Усыновление детей иностранными гражданами диссертация

Усыновление детей — граждан России иностранными гражданами Бородич Ксения Юрьевна

Усыновление детей иностранными гражданами диссертация

к диссертации

Введение

Глава I. Общая характеристика усыновления: понятие, правовая природа, история развития законодательства 12

1. Общая характеристика отношений, порождаемых усыновлением и их правовая природа 12

2. Периоды развития института усыновления 20

2.1. Период зарождения и развития института усыновления (II в. до н.э. — 20-е годы XIX в.) 21

2.2 Период становления законодательства об усыновлении с иностранным элементом (20-е годы XIX в — 1939 г.) 25

2.3. Период развития международного законодательства об усыновлении (1939-1993 гг.) 27

2.4. Современный период развития института усыновления (1993г.-по н.в.) 33

3. Развитие законодательства, регулирующего вопросы иностранного усыновления (на примере России, США) 3 8

3.1. Развитие российского законодательства об усыновлении 39

3.2. Развитие законодательства об усыновлении в США 66

Глава II. Условия, порядок и правовые последствия усыновления и отмены усыновления детей — граждан России иностранными гражданами 77

1. Условия усыновления детей-граждан России иностранцами гражданами 77

2. Порядок усыновления детей-граждан России иностранными гражданами 107

2.1. Правовое положение организаций, занимающихся иностранным усыновлением на территории России 120

3. Правовые последствия усыновления детей-граждан России иностранными гражданами 134

4. Основания и правовые последствия отмены усыновления детей-граждан России иностранными гражданами 140

Заключение 150

Библиографический список использованной литературы 154

Приложения 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время считается доказанным, что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении.

При невозможности воспитываться ребенку в своей собственной семье, в стране, где он родился, усыновление ребенка иностранными гражданами, должно производиться с учетом наилучших интересов ребенка и при соблюдении его основных прав.

Необходимость защиты прав и интересов детей-граждан Российской Федерации, передаваемых на усыновление (удочерение)1 за пределы России на воспитание, в условиях, когда Россия не ратифицировала Гаагскую Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления — не вызывает сомнения2.

Использование единых стандартов и правил международного характера, выработанных и принятых этой конвенцией в Гааге 29 мая 1993 года (далее Гаагская конвенция 1993 г.), гарантирует защиту прав ребенка после его усыновления.

Ратификация конвенции позволит осуществлять контроль за условиями жизни таких детей, проживающих за пределами Российской Федерации.

В сложившейся социально-экономической ситуации количество граждан Российской Федерации, желающих взять на воспитание в свои семьи детей, значительно меньше числа детей, которые в этом нуждаются. Рост числа усыновления российских детей иностранными гражданами и снижение числа усыновлений российскими гражданами в последние годы является основанием

Термин «усыновление» применяется по отношению к лицам мужского пола, «удочерение» — по отношению к лицам женского пола, никакого отличия в самой процедуре между усыновлением и удочерением не существует, в дальнейшем автор применяет термин «усыновление» к лицам обоего пола.

2 Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. Принята в Гааге 29 мая 1993 г. Россией была подписана Конвенция 7 сентября 2000 г, но до настоящего времени не ратифицирована. // Правовая информационно-справочная система «Консультант-Плюс».

4 глубокого правового анализа для исследований гражданских, семейных правоотношений с иностранным элементом.

В 2002 г. было выявлено и учтено 140 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей3. На воспитание в семьи было передано 78,1 тыс. детей от общего количества выявленных детей. Несмотря на то, что усыновление, согласно ст.

123 Семейного кодекса Российской Федерации4, является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без родительского попечения, граждане Российской Федерации не спешат усыновлять детей (5% от общего числа детей, устроенных в семью в 2002 г.

), предпочитая опеку и попечительство (54% от общего числа детей, устроенных в семью в 2002 г.).

Сиротство в России принимает масштабы гуманитарной катастрофы. По данным Госкомстата, в конце 2003 г. было выявлено 710 тысяч детей-сирот. По неофициальным данным (независимых экспертов и неправительственных общественных организаций) количество сирот вместе с беспризорными детьми приближается уже к 1,5 миллиона.

