основания для этого. Например, использование интернет-ресурса для осуществления запрещенной в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь деятельности.
  • Прописывается возможность возобновления доступа к интернет-ресурсам, попавшим в черный список, но только путем обращения в Министерство информации и без указания на возможность обжаловать его решение в суде.
  • Закон о СМИ предлагают дополнить статьей 30' «Обязанности и права владельца интернет-ресурса, взаимоотношения с республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации». По сути, владельцем интернет ресурса является любой блогер или влогер. По проекту закона, они обязаны анализировать содержание принадлежащих ему интернет-ресурсов; не допускать размещение информации, распространение которой запрещено или ограничено законодательными актами, а также материалов, содержащих нецензурные слова и выражения, выполнять требования законодательства в сфере массовой информации.

Также проект документа предполагает следующие изменения:

  • Распространение продукции иностранного средства массовой информации на территории Республики Беларусь без наличия разрешения на распространение продукции иностранного средства массовой информации запрещается.
  • Выдача разрешения на распространение продукции иностранного средства массовой информации осуществляется после экспертизы такой продукции на предмет соответствия законодательству Республики Беларусь в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации в порядке, установленном Советом министров Республики Беларусь.
  • Редакции телевизионного средства массовой информации должны обеспечить в еженедельном объеме вещания выпускаемых ими телепрограмм объем телепередач белорусского (национального) производства не менее 30 процентов, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, — сказано в проекте документа. Как рассчитать долю и что отнести к телепередачам белорусского производства, решит Совмин.
  • Запрещено распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего. Такая информация может распространяться только с согласия законного представителя несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия).
  • Запрещено распространение информации о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ.
  • Запрещено распространение информации «в том числе пропагандирующей или побуждающей к самоубийству».

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://news.tut.by/society/587348.html

Обзор законодательства Республики Беларусь: регулирование СМИ

Закон о сми беларуси 2018

Закон о средствах массовой информации определяет СМИ как форму периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, глобальной компьютерной сети Интернет.

Оглавление (показать/скрыть)Часть 1: Общий обзор законодательства Республики Беларусь в сфере информационных свобод
Часть 2: Правовое регулирования деятельности СМИ в Беларуси
Часть 3: Доступ к информации
Часть 4: Распространение информации
Часть 5: Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
Часть 6: Запрещенная информация

Основными принципами деятельности СМИ являются:

  • достоверность информации
  • законность
  • равенство
  • уважение прав и свобод человека
  • многообразие мнений
  • развитие национальной культуры
  • защита нравственности
  • соблюдение норм профессиональной этики журналистов и общепринятых норм морали

Закон запрещает использовать цензуру в СМИ, под которой понимается требовании со стороны третьих лиц предварительно согласовывать информационные сообщения и (или) материалы, за исключением случаев согласования с автором или интервьюируемым, а также распространения официальных информационных сообщений.

https://www.youtube.com/watch?v=UCEG4p54Hus

Также не допускается монополизация средств массовой информации государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими или физическими лицами.

Порядок регистрации СМИ и лицензирование

Средство массовой информации в Республике Беларусь могут учреждать физические лица, государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица. Иностранные граждане и иностранные юридические лица учреждают СМИ только совместно с белорусскими гражданами или белорусскими юридическими лицами.

Не может выступать в качестве учредителя средства массовой информации физическое лицо:

  • не достигшее восемнадцатилетнего возраста, за исключением случая приобретения полной дееспособности;
  • отбывающее наказание по приговору суда или признанное решением суда недееспособным;
  • ранее выступавшее в качестве учредителя средства массовой информации, выпуск которого прекращен в течение трех лет со дня вступления в силу решения суда о прекращении выпуска средства массовой информации;
  • лишенное в установленном порядке права заниматься деятельностью, связанной с производством и выпуском средства массовой информации.

Заявления о государственной регистрации СМИ (в том числе иностранных) подаются в  Министерство информации Республики Беларусь. В заявлении указывается:

  1. учредитель (учредители);
  2. название и вид средства массовой информации;
  3.  язык средства массовой информации;
  4. юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;
  5. адрес юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;
  6. предполагаемая территория распространения средства массовой информации;
  7. специализация (тематика) средства массовой информации;
  8. источники финансирования средства массовой информации;
  9. периодичность средства массовой информации;
  10. предполагаемый тираж средства массовой информации (для печатного средства массовой информации);
  11. главный редактор (редактор) средства массовой информации.

