Закон о рекламе финансовых услуг

Фз

Закон о рекламе финансовых услуг

Статья 28. Реклама финансовых услуг

1. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

2. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:

1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

3. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

4.

Реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами (в том числе ценными бумагами, инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, паевыми инвестиционными фондами, пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, средствами пенсионных накоплений, ипотечным покрытием, накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих), должна содержать:

1) источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законом;

2) сведения о месте или об адресе (номер телефона), где до заключения соответствующего договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию, которая должна быть предоставлена в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами, не должна содержать:

1) документально не подтвержденную информацию, если она непосредственно относится к управлению активами;

2) информацию о результатах управления активами, в том числе об их изменении или о сравнении в прошлом и (или) в текущий момент, не основанную на расчетах доходности, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а в случаях, установленных федеральным законом, — определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации;

3) информацию о гарантиях надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с указанными инвестициями;

4) информацию о возможных выгодах, связанных с методами управления активами и (или) осуществлением иной деятельности;

5) заявления о возможности достижения в будущем результатов управления активами, аналогичных достигнутым результатам.

6.

Не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.

7. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.

8.

Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет») проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства.

9.

Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается в период приостановления в соответствии с федеральным законом деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

10. Требования частей 7 — 9 настоящей статьи распространяются также на рекламу, связанную с уступкой прав требований по договору участия в долевом строительстве.

11. Реклама, связанная с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений, должна содержать:

1) информацию о порядке покрытия членами жилищного накопительного кооператива понесенных им убытков;

2) сведения о включении жилищного накопительного кооператива в реестр жилищных накопительных кооперативов;

3) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (в том числе в сети «Интернет»), на котором осуществляется раскрытие информации жилищным накопительным кооперативом.

12. В рекламе, связанной с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений, не допускается гарантировать сроки приобретения или строительства таким кооперативом жилых помещений.

>

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Твиты от @ozpp_ru

Источник: http://ozpp.ru/zknd/rekl/rekl_6141.html

5.6. Реклама финансовых услуг и ценных бумаг / Правовое регулирование рекламной деятельности / Библиотека (книги, учебники и журналы) / В помощь Веб-Мастеру

Закон о рекламе финансовых услуг

5.6. Реклама финансовых услуг и ценных бумаг

Ограничения и специальные требования к рекламе финансовых услуг и ценных бумаг введены в Закон о рекламе не случайно. В середине 90-х годов многочисленные финансовые компании с помощью рекламы активно привлекали средства населения и обманывали доверчивых вкладчиков, причиняя им огромные убытки. В XXI в.

граждане России столкнулись с массовыми обманами в сфере привлечения средств для жилищного строительства.

В связи с этим Закон о рекламе (статья 28) существенно дополнил и детализировал требования к рекламе финансовых услуг, которые состоят в основном из запрещающих и обязывающих норм, относящихся к различным видам заключаемых в данной сфере договоров.

К содержанию рекламы установлены следующие общие требования:

1) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество).

2) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:

• содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

• умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Данные требования закона относятся к различным договорам на оказание финансовых услуг, в том числе к договорам банковского вклада, банковского счета, осуществления расчетов, оказания услуг по приему и хранению ценных бумаг и других ценностей, предоставления кредитов, доверительного управления денежными средствами и иным имуществом, страхования, инвестирования и т. д.

Далее закон устанавливает специальные требования к рекламе отдельных видов финансовых услуг.

1. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

2.

 Реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами (в том числе ценными бумагами, инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, паевыми инвестиционными фондами, пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, средствами пенсионных накоплений, ипотечным покрытием, накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих), должна содержать:

• источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законом;

• сведения о месте или об адресе (номер телефона), где до заключения соответствующего договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию, которая должна быть предоставлена в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3. Реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами, не должна содержать:

• документально не подтвержденную информацию, если она непосредственно относится к управлению активами;

• информацию о результатах управления активами, в том числе об их изменении или о сравнении в прошлом и/или в текущий момент, не основанную на расчетах доходности, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а в случаях, установленных федеральным законом, – определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации;

• информацию о гарантиях надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с указанными инвестициями; информацию о возможных выгодах, связанных с методами управления активами и/или осуществлением иной деятельности;

• заявления о возможности достижения в будущем результатов управления активами, аналогичных достигнутым результатам.

