Закон о приватизации 2014 украина

Новые правила приватизации государственного и коммунального имущества

Закон о приватизации 2014 украина

В Украине вступил в силу  Законодательный акт был принят Верховной Радой 18 января 2018 года, а 6 марта его текст опубликовал официальный орган парламента — газета «Голос Украины». С этой даты приватизация в стране происходит по новым правилам.

В статье 2 закона №2269-19 «О приватизации государственного и коммунального имущества» (далее — Закон) указана цель приватизации. Это ускорение экономического роста, привлечение иностранных и внутренних инвестиций. А также уменьшение доли государственной или коммунальной собственности в структуре экономики страны путем продажи объектов эффективным собственникам.

К объектам приватизации относятся все объекты права государственной и коммунальной собственности, кроме тех, чья приватизация запрещена данным Законом.

Не подлежит приватизации имущество казенных предприятий:

— объекты, необходимые для выполнения государством его функций по обеспечению обороноспособности страны;

— объекты права собственности народа Украины;

— имущество, которое составляет материальную основу суверенитета Украины. Исчерпывающий перечень запрещенных для приватизации объектов приведен в статье 2 Закона.

Осуществлять приватизацию по правилам статьи 6 Закона могут такие субъекты права:

— государственные органы приватизации;

— местные советы;

— органы приватизации территориальных общин;

— покупатели.

Государственные органы приватизации образуют единую систему в составе Фонда государственного имущества Украины и его представительств в районах и городах.

Они уполномочены классифицировать объекты, утверждать перечень, принимать решение о приватизации и выполнять иные полномочия, изложенные статье 7 Закона.

Кто может купить госимущество

Покупателями, по правилам статьи 8, могут быть такие субъекты права:

— граждане Украины и иностранцы;

— юридические лица, зарегистрированные на территории Украины,

— юридические лица иных государств, зарегистрированные на территории Украины.

Кого не допустят к приватизации

Не могут быть покупателями такие субъекты:

— органы государственной власти;

— госпредприятия, собственник которых — государство Украина;

-государственные хозяйственные структуры, организованные в виде объединений, холдинговых компаний, акционерных обществ и их дочерние предприятия;

— работники государственных органов приватизации;

— покупатели, зарегистрированные в офшорных зонах. Их перечень определил кабинет министров Украины;

— покупатели, с непрозрачной структурой собственности не раскрытой на 100%;

— государство, признанное Верховной радой Украины государством-агрессором;

— юридические лица, в которых участвует государство-агрессор;

-лица под контролем юридических лиц из государства-агрессора;

— физические лица — граждане и/или резиденты государства-агрессора;

— юридические лица, бенефициарные владельцы 10 и более процентов акций — резиденты государства-агрессора.

Исключение составляют юридические лица из этой категории, чьи акции допущены к торговле на иностранных фондовых биржах. Их перечень определил кабинет министров Украины;

— юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством государств, включенных FAТF в список государств, которые не сотрудничают в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем;

— юридические лица, 50 и более процентов уставного капитала которых принадлежат прямо или косвенно лицам из списка FAТF;

— физические и юридические лица, в отношении которых применены санкции на основе Закона Украины «О санкциях» и связанные с ними лица;

— лица — покупатели объекта приватизации в Украине, с которыми был расторгнут договор купли-продажи из-за нарушений с их стороны и связанных с ними лиц;

— советники, привлеченные для подготовки объекта к приватизации.

Способы приватизации

Приватизацию государственного или коммунального имущества, как указано в статье 13 Закона, проводят на конкурсной основе такими способами:

-продажа на аукционе с условиями;

-продажа на аукционе без условий;

-продажа на аукционе с пошаговым снижением стартовой цены и последующим представлением ценовых предложений;

— продажа на аукционе со снижением стартовой цены;

— продажа на аукционе по методу изучения ценовых предложений;

— путем выкупа объектов приватизации.

Малые объекты приватизации

Малые объекты приватизации законодатели описали в пункте 2 статьи 5 Закона и сформировали из них две группы — комплексов и отдельных объектов.

К первой группе принадлежат единые имущественные комплексы государственных и коммунальных предприятий, в том числе переданные в аренду.

Исчерпывающий перечень законодатели не привели, но указали общий признак — такое имущество не относится к объектам большой приватизации.

