Сша программа защиты свидетелей

У истоков программы защиты свидетелей: сша и россия

Сша программа защиты свидетелей

Иркутск

11 февраля 2018г.

Правительство РФ не раз поднимало вопрос о развитии программы государственной защиты, уделяя внимание безопасности свидетеля. Однако закон о программе защиты свидетелей был принят лишь в 2004 г. Федеральным законом № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г.

В уголовное судопроизводство были введены меры безопасности для защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. На момент принятия данного закона в России федеральная программа по защите свидетелей в США действовала уже более 30 лет.

Удалось ли России обойти США в развитии программы защиты свидетелей, стоит изучить подробнее.

Идея создания программы по защите свидетелей в США в 1960 г. была предложена Юридическим Департаментом по борьбе с организованной преступностью. Сама программа появилась позднее, в 1970 г., начала свою реализацию в 1971 г.

На сегодняшний день по этой программе предоставляется защита более чем 8600 свидетелям и 9900 членам их семей, которые за это время получили 24-х часовую охрану, новые документы, сменили место жительства и получили всю необходимую медицинскую помощь, вплоть до проведения пластических операций.

Таковы сведения, предоставленные официальным сайтом судебных исполнителей США, а конкретно руководителем программы по защите свидетелей Дэвидом Харлоу [2].

При этом Геральд Шур, создатель программы, уточняет, что не все граждане, подпадающие под программу защиты свидетелей в США, являются законопослушными гражданами, из них 95% американцев, являются нарушителями закона, либо находятся в тесной связи с криминалом.

Проблемы, возникающие в США у свидетелей при вступлении в программу, вполне логичны: как быть с водительскими правами, социальными картами, страховкой, работой, своим домом? Выплаты, которые предоставляет программа, не являются постоянными, а лишь позволяют покрыть короткий период времени, необходимый для поиска работы на новом месте. Программа придерживается простой формулы: жизнь в большом городе стоит дороже, поэтому она предполагает переселение в небольшие города удаленных штатов [1].

В России первые шаги по созданию программы государственной защиты были предприняты в ст. 2 Конституции РФ, где защита прав и свобод человека и гражданина входит в обязанность государства, а ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина РФ.

Базой же для обеспечения безопасности лиц в уголовном судопроизводстве послужила ст. 11 УПК РФ «Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве», ч.

3 которой предусматривает, что при наличии достаточных данных об угрозе безопасности, компетентными органами должны быть приняты необходимые меры в защиту лиц, принимающих участие в уголовно процессе.

Данные нормы послужили отправной точкой для принятия Федерального закона № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

В 2007 г. был издан Приказ МВД России № 281, который утвердил Административный регламент по исполнению государственной функции обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц, участников уголовного судопроизводства и их близких.

Функция обеспечения безопасности участников судопроизводства первоначально лежала на подразделении по борьбе с организованной преступностью. Однако уже в 2008 г. Указом Президента РФ данное подразделение было расформировано.

На базе подразделения был создан отдел по обеспечению безопасности лиц, которые подлежат государственной защите [3, с. 22].

На сегодняшний день в России действует Постановление Правительства РФ от 13 июля 2013 г. № 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы»». Согласно данной программе, общий объем ассигнований федерального бюджета составил 1405,55 млн. рублей.

Лишь на 2017-2018 годы правительство выделило 280 млн. рублей на каждый год для обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Такие большие траты связаны с актуальностью проблемы, проверенной на практике при реализации программы государственной защиты на 2009-2013 годы, количество участников которой составило около 10 тыс. человек. Предполагается, что с к 2018 году количество участников составит около 20 тыс. человек.

Динамика роста количества защищаемых лиц указывает на факт необходимости развития программы. Приоритетами программы выступают повышение доверия к органам безопасности, предотвращение посягательств на защищаемых лиц, повышение эффективности уже задействованных мер безопасности.

Важно отметить тот факт, что в России процесс реализации данной программы возложен на несколько ведомств, таких как МВД РФ, ФСБ РФ и ФСИН РФ.

Между тем, хорошо известно, что если реализация одних и тех же задач возлагается на разные органы, ответственность размывается, и вместо достижения цели можно получить обратный результат [6, с. 100].

Поэтому при таком количестве министерств, задействованных в решении данного вопроса, сам факт взаимодействия ставится под сомнение, т.к. четкость механизма исполнения почти невозможна.

В сравнении с Россией, в США вопрос безопасности свидетелей и потерпевших находится под юрисдикцией Службы маршалов США, насчитывающей более десятка региональных представительств и офисов в каждом городе.

Решение о необходимости принятия мер безопасности лежит на Генеральном прокуроре. Несомненно, нахождение программы в единых «руках» Службы маршалов позволяет более четко выработать механизм реализации, соблюдая Свод Законов США.

Данный факт позволяет в полной мере отслеживать как процесс осуществления программы, так и дальнейшую жизнь участников по ее окончании.