Одним из факторов, препятствующих росту сиротства в России, является совершенствование нормативно-правовой базы отношений по выявлению и устройству в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Количество детей, усыновленных российскими усыновителями за последнее десятилетие сократилось вдвое — с 15264 человек (1994 г.) до 7331 человека (2003 г.). В то же время наблюдается рост усыновления несовершеннолетних россиян иностранными гражданами — с 2131 человека (1994 г.) до 7852 человек (2003 г.)6 (см. приложение 1).

Обеспечение более тесной связи законодательства Российской Федерации с требованиями Гаагской Конвенции 1993 года об иностранном усыновлении, развитие современного семейного законодательства в рамках требований этой конвенции — относятся к актуальным правовым проблемам современности.

3 Статистические данные использованы из аналитического материала, опубликованного в «Вестнике
образования».-2003.- № 16.-С.8-10.

Источник: http://www.dslib.net/civil-pravo/usynovlenie-detej-grazhdan-rossii-inostrannymi-grazhdanami.html

Национальное регулирование вопросов международного усыновления

Усыновление детей иностранными гражданами диссертация

Усыновление является одним из древнейших институтов семейного права, известным со времен Древнего Рима. В настоящее время достаточно широко распространенным способом защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, во всем мире является международное усыновление.

Проблема международного усыновления в современных условиях особенно актуальна по той причине, что вынужденная миграция приводит к постепенной интернационализации усыновления.

С другой стороны, в последние годы участились случаи серьезных нарушений прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами, что требует соответствующих изменений в национальном законодательстве и принятия определенных мер на международном уровне.

Проблемы в этой сфере возникают и вследствие не всегда достаточно эффективного исполнения государствами взятых на себя обязательств по защите прав усыновленных, в частности в области осуществления контроля за положением детей, переданных на усыновление иностранным гражданам.

Происходящие изменения требуют не только соответствующего нормативного регулирования, но и теоретического изучения с целью выявления необходимых изменений и дополнений к действующему законодательству, а также прогнозирования в развитии сложных явлений, происходящих в рассматриваемой области.

Изложенные выше обстоятельства предопределили выбор темы данной статьи, так как теоретическая и практическая проработка проблем правового регулирования усыновления детей – граждан РФ иностранными гражданами является актуальной для науки права и реалий современного общества.

Вопросы международного усыновления регулируются не только на международном, но и на национальном уровне.

В Российской Федерации законодательные основы регулирования отношений по усыновлению детей с участием иностранцев составляет Семейный кодекс РФ.

Семейный кодекс Российской Федерации уделяет международному усыновлению несколько статей.

Это говорит о всё возрастающей роли данного института в масштабах не только России, но и всего мирового сообщества в целом.

Необходимо отметить также, что таким образом законодателем сделана попытка на федеральном уровне защитить права усыновляемых детей с целью наилучшего обеспечения их прав и интересов.

Статья 165 СК РФ говорит о том, что усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

Российское федеральное законодательство устанавливает, таким образом, что усыновление на территории России иностранными гражданами российских детей производится согласно статье 165 СК РФ в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель.

Можно говорить об оправданности данного правового решения проблематики международного усыновления, так как после усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, как правило происходит переезд ребёнка в государство, гражданином которого является (или являются) усыновитель (усыновители).

А при подобной ситуации конечно же применение иностранного законодательства в наилучшей степени отразит и защитит интересы ребёнка

Семейным кодексом также оговаривается перечень лиц, имеющих право быть усыновителями. Данное положение является необходим для того, чтобы исключить случаи усыновления ребёнка лицами, которые в силу объективных причин не смогут воспитать его и создать семью.

В частности, не могут быть усыновителями лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, а также иные лица, указанные в СК РФ. 1Как видно из этого перечня, он никаким образом не призван ущемить интересы людей, которые хотят усыновить ребёнка. Он содержит в себе лишь те основания, в силу которых человек либо вообще не в состоянии оценивать существующую действительность, либо страдающий определенными заболеваниями. А также в данном перечне перечислены лица, которые не способны к заботе и защите интересов детей.

