Статья 217 тк рф с комментариями 2018

к СТ 217 ТК РФ

Статья 217 тк рф с комментариями 2018

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).

Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.

Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры.

Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

3.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.

В соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации на службу охраны труда предлагается возложить следующие функции:

— учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

— разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами;

— оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

— участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

— оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;

— организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

— оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;

— организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

— составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

— обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда и др.

5.

Руководитель организации, численность работников которой не превышает 50 человек, может ввести должность специалиста по охране труда, на которую назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы три-пять лет. Все указанные лица должны пройти специальное обучение по охране труда.

6.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации (ч. 3 ст. 217).

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.

Данные Правила устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания ими услуг по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Для организаций, оказывающих такую услугу в области охраны труда, как проведение специальной оценки условий труда, порядок аккредитации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, определены ч. 1 ст.

19 Закона о специальной оценке условий труда.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 19).

Источник: http://www.trudkod.ru/kommentarii/chast-3/razdel-10/glava-35/st-217-tk-rf

Трудовой кодекс РФ 2019

Статья 217 тк рф с комментариями 2018

Когда гражданин заключает с работодателем трудовой договор, он вступает с ним в трудовые отношения. Эти отношения полностью регулируются Трудовым Кодексом и подзаконными ему нормативными актами. ТК РФ – это кодифицированный закон о труде, имеющий высшую силу.

Чем полезен трудовой кодекс

Каждый человек, трудоустраиваясь на работу, должен знать какие у него права, и какие есть обязанности у работодателя. К сожалению, некоторые работники считают, что против начальства не найдётся управы, и спокойно терпят нарушения своих трудовых прав.

Делать этого нельзя ни в коем случае!
Ниже будут приведены наиболее «популярные» нарушения действующего трудового законодательства, которые допускает работодатель, но которые обязательно должен знать каждый работник, чтобы защитить свои права.

К таковым относятся:

  • Нарушения при найме. Работодатель не имеет права брать на работу без трудового договора. Если он предлагает это, то не стоит с ним связываться.
  • Нарушения при увольнении. Нередко работодатель грозится «уволить в один день без выходного пособия»
  • Дискриминация. Бывает и так, что начальство не повышает работника или ущемляет его права
  • Отсутствие необходимых локальных нормативных актов. С каждым актом, касающимся трудовых отношений, работник должен быть ознакомлен под роспись
  • Штрафы, удержания и незаконное снижение зарплаты
  • Вмешательство в личную жизнь работника

Каждый работник должен знать, что имеет право на самозащиту своих трудовых прав. Если он считает, что работодатель и начальство нарушают нормы ТК РФ, он имеет право обратиться с жалобой в следующие надзорные инстанции:

  • федеральную инспекцию по труду. Её территориальные отделения есть во всех крупных городах России
  • в прокуратуру
  • в суд.

За нарушение норм ТК РФ работодателю грозят серьёзные штрафы. Их суммы зависят от тяжести правонарушения и кратности его совершения. Если работодатель постоянно «наступает на одни и те же грабли», то ему не избежать высоких штрафов и реального срока тюремного заключения (за некоторые правонарушения).

трудового кодекса

Главный закон о труде состоит из 6 частей, в каждой из которых есть несколько разделов. Каждый раздел включается в себя определённое количество глав, а каждая глава – определённое количество статей. Это:

Раздел 1. Состоит из 2-ёх глав, описывающих общие положения применения данного закона в области трудового права. Данный раздел включает в себя статьи 1 – 22.

Раздел 2 состоит из 7 глав – с 3 по 9 включительно. Данный раздел посвящён социальному партнёрству в сфере труда.

Раздел 3 состоит из глав с 10 по 14 включительно. Ст. 56 – 90 данного раздела посвящены главному документы трудовых отношений – трудовому договору.

Раздел 4 состоит из 2-ух глав – 15 и 16. Ст. 91 – 105 ТК РФ посвящены рабочему времени

Раздел 5 состоит из 3-ёх глав – с 17 по 19. В ст. 106 – 128 ТК РФ говорится о времени отдыха наёмного персонала.

