Уголовный кодекс ук рб

Разъясняет адвокат Якушев Виталий Викторович

Уголовный кодекс ук рб

В настоящей статье я прокомментирую наиболее важные изменения, внесенные в Уголовный кодекс Республики Беларусь Законом от 9 января 2019 года.

Из системы наказаний исключен такой вид дополнительного наказания как конфискация имущества.

Вместе с тем в УК вводится статья о специальной конфискации, под которой понимается принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, добытого преступным путем, предметов преступления, орудий и средств совершения преступления, вещей, изъятых из оборота. Вместо конфискации имущества в качестве дополнительного наказания будет применяться штраф.

Статья о заражении ВИЧ дополнена примечанием, согласно которому лицо освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ, было своевременно предупреждено о наличии у первого лица этого заболевания и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

Клевета и оскорбление будут влечь уголовную ответственность только в случаях, если они будут содержаться в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, либо в сети Интернет, иной сети электросвязи, а также клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Исключается уголовная ответственность за незаконную организацию деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности.

Смягчается уголовная ответственность за хищение путем использования компьютерной техники по ч. 4 ст. 212 УК, предусматривается ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет (ранее был предусмотрен срок от 6 до 15 лет).

Увеличен размер крупного и особо крупного ущерба (дохода) влекущего за собой уголовную ответственность по экономическим преступлениям:

  • крупный размер повышается с 250 до 1000 базовых величин;
  • особо крупный размер повышается с 1000 до 2500 базовых величин.

Вводится правило о недопустимости назначения наказания в виде лишения свободы впервые осуждаемому лицу, совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением контрабанды, незаконных экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем).

Отдельные составы экономических преступлений исключены из УК (ст. 224 — нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь, ст. 232 — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ст. 234 — лжепредпринимательство, ст. 244 — нарушение антимонопольного законодательства, ст. 249 — дискредитация деловой репутации конкурента).

Ст. 233 УК о незаконной предпринимательской деятельности изложена в новой редакции, уголовную ответственность будет влечь только безлицензионная предпринимательская деятельность, т.е. осуществление деятельности без лицензии в случае, когда лицензия обязательна.

Ст. 243 УК об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов изложена в новой редакции, для целей данной статьи крупным размером ущерба будет признаваться ущерб на сумму не менее 2000 базовых величин (ранее – 1000 базовых величин), особо крупным размером – не менее 3500 базовых величин (ранее – 2500 базовых величин).

Ст. 327 УК о хищении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов дополнена примечанием о том, что крупный размер наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов устанавливается Правительством.

Ст. 328 УК о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов в части возможных видов основного наказания не изменяется, заменяется лишь дополнительное наказание в виде конфискации имущества штрафом.

Вводится уголовная ответственность за пропаганду самоубийства, т.е. за умышленное распространение в любой форме информации в целях возбуждения у индивидуально неопределенного круга лиц решимости совершить самоубийство.

Смягчается уголовная ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера по ч. 2 ст. 343 УК путем введения альтернативного лишению свободы наказания в виде ограничения свободы на срок от 2 до 4 лет.

Корректируется норма об освобождении от уголовной ответственности за дачу взятки и посредничество во взяточничестве (ст. 431 и 432 УК), вводится как условие освобождения от уголовной ответственности не только добровольное заявление о содеянном, но и одновременное при этом активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

Вводится уголовная ответственность за предоставление незаконного вознаграждения работнику государственного органа либо иной государственной организации, не являющемуся должностным лицом.

При этом предусматривается освобождение лица, предоставившего вознаграждение, от уголовной ответственности в случаях, если в отношении его имело место вымогательство вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

Закон о внесении изменений в УК предусматривает пересмотр приговоров, по которым осужденные не отбыли наказания, в случаях, когда изменения в УК смягчают наказуемость деяний или иным образом улучшают положение лиц, совершивших преступления, в том числе лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость, что соответствует правилу об обратной силе уголовного закона, улучшающего положение лиц, совершивших преступления.

Изменения в УК вступают в силу через 6 месяцев после официального опубликования, т.е. с 19 июля 2019 года.