4.

 Не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.

5. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и/или иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.

Реклама, связанная с привлечением денежных средств для строительства, не допускается:

• до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и/или иного объекта недвижимости, опубликования в средствах массовой информации и/или размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и/или иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства.

• в период приостановления в соответствии с федеральным законом деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и/или иного объекта недвижимости.

Требования к рекламе, связанной с привлечением денежных средств для строительства, распространяются также на рекламу, связанную с уступкой прав требований по договору участия в долевом строительстве.

6. Реклама, связанная с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений, должна содержать:

• информацию о порядке покрытия членами жилищного накопительного кооператива понесенных им убытков;

• сведения о включении жилищного накопительного кооператива в реестр жилищных накопительных кооперативов;

• адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (в том числе в Интернете), на котором осуществляется раскрытие информации жилищным накопительным кооперативом.

В рекламе, связанной с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений, не допускается гарантировать сроки приобретения или строительства таким кооперативом жилых помещений.

Специальное ограничение мест размещения рекламы услуг по обязательному страхованию установлено Федеральным законом от 25 апреля 2002 г.

№ 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, запрещается (статья 22).

В целом требования закона к рекламе финансовых услуг носят достаточно жесткий характер. Однако данные ограничения можно считать вполне оправданными целями защиты прав неопытных и доверчивых вкладчиков и инвесторов.

В качестве примера приведем дело, рассмотренное одним из территориальных антимонопольных органов. Банк «Х» разместил рекламу своих услуг в средствах массовой информации.

Рекламные объявления содержали информацию о различного рода вкладах, их минимальных суммах, сроках и процентных ставках, а также некоторых других условиях договоров.

При этом в рекламе сообщалось лишь об отдельных условиях договора банковского вклада, а также была обещана будущая доходность деятельности банка путем указания процентных ставок по вкладам.

Комиссия антимонопольного органа признала рекламу банка «Х» ненадлежащей. Банк обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов антимонопольного органа.

Оспаривая решение, истец указал, что рекламные объявления не содержат обещаний о будущей доходности, поскольку включают лишь предложения заключить договоры на тех условиях, которые указаны в объявлениях, т. е.

, по сути, являются существенными, в связи с чем их отсутствие не вводит потребителей рекламы в заблуждение и не затрагивает общественные интересы.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее. Федеральный закон от 18 июля 1995 г.

№ 108-ФЗ «О рекламе» в статье 17 накладывает запрет на представление любого рода гарантий, обещаний, предположений о будущей эффективности (доходности) деятельности при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых, страховых, инвестиционных и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами. Банк «Х» разместил рекламу о различных видах вкладов с указанием процентных ставок.

Согласно статье 834 ГК РФ, процентная ставка является условием договора вклада, на основании которого банк, принявший поступившую от вкладчика денежную сумму, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее.

В связи с этим суд пришел к выводу, что включение истцом в рекламные объявления процентных ставок не является обещанием будущей доходности банковской деятельности, а лишь отражает условия публичного договора, каким является договор банковского вклада, согласно статьям 426 и 834 ГК РФ.

При этом суд указал, что публичность данного вида договоров определяет обязанность банка сообщать обо всех условиях, предусмотренных в договоре.

Банк в своем рекламном объявлении не указал все условия договора, в том числе условия о возможности изменения банком в одностороннем порядке процентной ставки, порядке возврата вклада и выплаты процентов по вкладам, в то время как Федеральный закон «О рекламе» содержит прямой запрет умалчивать хотя бы об одном из условий договора при рекламировании услуг, связанных с пользованием денежными средствами.

Наряду с этим суд отклонил доводы истца о том, что в рекламе не указывались лишь несущественные условия договора, а также условия, предусмотренные ГК РФ. Суд отметил, что пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О рекламе» содержит требование об указании всех условий договора.