Для второй группы объектов малой приватизации законодатели предоставили исчерпывающий список. Это такие объекты:

— движимое и недвижимое имущество государственных или коммунальных предприятий, в том числе здания, сооружения, нежилые помещения;

— имущество, оставшееся после ликвидации государственных или коммунальных предприятий, признанных банкротами;

— имущество ликвидируемых государственных или коммунальных предприятий;

— имущество государственных или коммунальных предприятий, которые не были проданы как единые комплексы;

— государственное или коммунальное имущество, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных обществ и состоит на их учете, созданных в результате приватизации или корпоратизации;

— объекты незавершенного строительства — здания, сооружения, передаточные устройства, не введенные в эксплуатацию, законсервированные объекты;

— объекты социально-культурного назначения, предназначенные для удовлетворения социальных и культурных потребностей граждан независимо от стоимости имущества в таких общественных сферах:

-образование;

— здравоохранение;

— культура;

— спорт и туризм;

— искусство и пресса;

— телевидение и радиовещание, издательское дело;

— санаторно-курортные учреждения, дома и лагеря отдыха, профилактории;

— государственные пакеты акций из уставных фондов акционерных обществ, созданных в процессе приватизации или корпоратизации.

Продажа объектов малой приватизации происходит исключительно в виде аукционов.

Покупатели объектов малой приватизации для участия в аукционе вносят регистрационный взнос. Его размер можно высчитать путем умножения суммы минимальной заработной платы (установленной на 1 января текущего года) на коэффициент 0,2.

С 1 января 2018 года согласно статье 8 закона «О государственном бюджете Украины на 2018 год» минимальная заработная плата равна 3723 грн. Взнос покупателя для регистрации на аукционе объекта малой приватизации равен 744,6 грн.

Срок приватизации для таких объектов — 5 месяцев.

Большие объекты приватизации

Эту категорию законодатели описали в пункте 3 статьи 5 Закона. К объектам большой приватизации относятся такие объекты государственной или коммунальной собственности:

— единые имущественные комплексы госпредприятий;

— пакеты акций с государственной долей более 50% в уставном капитале предприятий.

Обобщающий признак таких объектов — стоимость их активов по данным финансовой отчетности за последний отчетный год более 250 млн грн.

Продажа объектов большой приватизации происходит на аукционе, организованном соответствующим субъектом приватизации. При подготовке продажи объекта обязательно привлечение советника.

Покупатели объектов большой приватизации для участия в аукционе вносят регистрационный взнос размере 10 минимальных зарплат. При минимальной зарплате 3723 грн на 2018 год, регистрационный взнос покупателя для регистрации на аукционе объекта большой приватизации равен 37230 грн.

Срок приватизации для таких объектов — 11 месяцев.

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-novosti-zakonodatelstva-1-novye-pravila-privatizacii-gosudarstvennogo-i-kommunalnogo-imushhestva

Год приватизации по-новому. А есть ли успехи?

Закон о приватизации 2014 украина

В январе 2018 года Верховная Рада приняла закон «О приватизации государственной и коммунальной собственности». 6 марта того же года текст опубликовала газета «Голос Украины».

С этой даты приватизация в стране заработала по новым правилам. Что же должно было измениться за этот год с лишним?

На этапе рассмотрения закона Минэкономики декларировало ряд приоритетов. Среди них — запуск малой приватизации через систему «ProZorro.Продажі», начало приватизации больших предприятий по новым правилам, разделение функций управления госсобственностью и секторальной политики, надзора и контроля.

Удалось ли достичь этого, посмотрим на конкретных примерах

Рассматривая неоспоримые успехи малой приватизации и примеры показательных побед Львова и других городов, напрашивается один вывод: сауны, брошенные стройки, подвалы и санатории никому из крупных внутренних и внешних инвесторов не нужны. Вследствие чего реформа смогла реализоваться как проект.

Тем не менее, закон о приватизации смог перезапустить механизм продажи объектов малой приватизации и показал успешные прецеденты приватизационных процессов. Из 1454 объектов, выставленных на продажу государственными органами на «ProZorro.Продажі» с августа по декабрь 2018 года включительно, 423 успешно были проданы.

Основной проблемой для малой приватизации является слабое осведомлённость широкого круга инвесторов о списке приватизационного имущества и объектах, которые потенциально им могли бы быть интересны.

Кроме этого, мощное лобби в Верховной Раде не оставляет попыток сорвать запущенную малую приватизацию, что проявяется в отдельных законодательных инициативах.

Приватизация больших предприятий

Приватизации больших госпредприятий не суждено было начаться в 2018 году.

Продажи «Центрэнерго», например, ждали шесть лет. 13 декабря 2018 года компанию планировали продать за почти 6 млрд грн, но за два дня до аукциона ФГИ отменил его. Впоследствии аналитики активно объясняли причины отмены конкурса, аргументируя необходимость такого шага снижением стоимости предприятия.