К заявлению прилагаются:

  • копия устава / учредительного договора (для учредителя – юридического лица Республики Беларусь);
  • легализованная выписка из торгового реестра страны, где иностранная организация учреждена (для учредителя – иностранного юридического лица);
  • копия документа, удостоверяющего личность (для учредителя – физического лица);
  • копия устава / учредительного договора (для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, не являющегося учредителем);
  • копия решения о редакции средства массовой информации либо договора о редакции средства массовой информации;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию средства массовой информации.

При реорганизации (ликвидации) юридического лица, являющегося одним из учредителей, смене состава учредителей, изменении сведений о юридическом лице — редакции СМИ, изменении названия или вида средства массовой информации учредители обязаны произвести перерегистрацию СМИ в месячный срок. Перерегистрация СМИ осуществляется в том же порядке, что и регистрация.

Срок рассмотрения заявления о регистрации СМИ – 1 месяц.

СМИ считается зарегистрированным и вправе осуществлять свою деятельность со дня включения его в Государственный реестр средств массовой информации, ведение которого осуществляется Министерством информации.

Телевизионные и радиовещательные сми осуществляют свою деятельность со дня получения специального разрешения (лицензии). На основании решения о регистрации заявителю выдается свидетельство о регистрации СМИ.

За учредителем сохраняется право приступить к выпуску средства массовой информации в течение одного года; для телевизионных и радиовещательных средств массовой информации — года и шести месяцев; для печатных средств массовой информации  — со дня включения их в Государственный реестр средств массовой информации.

Вещание теле- или радиопрограмм осуществляется на основании специального разрешения (лицензии). Порядок выдачи лицензии для теле- и радиовещания регулируется главой 12(1) Указа Президента Республики Беларусь о лицензировании отдельных видов деятельности.

Не требуется получения лицензии в случае, если вещание теле- или радиопрограммы осуществляется оператором электросвязи без изменения ее формы и содержания на основании разрешения на распространение продукции иностранного СМИ, или иностранной организацией, имеющими лицензию в области вещания.

Заявление на выдачу лицензии подается вещателем в Министерство информации. В заявлении указываются, помимо прочего:

  • название вещаемой теле- или радиопрограммы;
  • специализацию (тематику) вещаемой теле- или радиопрограммы;
  • объем вещания теле- или радиопрограммы в часах;
  • дату начала вещания теле- или радиопрограммы.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

  • копия свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации либо иной документ, подтверждающий правомочность его выпуска;
  • развернутая концепция вещания теле- или радиопрограммы по форме, утверждаемая лицензирующим органом;
  • копия документа о назначении специалиста, ответственного за вещание;
  • копия документов, подтверждающих наличие у специалиста, ответственного за вещание, высшего образования по соответствующему профилю и (или) стажа журналистской работы либо работы на редакторских должностях не менее пяти лет.

Полномочия государственных органов в сфере СМИ

Министерство информации Республики Беларусь является Республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации. Министерство:

  • проводит государственную политику в сфере массовой информации
  • осуществляет регулирование, управление и координацию деятельности других республиканских органов государственного управления в сфере массовой информации
  • осуществляет государственную регистрацию средств массовой информации и
  • выполняет иные функции, определенные иными актами законодательства Республики Беларусь.

Министерство информации создает общественный координационный совет в сфере массовой информации. Совет состоит из представителей государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации, других организаций и иных лиц и может принимать решения рекомендательного характера.

Пределы свободы СМИ

Как указывалось выше, Законом о СМИ устанавливается свобода мнений и их выражения, а СМИ в своей деятельности не должны подвергаться цензуре. Вместе с тем, свобода СМИ может быть ограничена законодательными актами. Так, закон о СМИ в ст. 37 устанавливает перечень информации ограниченного доступа:

  • сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;
  • сведения о системе организации, об источниках, о способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;
  • материалы дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства до окончания производства по уголовному делу;
  • иная информация, предусмотренная законодательными актами Республики Беларусь.

Также СМИ не могут разглашать тайну усыновления (ст. 136 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье), банковскую тайну (ст. 121 Банковского Кодекса), налоговую тайну (ст.

79 Налогового кодекса (общая часть), адвокатская тайна (ст. 16 Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности), тайна нотариального действия (ст. 9 Закона о нотариате и нотариальной деятельности), аудиторская тайна (ст.

17 Закон об аудиторской деятельности) и др.

В СМИ запрещено распространение:

  • информации от имени организаций, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию), а также организаций, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации;
  • сведений, пропагандирующих потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, а также сведений о способах и методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;
  • информации, направленной на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, порнографии, насилия и жестокости, а также другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь или запрещено настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь.

Обязанности и ответственность СМИ

Закон о СМИ возлагает на все средства массовой информации ряд обязанностей, которые возникают с момента государственной регистрации средства массовой информации.