На основании изложенного выше арбитражный суд отменил решение комиссии антимонопольного органа в части признания ненадлежащей рекламы банка «X», противоречащей требованиям пункта 5 статьи 17 Федерального закона «О рекламе», так как указание в рекламном объявлении процентных ставок не является обещанием будущей эффективности (доходности) банковской деятельности, а отражает условия публичного договора, каким является договор банковского вклада, что соответствует требованиям статей 426 и 834 ГК РФ. В части признания антимонопольным органом рекламы банка «X» ненадлежащей в связи с отсутствием в рекламе банковских услуг всех существенных условий договора при указании отдельных условий (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О рекламе») арбитражный суд оставил решение и предписание комиссии антимонопольного органа.

Другой пример связан с нарушением требований закона к рекламе инвестиционных услуг. Комиссия ФАС России рассмотрела дело по признакам нарушения ОАО «D» абзаца 5 статьи 17 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».

Источник: https://wm-help.net/lib/b/book/80882466/35

Реклама финансовых услуг

Закон о рекламе финансовых услуг

Требования к рекламе финансовых услуг изложены в отдельной статье ФЗ «О рекламе».
Во всех случаях реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора; умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. В последнее время одним из самых популярных среди населения объектов рекламирования является потребительское кредитование, автокредиты и иные виды кредитных продуктов. Какие требования предъявляются к рекламе этих финансовых услуг? В Законе говорится, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Такими условиями, влияющими на фактическую стоимость кредита (то есть окончательную стоимость кредита при расчете с банком) являются: % первоначального взноса; % за пользование кредитом; % за открытие счета; % комиссии за ведение счета; срок предоставления кредита. Финансовыми организациями могут быть предусмотрены и другие условия. Если хотя бы одно из этих условий может повлиять на фактическую стоимость кредита, то надо указать в рекламе кредита и все остальные условия. Так, в Челябинске на улицах города, а также в рекламных листовках, распространялась реклама ОАО «Альфа-Банк» о беспроцентном кредите: «Беспроцентный кредит на 60 дней. До $ 8000 на 60 дней под 0 %. Деньги без процентов? Спросите сейчас!». без упоминания об иных существенных условиях договора кредитования. Поскольку в рекламе были нарушены пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», антимонопольный орган принял решение и выдал ОАО «Альфа-Банк» предписание о прекращении нарушения по факту распространения рекламы банковских услуг, умалчивающей о существенных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. Еще один пример ненадлежащей финансовой рекламы. ЗАО «Уральская Финансовая Инвестиционная Компания» разместила в челябинских газетах рекламу о приеме денежных вкладов с выплатой до 30 % (в некоторых рекламных объявлениях – до 31%)  годовых. Антимонопольный орган запросил у компании соответствующие документы, подтверждающие правомерность размещения такой рекламы в связи с тем, что в соответствии с российским гражданским законодательством правом на привлечение во вклады денежных средств как физических, так и юридических лиц  наделены только банки. А отмеченная компания лицензии на осуществление банковской деятельности не имела. И, как выяснилось, финансовой деятельностью или серьезными инвестициями тоже не занималась. Поскольку компания таких документов не представила, реклама была признана ненадлежащей. Очень важным является запрет на рекламу, связанную с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов. >Данное требование закона призвано пресечь создание распространившихся в последнее время «строительных пирамид», а также использование так называемых «серых схем» строительства, когда с физическими лицами не заключается, как это положено, договор долевого строительства, а заключается договор о совместной деятельности, инвестиционный договор, либо вообще взамен денег вручаются ничем не обеспеченные ценные бумаги (векселя, облигации и тому подобное). Запрет на рекламу таких схем лишит дельцов от строительства основного условия их «деятельности» — постоянного притока доверчивых граждан.