При усыновлении на территории России детей – иностранных граждан российскими гражданами, применяется, исходя из общей коллизионной нормы, российское законодательство.

                                                                                   Пункт 2 статьи 165 СК РФ устанавливает, что в случае, если в результате усыновления(удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

Это правило несомненно направлено на защиту усыновляемых детей. Оно носит общий характер независимо от гражданства усыновителя. В итоге под правовой защитой оказываются как дети, имеющие российское гражданство, так и дети — иностранные граждане.

Семейный кодекс устанавливает так же, что усыновление (удочерение) являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.2

СК РФ также содержит положения и об ограничении применения норм иностранного семейного права. В частности, нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется законодательство Российской Федерации.

Проанализировав данные положения Семейного кодекса можно говорить о стремлении законодателя наилучшим образом защитить ребёнка при иностранном усыновлении, так как сам отстоять свои интересы ребёнок в силу своего возраста не в состоянии.

А при усыновлении иностранными гражданами российских детей это ещё более проблематично, так как связано с переездом ребёнка в другое государство и соответственно, ослаблением по объективным причинам контроля российской стороны за соблюдением прав детей.

Правовое регулирование отношений по усыновлению с иностранным элементом в России осуществляется на основании норм и других законов и подзаконных актов.

Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ; 1«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ;2 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ; «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ3, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ.4

Важными нормативными актами, регулирующими вопросы иностранного усыновления, являются, например: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г.

№ 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»; 1Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г.

  № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ, и контроле за её осуществлением»; 2Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г.

№ 117  «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»; [2]Приказ Минздравмедпрома РФ от 24 ноября 1995 г. № 326 «Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам».[3]

Данные правовые акты существенно конкретизируют федеральное законодательство в сфере международного усыновления. Они содержат перечень большинства основных требований и запретов для всех субъектов указанных правоотношений.5

На уровне субъектов РФ также находят свое отражение отдельные вопросы международного усыновления. Например, Постановление Правительства РМ от 20.03.

2007 N 109 «Об утверждении Положения о порядке учета лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в Республике Мордовия» конкретизирует отдельные вопросы учета иностранных граждан, желающих усыновить ребенка-гражданина РФ, проживающего на территории Республики Мордовия. 1

Анализ российского семейного законодательства позволил сделать вывод о том, что вопросы, касающиеся международного усыновления, регулируются, в основном, на базе подзаконных актов, что приводит к частым противоречиям.

В тоже время Правительство РФ сделало серьезный шаг вперед по вопросу, касающемуся осуществлению контроля за деятельностью организаций по усыновлению детей на территории РФ и осуществлению контроля за положением детей, усыновленных иностранными гражданами.

.

 

1 Содылева О.С. Правовое регулирование института  международного усыновления в Семейном кодексе Российской Федерации // Альманах современной науки и образования 2008. № 6-1. С.198.

2 Содылева О.С. Указ.соч. С.44 .

1 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: федеральный закон  от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Источник: https://zakon.ru/Blogs/nacionalnoe_regulirovanie_voprosov_mezhdunarodnogo_usynovleniya/57988

Диссертация Правовое регулирование усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами

Усыновление детей иностранными гражданами диссертация

Год: 2006

Номер работы: 220203

Князева, Елена Юльевна

Стоимость работы:249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертациив формате txt

Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Усыновление (удочерение) является одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без нопечения родителей.

Последнее время всё популярнее становится практика усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами. Отношение обш;ественности — российской и зарубежной — к этому явлению довольно неоднозначное.

Многие представители власти и обычные граждане высказывают опасения, обеспокоенность по поводу российских сирот,

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ — ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

1.1. Понятие и значение усыновления в российском праве

1.1. Нонятие и значение усыновления в российском праве В семейном праве Российской Федерации существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей.

Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Безусловно, успех семейного воспитания в значительной степени

1.3.