Законом о СМИ предусмотрено несколько видов обязательных к опубликованию материалов:

  • заявления и обращения Президента Республики Беларусь, иных лиц, занимающих высшие государственные должности Республики Беларусь, а также информации о других общественно значимых фактах, о деятельности государственных органов и иных государственных организаций (в государственных СМИ)
  • вступившее в законную силу решение суда, в котором содержится требование о сообщении для всеобщего сведения такого решения через данное средство массовой информации
  • поступившие из государственных органов информационные сообщения и (или) материалы, касающиеся деятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции данного средства массовой информации
  • опровержения распространенных сведений, если эти сведения не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство или деловую репутацию физических или юридических лиц.

Ст. 19 Закона обязывает СМИ сохранять оригиналы распространенных им информационных сообщений и (или) материалов в течение одного года после их распространения.

До начала распространения продукции СМИ обязаны присвоить продукции средства массовой информации знак возрастной категории (ст. 17 Закона о СМИ).

Операторы электросвязи, поставщики услуг электросвязи, осуществляющие распространение телепрограмм, обязаны обеспечить предоставление каждому абоненту возможности просмотра телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм, перечень, порядок и последовательность (очередность) которых утверждаются Советом Министров Республики Беларусь (ст. 26 (1) Закона о СМИ).

СМИ не вправе раскрывать данные о физическом или юридическом лице, предоставившем сведения для публикации, без согласия этого лица, однако обязаны предоставить такие сведения по требованию органа уголовного преследования или суда. (ст. 39 Закона о СМИ).

Источник: https://digital.report/obzor-zakonodatelstva-respubliki-belarus-smi/

Изменения в пределах клетки. Что нового внесет в работу СМИ новое законодательство

Закон о сми беларуси 2018

В 2017–2018 годах Белорусская ассоциация журналистов несколько раз обращалась в Министерство информации с просьбой рассказать, какие изменения готовятся в медиазаконодательстве. Нам или вовсе не отвечали, или сообщали, что изменения не планируются.

Но в первых числах апреля Белорусская ассоциация журналистов получила из Палаты представителей Национального собрания проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь». Большая часть поправок касалась именно Закона «О средствах массовой информации».

Мы подготовили замечания и предложения к этому документу и направили в Постоянную комиссию по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей. ОО «БАЖ» предлагал коренным образом пересмотреть регулирование деятельности интернет-ресурсов.

В числе прочего мы рекомендовали провести общую экспертизу и общественное обсуждение предлагаемых и существующих оснований для привлечения СМИ к ответственности.

Кроме того, совместно с депутатом Анной Канопацкой от ее имени были подготовлены предложения о внесении изменений в законопроект, которые она зарегистрировала надлежащим образом.

Несмотря на это 19 апреля Палата представителей приняла в первом чтении проект закона в авторской редакции, то есть никакие предложения по его изменению учтены не были.

В начале мая в Минске состоялась встреча рабочей группы Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ по доработке ко второму чтению проекта изменений законодательства о средствах массовой информации. Представитель БАЖ также участвовал в этом обсуждении.

14 июня 2018 года поправки были приняты во втором чтении в несколько измененной редакции, а уже 29 июня Советом Республики Палаты представителей законопроект был одобрен.

Осталось без изменений

Ограничение доступа к интернет-ресурсам по-прежнему будет осуществляться во внесудебном порядке. Министерство информации может по очень большому списку оснований заблокировать любой сайт.

Работа журналистов-фрилансеров остается вне четкого регулирования законодательством.

Отсутствие аккредитации все так же может использоваться как предлог для недопуска журналиста на мероприятие. По-прежнему не предусмотрено обжалование решения об отказе в аккредитации.

Деятельность журналистов иностранных СМИ без аккредитации в нашей стране по-прежнему запрещается.

Сохраняется разрешительный порядок регистрации всех видов СМИ.

Что поменяется

Законопроект допускает добровольную регистрацию интернет-ресурсов в качестве СМИ (для них вводится термин «сетевые издания»). Они и их сотрудники получат (в несколько урезанном виде) права традиционных СМИ.

Регистрация интернет-ресурсов в качестве СМИ (сетевых изданий) будет проходить в общем для традиционных СМИ порядке.

Вместо того чтобы упростить этот порядок или вообще ликвидировать регистрацию печатных СМИ, эту же процедуру будут применять и к сетевым ресурсам.

С учетом существующих положений редакцией сможет быть только юридическое лицо, которое располагается в помещениях нежилого фонда, а редактором — ​гражданин Республики Беларусь с пятилетним стажем работы на руководящих должностях в СМИ и т. д.

В случае непрохождения регистрации в качестве сетевых изданий остальные интернет-ресурсы не будут считаться СМИ и их сотрудники не будут иметь статуса журналиста.