Целая глава 19 раздела 5 ТК РФ посвящена только отпускам. В статьях этой главы подробно расписан каждый отпуск, порядок и его предоставления и законные права работников на тот или иной отпуск.

Раздел 6 состоит из 3-ёх глав – с 20 по 22. В ст. 129 – 163 ТК РФ говорится о том, что такое нормирование труда и как происходит оплата.

Раздел 7 состоит из 6 глав – 23 – 28. В ст. 164 – 188 ТК РФ говорится гарантиях и компенсациях, которые положены таким работникам.

Раздел 8 состоит из 2-ух глав. В нём описывается распорядок дня, а также дисциплина труда. В ст. 189 – 195 ТК РФ приведены основные положения, касающиеся этих 2-ух понятий, а также виды ответственности, к которым может быть привлечены стороны трудовых отношений за нарушения распорядка и дисциплины.

В разделе 9 описываются положения, при которых происходит переподготовка работников, приведены нормы профессиональных стандартов

В ст. 209 – 231 раздела 10 говорится об охране труда, о требованиях и её организации; в разделе 11 говорится о материальной ответственности работника и работодателя друг перед другом, а также об основаниях к привлечению и последующих последствиях.

Самый объёмный – это раздел 12 ТК РФ. В ст. 251 – 351. 5 ТК РФ говорится об особенностях регулирования труда различных категорий работников.

В разделе 13 говорится о защите трудовых прав работников как самостоятельно, так и с помощью государственных надзорных органов.

Раздел 14 – это заключительные положения.

Заключение

Соблюдение норм Трудового Кодекса обязательно как для работодателя, так и для работника. Если обе стороны трудовых отношений будут пренебрегать обязанностями по отношению друг к другу, то их можно привлечь к ответственности.

Раздел 1 — Общие положения

  • Глава 1 ТК РФ — Основные начала трудового законодательства
    • Статья 1 ТК РФ — Цели и задачи трудового законодательства
    • Статья 2 ТК РФ — Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • Статья 3 ТК РФ — Запрещение дискриминации в сфере труда
    • Статья 4 ТК РФ — Запрещение принудительного труда
    • Статья 5 ТК РФ — Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
    • Статья 6 ТК РФ — Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • Статья 7 ТК РФ — Утратила силу
    • Статья 8 ТК РФ — Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
    • Статья 9 ТК РФ — Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке
    • Статья 10 ТК РФ — Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
    • Статья 11 ТК РФ — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 12 ТК РФ — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
    • Статья 13 ТК РФ — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве
    • Статья 14 ТК РФ — Исчисление сроков

Раздел 6 — Оплата и нормирование труда

  • Глава 21 ТК РФ — Заработная плата
    • Статья 133 ТК РФ — Установление минимального размера оплаты труда
    • Статья 133.1 ТК РФ — Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации
    • Статья 134 ТК РФ — Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
    • Статья 135 ТК РФ — Установление заработной платы
    • Статья 136 ТК РФ — Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
    • Статья 137 ТК РФ — Ограничение удержаний из заработной платы
    • Статья 138 ТК РФ — Ограничение размера удержаний из заработной платы
    • Статья 139 ТК РФ — Исчисление средней заработной платы
    • Статья 140 ТК РФ — Сроки расчета при увольнении
    • Статья 141 ТК РФ — Выдача заработной платы, не полученной ко дню смерти работника
    • Статья 142 ТК РФ — Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику
    • Статья 143 ТК РФ — Тарифные системы оплаты труда
    • Статья 144 ТК РФ — Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
    • Статья 145 ТК РФ — Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров
    • Статья 146 ТК РФ — Оплата труда в особых условиях
    • Статья 147 ТК РФ — Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда
    • Статья 148 ТК РФ — Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями
    • Статья 149 ТК РФ — Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных
    • Статья 150 ТК РФ — Оплата труда при выполнении работ различной квалификации
    • Статья 151 ТК РФ — Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
    • Статья 152 ТК РФ — Оплата сверхурочной работы
    • Статья 153 ТК РФ — Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни
    • Статья 154 ТК РФ — Оплата труда в ночное время
    • Статья 155 ТК РФ — Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей
    • Статья 156 ТК РФ — Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком
    • Статья 157 ТК РФ — Оплата времени простоя
    • Статья 158 ТК РФ — Оплата труда при освоении новых производств (продукции)