Источник: http://www.rka.by/blogs/izmeneniya-v-ugolovnyy-kodeks-respubliki

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Уголовный кодекс ук рб

Уголовный кодекс РБ – основной источник уголовного права в Беларуси. В теории и официально принято, что только он устанавливает, что является преступным и предусматривает соответствующее наказание (санкцию). Вместе с тем есть несколько «НО», которые корректируют данное утверждение:

  • более половины статей особенной части Уголовного кодекса РБ отсылаются на иные нормативно правовые акты, т.е. являются бланкетными. В качестве примера, можно привести актуальную проблему в нашем обществе с распространением и хранением наркотиков и вопрос о том, что является наркотическим средством, уровень его опасности и средство, которое на данный момент такими качествами не обладает. И это регулируется не Уголовным кодексом РБ, а подзаконным актом, принимаемым Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласования с Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
  • Анализ сложившийся ситуации, перспективы расследования уголовного дела во многом предопределяются сложившейся практиков правоприменения и в данной части в центре внимания находятся постановления пленума Верховного суда, которые также относятся к законодательству. Именно они решают задачу как толковать и применять уголовный кодекс, который по мнению некоторых исследователей в ряде случаев может быть истолкован двояко.

Если Ваши интерес по поиску уголовного кодекса РБ состоит только в скачивании текста, чтении онлайн, тогда предлагаем следующую ссылку на сайт эталононлайн.

бай, нажав на которую будет доступен актуальный текст Уголовного кодекса Республики Беларусь 2014  в последней редакции. Если необходим Уголовный кодекс РБ, который действовал с 1960 по 01.01.2001 г. предлагаем воспользоваться следующей ссылкой.

В дополнение наши адвокаты подготовили настоящую статью, которая предоставит Вам «логический ключ» к наиболее эффективному и содержательному прочтению по интересующей проблематике.

Уголовный кодекс РБ: структура

Уголовный кодекс Республики Беларусь состоит из двух частей — общей и особенной. Данное деление объективно способствует удобному изучению и правоприменению.

Общая часть уголовного кодекса РБ содержит положения, которые применяются для оценки конкретной деликтной ситуации, регулируют порядок назначения и освобождения от наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних лиц.

Особенная часть уголовного кодекса РБ описывает деяния, которые признаются преступными и предусматривает за них соответствующее наказание.

Уголовный кодекс РБ: общая часть

Прочтение уголовного кодекса РБ следует начать с изучения терминов, особенно это касается разъяснений понятия «близкий родственник», «члены семьи» (более подробно смотрите статью 4 УК РБ), т.к. это наиболее сильным образом определяет объем прав лиц, знакомых с подозреваемым, обвиняемым:

имеют право отказаться от дачи показаний. (часть 3 статьи 60, 87 УПК РБ, статья 402 Уголовного кодекса РБ); близкие родственники или законные представители в соответствии могут быть защитниками в суде по ходатайству обвиняемого;

после вынесения обвинительного приговора имеют право на свидание с осужденным (ст.396 УПК РБ).

В разделе 2 Уголовного кодекса Республики Беларусь обратите внимание на статьи:

  • ст. 15 добровольный отказ от преступления;
  • ст. 16 соучастие в преступлении;
  • ст. 21 вина и ее формы;
  • ст. 26. Невиновное причинение вреда;
  • ст. 27 возраст, с момента которого лицо подлежит ответственности;
  • ст. 33 перечень преступлений, по которым лицо привлекается к ответственности по просьбе потерпевшего;
  • ст. 34-39 случаи предусмотренные уголовным кодексом, когда совершенные действия не считаются преступными.

В разделе 3 Уголовного кодекса Республики Беларусь:

  • ст. 44-61 содержаться виды наказаний, условия их применения;
  • ст. 63, 64, 69 описывают обстоятельства признанные законом отягчающими, смягчающими, а также учет последних при определении наказания;
  • ст. 77-81 предусматривают иные меры ответственности, которые не являются наказанием;
  • ст. 82-96 описаны случаи освобождения от уголовной ответственности.

В разделе 5 Уголовного кодекса Республики Беларусь содержаться особенности ответственности несовершеннолетних в ст. 108-121.

Уголовный кодекс РБ: особенная часть

Особенная часть Уголовного кодекса Республики Беларусь содержат статьи, описывающие признаки конкретного преступного деяния, а также предусматривает соответствующее наказание. Статьи объединены в главы, которые располагаются в соответствии с иерархией ценностей законодателя.

Знакомясь с конкретной статьей, обратите внимания на имеющиеся приложения к статье, а также в начале соответствующей главы. Возможные варианты по применению наказания оцените с учетом ст. 12, 63, 64, 69, 77-89 УК РБ.

Помните об отсылке к другим нормативным актам, для примера смотрите примечание к статье 327 необходимое для  понимания статьи 328 Уголовного кодекса РБ.