Однако в части обязанностей и ответственности Закон о СМИ планируется распространить как на зарегистрированные «сетевые издания», так и на онлайн-ресурсы, не имеющие такой регистрации.

Прописывается возможность возобновления доступа к интернет-ресурсам, попавшим в «черный список», но только путем обращения в Министерство информации.

В законе будет предусмотрена возможность для обращения в суд с жалобами и на ограничение доступа к сайтам, и на отказ в возобновлении доступа.

Вводится обязательная идентификация лиц, размещающих материалы или комментарии на форумах, в интернет-ресурсах (не только в сетевых изданиях). У Мининформа появится право запрашивать у владельца интернет-ресурсов, поставщика интернет-услуг сведения, необходимые для анализа информации, размещенной на интернет-ресурсе, а также данные, идентифицирующие его владельца.

Фактически предусматривается обязательная модерация интернет-ресурсов (поскольку в случае несоблюдения крайне расплывчатых, не сформулированных четко ограничений возможно применение санкций вплоть до блокировки сайтов).

Закон также запретит распространение продукции иностранных СМИ в Беларуси без наличия разрешения, а редакции телеканалов должны будут обеспечить в еженедельном объеме вещания объем телепередач белорусского (национального) производства не менее 30 процентов.

Что в итоге

Все вышеперечисленное красноречиво свидетельствует, что государство усиливает контроль за интернетом.

Никаких либеральных изменений не происходит. Свобода выражения мнения и право на доступ и распространение информации остаются в условиях жестоких, непропорциональных ограничений. Более того, существовавшие ранее проблемные аспекты в правовом регулировании деятельности СМИ не только сохраняются, но и распространяются на онлайн-ресурсы.

Источник: https://baj.by/ru/analytics/izmeneniya-v-predelah-kletki-chto-novogo-vneset-v-rabotu-smi-novoe-zakonodatelstvo

В беларуси новый закон о персональных данных — право на vc.ru

Закон о сми беларуси 2018

Рассказываем, чем он грозит бизнесу, и показываем, что у него внутри.

Тенденции мировой практики по охране личных данных в этом году дошли и до Беларуси. Так, в середине весны 2018 года белорусский парламент принял поправки к Закону «О средствах массовой информации».

В силу нововведенных законодательных требований пользователи Интернета для написания сообщений и комментирования на форумах теперь будут обязаны пройти предварительную идентификацию.

Вскоре после принятия поправок в Закон «О СМИ» был разработан и профильный проект закона «О персональных данных», который уже обсуждается на парламентских заседаниях.

О чем проект закона

В ходе разработки положений нового закона проводились международные консультации с государственными органами стран – членов ЕС с наиболее развитой законодательной базой по вопросам охраны личных данных граждан.

Например, в июне группа разработчиков встречалась с представителями Комиссии по защите данных Франции (CNIL). Целью встречи были не только двусторонние обсуждения профильных вопросов, но и ознакомление белорусских законоведов с опытом их коллег в ЕС.

Итогом консультаций стала ускоренная разработка законопроекта в его черновом варианте, который был представлен для ознакомления и обсуждения уже в начале июля.

Структурно законопроект разделен на 6 глав и 22 статьи. статей направлено на регламентацию правил работы с персональными данными в Беларуси.

Законопроект определяет двух участников правоотношений, регламентируемых законом:

  • субъект персональных данных или гражданин, чьи персональные данные будут подвергаться хранению и обработке;
  • оператор персональных данных – юридическое лицо или ИП, исполняющий обязанности по сбору, хранению и обработке персональных данных.

Законопроект вводит и определение (понятие) «персональных данных». Под ними будет пониматься совокупность информации, делающей возможной идентифицирование субъекта. В совокупность информации будут входить любые сведения, в том числе относящиеся к биометрии и генетике. Отдельные положения проекта посвящены правам и обязанностям субъектов и операторов персональных данных.

Проект предполагает, что субъект будет обладать нижеперечисленными правами:

  • соглашаться или отказывать от акцепта на обработку персональных данных;
  • требовать от оператора ПД внесения изменений в свои персональных данных;
  • получать от оператора персональных данных сведения о том, передавались ли ПД субъекта любому третьему лицу;
  • обжаловать действия оператора персональных данных.

Оператор наделен в законопроекте следующими обязанностями:

  • обязательство получить согласие субъекта на обработку его персональных данных;
  • обязательство сообщать субъекту о целях использования его персональных данных;
  • обязательство недопущения компрометации персональных данных субъекта.