Раздел 7 — Гарантии и компенсации

  • Глава 26 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
    • Статья 173 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
    • Статья 173.1 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации
    • Статья 174 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
    • Статья 175 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования
    • Статья 176 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, получающим основное общее образование или среднее общее образование по очно-заочной форме обучения
    • Статья 177 ТК РФ — Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования

Раздел 12 — Особенности регулирования труда

  • Глава 41 ТК РФ — Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
    • Статья 253 ТК РФ — Работы, на которых ограничивается применение труда женщин
    • Статья 254 ТК РФ — Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет
    • Статья 255 ТК РФ — Отпуска по беременности и родам
    • Статья 256 ТК РФ — Отпуска по уходу за ребенком
    • Статья 257 ТК РФ — Отпуска работникам, усыновившим ребенка
    • Статья 258 ТК РФ — Перерывы для кормления ребенка
    • Статья 259 ТК РФ — Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни
    • Статья 260 ТК РФ — Гарантии женщинам в связи с беременностью и родами при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков
    • Статья 261 ТК РФ — Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора
    • Статья 262 ТК РФ — Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности
    • Статья 262.1 ТК РФ — Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, воспитывающим детей-инвалидов
    • Статья 262.2 ТК РФ — Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим трех и более детей
    • Статья 263 ТК РФ — Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми
    • Статья 264 ТК РФ — Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери
  • Глава 55 ТК РФ — Особенности регулирования труда других категорий работников
    • Статья 349 ТК РФ — Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена вое
    • Статья 349.1 ТК РФ — Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний
    • Статья 349.2 ТК РФ — Особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Ф
    • Статья 349.3 ТК РФ — Ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников
    • Статья 349.4 ТК РФ — Особенности регулирования труда отдельных категорий работников кредитных организаций
    • Статья 349.5 ТК РФ — Размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
    • Статья 350 ТК РФ — Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников
    • Статья 351 ТК РФ — Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) испо
    • Статья 351.1 ТК РФ — Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-ю
    • Статья 351.2 ТК РФ — Исключена
    • Статья 351.3 ТК РФ — Некоторые особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 351.4 ТК РФ — Дополнительные основания прекращения трудового договора с помощником, работником нотариуса
    • Статья 351.5 ТК РФ — Особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития

Раздел 14 — Заключительные положения

Бесплатная консультация юриста по телефону: Москва и область: +7 (499) 450-83-88 Санкт-Петербург и область: +7 (812) 509-67-15 Все регионы: +8 (800) 222-90-76 Задать вопрос онлайн

Источник: https://trudinspection.ru/kodeks.html

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 41 г. Москва

Статья 217 тк рф с комментариями 2018

В целях обеспечения единообразного применения судами уголовного законодательства об ответственности за нарушения требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (статьи 143, 216 и 217 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также в связи с вопросами, возникающими у судов, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

1.

Обратить внимание судов на то, что статьями 143, 216, 217 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее — нарушение специальных правил), которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, и повлекло наступление предусмотренных указанными статьями последствий.

2.

Исходя из примечания к статье 143 УК РФ, под требованиями охраны труда следует понимать государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в стандартах безопасности труда, правилах и типовых инструкциях по охране труда), законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливающие правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В приговоре или ином судебном решении (далее — судебное решение) по уголовному делу о преступлении, предусмотренном статьей 143 УК РФ, должны указываться соответствующие пункты нормативных правовых актов, перечисленных в примечании к данной норме.