При этом цена 6 млрд грн, установленная на основе оценки Ernst & Young, равняется тройному мультипликатору Price/Net Income, что не совсем соответствует потенциалу столь уникального для экономики Украины предприятия.

Окупаемость при таких условиях равна чуть больше трех лет.

К финалу в конкурсе, как уже сообщалось, дошли две компании, из Беларуси и Украины, но есть подозрение, что конкурс писался под одного участника. Не исключено, что торги отменили именно из-за этого. Возможно, это к лучшему: после выборов компания может подорожать.

Приватизация других объектов оказалась под срывом через судебные споры касательно выигранных конкурсов на право считаться инвестиционным советником.

Победившая инвестиционная компания является эксклюзивным партнером по поиску внешнего или внутреннего покупателя и должна сопровождать сделку. Наличие инвестиционного советника при приватизации больших объектов является обязательным. Это оживляет рынок профессиональных инвестиционных услуг.

Отечественные инвестиционные компании из-за отсутствия на протяжении длительного времени IPO украинских компаний, спроса на рынке M&A, размещения корпоративных облигаций и мертвого отечественного рынка акций сместили акцент на дисконт портфелей банков-банкротов, спекуляцию ОВГЗ и валютой, сопровождение выкупа залогов и дисконтирование долга бизнеса перед банками.

Полученную прибыль инвестиционные компании вкладывали в скупку столичной коммерческой недвижимости и лучших представителей реального сектора экономики в условиях ее недооцененной стоимости.

Успешных примеров выполнения инвестиционными компаниями своих обязательств не зафиксировано из-за небольшого промежутка времени от даты подписания договоров с Фондом госимущества (ФГИ).

Разделение функций

Минэкономики в 2018 году не смогло разделить функции регулятора секторальной политики, надзора и контроля, и управления госсобственностью. Несмотря на желание, руководство министерства не завершило разделение на две автономные структуры, подчиняющиеся разным заместителям этого ведомства.

Минэкономики после реорганизации Министерства промышленной политики в 2014 году получило в подчинение значительное число предприятий. В конце 2018 года их было более 140. Этот груз содержит в себе не меньше коррупционных рисков и рисков неэффективности, чем «чемодан», который несет ФГИ.

Рекомендации

Что нужно предпринять для повышения эффективности политики собственности на государственном уровне в краткосрочном и среднесрочном периодах?

Во-первых — разработать политику собственности, разделив функции управления государственной собственностью и секторальной политики, надзора и контроля.

Во-вторых — внедрить принципы корпоративного управления в соответствии с рекомендациями G20 и ОЭСР, прейти на дуалистическую систему управления с плавным вектором движения в централизованную систему управления.

В-третьих — реструктуризировать и корпоратизировать госпредприятия и банки с возможным размещением части акций на фондовой бирже.

В-четвертых, под инвестиционные и социальные договоры внедрить бесплатную приватизацию не ликвидных объектов малой приватизации, банкротов и заброшенных предприятий через пять-десять лет.

В-пятых, снять монополию на регулирование несвойственных сфер производства, заключать договоры аренды имущества государственной и коммунальной собственности исключительно через платформу «ProZorro.Продажі».

В-шестых, утвердить новую политику выплаты дивидендов публичных компаний, преодолеть дискриминационные условия приватизации государственных предприятий, концессий, государственно-частного партнерства.

И на конец, снять мораторий на приватизацию и банкротство ряда нестратегических предприятий, расширить полномочия Госаудитслужбы в сфере надзора и контроля.

В условиях снижающейся динамики прямых иностранных инвестиций приватизация должна проходить с максимальным привлечением иностранного капитала.

Источник: НБУ

Иностранные инвестиции являются источником модернизации, повышения эффективности и развития промышленности. Они запускают маховик экономического роста.

В 2015 году доказано влияние приватизации на производительность предприятий Украины, а также в сравнении между отечественными и иностранными покупателями.

В среднем за 6 лет анализированные предприятия смогли нарастить производительность на 16-18%.

Показатели предприятий, где собственником при приватизации выступал иностранный капитал (без офшорных зон и России), был на 17-33% выше по сравнению с предприятиями, приобретенными отечественными собственниками.

Так же, мировыми успешными примерами служит приватизация компании Skoda концерном Volkswagen, компании Petrom австрийским концерном OMV и другие.

Корпоратизация госпредприятий

Госпакеты акций могут быть более выгодно реализованы для государства, если будут размещены на отечественной или международной фондовой бирже. Это обеспечит развитие фондового рынка, внимание частных и институциональных инвесторов, миноритарных акционеров, профессиональных участников рынка.

Впоследствии это позволит восстановить использования инструментов фондового рынка как метода инвестирования, сохранения сбережений и развития капитала.