Регламентация действий оператора персональных данных представлена в статье 17 законопроекта. В частности, действия оператора должны будут включать в себя:

  • разработку и применение политики безопасности персональных данных;
  • разработку и применение норм доступа к персональным данным;
  • разработку и применение действенных средств технической и криптографической защиты персональных данных.

Также статья 17 вводит обязательность осуществления деятельности операторов персональных данных в соответствии с Положениями головного государственного органа по защите информации – Аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ).

Директивы по безопасности

Методика разработки и ввода системы защиты персональных данных, включает в себя более 50 номинаций, исполнение большинства из которых будет дорогостоящим и времезатратным. В силу этого стоит предположить, что малый и средний бизнес не справится с требованиями по защите персональных данных.

Некоторую надежду вселяет положение законопроекта о предоставляемой оператору возможности обратиться к помощи аутсорсинга, то есть возможности возложить сбор, обработку и хранение персональных данных на третью сторону.

В случае размещения оборудования облачного провайдера в крупных центрах хранения данных с развитыми системами резервирования и строгим пропускным режимом, часть требований регламента, относящихся к физической защите данных, обеспечению безопасности виртуальной инфраструктуры и проведению аудитов, будет закрыта

К примеру, 1сloud совсем недавно разместил свое оборудование в дата-центре beCloud в пригороде Минска. Центр получил сертификацию по стандарту Tier III, то есть обладает способностью обеспечения сохранности и доступа к персональным данным в полном соответствии с законодательством Беларуси.

Проект размещения оборудования в данном центре первоначально не был связан с законопроектом «О персональных данных». Были лишь пожелания и приглашения партнеров и клиентов из Беларуси.

Необходимость размещения оборудования именно на территории Беларуси обусловлена требованиями Указа Президента РБ (№60) и Постановлением Совмина РБ (№644). В соответствии с этими правительственными актами любые коммерческие сайты в Беларуси должны размещаться только на оборудовании, дислоцированном на территории РБ.

В связи с разработкой Законопроекта «О персональных данных» к вышеизложенным требованиям добавились и требования, связанные с обработкой персональных данных, часть которых можно переложить на местного облачного провайдера.

Из слов Сергея Белкина следует, что перекладывая часть проблем, связанных с исполнением закона «О персональных данных» на вендора, компания сможет экономить и время, и деньги, занимаясь исключительно вопросами прибыльности бизнеса.

Правовые санкции

Основным условием хранения персональных данных граждан Беларуси станет переход на беларуский хостинг. Никаких дополнительных реестров не предусмотрено.

В штатном расписании потребуется учреждение должности ответственного по защите персональных данных или учреждение дополнительного отдела. Все зависит от объема работы и возможностей оператора.

Санкции, то есть виды наказаний за неисполнение предписаний закона, пока не введены. Думается, что после принятия закона и административный, и уголовный кодексы пополнятся новыми статьями. Пока за нарушение правил сохранности ПД наступает либо гражданская ответственности, либо деяние квалифицируется по сходным статьям уголовного и административного кодексов.

В случае возможных хищений данных оператор будет обязан известить о факте хищения правоохранительные органы в течение 3 дней с момента обнаружения «утечки».

Одновременно информация должны быть направлена в орган по защите прав субъектов ПД.

В случае незначительности «утечки» либо при отсутствии пагубных последствий «утечки» для субъектов извещение регулятора и правоохранительных органов не будет обязательным.

Регулятор

В соответствии с положениями законопроекта, будет учрежден центральный орган по защите прав субъектов ПД. На орган будут возложены обязанности:

  • рассмотрения заявлений граждан по вопросам их персональных данных;
  • наблюдения за исполнением закона операторами;
  • защиты прав субъектов.

Юрисдикция закона

Положения законопроекта, в случае его принятия, повлияют на все без исключения организации, задействованные в обработке персональных данных в Беларуси.

  • Возникнет необходимость в разработке методик работы с ПД и политики обеспечения безопасности ПД.
  • Потребуется разработка автоматизированных систем обработки, а также неавтоматизированных картотек и каталогов.

При этом законопроект предусматривает некоторые исключения из общих правил. К примеру, снимается директивность требования по получению согласия лица на обработку его данных в случаях:

  • угрозы жизни и здоровью лица;
  • угрозы жизни и здоровью населения;
  • когда данные истребуются лицами, осуществляющими законную журналистскую деятельность;
  • когда данные истребуются учеными, осуществляющими статистические исследования.

То есть в основе исключений лежат некие экстраординарные события, способные причинить значительный ущерб субъектам ПД.

В статье 6 законопроекта приведен полный список исключений.

«Правовой форум» о законопроекте

Большинство экспертов и специалистов, принявших участие в общественном обсуждении законопроекта, пришли к выводу, что законопроект несовершенен и некоторые его части нуждаются в доработке.