Поскольку в соответствии со статьями 5 (часть вторая) и 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, также регулируют трудовые и связанные с ними отношения, в судебном решении дополнительно может быть сделана ссылка и на положения таких актов в целях конкретизации нарушенных государственных нормативных требований охраны труда, если соответствующие локальные нормативные акты приняты в их развитие, не противоречат им и не изменяют их содержание.

3.

С учетом того, что преступление, предусмотренное статьей 143 УК РФ, посягает на общественные отношения, связанные с обеспечением сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также иных лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, потерпевшими по уголовным делам об этом преступлении могут быть не только работники, с которыми в установленном порядке заключены трудовые договоры, но и те лица, с которыми такой договор не заключался либо не был оформлен надлежащим образом, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя.

К иным лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, относятся лица, указанные в статье 227 ТК РФ, например получающие образование в соответствии с ученическим договором.

4.

По смыслу части 1 статьи 143 УК РФ субъектами данного преступления могут быть руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений организаций, специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в установленном законом порядке (в том числе в силу их служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда.

Ответственность по статье 143 УК РФ также могут нести представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или соответствующие специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору в соответствии с частью третьей статьи 217 ТК РФ, если на указанных лиц непосредственно возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда работниками и иными лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.

5. При разрешении вопроса об отнесении определенного производства к опасным производственным объектам по уголовному делу о преступлении, предусмотренном статьей 217 УК РФ, судам следует руководствоваться Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В частности, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

6. В ходе рассмотрения каждого дела о преступлении, предусмотренном статьями 143, 216 или 217 УК РФ, подлежит установлению и доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями, что должно быть обосновано в судебном решении.

Кроме того, суд, установив в своем решении наличие такой связи, обязан сослаться не только на нормативные правовые акты, которыми предусмотрены соответствующие требования и правила, но и на конкретные нормы (пункт, часть, статья) этих актов, нарушение которых повлекло предусмотренные уголовным законом последствия, а также указать, в чем именно выразилось данное нарушение.

При исследовании причинной связи между нарушением специальных правил, допущенным лицом, на которое возложены обязанности по обеспечению соблюдения и (или) соблюдению таких правил, и наступившими последствиями суду следует выяснять в том числе роль лица, пострадавшего в происшествии. Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел только вследствие небрежного поведения самого пострадавшего, суд должен, при наличии к тому оснований, решить вопрос о вынесении оправдательного приговора.

В том случае, когда последствия наступили в результате как действий (бездействия) подсудимого, вина которого в нарушении специальных правил установлена судом, так и небрежности, допущенной потерпевшим, суду следует учитывать такое поведение потерпевшего при назначении наказания.

7.

Если требования охраны труда, правила безопасности при ведении горных или иных работ, а равно правила промышленной безопасности опасных производственных объектов были нарушены двумя или более лицами, обладающими признаками субъекта преступления, предусмотренного статьями 143, 216 или 217 УК РФ, то содеянное каждым из них влечет уголовную ответственность по данным нормам при условии, что допущенные ими нарушения специальных правил находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названных статьях Уголовного кодекса Российской Федерации.

8. Вопрос об отграничении преступления, предусмотренного статьей 143 УК РФ, от преступлений, предусмотренных статьями 216 и 217 УК РФ, следует разрешать исходя из того, при производстве каких именно работ нарушены специальные правила.

Если нарушение специальных правил (в том числе и требований охраны труда) было допущено при производстве строительных или иных работ, а равно работ на опасных производственных объектах, то содеянное при наличии других признаков составов соответствующих преступлений должно квалифицироваться по статье 216 или 217 УК РФ. При этом потерпевшим от таких преступлений может являться любое лицо, которому деянием причинен имущественный или физический вред.

9. Обратить внимание судов на то, что ответственность по статьям 216 и 217 УК РФ могут нести как работники организации, в которой произошел несчастный случай, так и другие лица, постоянная или временная деятельность которых связана с выполнением строительных или иных работ либо с опасным производством, обязанные соблюдать соответствующие правила и требования.