Пример рекламы. ЗАО «ФСК «Наш дом»  опубликовало в газетах  рекламу финансовых услуг, связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома, при отсутствии разрешения на строительство многоквартирного дома, без опубликования в средствах массовой информации и  (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования  (в том числе в сети «Интернет») проектной декларации, при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности или права аренды на  земельный участок, что является нарушением законодательства РФ о рекламе. Антимонопольным органом, как органом, контролирующим рекламу, было принято решение о признании рекламы ненадлежащей и выдаче ЗАО «ФСК «Наш дом» предписания о прекращении размещения ненадлежащей рекламы. Также к ЗАО «ФСК «Наш дом» применено административное наказание в виде  штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 40000 рублей.

Закон «О рекламе» предъявляет особые требования и к рекламе иных товаров и услуг, в частности к рекламе ценных бумаг и договоров ренты (ст.29 и ст.30 ФЗ «О рекламе»).
Следует отметить, что несмотря на то что к рекламе отдельных видов товаров предъявляются особые, более жесткие, требования, в такой рекламе должны  соблюдаться  и общие требования, установленные ФЗ «О рекламе».

Источник: http://internet-advance.ru/pravovoe-regulirovanie-reklamnoj-deyatelnosti/reklama-finansovyh-uslug/

Изменения в рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности в 2015 году

Закон о рекламе финансовых услуг

С 01 октября 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О рекламе», касающиеся рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности.

Следует заметить, что понятие «финансовая деятельность» в Российском законодательстве отсутствует. Однако, как следует из новой редакции Закона «О рекламе», она является самостоятельным объектом рекламирования.

Пока неясно, чем же на практике будут отличаться понятия в рекламе «финансовая услуга» и «финансовая деятельность». Вероятно, в ближайшее время Федеральная антимонопольная служба предоставит официальные разъяснения по применению этой нормы закона. На ряде сайтов региональных УФАС уже имеются упоминания о «системном толковании норм финансового права».

Что изменилось в статье 28 Закона «О рекламе»

Изменения в статью 28 Закона «О рекламе» (изменения выделены курсивом) нельзя назвать кардинальными. Изменилось лишь наименование статьи. Ранее оно звучало как «Реклама финансовых услуг», сейчас — «Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности».

Изменена часть 1:

1. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности  должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Таким образом, в рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности ИП должен указать не только свои фамилию и инициалы, а представиться полностью.
При этом не нужно забывать, что эти данные обязательно должны сопровождаться указанием ОГРНИП (для ИП) и ОГРН (для юр. лиц).

Изменена часть 2:

2. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна:1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Часть 2 по своей сути не изменилась, добавлена лишь «финансовая деятельность» как самостоятельный объект рекламирования.

Добавлена новая часть 5.1, касающаяся рекламы форекс-дилеров:

5.1.

Реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна содержать следующее указание: “Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме.

До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны». Публичное объявление цен (порядка определения цен), а также иных существенных условий договора не является рекламой, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами.

Эти изменения были внесены в связи с тем, что новой редакцией Закона «О рынке ценных бумаг» введено новое понятие «форекс-дилер». При этом данный текст предупреждения сформулирован в самом законе и является существенным условием рекламы, поэтому в подобной рекламе он должен быть воспроизведен дословно.

Законодатель не обозначил требования о продолжительности такого предупреждения в видео- и аудиорекламе, а также о размере его площади в печатной рекламе (как, например, для рекламы медицинских услуг или алкоголя).

Однако, текст однозначно должен быть читаемым для обычного потребителя в обычных условиях, иначе антимонопольный орган укажет на отсутствие существенной информации в рекламе.

Добавлена новая часть 14:

14.

Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации, либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Остается открытым вопрос, как рекламораспространитель должен узнать, соблюдаются ли рекламодателем требования этой части статьи 28 Закона «О рекламе». При этом указывать реквизиты соответствующей лицензии, разрешения или аккредитации Закон не требует.

Ответственность за нарушение рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности

Ответственность за нарушение требований, установленных новыми частями 5.1, 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», возложена на рекламодателя. По части 1 статьи 28 ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Напомним, что 29 июня 2015 года были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, увеличивающие ответственность кредитных организаций за нарушение законодательства о рекламе — штраф за нарушение части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» теперь составляет от 20 000 до 50 000 рублей для должностных лиц, от 300 000 до 800 000 рублей для юридических лиц (часть 6 статьи 14.3 КоАП РФ).