Высказавшиеся по поводу законопроекта пользователи «Правового форума» Беларуси отмечают:

  • излишнее отягощение текста закона специальной терминологией и избыточность формулировок;
  • противоречия в статье 17, касающейся вопросов обеспечения безопасности ПД. Так, в статье пункт 3, регламентирующий организацию защиты со стороны ОАЦ, противоречит пункту 5, в котором организация защиты относится к компетенции иного госоргана;
  • неполноту определения понятия оператора ПД и сферы его деятельности;
  • отсутствие в законе норм, определяющих правомочия Президента и Совмина РБ в вопросах защиты персональных данных.

Вступление закона в силу

Обсуждение законопроекта закончилось в августе этого года. Проект принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики. Подробный текст закона размещён на официальном сайте.

А что вы думаете о новом законе?

Источник: https://vc.ru/legal/45040-v-belarusi-novyy-zakon-o-personalnyh-dannyh

Как в Беларуси наказывают за

Закон о сми беларуси 2018

Татьяна Мельничук Би-би-си, Минск

Правообладатель иллюстрации PA

Публиковать комментарии или иную информацию на форумах белорусских сайтов с 1 декабря смогут только пользователи, прошедшие идентификацию.

Форумчане возмущаются наступлением властей на свободу слова. Власти настаивают: все делается для порядка и защиты публики от противозаконных, злонамеренных и неприличных высказываний.

Редакции белорусских сайтов прикидывают, как из скромных бюджетов выкроить средства на неизбежные траты, связанные с обязательной идентификацией пользователей.

Меры по идентификации интернет-комментаторов были предусмотрены в новой редакции белорусского закона о СМИ, принятой парламентом в середине июня.

Правительство в связи с этим разработало и опубликовало на днях положение о порядке предварительной идентификации пользователей интернет-ресурса, сетевого издания.

«Белорусская ассоциация журналистов, интернет-сообщество на стадии разработки и номинального общественного обсуждения поправок в закон о СМИ выступали против усиления и без того чрезмерного государственного контроля за информационной сферой, интернетом, в том числе против введения идентификации интернет-пользователей. И в парламент, и в правительство были отправлены наши замечания и возражения. Но это никак не повлияло на суть принятого закона», — отмечает Андрей Бастунец, глава Белорусской ассоциации журналистов.

Как это должно работать

С 1 декабря каждый комментатор обязан заключить с интернет-площадками, где желает высказаться, пользовательское соглашение.

Нечто подобное существует и сейчас — обычно это называется «правилами форума», с которыми сайты предлагают согласиться при регистрации комментаторов.

Но для того, чтобы зарегистрироваться на форуме с 1 декабря, комментатор обязан сообщить редакции номер своего телефона. На этот номер придет СМС-сообщение с кодом, позволяющим регистрацию.

На один телефонный номер запрещено регистрировать несколько аккаунтов. Зарубежные номера к регистрации принимаются, и юрист, эксперт правозащитной организации Human Constanta в области персональных данных Алексей Козлюк полагает, что часть белорусов будет использовать зарубежные «симки», чтобы не очень «светиться».

«Паспорт» пользователя в виде его телефонного номера и прочих данных в учетной записи редакция сайта должна хранить на размещенных в Беларуси серверах и предоставить «по требованию органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного следствия, органов Комитета государственного контроля, министерства информации, налоговых органов, судов в порядке, установленном законодательством Беларуси», сообщается в постановлении правительства.

В документе, впрочем, предусмотрено использование «иных данных и технических средств, позволяющих идентифицировать личность пользователя».

Но замминистра информации Павел Легкий, объясняя нововведения, подчеркнул: «Основной способ идентификации комментаторов на форумах, который предлагает государство, это СМС-индентификация».

Владелец форума может идентифицировать пользователя через соцсети, но все равно понесет ответственность за такого комментатора.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Как накажут

За распространение гражданином информации, запрещенной белорусским законодательством (экстремистские призывы, унижение национального достоинства, разжигание розни и прочее), белоруским законодательством давно установлена уголовная и административная ответственность.

Владельцы сайтов и форумов и до нынешнего постановления Совмина были обязаны и предоставляли правоохранительным органам данные о комментаторах, нарушающих законодательство, в соответствии с утвержденной законом процедурой.

Теперь же сайт могут заблокировать за предоставление форумной площадки неидентифицированным пользователям. Каждый такой случай «левого» высказывания чреват предупреждением со стороны министерства информации. Три официальных предупреждения — повод для закрытия сайта.

Правила идентификации распространяются на сайты и форумы в зонах by и БЕЛ. Сайтов вне этих зон, в том числе соцсетей (собственной соцсети в Беларуси нет), белорусские нововведения не должны коснуться, полагают эксперты.