Наполнение фондового рынка акциями качественных активов и утверждение новых правил выплаты дивидендов является стратегическим приоритетом государственной политики развития финансового сектора. На данный момент оборот украинских бирж формируется на более чем 90% за счет операций с ОВГЗ.

Проведение госпредприятиями IPO или Private equity на международных рынках капитала может в разы превосходить их текущую мизерную оценку и капитализацию.

Для банков и ряда предприятий возможно размещение на Варшавской или Лондонской фондовых биржах — по примеру крупнейшего банка Польши Bank Pekao с его последующей продажей стратегическому инвестору.

Приватизация могла быть более экономически выгодной для государства, если бы проходила путем открытой подписки инвесторов на портфель акций. Например, во второй половине 2017 года продавались государственные пакеты акций «Киевэнерго», «ДТЭК Западэнерго», «ДТЭК Днепроэнерго», «ДТЭК Днепрооблэнерго».

В 2012 году  они были проданы в интересах группы ДТЕК по заниженной стоимости. В 2017 году стоимость акций этих предприятий при приватизации в перерасчете на курс доллара была в 2-10,3 раза ниже, чем в 2012 году.

Стоимость акции в ходе приватизации

Киевэнерго162,0281,02 раза ниже
Днепрооблэнерго22027,532812,52,2 раза ниже
Днепроэнерго78798,048819,05,16 раза ниже
Западэнерго33041,01094,010,3 раза ниже

Источник: ФГИ

Несмотря на потенциал роста стоимости госпакетов акций облэнерго не менее чем втрое, после введения стимулирующего тарифообразования (RAB-регулирование), с учетом роста выручки, модернизации предприятий и монополизации рынка цели и результат были аналогичны целям и результатам 2012 года.

Подготовка и продажа предприятий были проведены всего за две недели. Никто не ждал перезагрузки приватизации даже по новому профильному закону.

Часть объектов, подлежащих приватизации, ФГИ пытался продать с заниженным уровнем потенциальной стоимости, другая часть была сорвана, а некоторые реализованы в спешке до принятия закона. Влияние олигархических структур на приватизационные процессы после Революции достоинства остались сильны несмотря на смену власти и перезагрузку менеджмента в ведомствах.

Конечно, есть объекты, которые не пользуются спросом. Они будут проданы дешевле возможной рыночной стоимости или на голландском аукционе, и кому-то придется принять политическое решение в ущерб собственной репутации. Когда приватизация прозрачна и на рыночных условиях, то стоимость не всегда первична.

Однако есть предприятия, которые можно выгодно продать стратегическому инвестору или провести их корпоратизацию на зарубежных или отчечественных фондовых биржах. Это «Укрзалізниця», «Турбоатом», «Центрэнерго», «Укроборонпром», «Укрспирт», Ощадбанк, «Укрнафта», Приватбанк, Укргазбанк, «Укрпочта», Укрэксимбанк, аэропорт «Борисполь», порты.

Стоимость этих предприятий должна быть равна не трем годам окупаемости, а соответствовать международным показателям на рынках. При определении стоимости также необходимо использовать метод оценки аналогов. Пока же госорганы прикрываются отсутствием спроса на государственные активы.

Подобный расчет подтверждает Центр экономических исследований, согласно их данных, оценка стоимости предлагаемых к продаже 53 государственных компаний из списка ТОП-100 за мультипликаторами стран с лучшим правовладением и управления составляет 5,9 млрд дол. Однако, продажа этих компаний при текущем уровне верховенства права принесет госбюджету в лучшем случае 1,7 млрд дол. Расчет был сделан на анализе данных польских компаний аналогов.

В последние время наблюдается модная тенденция создания украинским корпорациям позитивного проевропейского имиджа. Хотелось бы, чтобы это не стало ширмой для продолжения кулуарной приватизации.

Учитывая колоссальную значимость нового профильного закона, в условиях финального этапа легитимизации собственности, в 2018 году была проделана титаническая работа по балансировке интересов бенефициаров секторов экономики для принятия закона о приватизации. Однако олигархические структуры и чиновники продолжают саботировать правила игры.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Источник: https://www.epravda.com.ua/rus/columns/2019/03/19/646231/

Приватизация по-новому: 10 нововведений приватизации государственного имущества

Закон о приватизации 2014 украина

Кабмин Украины определился с будущим госимущества. Накануне Кабинет министров принял два важных законопроекта, которые должны ускорить приватизацию.

Первый документ — новая редакция закона о приватизации, второй — триаж.

«Триаж — это медицинская сортировка на поле боя (triage, фр.) Прозрачный намек на то, что сектор госпредприятий истекает кровью, надо спасать стратегическое, остальные продавать, передавать в концессию или ликвидировать», — объяснил стразу после результативного заседания Кабмина первый замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов.