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих усыновленне детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданамн Прежде всего, рассмотрим некоторые акты, затрагивающие нрава детей в целом и, в первую очередь, международные акты о защите прав детей. Одним из первых документов, принятых в области защиты детей, запрета детского рабства, торговли детьми, борьбы с беспризорностью, проституции несовершеннолетних, была, как было ноказано выше. Женевская Декларация нрав ребенка (принята Лиг

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ — ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

2.1. Правовая характеристика сторон усыновления 55

2.1. Нравовая характеристика сторон усыиовлеиия Требования к потенциальному усыновителю Согласно п.1 ст. 127 СК «усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола». В соответствии с п.

7 Постановления Пленума ВС РФ J » V 9 несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст. 21, 27 ГК), поскольку п.1 ст. 127 СК РФ установлен усыновителем' На основании ст.

21 ГК РФ способность гражданина способность гражданина своими дейст

2.2. Условия усыновления детей-граждан Росснйской Федерации иностранными гражданами Традиционно к условиям усыновления ребенка относится получение согласия установленного круга лиц', а именно: о согласие родителей на усыновление (ст. 129 СК

РФ); о согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 131 СК

РФ); о согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10-ти лет (ст. 132СКРФ)

2.3. Правовое положение организаций, занимающихся ииостраиным усыновлением на территории России В соответствии с Гаагской конвенцией 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления и в частности со ст.

И закрепляются положения о недопустимости посреднической деятельности по усыновлению детей, т.е.

деятельности, имеющей целью подбор и передачу детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, а также запрещение «продажи» родителями согласия

ПРАВОВОЕ ДЕТЕЙ — РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАН РФ ПРОЦЕДУРЫ УСЫНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ

3.1. Досудебная ИНОСТРАННЫМИ подготовка усыновления детей — граждан РФ нностраннымн гражданами Прежде всего, следует отметить, что в соответствии со ст.

121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а так

3.2. Анализ судебного норядка установления усыновления детей граждан Российской Федерации иностранными гражданами В соответствии со ст.

125 СК РФ усыновление (удочерение) ребенка — гражданина РФ производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка.

Судебный порядок усыновления ребенка введен в целях усиления гарантий прав детей, оставшихся без попечения родителей, и соответствует мировой практике судебного порядка усыновления ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка

Источник: http://www.dissforall.com/_catalog/t15/_science/196/220203.html

Усыновление (удочерение) детей гражданами Российской Федерации, иностранными лицами, лицами без гражданства Прудникова Лариса Борисовна

Усыновление детей иностранными гражданами диссертация

к диссертации

Введение

Глава I Эволюции института усыновления (удочерения) в национальном праве России и его современная законодательная природа 17-94

1.1 . История возникновения, становления, развития института усыновления в России и его основные понятия 17-26

1.2. Характеристика участников правоотношений по усыновлению 26-51

1.3.Условия, порядок и основания усыновления 51-74

1.4.Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления 75-87

1.5.Тайна усыновления 87*94

Глава II. Усыновление детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Основные положения и особенности 95-142

2.1 Социальная обусловленность и правовая обеспеченность межгосударственного усыновления 95-106

2,2.Требования к межгосударственному усыновлению. Особенности субъектного состава и порядка усыновления с иностранным элементом 107-125

23.Последствия межгосударственного усыновления 125-142

Заключение 143-149

Список литературы 150-173

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена рядом

разнонаправленных векторов становления института усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

1 Интеграция России в европейское сообщество предполагает системное развитие механизмов решения острейшей проблемы — сиротства детей. Сегодня в России, по разным источникам, насчитывается от одного до четырех миллионов детей, оставшихся без попечения родителей.

2 В этой связи функции всех известных и признаваемых форм устройства детей приобретают свою значимость. Причем общество на разных этапах своего развития отдает предпочтение той или иной форме устройства, как наиболее эффективной и отвечающей требованиям времени.

Этот процесс очень четко прослеживается на примере возникновения, становления, развития и перспектив совершенствования института усыновления (удочерения) детей (далее — усыновление).