Опасения редакций

Кто понесет ответственность, если человек, зарегистрировавшись по новым правилам, сменит телефонный номер? Или зарегистрирует аккаунт на кого-то иного, чей номер ему известен?

Как исполнить требование о предоставлении данных пользователя министерству информации, если белорусскими законами пока не установлен порядок, по которому это министерство может такие данные запросить?

Владельцы белорусских сайтов готовы быть законопослушными (иного не остается), но не находят ответа на ряд вопросов.

Редакции беспокоит также, где взять средства на отправку обязательных СМС и в какие масштабы выльются эти расходы.

«Так, как есть сейчас, тоже оставлять нельзя, — отмечает руководитель сайта talks.by (форум портала TUT.BY) Ольга Сытько. — Если бы не работали модераторы, общество ужаснулось бы от того, что на самом деле пишут.

Наше общество, если судить по форумам, совершенно непримиримое к меньшинствам, к многодетным.

Люди постоянно сталкиваются лбами и в социальной сфере: богатые против бедных, пациенты против врачей, учителя против родителей и наоборот».

«Никто форумы не закрывает и не запрещает о чем-то говорить, но, может быть, у человека благодаря привязке аккаунта к номеру телефона включится какой-то внутренний цензор», — полагает Сытько.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Офис портала TUT.BY, которому принадлежит один из крупнейших белорусских форумов talks.by

Владельцы сайтов и форумов, впрочем, прогнозируют заметное сокращение комментариев. Некоторые и вовсе планируют отказаться от апробированной функции «обратной связи».

«Самый опасный момент — и мы вместе с коллегами неоднократно об этом говорили — не в факте принятия чиновниками какого-то закона или сложностях его технического внедрения.

Главное — как и в каких масштабах нормы будут использованы в реальной жизни, — отмечает в комментарии «Белорусским новостям» главный редактор Onliner.by Николай Козлович.

— Неоднозначность формулировок нового законодательства не дает четкого ответа на вопрос об ответственности площадки. Ожидаем пресловутую «практику применения» с настороженностью».

Реакция в сетях

На пока еще «вольной» площадке «Тут говорят» портала TUT.BY — более 500 откликов на сообщение о порядках, вводимых с 1 декабря.

«Для того, чтобы перестали писать всякое такое для кого-то обидное, сначала нужно перестать издавать дебильные законы!», — возмущается пользователь Сергей Суховерхов.

«В принципе, можно прокомментировать и что-то хорошее. Но это пресно и невкусно. Любая полемика, любая медийная новость подразумевает наличие конфликта. В этом и смысл любого интернет-форума, и мотивация любых попыток заткнуть рты», — полагает Greg_Tarry_talks57.

«Останутся одни тролли. БРСМ (провластная молодежная организация — ред.) и Ольгино. Вот только кто вас будет читать? Останетесь без работы», — предупреждает редакцию пользователь под ником signs.

«Будет смешней.

Приличные люди либеральных взглядов найдут для себя площадки со свободой слова, а затем туда притянутся абсолютно те же совецкие бабушки, которые сейчас тут ликуют, что наконец они останутся тут без оппонентов.

Потому что даже совецким застабильным бабушкам хоть немного, но тоже хочется общечеловеческого: новой информации, другого мнения, конфронтации, спора», — полагает клаус (орфография и стиль сохранены — ред).

Комментаторы на «Нашай Ніве» традиционно более политизированы и радикальны в своих оценках.

«А нельзя сразу в КГБ стать на учёт и писать без всяких кодов?», — ёрничает пользователь под ником «Депутат».

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-46386580

Средства массовой информации в Беларуси

Закон о сми беларуси 2018
Ежегодная выставка «СМИ в Беларуси»

В Беларуси сегодня действуют и развиваются печатные и электронные СМИ разных форм собственности и различной тематики. Также в медийном пространстве страны широко представлены иностранные СМИ.

Печатные СМИ в Беларуси

По состоянию на 1 января 2019 года в Беларуси издавались 743 газеты и 866 журналов. Более двух третей из них являются частными.

Печатные СМИ в Беларуси издаются преимущественно на белорусском и русском языках, хотя есть издания на английском, польском, украинском и немецком.

Наиболее влиятельными в стране являются газеты «СБ.Беларусь сегодня» и «Рэспубліка». Также в Беларуси популярны местные выпуски крупных российских газет «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты».

Всего же в Беларуси распространяется более 4 тысяч зарубежных печатных СМИ, в том числе из России, Украины, Казахстана, США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Нидерландов, Польши, Литвы, Латвии.

Информационные агентства в Беларуси

В Беларуси действует 9 информационных агентств, 7 из них – частные.