По словам чиновника,  3 500 объектов госсобственности, на которые приходится 1,704 трлн грн активов, разделили на шесть больших групп. Рассортировав предприятия по группам, правительство выполнило один из пунктов меморандума МВФ.

В первую группу входит 559 предприятий, расположенных на оккупированных территориях.

Вторая группа состоит из 359 гособъектов, которые ждет концессия. Речь о предприятиях, которые обслуживают автодороги, лесхозах и аэропортах.

Третья группа — 1 255 предприятий, которые будут ликвидированы. Четвертая — 378 объектов, которые предложено оставить в госсобственности. В пятую группу входят 893 предприятия, подлежащих приватизации.

Зачем нужен пресловутый триаж и как изменятся правила продажи согласно новому закону о приватизации?

Приватизация: не опять, а снова

Курс на приватизацию и сокращение доли государства в экономике правительство декларирует десятки лет. Пока получается с точностью до наоборот. Из года в год приватизация тормозится, а удельный вес государства в экономике в последние годы увеличивается.

По данным МЭРТ, в 2016 году он составил 16,3%.В последние два года ФГИ и МЭРТ готовили новую редакцию закона о приватизации. Процесс был длительным и сложным с точки зрения согласований. Наконец Кабмин его принял. Что меняет закон? ЭП выделяет 10 основных измнений.

1.

Законам предстоит объединение

Законодательство о приватизации предлагается унифицировать. Речь идет о том, чтобы объединить законы «О приватизации небольших госпредприятий» и «О приватизации объектов незавершенного строительства», внести изменения в гражданский, земельный, хозяйственный кодексы и в другие законы.

2. Объекты ждет перегруппировка

Все подлежащие приватизации объекты будут разделены на две группы: большие и малые. Сейчас гособъекты делятся на группы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж в зависимости от типа и величины. Списки объектов большой приватизации будет утверждать Кабмин по представлению ФГИ, перечни малых объектов сформирует ФГИ.

3. Продаже подлежит больше

Кабмин сократил список запрещенных к приватизации объектов. В случае вступления закона в силу можно будет продавать объекты НАН и отраслевых академий. Ослабли ограничения по приватизации оборонных объектов.

Также становится возможной приватизация объектов СБУ, Минобороны, уголовно-исполнительной и фискальной служб, правоохранительных органов, если эти объекты не обеспечивают выполнения задач этих органов.Речь о непрофильных активах, которые «висят» на балансе без пользы.

Вторая отличительная черта таких объектов — непрозрачный финансовый оборот.

4. МФО тоже будут претендовать на госпредприятия

Список покупателей госимущества пополнят международные финансовые организации. Это новшество коснется в основном крупных объектов. В том числе оно важно для банковского сектора. В Кабмине не скрывают, что при приватизации госбанков МФО — желанные покупатели.

5. К покупателям изменятся критерии

Меняются критерии к тем, кто не сможет быть покупателями. Допуск к приватизации не получат юрлица, 10% и больше акций которых контролирует представитель страны-агрессора или же само государство-агрессор. Если контролируемая доля меньше, они смогут участвовать в приватизации.Меняются требования и к юрлицам из офшоров и стран из списка FATF.

Если инвестор владеет 50% уставного капитала компании, зарегистрированной в офшорах или cтране из списка FATF, он сможет купить украинский гособъект.Сейчас действует полный запрет на допуск к приватизации лиц из офшоров и связанных с ними лиц, а также резидентов страны-агрессора.

Помимо этого, гособъект не смогут купить советники, привлеченные к его подготовке к приватизации, а также лица, с которыми уже были разорваны договора купли-продажи объекта приватизации.

«Я бы не сказала, что требования к инвесторам ослабляются. Параллельно вводятся новые.

Потенциальный инвестор будет обязан доказать, что средства, которые он использует для приобретения объекта, законного происхождения, и раскрыть конечных бенефициаров покупателя. Таких требований ранее не было», — отмечает партнер адвокатского объединения «СК груп» Юлия Курило.

В свою очередь юрист ЮФ «Мисечко и партнеры» Яна Квасница считает, что пересмотр ограничений сделан для того, чтобы привлечь больше покупателей. «Ничего позитивного в том, чтобы разрешить приватизацию украинского госимущества компаниям, имеющим отношение к станам-агрессорам, и офшорам даже с минимальной частью в статутном капитале, нет», — отмечает юрист.