Остальные нарушения рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности повлекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 20 000 рублей, на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Нарушения Закона «О рекламе» в сфере финансовых услуг — одни из самых часто совершаемых. В 2014 году они составили 11, 16 % от всех нарушений рекламного законодательства. Не забывайте проверить свою рекламу.

Источник: https://mediapravo.com/advertising/izmenenia-v-reklame-finansovih-uslug.html

В рекламе финансовых услуг важно всё. и закон это учитывает, в отличие от некоторых рекламодателей

Закон о рекламе финансовых услуг

РОССИЯ (Владимирская, Кемеровская и Нижегородская области, Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Томская область, Удмуртская Республика).

Предлагаем вниманию читателей «Рекламного совета» очередной обзор наиболее типичных нарушений в сфере рекламы финансовых услуг, выявленных в начале нынешнего года территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России (предыдущую подборку см. здесь). 

«ЗаймИнвест», «Владимир – регион» и «Ломбардини плюс» отделались предупреждениями

Несколько дел рассмотрело Владимирское УФАС. Среди «провинившихся» – ООО «МКК «ЗаймИнвест», ООО «ТДР «Владимир – регион» и ООО «Ломбард «Ломбардини плюс».

Дело об административном правонарушении в отношении ООО «МКК «ЗаймИнвест»   было возбуждено по признакам правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушение выразилось в размещении рекламных объявлений «Быстрые займы от 0,7% в день, за 15 минут, без выходных, ул. Шибанкова, д.

51 …» в газете «Вестник Ополья» и «Быстрые займы от 0,6% в день, за 15 минут, без выходных, ул. Дмитрова, д. 9 «А» …» в газете «Доверие». Оба объявления содержат нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемых финансовых услугах.

Владимирское УФАС признало ООО «МКК «ЗаймИнвест» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ, и привлекло юридическое лицо к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства в виде предупреждения.

Второе рассмотренное антимонопольным органом дело об административном правонарушении было возбуждено в отношении ООО «ТДР «Владимир – регион» по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Компания разместила на сайте http://kluch.

media/ рекламный баннер следующего содержания «ВЛАДИС; Агентство недвижимости №1; 44-44-11».

Объявление содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение рекламируемого товара (услуги), продавца, с находящимися в обороте другими товарами (услугами), производимыми (предлагаемыми) другими продавцами (изготовителями), а также содержание в данной рекламе указания на преимущество рекламируемого товара (услуги), продавца перед находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.

Владимирское УФАС признало ООО «ТДР «Владимир – регион» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ, и привлекло его к административной ответственности в виде предупреждения.

По этой же статье кодекса «проходило» и ООО «Ломбард «Ломбардини плюс». Оно разместило в газете «Центральный регион – реклама» объявление следующего содержания: «ООО «Ломбардини плюс» Свидетельство № 0020006305 от 30.01.

2014, Шико Ломбард … Процентная ставка от 0,12% в день! г. Гусь-Хрустальный, ул. Каховского, д.

2 … льготная процентная ставка…» В нём нарушаются требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и часть 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», поскольку в данной рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемых финансовых услугах.

Антимонопольный орган признал ООО «Ломбард «Ломбардини плюс» виновным в совершении административного правонарушения и привлёк его к административной ответственности в виде предупреждения.

Реклама займов приостановлена

В Кемеровское УФАС поступил отчёт ООО «КЦК-финанс» об исполнении предупреждения антимонопольного органа. Общество сообщило, что прекратило систематическую деятельность по передаче денежных средств и остановило распространение рекламы о предоставлении займов в Анжеро-Судженске.

Ранее управление рассмотрело заявление физического лица о незаконных действиях этой организации, предоставляющей потребительские займы населению Анжеро-Судженска.

Кемеровское УФАС усмотрело признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «КЦК-финанс».