Крупнейшим информационным агентством Беларуси является Белорусское телеграфное агентство (БелТА), которое имеет корреспондентскую сеть во всех регионах страны.

В Минске, наряду с белорусскими информационными агентствами, работают также представительства российских информагентств – ТАСС, Прайм, корреспонденты ведущих мировых агентств – «Рейтер», «Ассошиэйтед Пресс», «Синьхуа».

Электронные СМИ в Беларуси

По состоянию на 1 января 2019 года в Беларуси осуществляли вещание 174 радиопрограммы и 102 телепрограммы. Из них 26 радиопрограмм и 57 телепрограмм – частные.

Высокая доля общественных радиопрограмм объясняется тем, что большая их часть – это региональное радио, в качестве учредителей выступают местные органы власти.

Вещание в FM-диапазоне в Беларуси осуществляют около 30 радиостанций, в том числе «Радиус-FM», «Радио «Юнистар» (белорусско-германский медиапроект), «Европа плюс» и другие.

На зарубежную аудиторию, интересующуюся событиями в нашей стране, рассчитаны передачи радиостанции «Беларусь», вещающей на белорусском, русском, английском, немецком, польском, французском, испанском и китайском языках.

В Беларуси  действуют общенациональные телеканалы «Беларусь 1», «Беларусь 2» (молодежный), «Беларусь 3» (социокультурный), «Беларусь 5» (спортивный), «Общенациональное телевидение» (ОНТ), «Столичное телевидение» (СТВ).

С сентября 2015 года начал работу новый региональный телеканал «Беларусь 4», который выступает платформой для всех областей страны. В каждой из них основная сетка вещания заполняется оригинальным телепродуктом и выходит на одной кнопке с указанием своего региона: «Беларусь 4. Могилев», «Беларусь 4. Гомель»…

Первый и единственный международный спутниковый телеканал Беларуси – «Беларусь 24» – начавший вещание в 2005 году («Беларусь ТВ»), сегодня работает 24 часа в сутки для 270.000.000 зрителей в 100 странах.

Основу контента составляют новости и аналитика о важнейших событиях в стране и мире, интересные телепроекты и качественный кинопоказ.

И, безусловно, в сетке вещания – множество программ о Беларуси: уникальной истории и культуре страны, главных достопримечательностях и туристических направлениях, белорусской кухне, знаменитых брендах, выдающихся людях

Сигнал канала ретранслируется с помощью трех спутников – ABS-2, HotBird А13 и Galaxy 19. «Беларусь 24» могут смотреть зрители в странах Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии, Африки и Северной Америки. Вещание ведется круглосуточно на белорусском и русском языках. Для пользователей сети Интернет организована онлайн-трансляция.

На территории Беларуси рестранслируется более 200 зарубежных телеканалов, в том числе «Euronews», BBC, «Eurosport».

К июню 2015 года Беларусь осуществила полный переход от аналогового к эфирному цифровому телевещанию. Сегодня цифровое вещание (первый мультиплекс из 8 теле- и 1 радиопрограммы) доступно практически 100% населения страны.

Законодательство о СМИ в Беларуси

Правовую основу деятельности средств массовой информации в Беларуси составляют Конституция и Закон «О средствах массовой информации» (новый закон о СМИ принят в 2008 году, изменения и дополнения внесены в 2013, 2014, 2016, 2018 гг.).

Конституцией Республики Беларусь гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, запрещается монополизация средств массовой информации и цензура.

Закон «О средствах массовой информации» закрепляет основные принципы деятельности СМИ в Беларуси: достоверность информации, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, защиту нравственности, соблюдение норм профессиональной этики.

Закон стал основой для введения элементов саморегулирования в медийной сфере Беларуси — с этой целью был создан Общественный координационный совет в сфере массовой информации, включающий представителей СМИ, журналистских организаций, экспертного сообщества.

Медийные и издательские форумы в Беларуси

  • Международная специализированная выставка «СМІ ў Беларусі»

  • Белорусский международный медиафорум «Партнерство во имя будущего»

  • Форум молодых журналистов

  • Минская международная книжная выставка-ярмарка

Особое место в ежегодном календаре событий страны занимает День белорусской письменности – праздник, посвященный национальной культуре, литературе и печатному слову. 

Конкурсы для журналистов в Беларуси

  • Национальный конкурс печатных средств массовой информации «Золотая Литера»

  • Республиканский творческий конкурс «Золотое перо»

  • Национальный телевизионный конкурс «Телевершина»

Конкурсы среди редакций СМИ и профессиональных журналистов проводятся в каждом регионе страны.

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/mass-media-in-belarus

Административный округ
Добавить комментарий