Полезные источники информации по применению уголовного кодекса Республики Беларусь

Для правильного толкования и ознакомления с правоприменительной практики следует ознакомиться с постановлениями Пленума Верховного суда Республики Беларусь, а также обзорами судебной практики. Кроме того, рекомендуем ознакомиться с публикациями в журналах: Судебный вестник, Юстиция Беларуси, Право Беларуси и др.

Юридическая помощь по преступлениям предусмотренным уголовным кодексом РБ

Адвокаты проекта «Правник» по уголовным делам в РБ осуществляют следующие виды помощи:

Для связи с адвокатами можете воспользоваться следующими номерам телефонов: +375 29 776-12-35 мтс; +375 29 569-85-66 мтс;

+375 29 690-78-20 вел.

Чтите и читайте Уголовный кодекс РБ.

Источник: https://pravnik.by/ugolovnyj-kodeks-rb.html

«Дело Комка сегодня было бы невозможным». Разбираем изменения в УК

Уголовный кодекс ук рб

Поправки в Уголовный кодекс в части экономических нарушений вступили в силу 19 июля. Они затронут весь белорусский бизнес, в том числе ИТ. Вместе с юристом-практиком, автором Telegram-канала по вопросам ведения бизнеса Дмитрием Зикрацким проанализировали, какие нормы связаны с интересами айтишников.

Полегчает фрилансерам и продавцам на маркетплейсах

— Принятые изменения влияют на ведение бизнеса как такового, поэтому в первую очередь затрагивают директоров, бухгалтеров и собственников ИТ-компаний. Здесь я описал, какие именно.

Рядовых айтишников они касаются меньше, хотя одна норма существенно повлияет также на фрилансеров.

Это статья  233 — ранее она называлась «Незаконная предпринимательская деятельность» и касалась занятия деятельностью, которая является запрещённой, осуществляется без госрегистрации или без лицензии и сопряжена с получением дохода в крупном размере.

Теперь данная статья называется «Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии)» и касается только деятельности, осуществляемой без лицензии, сопряжённой с получением дохода в крупном размере.

Зачастую фрилансеру сложно понять, нужно ли ему регистрироваться в качестве ИП. Если он работает на одного заказчика-нерезидента, то регистрация не обязательна. Но в том случае, если фрилансер работает на двух, трёх, четырёх и т. д.

 заказчиков и получает доход из нескольких источников, то, в соответствии с определением в Гражданском кодексе, его деятельность является предпринимательской. А значит, надо регистрировать ИП. Если регистрации нет и он получил доход в крупном размере, значит, осуществил незаконную предпринимательскую деятельность со всеми вытекающими.

Хотя на самом деле цель такой жёсткой причинно-следственной связи не достигается, ведь по сути, никакого ущерба обществу этот гражданин не нанёс — даже наоборот.

По закону, гражданину выгоднее зарегистрировать ИП и, применяя упрощённый порядок налогообложения, платить 5% налога. Если он этого не сделал, все его доходы будут облагаться налогом 13%. Так в чём тут преступление?

Те айтишники, которые начинали фрилансить после университета или сразу после школы и не знали всех нюансов законодательства, могли попасть под уголовную ответственность. Сейчас критерий «деятельность без госрегистрации» исключён из статьи 233, и, на мой взгляд, правильно. 

Кроме госрегистрации, в статье 233 был такой признак, как «запрещённая деятельность».

Из-за того, что некоторые формулировки в наших законодательных актах очень скользкие, было сложно понять, что это вообще такое. Поэтому в этой части дел по статье 233 практически не было.

Так что хорошо, что эту формулировку убрали. В данном случае законодатель просто привёл Уголовный кодекс в соответствие со сложившейся практикой.

Людей, которые продают приложения через маркетплейсы и получают доход, эти поправки затрагивают?

Теоретически эти программисты могли попасть под статью 233. Всё зависит от того, откуда у них приложение. Если сами написали, то всё и так было в порядке — это объект их авторского права.

А вот если они привлекали к разработке наёмную силу, платили им, потом продавали программы и за счёт этого извлекали прибыль, то да, налицо предпринимательская деятельность, и без госрегистрации она могла быть признана незаконной.

Получается, и для этой категории лиц вышло послабление.

Кто победил в споре Цепкало vs Конюк

Бывший директор Парка Валерий Цепкало три года назад активно выступил против статьи 233. Он настаивал на исключении уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Генпрокурор Александр Конюк тогда резко ему возразил: убрать статью невозможно. Так чья в итоге взяла?