6. Способов продажи будет меньше

Кабмин предлагает оставить два способа приватизации: с аукциона и путем выкупа объектов. Сейчас разрешена также продажа акций на фондовых рынках, в том числе в виде депозитарных расписок. Допускаются также «другие способы, предусмотренные спецзаконами для отдельных отраслей».Малые объекты будут продаваться с электронных аукционов в ProZorro.

7. Спорные правила

Закон определяет правила проведения аукционов и некоторые из них — спорные.»Один из негативных моментов — возможность снижения стартовой цены объекта на 25% и даже на 50% в связи с отсутствием покупателей.

Учитывая возможную коррупционную составляющую, это рискованная норма, недобросовестное использование которой может привести к выведению госсобственности в частную собственность за минимальную цену», — говорит Квасница.

По словам старшего юриста юрфирмы «Антика» Александра Третьякова, спорной является норма, согласно которой при расторжении договора покупателю возвращают уплаченные средства только после повторной продажи объекта.

«Нет ответа на вопрос, что делать, если объект не выставляется на продажу повторно, например, по политическим причинам. В отношении крупных объектов такое происходит часто. Получается, покупатель дарит деньги государству», — констатирует юрист. Такие условия для инвесторов будут неприемлемыми.

8. Банкротство

Предприятия-банкроты ждет несколько новшеств.В течение года после завершения приватизация дела о банкротстве предприятий возбуждать запрещается. Запрещается начинать процедуру банкротства предприятий-должников, которые планируется выставить на продажу, до тех пор, пока приватизация не будет завершена.

Если должника решено продать, производство по делу о его банкротстве прекращается.

По словам руководителя практики антимонопольного и конкурентного права ЮФ «Ильяшев и партнеры» Александра Фефелова, не до конца понятно, как будут защищаться права кредиторов таких приватизируемых предприятий.

«Процедуры приватизации могут затянуться, что существенно повлияет на интересы кредиторов. Кроме того, прекращение производства в делах о банкротстве ставит в неравное положение приватизируемые предприятия-должники и предприятия-должники, не подлежащие приватизации», — считает он.

9. Объекты отдельно — земля отдельно

Объекты приватизации будут продаваться без земли. «Это позволит ускорить и упростить процедуру, так как не будет требовать получения и указания в договорах купли-продажи кадастровых номеров участков», — отмечает Фефелов.Покупка объекта с землей могла бы оказаться более привлекательной для инвесторов.

Особенно это касается объектов, которые продаются без условий. «В пределах крупных городов есть промышленные предприятия, землю которых можно использовать под застройку», — приводит пример Курило.По мнению Третьякова, подход законодателя частично оправдан: у большинства госпредприятий земля находится на праве постоянного пользования.

«Передавать такое право «по наследству» частной компании запрещает Земельный кодекс. Вместе с тем, неясно, почему законодатель не посчитал нужным урегулировать вопрос земельных отношений», — отмечает юрист.

Например, можно было предусмотреть упрощенную процедуру оформления аренды в тех же границах на основании подписанного договора купли-продажи.

10. Преференции отменяются

Закон отменяет льготную приватизацию акций. По мнению Курило, с одной стороны, это сократит сроки приватизации, с другой — льготная приватизация использовалась как способ приобретения акций по заниженной стоимости.

Перспективы новых правил

После принятия Кабмином законопроект рассмотрят на заседании Нацсовета реформ и передадут в Верховную Раду. Когда дело доходит до парламента, законопроекты о приватизации — одни из самых спорных.

Их рассмотрение по политическим мотивам может растягиваться на месяцы и даже годы.

Источник: https://inventure.com.ua/news/ukraine/privatizaciya-po-novomu-10-novovvedenij-privatizacii-gosudarstvennogo-imushestva

Распродажа наследия СССР. Украина заходит на новый круг приватизации

Закон о приватизации 2014 украина

«Выпали» Запорожский титаномагниевый комбинат, «Турбоатом», Завод алюминиевой фольги, Аграрный фонд, Херсонская, Днепровская и Северодонецкая ТЭЦ, а также Криворожская теплоцентраль. В то же время в список объектов большой приватизации включили 16 объектов.

Таким образом, перечень объектов большой приватизации выглядит следующим образом:

Энергетическая отрасль: ПАО «Центрэнерго», ОАО «Тернопольоблэнерго», ПАО «Запорожьеоблэнерго», АО «Харьковоблэнерго», АО «Николаевоблэнерго», АО «Хмельницкоблэнерго».

Добывающая промышленность: АО «Объединенная горно-химическая компания», ГП «Угольная компания Краснолиманская».

Машино- и приборостроение: ПАО «Азовмаш»; ГП «Завод Электротяжмаш».

Химическая промышленность: ПАО «Сумыхимпром»; ПАО «Одесский припортовый завод».