10. Если несчастный случай произошел в ходе работ с использованием специальных самоходных машин (трактор, экскаватор, грейдер, скрепер и т.п.

) вследствие допущенных лицом, управляющим такой машиной, в том числе и во время движения транспортного средства, нарушений правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а не в результате нарушения им правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом деяние надлежит квалифицировать по статье 216 или 217 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение соответствующих правил.

11. Нарушение специальных правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, подлежит квалификации как одно преступление, предусмотренное частью 1 статьи 143, частью 1 статьи 216 или частью 1 статьи 217 УК РФ.

В тех случаях, когда в результате нарушения специальных правил одновременно наступили последствия, предусмотренные разными частями статей 143, 216 или 217 УК РФ, все эти последствия должны быть указаны в судебном решении. При этом содеянное подлежит квалификации только по той части статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает ответственность за более тяжкие последствия.

12. Если несчастный случай произошел с лицом, которое выполняло работы или оказывало услуги на основании гражданско-правового договора, в том числе договора бытового или строительного подряда, договора возмездного оказания услуг, в действиях заказчика соответствующих работ или услуг отсутствует состав преступления, предусмотренного статьями 143, 216 или 217 УК РФ.

13. По уголовным делам о нарушениях специальных правил наряду с другими доказательствами могут быть исследованы материалы расследования несчастного случая (акт о несчастном случае на производстве и др.

), а также заключение и другие материалы расследования несчастного случая, проведенного государственными инспекторами труда и иными должностными лицами контролирующих органов.

В необходимых случаях для установления причин несчастного случая и разрешения иных вопросов, требующих специальных знаний, назначается судебная экспертиза.

14.

При назначении наказания лицам, виновным в преступном нарушении специальных правил, судам необходимо учитывать характер и степень общественной опасности этих преступлений, характер допущенных нарушений, наступившие последствия и другие обстоятельства, указанные в статье 60 УК РФ, в зависимости от которых следует, в частности, обсуждать вопрос о назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Если санкция соответствующей статьи предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания только к отдельным видам основного наказания, то в случае назначения другого вида основного наказания такое дополнительное наказание может быть применено на основании части 3 статьи 47 УК РФ (например, по части 1 статьи 143 УК РФ данное дополнительное наказание может быть назначено при назначении основного наказания не только в виде лишения свободы, но и в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или принудительных работ).

15. По делам данной категории суды должны обращать особое внимание на необходимость установления причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также на способствующие этому условия и принимать предусмотренные законом меры к их устранению.

В частных постановлениях (определениях) судам не следует ограничиваться констатацией обстоятельств совершенного преступления.

В них должны указываться конкретные нарушения требований охраны труда и правил безопасности работ в данной организации, явившиеся причиной гибели людей, производственных травм или заболеваний и требующие принятия соответствующих мер по устранению выявленных недостатков и организации безопасных условий труда.

16. Рекомендовать судам периодически обобщать практику рассмотрения уголовных дел о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, анализировать причины допускаемых ошибок и принимать необходимые меры к повышению уровня рассмотрения дел этой категории.

17. В связи с принятием настоящего постановления:

признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 16 «О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ»;

признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 года N 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 21 декабря 1993 года N 11, от 25 октября 1996 года N 10, от 6 февраля 2007 года N 7, от 3 марта 2015 года N 9).

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

В. Лебедев

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации

В. Момотов

Источник: https://rg.ru/2018/12/05/ohranatruda-dok.html

Статья 217 трудового кодекса рф с изменениями 2019

Статья 217 тк рф с комментариями 2018

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.Право на труд в условиях безопасности и гигиены должно быть гарантировано каждому работнику.Обеспечивать безопасные трудовые условия обязаны работодатели. Для того, чтобы реализовать свои обязанности, руководство должно выполнять целый спектр мероприятий и действий по охране труда.В целом охрана труда представляет собой комплексные меры по сохранению жизни и здоровья сотрудников во время трудовой деятельности.