То, что предлагал Цепкало, полностью реализовано. Он настаивал, что статью 233 надо отменить, но за исключением тех случаев, когда бизнес связан с оказанием медицинских услуг и финансовыми махинациями вроде построения финансовых пирамид.

Фактически так и сделали: в статье 233 было три составляющих — деятельность без регистрации, запрещённая деятельность и деятельность без лицензии — теперь осталась только деятельность без лицензии, а это как раз медицина, финансы и прочие опасные вещи. 

Почему тогда генпрокурор так возмущался?

Потому что прокурор — это сторона обвинения, последняя инстанция перед судом. Фактические он говорит: пока такая статья есть, я обязан её применять, и не мне решать, преступление это или нет; если парламент и президент решат, что это не преступление, тогда и я соглашусь с этим. Это жёсткая позиция, но для прокурора она правильная.

Генпрокурор выступал за сохранение статьи, Цепкало выступал за отмену наказания для предпринимателей, и в общем, каждый получил своё

Совершенно верно. Статья осталась, причём именно в той  части, в какой говорил Цепкало, — в части того бизнеса, что сопряжён с повышенной опасностью. А во всех других случаях она отменена.

Получается, айтишники под статью 233 подпасть не могут?

Не могут. Правда, в статье 233 есть ещё часть 2, которая касается финансовых пирамид, но если айтишники не будут заниматься их построением, то всё будет хорошо.

Дела Алексея Комка, Виктора Прокопени были же по ст. 233 возбуждены? Сейчас они были бы невозможны?

В чём была суть дела Прокопени, я, честно говоря, так и не понял. Что касается дела Комка, то да, в новых реалиях оно было бы невозможным. 

И если человек уже осуждён по этой статье, то Уголовный кодекс в данном случае (в том случае, если он смягчает ответственность или меняет трактовку деяния) имеет обратную силу.

Те лица, которые находятся под стражей или были осуждены по статье 233 именно в части занятия незаконной предпринимательской деятельностью, со вступлением в силу поправок в УК подлежат освобождению.

Если к этому времени такие лица уже освобождены, но судимость с них ещё не снята, она снимается.

То же самое касается критериев крупного и особо крупного дохода. Суды сейчас будут пересматривать дела в соответствии с новыми планками. Если ранее доход был признан крупным, так как он равнялся, например, 280 БВ, то сейчас он больше не считается крупным.

Значит, дело должно быть пересмотрено и человек — освобождён. 

Увеличены понятия крупный и особо крупный размер для целей привлечения к уголовной ответственности по гл. 25 УК РБ (Преступления против порядка осуществления экономической деятельности).

Ранее крупным размером (сделкой, ущербом, доходом (наживой) в крупном размере) являлась сумма в 250 и более базовых величин, стало 1000 базовых величин.

 Особо крупным размером ранее была сумма в 1000 и более базовых величин, стало в 2000 базовых величин.

Это огромная работа

Да. Но она — на благо людей, множество людей она осчастливит. Ещё на этапе принятия закона все эти дела отсортировывают, чтобы с момента его вступления в силу их можно было оперативно пересмотреть.

Тем более УК был опубликован ещё в январе, у правоохранительных и судебных органов было полгода, чтобы найти все подходящие приговоры и сформировать дела.

Практически уверен, что все те лица, которые подлежали освобождению, 19 июля вышли из мест лишения свободы. 

Насколько затрагивают ИТ-бизнес поправки в части неопасных преступлений? 

Установлено, что наказание в виде лишения свободы не может быть назначено впервые осуждаемому лицу, совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением контрабанды, незаконных экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем).

Не могу сказать, что конкретные поправки в УК посвящены именно айтишникам. За исключением разве что статьи 212 — «Хищение путём использования компьютерной техники».

Под неё подпадает хакерство, кардинг и т. д. В ч.

4 этой статьи (деяния, совершённые организованной группой в особо крупном размере) есть изменения: раньше по ней было предусмотрено от 6 до 15 лет лишения свободы, сейчас — от 5 до 12. 

Но это — тяжкое преступление.

А вообще в обновлённом УК снизили ответственность за деяния против порядка осуществления экономической деятельности, не представляющие большой общественной опасности (умышленные преступления или преступления, совершённые по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание на срок не более двух лет или иное более мягкое наказание), и менее тяжкие преступления (те, за которые предусмотрено наказание от 2 до 6 лет). Теперь за такие экономические преступления не будут лишать свободы.

Уклонение от налогов сюда относится?