Общество, поступая недобросовестно, оказывало услуги в качестве микрофинансовой организации, официально таким статусом не обладая.

Антимонопольный орган направил обществу предупреждение прекратить нарушение и сообщить об этом в управление, что и было исполнено-.

И арбитраж не помог

Арбитражный суд Нижегородской области отказал ПАО «МТС-банк» в удовлетворении требований о признании недействительным решения территориального антимонопольного органа от 16.09.2016.

Летом минувшего года в УФАС по Нижегородской области поступило обращение гражданина по поводу рекламы карты «МТС Деньги Вклад» ПАО «МТС-банк», распространяемой в виде рекламных листовок в салоне связи ПАО МТС по адресу: Н.Новгород¸ Большая Покровская улица, 48.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что реклама кредитной карты «МТС Деньги Вклад» не содержит всех существенных условий оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. А именно: в рекламе отсутствуют сведения о комиссиях, взымаемых банком при совершении операций по карте, а также условия выплаты вознаграждения и его размер, которые зависят от суммы расходных операций по оплате товаров и услуг.

Комиссия Нижегородского УФАС признала ненадлежащей рекламу ПАО «МТС-банк» в салоне связи МТС, поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку» в конце материала).

Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением, ПАО «МТС-банк» обжаловало его в Арбитражный суд Нижегородской области. Суд в удовлетворении заявленных требований отказал, решение Нижегородского УФАС признано законным и обоснованным.

За просроченный срок – штраф

При осуществлении государственного контроля соблюдения требований законодательства РФ о рекламе сотрудники Северо-Осетинского УФАС выявили наружную рекламу беспроцентного займа, который предоставляет ООО «Экспресс-финанс», на штендере, расположенном на углу улицы Джанаева и Бородинской улицы во Владикавказе. В рекламе говорилось об акции для новых клиентов, в рамках которой каждый желающий мог за 15 минут получить беспроцентный займ.

Реклама указанной финансовой услуги должна осуществляться по правилам статьи 28 закона о рекламе, то есть она не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Тогда как в рассматриваемой рекламе было указано лишь одно из условий, влияющих на сумму доходов, которые получат лица, воспользовавшиеся услугами, указанными в рекламе, – ставка 0% – беспроцентный займ для новых клиентов. Однако такие условия, как сумма, предоставляемая по беспроцентному займу (от 1000 до 10 000) и срок, на который предоставляется займ (от 1 до 10 дней без возможности пролонганции), а также условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в рекламе представлены не были. Данные сведения являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей рекламы.

Комиссия антимонопольного управления признала рекламу беспроцентного займа, предоставляемого ООО «Экспресс-финанс», нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого «Экспресс-финанс» был привлечён к административному штрафу в размере 150 000 рублей. Однако в установленный законом срок ООО штраф не уплатило. Ленинский районный суд Владикавказа квалифицировал данные действия по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, а именно 300 000 рублей.

Теперь нарушителю предстоит уплатить 450 000 рублей.

Хотел одолжить деньги до зарплаты, а стал ответчиком по делу

Татарстанское УФАС возбудило дело по факту распространения рекламного объявления «Деньги до зарплаты… от 3000 р. до 10000 р…» В управление поступило обращение гражданина, который указал на факт размещения и распространения в газете «Нижнекамская» рекламы финансовой услуги, оказываемой индивидуальным предпринимателем.

Из смысла содержания рекламы следует, что предприниматель предоставляет денежные средства до зарплаты от 3 000 рублей до 10 000 рублей. При этом иные условия предоставления займа, такие как стоимость (процентная ставка), срок займа и т.д., отсутствуют.

Это значит, что объявление содержит признаки нарушения пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 закона о рекламе.

В рекламе содержится и пометка на оказание консультационных услуг. Консультационные услуги по возможности получения кредита в ПАО «ВТБ банк» являются одним из объектов рекламирования – это следует из рекламы.

Татарстанское УФАС установило, что минимальная сумма предоставляемого ПАО «ВТБ банк» кредита составляет 100 000 рублей, срок – шесть месяцев, что следует из предлагаемых банком условий оформления, размещённых на его официальном сайте.