Перерабатывающая промышленность: АО «Ориана».Приватизация Николаевского морского порта: Украина стреляет себе в ногу© commons.wikimedia.org, Mezinov Alexey Viktorovich

Здравоохранение, культура и спорт: ЧАО «Индар»; ЧАО «Президент-Отель».

Сельскохозяйственная отрасль: ПАО «Национальная акционерная компания Украгролизинг».

Госбюджет-2019 предусматривает поступление от приватизации 17 млрд грн ($610 млн).

Народный депутат, кандидат в президенты Украины Евгений Мураев уже высказался по поводу планов правительства. По его словам, приватизация остается «таким же глупым и вредным для страны действием, каким она была все предыдущие годы».

«Предприятия должны работать на Украину и приносить прибыль. Им нужен эффективный менеджмент, который, согласно предложенной нами в виде закона концепции, получает за выполненный финплан хороший гонорар, а за отсутствие результата — наказание по всей строгости. Так должно быть и так будет», — написал Мураев на своей странице в соцсети.

Исключенные из списка

Приватизация «Турбоатома» могла пройти еще в октябре 2016 года путем реорганизации этого предприятия из публичного в частное акционерное общество.

При этом группа бизнесмена Константина Григоришина «Энергетический стандарт» получила бы приоритетное право на выкуп государственной части акций «Турбоатома». Однако в марте 2016 г.

президент Украины Петр Порошенко, посетив Харьков и предприятие, заявил, что в первой очереди приватизации харьковского предприятия нет.

Тем не менее «Турбоатом» все же включили в список объектов большой приватизации в 2018 году. На сегодня 75,22% акций открытого акционерного общества «Турбоатом» принадлежит государству, компания управляется Фондом государственного имущества. 12,8% акций завода принадлежит КУА «Сварог Эссет Менеджмент» Константина Григоришина.

В 2013 году 49% Запорожского титаномагниевого комбината (ЗТМК), а вместе с ними и управление комбинатом фактически перешло офшорной компании Дмитрия Фирташа Tolexis Trading Limited.

В июле прошлого года Специализированной антикоррупционной прокуратуре удалось через суд расторгнуть соответствующий договор и вернуть ЗТМК государству. ЗТМК — единственный на Украине и Европе производитель металлического губчатого титана.

Его проектная мощность — 20 тысяч тонн в год, однако из-за износа производственных фондов предприятие в настоящее время может выпускать лишь 10 тысяч тонн.

«Что касается исключенных из списка к приватизации предприятий, то четыре ТЭЦ исключили, скорее всего, по простой причине отсутствия интереса у инвесторов.

Аграрный фонд был исключен ещё ранее и известен рядом скандалов с нерешёнными долговыми проблемами, а о том, что приватизацию некоей части пакета акций нужно отложить (в очередной раз), недавно заявлял премьер-министр Гройсман.

Видимо, в этом случае нынешние собственники (государство и частные владельцы пакета) не пришли к консенсусу», — пояснил в эксклюзивном комментарии Украина.ру экономический аналитик Александр Рябоконь.

По указке МВФ

Стоит напомнить, что среди условий продолжения сотрудничества с МВФ — старт продажи компаний из перечня большой приватизации в 2019 году.

Как следует из меморандума о сотрудничестве Украины и Международного валютного фонда, Украина обязалась перед МВФ провести приватизацию государственного предприятия «Угольная компания «Краснолиманская» (Родинское, Донецкая область), предприятия по производству инсулина «Индар» (Киев) и частного акционерного общества «Президент-отель» (Киев) в первом полугодии 2019 года.Устенко: На Украине слишком поздно для приватизации, инвестор туда не зайдет© РИА Новости, Александр Демьянчук | Перейти в фотобанк

В меморандуме также сказано, что власти Украины намерены в апреле направить в Верховную Раду законопроект, который предусматривает сокращения количества компаний, которые запрещено приватизировать.

Также Украина обязалась перед МВФ внедрить новый закон о лизинге государственной собственности, который должен стать шагом для увеличения спроса на государственные активы со стороны частных лиц.

И вот в начале года стало известно, что исполняющий обязанности главы Фонда государственного имущества (ФГИ) Виталий Трубаров и постоянный представитель Международного валютного фонда (МВФ) на Украине Йоста Люнгман заключили договоренность о разрешении проблем, блокирующих большую приватизацию.

По словам Трубарова, отобранные на конкурсе в минувшем году консорциумы инвестсоветников не могут приступить к подготовке компаний к приватизации из-за судебных исков.