Внимание общественности к этим проблемам особенно серьезно проявляется с 2001 года организацией многочисленных конференций всероссийского, регионального и межгосударственного уровней. 16-17 марта 2001 года в г.

Москве состоялась Первая Всероссийская конференция «Гражданское общество — детям России» с участием неправительственных организаций, работающих в интересах детей»3, 20-21 марта в г, Волгограде проведена конференция «Концептуальные подходы к обеспечению прав ребенка на региональном уровне»4, в ноябре 2001 года в г, Москве прошел

1 В целях настоящего исследования допускается использование термина «иностранный гражданин» (и,2 ст_2 Федерального закона от 25 июля 2002 года№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, -2002. -№ 30. -Сг.3032.

Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве» // Журнал российского права. — 2002. — № 7. — С.82.

3Всероссийская конференция «Гражданское общество — детям России». // Защити меня! -2001.- №2.-С.2-9.

Всероссийская научно-практическая конференция «Концептуальные подходы к обеспечению прав ребенка на региональном уровне».//Защити меня! -2001. — №2.-С.І0-13.

Второй конгресс «Мир семьи»1, а также — ряд других, в том числе -международных, мероприятий.

Процесс активизации мирового сообщества в области защиты прав детей интенсивно нарастает, он призван «систематизировать и конкретизировать детскую правозащитную деятельность различных общественных и государственных организаций и объединений, создать научные основы защиты прав детей, определить направления правового обучения и воспитания детей, формирования их правовой культуры и правосознания».2

На данный момент важнейшие направления деятельности государства по обеспечению права ребенка жить и воспитываться в семье получили свое развитие в достаточно своевременном пакете документов, среди которых следует назвать Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы»3, от 3 октября 2002 года № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы».4

Несмотря на подробное законодательное регулирование процесса усыновления, в последние годы остаются без внимания острейшие вопросы привлечения к ответственности иностранных посредников, контроля за условиями жизни и воспитания детей в иностранных семьях до максимально необходимого уровня, пассивности органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей; нссформированности комплексного механизма по вопросам усыновления в России и за ее пределами; коммерциализация и криминализация усыновления.

Статистические данные подтверждают уменьшение количества усыновлений российскими гражданами с 1998 года на 17% и увеличение показателей межгосударственного усыновления до 72%. Эта тенденция

1 Байкин С.А. Второй конгресс «Мир семьи». Приглашение к участию. // Защити меня! —
2001.- Jfc2.-C.14-15.

2Хорошева И. Информация к конференции «Концептуальные подходы к обеспечению нрав
ребенка на региональном уровне». // Защити меня! -2001. — №2.- С. 10.

Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 37. — Ст,3712. 4 Российская газета. — 2002, 16 октября (№ 196)-

подтверждена и в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2001 год. В 2002 году ситуация кардинально не изменилась.

В настоящее время даже прогнозируемое Государственным комитетом статистики Российской Федерации в течение 1998-2015 годов уменьшение численности населения на 8,6 миллиона человек не скажется на уменьшении числа безнадзорных детей. Статистика также свидетельствует о росте количества судебных решений об отмене усыновления.

Судебная статистика показывает сокращение числа рассмотренных дел районными судами за первую половину 2002 года об усыновлении на 6,1% (с 8,2 тысяч до 7,7 тысяч). В целом статистические показатели по усыновлению весьма скупы, указываются лишь общие данные.

Например, в 2001 году в России иностранными гражданами усыновлено 5777 детей, устроены под опеку (попечительство) и усыновлены 77842 ребенка, находятся на усыновлении 154214 детей. В Ростовской области в 2001 году устроены под опеку (попечительство) и усыновление 2214 детей.

Поиск точек соприкосновения в отношениях России с другими странами в сфере защиты детей идет по многим направлениям, в основном, за счет приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами. Новые формы устройства детей разрабатываются за счет внутренних резервов, а не за счет обмена опытом с зарубежными специалистами.

Вместе с тем> развитие нормативной базы по вопросам защиты детей заставляет предъявлять к институту усыновления все более жесткие требования для того, чтобы он продолжал оставаться одним из лучших способов решения проблем сиротства и беспризорничества.