Скачать Трудовой кодекс ТК РФ 2019

Как предписывает Трудовой кодекс охрана труда первостепенно обеспечивается путём создания на предприятии специальной службы — службы безопасности (ст 217 ТК РФ).

В каждой фирме, число работников которой превышает 50 человек, должна быть создана такая служба.

Служба охраны труда (ОТ) также может быть организована и на предприятиях с меньшим числом сотрудников, если того требуют особенности вида деятельности.

В таком случае служба безопасности создаётся по решению руководителя.

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. Порядок учета мнения представительного органа работников изложен в ст. Если же это имеет место, то такой локальный нормативный акт признается недействительным.

В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Конкретные формы взаимоотношений работодателя с представительным органом работников при принятии локальных нормативных актов (согласование, учет мнения), если это не установлено ТК, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашением.

Трудовой кодекс РФ существенно повысил роль, которую призваны играть локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, применяемые работодателем.

К локальным нормативным актам относятся акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателями — юридическими лицами (организациями) и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями в пределах своей компетенции в определенном законом порядке, действующие только у данного работодателя. В качестве представительного органа работников может выступать соответствующий профсоюзный орган или иной представитель работников, который может быть образован в случаях, предусмотренных ТК (см. В комментируемом Кодексе значительно расширена правовая основа для принятия локальных актов.

В отличие от актов правоприменения (приказы или распоряжения о назначении лица на должность, предоставлении отпуска, увольнении работника с работы и т.д.), которые всегда имеют конкретного адресата, локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о комиссии по трудовым спорам и т.д.

) распространяются на всех работников у данного работодателя или некоторые их категории.

Увеличен круг вопросов, по которым локальные нормативные акты должны приниматься работодателем, существенно конкретизированы сами процедуры такого локального нормотворчества, предусмотрен новый минимум обеспечения законности этих актов в рамках конкретной организации.

В некоторых случаях, установленных ТК, работодатель должен согласовывать с представительным органом работников принятие локальных нормативных актов (правил внутреннего трудового распорядка, графиков сменности, актов по нормированию труда и др.

) или учитывать мнение этого органа. Применение локальных нормативных актов связано прежде всего с управленческими функциями работодателя, его руководством процессом подбора работников, с которыми был заключен индивидуальный трудовой договор.

Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, предусмотренной законом, иным нормативным правовым актом, а также коллективным договором, соглашением.

В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при применении нормативных актов, содержащих нормы трудового права, обязан учитывать мнение представительного органа работников.

Трудовой кодекс расширил и конкретизировал формы участия работников в принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Кодекс четко предусматривает случаи, когда локальные нормативные правовые акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников. 190 настоящего Кодекса правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

135 ТК РФ предусматривает, что система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Таким образом, с учетом мнения представительного органа работников, прежде всего мнения выборного профсоюзного органа, должны приниматься локальные нормативные акты по определенным вопросам, касающимся рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, трудового распорядка и трудовой дисциплины, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, охраны труда.

А что касается порядка учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников при принятии локальных нормативных актов, то он предусмотрен в ст. Особенность локальных нормативных актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках конкретной организации.

Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением либо принят без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, то он является недействительным и не подлежит применению с момента их принятия.

В таких случаях применяются трудовое законодательство или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Гражданский кодекс РФ является основным юридическим документом, регулирующим гражданские отношения материального и нематериального характера.

Нормативы этого кодекса позволяют физическим и юридическим лицам отстаивать свои нарушенные права.

Гражданский кодекс России отличается большим объёмом и разнообразием рассматриваемых процессов, объектов и взаимоотношений.

При этом он обладает правом приоритета на федеральном уроне перед другими законами сферы гражданского права.

Это означает, что все законы гражданского характера не могут противоречить нормам ФЗ №51, 14, 146, 230.

Административный округ
Добавить комментарий