Таким образом, указанная в рекламе информация не соответствует условиям оформления кредита в указанном банке.

Более того, индивидуальный предприниматель, названный в тексте рекламы, не является ни кредитной, ни микрофинансовой организацией, не состоит в сельскохозяйственном или кредитном кооперативах, а также не осуществляет деятельность ломбарда. Следовательно, реклама финансовой услуги содержит и признаки нарушения части 13 статьи  28 закона о рекламе.

По этим фактам возбуждено дело, ответчиками станут индивидуальный предприниматель и учредитель, издатель газеты «Нижнекамская» – ООО «Вкус жизни».

Три сайта – два решения

УФАС по Республике Хакасия приняло решение по делу, возбуждённому в отношении ООО «Кредитный гипермаркет» по материалам прокуратуры Абакана по признакам нарушения частей 13,14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

Нарушение выразилось в распространении рекламы на сайтах http://abakan.banklab.ru, http://abakan.tiu.ru, http://bank-dengi.

info/ об оказании обществом услуг по предоставлению займов населению, будучи исключённым из Государственного реестра микрофинансовых организаций.

Комиссия управления признала рекламу на сайте http://bank-dengi.info/ ненадлежащей. Производство в части распространения рекламы ООО «Кредитный гипермаркет» на сайтах http://abakan.banklab.ru и http://abakan.tiu.ru было решено прекратить в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела фактов нарушения закона «О рекламе».

Во «Время местное» проникла «джинса»

Томское УФАС предписало государственной телерадиокомпании (ГТРК) «Томск» устранить нарушение статьи 14 ФЗ «О рекламе».

ГТРК перед трансляцией рекламы ОАО ТДСК в декабре 2016 года не предупредила своих зрителей о предстоящей рекламе, чем нарушила часть 1 статьи 14 закона. Согласно указанной норме прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы.

Нарушение было допущено в эфире новостной передачи «Утро России. Время местное».

В череде новостных сюжетов телерадиокомпания разместила сюжеты о реализации программы по обмену с доплатой старого жилья на новое в ОАО ТДСК в микрорайоне «Радонежский», достоинствах нового жилья в микрорайоне «Южные ворота», построенного также ОАО ТДСК.

При этом речь в сюжетах велась исключительно об указанной строительной компании, сопровождалась интервью с должностными лицами строительной компании. Воздействие на потребителя рекламы усиливалось наличием в рекламном ролике положительных отзывов покупателей квартир.

Томское УФАС пришло к выводу, что отсутствие в передаче «Утро России. Время местное» предварительного предупреждения зрителя о предстоящем просмотре рекламы вводит потребителя в заблуждение о природе транслируемой информации.

В ходе рассмотрения дела представитель ГТРК пояснила, что рассматриваемый телевизионный продукт готовился журналистами как информационный, при его производстве не ставились цели распространения рекламы. Вместе с тем, представитель признала наличие в содержании ролика элементов рекламы.

В ближайшее время ГТРК «Томск» предстоит устранить допущенное нарушение.

Гражданин Г. предписание исполнил

В ноябре 2016 года по факту распространения на ограждении автостоянки на Магистральной улице в Ижевске рекламы финансовых услуг без указания наименования или имени лица, оказывающего данные услуги, в отношении гражданина Г. было возбуждено дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Удмуртского УФАС признала гражданина Г. рекламодателем ненадлежащей рекламы финансовых услуг. Ему предписано прекратить допущенное нарушение. Через некоторое время в управление поступили пояснения от гражданина Г., согласно которым распространение ненадлежащей рекламы прекращено.

Справка

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 13 статьи 28 реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В силу части 14 статьи 28 если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включёнными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)

Источник: http://sovetreklama.org/2017/02/v-reklame-finansovyx-uslug-vazhno-vsyo-i-zakon-eto-uchityvaet-v-otlichie-ot-nekotoryx-reklamodatelej/

Административный округ
Добавить комментарий