Такие институты, как приемная семья, детская деревня, замещающая семья, учебный корпус и другие формы устройства, также способны гибко реагировать на конфликтные ситуации, неизбежно возникающие в процессе общения с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Цель и задачи исследования предопределены значимостью и

— б —

комплексностью проблемы- Цель работы состоит в получении комплексного знания о процессе усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, российскими гражданами и иностранцами, как особого направления деятельности государства, учреждений и организаций, а также в выработке предложений по совершенствованию данного института.

В данном исследовании автор ставит перед собой следующие задачи:

проанализировать характеристики российского и международного процессов усыновления с историко-правовых позиций;

исследовать устоявшиеся взгляды и представления на данный институт путем акцентирования внимания на противоречивых и неясных моментах;

обобщить опыт правового регулирования внутрироссийского и межгосударственного усыновления;

путем проведения детализированного анализа собранного материала и обоснования сформулировать выводы, относящиеся к осеювным правовым и практическим проблемам данного института;

предложить ряд изменений в действующие нормативно-правовые акты.

При проведении исследования были использованы общенаучные и специальные методы, В основу рассмотрения эволюционных процессов положена методика исторического мониторинга формирования института усыновления- Для решения поставленных в работе задач потребовалось оперирование методами системного и структурного анализа, использование логических заключений и статистических исследований на основе синтеза полученных данных и заключений- С помощью метода сравнения для выявления общего и особенного автор сопоставил однотипные явления: защиту, охрану и обеспечение. Опора на структурно-функциональный метод дала возможность раскрыть сложную структуру государственного механизма охраны прав детей, каждый элемент которого выполняет присущие только ему

.. 7 —

функции. Эмпирические методы потребовали не только обобщения современной оперативной информации, но и анализа утративших юридическую силу и актуальность нормативных актов, а также изучения статистических данных, являющихся внешними показателями реализованное всех аспектов усыновления.

Нормативная база исследования сформирована на информационно-правовой основе международно-правовых актов (Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года1, Конвенция о компетенции, о применимом праве и о признании решений в отношении усыновления от 15 ноября 1965 года2, Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 года3, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года4, Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 года5).

Основу национального законодательства по вопросам усыновления составили положения Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (далее — Конституция) по вопросам охраны детства, Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ с изменениями и дополнениями (далее — СК), федеральные законы и подзаконные акты.

Научно-теоретическую основу исследования проблематики составили труды современных ученых-правоведов, педагогов, психологов, социологов, в

1 Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. -М.: Юридическая
литература, 1990, — С.385-388 (далее-Декларация прав ребенка),

2Международное частное право. Сборник документов. / Сост. К-А.Бекяшев и Г.А.Ходаков. —
М.: БЕК, 1997.-С669-674.

Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 года №41/95» // Международные акты о правах человека. Сборник документов. / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.АЛукашева. — 2-е изд., доп. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002, -С.278-282 (далее-Декларация от 3 декабря 1986 года).

4 Действующее международное право. В 3-х томах. / Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова. Том 2. — М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.-С.48-68 (далее-Конвенция от 20 ноября 1989 года).

Международное частное право. Сборник документов. / Сост. К*А.Бекяшев и Г.А.Ходаков. -М.: БЕК, 1997- — С.712-720 (далее — Конвенция от 29 мая 1993 гола).

— s —

том числе и практиков, осветивших различные аспекты усыновления с позиции семейного права, гражданского и уголовного процессов, конституционного и международного права.

Существенную помощь в достижении сформу лированных целевых установок оказали работы М.В.Антокольской, Ю.Ф.Беспалова, В.Г.Глухаревой, СХА.Дюжевой, О.А.Кабышева, Ю.А.Королева, А.М.Нечаевой, М.Н.Николаева, Л.М.Пчелинцевой, Е.А.Поссе, А.

Пергамент,

О.Понятовской С.Сорокина, ПСемья, Э.ПЭйдемиллера и других.