Статья 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» предусматривает лишение свободы до 3 лет, значит, такое преступление относится к категории «менее тяжких», значит, да, новая редакция распространяется и на уклонение от уплаты налогов.

Если уклонение от уплаты налогов допущено в крупном размере и это совершено в первый раз, значит, лицо не подлежит лишению свободы. Значит, наказанием будет либо штраф, либо ограничение свободы.

Но если размер будет особо крупным, то преступление будет считаться тяжким (так как наказание по нему свыше 6 лет) и по нему будет предусмотрено лишение свободы.

Странная логика. Вы смотрите, какое наказание предусмотрено, и по этому критерию определяете тяжесть. 

Да, категория преступления зависит от наказания. Каким-то образом необходимо было выстроить логику, и наше законодательство выстроило такую: категория преступления по тяжести зависит от максимального наказания по данному виду преступления.

Значит, в части ответственности за неуплату налогов бизнес тоже имеет важное послабление

Да, для руководителей и бухгалтеров ИТ-компаний это имеет большое значение. Дамоклов меч висел над всеми: ты неправильно истолковал норму закона, применил какую-то льготу и неумышленно недоплатил налоги — в этой ситуации ты рисковал не только «попасть» на штраф, но и лишиться свободы. Сейчас шансов на то, что свободы не лишат, стало больше.

Тут имеет значение ещё и повышение критерия «ущерб в крупном размере». Шаг повышения  — адекватный?

Увеличили размер ущерба для целей привлечения к ответственности по ст. 243 УК РБ (Уклонения от уплаты сумм налогов, сборов). Теперь для привлечения к ответственности необходимо, чтобы ущерб был не менее 2 000 БВ (ранее 1 000 БВ). Ответственность по части второй (особо крупный размер) наступит в случае причинения ущерба на сумму не менее 3500 БВ (ранее 2000 БВ).

Поскольку под доходом в этом контексте понимается вся полученная выручка, то это мало

Что такое доход в целях УК? Все полученные средства. С экономической точки зрения, это не доход, а выручка. Так государству проще считать, иначе подозреваемые начнут доказывать, что все полученные от незаконной деятельности деньги они потратили на ведение этой самой деятельности и никакого дохода на самом деле не имеют.

2 000 БВ (1 БВ — 25,5 BYN. — Прим. dev.by) — это всего 24 тысячи долларов. Если компания крупная, с многомиллионными оборотами, то ошибка на 1% (допустим, неправильно применили льготу) сразу даёт большой результат. Поэтому, на мой взгляд, мало подняли. Но, с другой стороны, то, что всё-таки подняли, уже шаг вперед. Однако расслабляться не стоит.  

Какие-то негативные последствия могут быть у либерализации Уголовного кодекса? Не так давно смягчили субсидиарную ответственность, и последствия двоякие. Например, дело Play2Live: компания — банкрот, долг по зарплате — 275 тысяч долларов, всё имущество — столы и компьютеры, и никто ни за что не отвечает.

Что касается смягчения субсидиарной ответственности, то, на самом деле, ничего не изменилось. Да, было банкротство, выносилось постановление, что в нём виноват директор, на него вешали 100 млн долларов долга заимодавцам и ещё 60 тысяч долларов зарплаты сотрудникам.

Ну и что? У директора всё равно ничего нет. Если он заранее был настроен на совершение этого деяния, то все деньги он потратил на недвижимость на Мальдивах, оформив её на свою тётю. Субсидиарная ответственность ему уже не страшна, очередники всё равно ничего не получат.

Юристы шутят, что банкротство — это когда должник вынимает деньги из внутреннего кармана пиджака, перекладывает в задний карман брюк и отдаёт пиджак кредиторам

Так что с отменой субсидиарной ответственности фактически ничего не изменилось, просто бизнес-сообщество немного раскрепостилось.

Найти баланс — где ужесточить закон, а где смягчить — очень сложно. То, что для одного человека — существенно, для другого — незаметно. Одни лица совершают экономические правонарушения неосознанно, и для них смягчение потенциальной ответственности (по крайней мере, повышение порога крупного размера) является очень важным.

Понимание, что за ошибку не посадят, облегчает принятие решений и позволяет дышать свободнее. Другая категория людей, которые преступают закон осознанно, чаще всего не оглядывается на нормы УК. Они изначально настроены на совершение преступления, и на их активность снижение ответственности никак не повлияет.

Поэтому существенных рисков от либерализации УК я не вижу: если они и есть, то покроются благоприятными последствиям для бизнеса в целом.

Источник: https://dev.by/news/popravki

Административный округ
Добавить комментарий