«Фактически с апреля прошлого года простаивает ОПЗ, а инвестиционный советник Pericles Global Advisory в составе консорциума с White & Case LLP, Kinstellar, KPMG Ukraine та SARS Сapital не может начать процесс подготовки к приватизации и реструктуризации завода, в том числе и перед НАК «Нафтогаз», что позволило бы предприятию начать производство продукции», — отметил Трубаров.

Традиция провалов

По оценке экономистов, приватизация украинских активов будет срываться до тех пор, пока в стране не улучшится ситуация с прозрачностью собственности и деловым климатом, либо не будут проведены реальные институциональные реформы.

В 2018 году от приватизации государственного имущества украинское правительство планировало получить в бюджет 22,5 миллиарда гривен ($800 млн). Позже эти без преувеличения грандиозные планы были скорректированы до 21,3 миллиарда ($760 млн).

Изначально за 2018 год планировалось продать госпакеты 26 крупных объектов, однако затем список был сокращен до 23-х.

Среди них, в частности, было пять облэнерго, четыре ТЭЦ, Одесский припортовый завод (ОПЗ), «Турбоатом», Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), «Сумыхимпром».

Но надежды абсолютно не оправдались. Экс-министр финансов Украины Александр Данилюк еще в июне, накануне собственной отставки, в интервью DW предупреждал, что этим планам не суждено осуществиться.

Последние надежды на большую приватизацию растаяли 11 декабря, когда исполняющий обязанности председателя Фонда государственного имущества Украины Виталий Трубаров объявил, что ПАО «Центрэнерго» так и не будет продано в ближайшее время.
Как коррупция на Украине победила приватизацию. Казус «Центрэнерго»

Так называемая малая приватизация идет достаточно успешно, но она не может обеспечить существенные поступления в бюджет, в то время как продажа крупных объектов по сути еще даже не начиналась.

По словам министра финансов Украины Оксаны Маркаровой, из запланированных на 2018 год поступлений от приватизации Украина получила лишь 202,9 млн гривен ($7,24 млн). Таким образом, план по поступлениям в госбюджет от продажи приватизируемых предприятий оказался выполненным всего лишь на 2%.

И то, это поступления от проведения так называемой малой приватизации, которая осуществлялась через систему «Prozorro.Продажи». Недополученные от большой приватизации средства правительство должно компенсировать за счет заимствований.

Собственно, большая приватизация проваливается на Украине уже несколько лет подряд. И это неудивительно, поскольку инвесторы не торопятся приобретать активы в стране, где ведение бизнеса сопряжено с рисками.

В 2017 году была та же история: за счёт приватизации было запланировано получить 17,1 миллиарда гривен (41,7 миллиарда рублей), реально получили только 3,4 миллиарда (8,29 миллиарда руб.). Из крупных (стоимостью более 250 миллионов гривен, около 610 миллионов руб.) предприятий не продано ни одного.

Большая приватизация в 2016 году также провалилась. Власть хотела получить от приватизации 17 млрд грн (в эквиваленте примерно $630 млн) поступлений в бюджет.

Однако в реальности по итогам 2016 года получили чуть больше 330 млн грн (менее $12,2 млн).

В 2016 году никто из инвесторов не польстился на наиболее «лакомый кусочек госимущества», по мнению властей, Одесский припортовый завод (ОПЗ), одно из крупнейших предприятий химической промышленности Украины.

Суть реформ

«Кабмин вместе с МВФ, заявил о желании разблокировать большую приватизацию, поскольку согласно Меморандуму ряд объектов из утвержденного списка должны пойти с молотка уже в первой половине 2019 г. И это является одним из условий для получения второго транша из кредитного соглашения.

Однако из-за спора ФГИ с другими претендентами суд обеспечительными мерами запретил Кабмину утверждать результаты конкурсов по пяти объектам, часть которых в согласованном с МВФ списке. На это неоднократно жаловался глава ФГИ Трубадуров.Александр Гончаров: Наши власти даже не смогут подсчитать убытки от предстоящей приватизации© РИА Новости, Сергей Поляков | Перейти в фотобанк

Проще говоря, весьма реформаторский новый закон о приватизации госпредприятий с привлечением инвестиционных советников ФГИ, принятый Верховной Радой год назад, — это яркий пример сути многих реформ в Украине. Советники борются за впечатляющее финансовое вознаграждение за их услуги, не сильно зависящее от результатов самого приватизационного конкурса», — считает Александр Рябоконь.

Тем не менее, говорит эксперт, у Кабмина и ФГИ теперь есть очевидные стимулы для начала приватизации и быстрого разрешения давних и запутанных проблем.

Источник: https://ukraina.ru/exclusive/20190118/1022371082.html

Административный округ
Добавить комментарий