Несмотря на большой объем имеющегося материала по рассматриваемой тематике, на сегодняшний день отсутствуют монографии, посвященные межгосударственному усыновлению и сравнительному анализу правового регулирования этой процедуры с внутренним законодательством ряда стран.

Имеющиеся работы в большинстве носят фрагментарный,

Источник: http://www.dslib.net/civil-pravo/usynovlenie-detej-grazhdanami-rossijskoj-federacii-inostrannymi-licami-licami-bez.html

Диссертация усыновление детей в рф

Усыновление детей иностранными гражданами диссертация

Проработано определение природы отношений, порождаемых усыновлением детей-граждан России иностранными гражданами, классифицированы три отдельные группы условий, соблюдение которых необходимо при установлении усыновления детей-граждан России иностранными гражданами.

Бородич Ксения Юрьевна

12. В связи с особой актуальностью вопросов ответственности сторон следует не только с бывших усыновителей алименты, в связи с отменой усыновления, но и в отношении ребенка предпринимать реабилитационные процедуры, о чем необходимо указывать в решении суда.

Усыновление (удочерение) детей гражданами Российской Федерации, иностранными лицами, лицами без гражданства тема диссертации и автореферата по ВАК, кандидат юридических наук Прудникова, Лариса Борисовна

Теоретической базой исследования являются научные труды ученых-цивилистов: Б.САнтимонова, М.В.Антокольской, АДО.Азизовой, Я.Р.Веберса, Е.М.Ворожейкина, И.В.Гессена, А.Г.Гойхбарга, К.А.Граве, В.М.Забродиной, О.СЛоффе, О.Ю.Косовой, Л.А.Кузьмвчевой, С.А.Муратовой, А.М.Нечаевой, АЛПергамент, Л.М.Пчелшщевой, Г.Ф.Шершеневича и других.

Усыновление детей — граждан России иностранными гражданамитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции ВАК РФ

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства основной задачей является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие. Особую актуальность в этой связи приобретают надежная охрана и защита интересов детей.

Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении детей российскими гражданами: по материалам правоприменительной практики Республики Дагестан

В соответствии с принципами Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве (Федеральный закон «О правах ребенка в Российской Федерации», Гражданский процессуальный, Семейный кодексы Российской Федерации, другие федеральные законы и нормативно-правовые акты) определено, что ребенку для всестороннего и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, иметь имя, фамилию и гражданство.———————————

Конвенция о правах ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Нормативно-правовые аспекты усыновления детей граждан Российской Федерации иностранными гражданами и изменения их гражданства (Миронов М

Объектом преступления выступают общие интересы всех членов семьи. Факт тайны охраняется законом с момента вынесения судебного решения об усыновлении. До этого времени информация о намерениях тех или иных лиц принять в семью ребенка, биологическими родителями которого они не являются, не входит в область действия уголовного кодекса.

Какая уголовная ответственность грозит за разглашение тайны усыновления (удочерения)

На сегодняшний день проблема насилия в отношении детей, усыновленных иностранными гражданами, является одной из самых актуальных. Так, по данным американского Национального комитета по усыновлению, в период с 1996 по 2008 годы в США погибли 15 российских детей, усыновлённых американскими гражданами, ещё один — в Канаде.

По данным, приведённым «Российской газетой», с 2006 года по первое полугодие 2010 года в США погибли 17 усыновлённых американскими родителями российских детей. Впрочем, газета «Новые известия» приводит сравнение: за 1991—2006 годы из общего количества детей, усыновлённых иностранцами, погибли пятеро, еще 16 стали жертвами несчастных случаев.

В России за тот же период погибли 1220 приёмных детей, из них 12 человек были убиты усыновителями [6].

Усыновление личными дворянами, лицами духовного звания и «почетными гражданами» производилось по постановлению губернских правлений; купцами — по постановлению казенных палат. При этом во всех случаях требовалось утверждение Сената.

В крестьянской среде усыновление совершалось лишь с ведома мирских обществ. При усыновлении мещанами требовалось утверждение казенной палаты3.

Новое в законодательную регламентацию семейных отношений правового положения ребенка и усыновления было внесено в 1832 году Сводом Законов Российской империи.

Правовые проблемы усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России Дзугаева Алла Зауровна

В Конституции РФ записано право граждан на личную и семейную жизнь. Из него проистекает норма, гарантирующая строгое сохранение информации об акте усыновления. Все должностные лица, участвующие в процессе, владеющие соответствующей информацией, обязаны хранить ее в тайне.

Процедура и правила усыновления детей в России в 2018 году

— усыновление – это правовой акт, в результате которого несовершеннолетний ребенок (усыновляемый) и лицо или лица, отвечающие всем предъявляемым требованиям (усыновитель), приобретают права и обязанности, предъявляемые к кровным матери, отцу и их ребенку. Понятие усыновление и удочерение тождественны и несут одинаковую смысловую нагрузку.

Магистерская диссертация: Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечительства родителей

В настоящее время вопросы правового регулирования усыновления как одной из форм реализации права ребенка на семейное воспитание кратко излагаются при комментировании семейного и гражданского процессуального законодательства, а также освещаются в соответствующей учебной литературе. Полнота рассмотрения этих вопросов определяется учебными целями.

Усыновление как одна из форм реализации права ребенка жить и воспитываться в семье

Рассмотрим аргументы «за». Жестокое отношение к детям зависит только от психологических характеристик усыновителей, но никак не от государства, в котором они проживают и с этим сложно не согласиться. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, независимо от того, иностранная это семья или российская.

Соучредитель общественного благотворительного фонда «Родительский мост» Галина Вещеверова говорит о том, что «есть такие категории детей, которые, действительно, не нужны семьям российских граждан».

Например, «не каждая русская семья сможет взять» ребенка другой национальности, заявила эксперт по усыновлению, также к этой категории относятся дети-инвалиды.

Рекомендуем прочесть:  Арестованные квартиры от банка в уфе

Усыновление (удочерение) российских детей иностранными гражданами: «за» и «против»

Для того чтобы практически оформить данное ограничение, установлены временные рамки, когда не может быть осуществлено усыновление иностранными гражданами (а также лицами без гражданства, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами России, неявляющимися родственниками усыновляемому). В течение двенадцати месяцев после поступления информации о конкретном малыше в банк данных, его усыновить имеют право только граждане РФ и родные. После истечения двенадцати месяцев, такое право получают другие категории людей.

Процедура усыновления иностранными гражданами в РФ российских детей

Проведен детальный историко-правовой анализ динамики развития правового регулирования отношений в области международного усыновления- выявлены конституционные предпосылки защиты прав и интересов российских детей при международном усыновлении- сделан вывод о необходимости закрепления на конституционном уровне правового статуса ребенка, включая его право на жизнь и воспитание в семье- изучен, проанализирован и обобщен зарубежный нормотворческий и правоприменительный опыт защиты прав и интересов детей при международном усыновлении, на базе его изучения сформулированы конкретные практические рекомендации по его использованию в РФ- изучен и обобщен опыт международно-правового регулирования отношений по международному усыновлению, проведена оценка семейного и гражданско-процессуального законодательства РФ с позиций его соответствия нормам и принципам международного права- диссертантом выявлены пробелы и противоречия в нормах материального и процессуального права и сформулированы конкретные рекомендации по их устранению. Все изложенное, свидетельствует о конкретном личном вкладе диссертанта в развитие науки семейного права и гражданского процесса по проблемам международного усыновления.

Защита прав и интересов детей — граждан России при их усыновлении иностранными гражданами и лицами без гражданства по законодательству Российской Федерации

После того, как ребенок и потенциальные родители нашли общий язык и понравились друг другу нужно обращаться в суд. В России усыновление происходит только через суд. Будущие родители подают в суд заявление об усыновлении, которое должно быть составлено грамотно и со ссылками на закон.

Усыновление ребенка в России

30 Ноя 2018      pervyiurist         36      

Источник: http://onelawyer.ru/strahovoe-pravo/dissertatsiya-usynovlenie-detej-v-rf

Административный округ
Добавить комментарий