В США из предложенных параграфом 3521 Сводов Закона мер безопасности предпочитают перемещение лица в безопасное место. Несомненно, такая мера имеет и свои минусы, учитывая затратность данного предприятия. Более того, обращая внимание на то, что 95% свидетелей являются лицами «вне закона», сам факт предоставления им такого рода защиты ставится под сомнение [5, с. 252].

Проведя сравнительный анализ реализации программы США и России, нельзя не отметить наличии в США «индульгенции» на ранее совершенные преступления. Речь идет об отмене уголовного наказания за предоставление необходимой информации.

Кроме того, в США такому свидетелю предоставляется место жительства со сменой документов. Наличие такого обмена скорее отменяет сам факт правосудия, чем ставит под сомнение истинные намерения уголовного судопроизводства США.

В России же подобное нарушение законодательства не предусмотрено.

Анализируя программу защиты свидетелей, стоит отметить основные слабые места, характерные для данных программ и в США, и в России.

В законодательстве обеих стран не предусмотрены четкие критерии отбора свидетелей для участия в программе защиты; не представлен договор с указанием прав и обязанностей обеих сторон программы; бюджет программы не позволяет в полной мере осуществлять все меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом № 119-ФЗ. Нельзя обойти стороной и факт лжесвидетельства, который присутствует при реализации программы [4, с. 167].

На сегодняшний день программу защиты свидетелей нельзя назвать достаточно разработанной: и в США, и в России главной проблемой реализации данной программы выступает финансирование. Затраты на обеспечение мер безопасности настолько высоки, что зачастую не выполнимы.

Перемена места жительства является наиболее затратной в России [7, с. 51], однако более актуальна в США.

Обеспечение охраной является мерой более популярной в России, но она не может дать долговременные гарантии обеспечения безопасности участникам уголовного судопроизводства.

Значимость программы защиты свидетелей, безусловно, важна, что требует ее дальнейшего совершенствования. Несмотря на значительные недоработки в осуществлении программы и в США, и в России количество лиц, заинтересованных в участии в программе защиты свидетелей, увеличивается с каждым годом.

Желание свидетелей принять участие в программе позволяет следственным органам осуществлять свою деятельность в более сжатые сроки. Свидетели с большим желанием принимают участие в уголовном судопроизводстве, будучи уверенными в государственной защите.

Тем не менее, вопрос реорганизации в программе защиты свидетелей обеих стран остается открытым.

Список литературы

1        Inside the witness protection program. CNN [электронный ресурс]. URL: http://edition.cnn.com/2013/02/16/justice/witness-protection-program/index.html.

2         U.S.       Marshals      Service       /      Justice.       Integrity.       Service       [электронный       ресурс].       URL:http://www.usmarshals.gov/witsec/.

3         Баженов С.В., Важенин В.В. Об обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 21–24.

4         Волосова Н.Ю., Журкина О.В. Сколько стоит жизнь под псевдонимом: критический взгляд на программу защиты свидетелей // Всероссийский криминологический журнал. 2017. № 11. С. 162– 171.

5         Журкина О.В. Сравнительный анализ государственной программы защиты свидетелей в России и США // Вестник ОГУ. 2014. № 4 (165). С. 249–253.

6         Корнакова С.В. Логические основы уголовно-процессуального доказывания. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. 188 с.

7         Фасхутдинова Р.Д., Кручинин В.Н. Ответственность государства при осуществлении защиты свидетелей и потерпевших // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 6 (10). С. 45–57.

Источник: http://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-yurisprudentsii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdun/sektsiya-7-ugolovnyy-protsess-kriminalistika-operativno-rozysknaya-deyatelnost/u-istokov-programmy-zashchity-svideteley-ssha-i-rossiya/

Свидетели под защитой. Как это работает в США

Сша программа защиты свидетелей

Об американской программе защиты свидетелей ходит много слухов и легенд.

Инсценировка гибели, пластические операции, «пенсия» свидетелям… Конечно, все далеко не так радужно, ведь программа создавалась разумными людьми, умеющими считать деньги и не желающими плодить нахлебников, тем не менее она работает и стимулирует людей, причастных к серьезным преступлениям (или просто осведомленных о них) сотрудничать со следствием.

Как все начиналось

Датой рождения программы защиты свидетелей можно считать осень 1963 году, когда Джо Валаки, сидевший в тюрьме Атланты, публично сдал членов преступных группировок Нью-Йорка и Нью-Джерси. Его показания транслировались по радио и TV, от него американцы узнали о существовании мафии по имени Cosa Nostra.

Но публичность Валаки была отнюдь не бескорыстной. Он знал, что один из крупных мафиози, Вито Дженовезе, обещал за голову «крысы» вознаграждение в 100 «штук» баксов. И за свою откровенность запросил не только замену смертной казни пожизненными нарами, но и защиту на тех самых нарах. Валаки обоснованно опасался, что выданные подельники его достанут и за решеткой.

За процессом пристально следил прокурор отдела по борьбе с организованной преступностью Джеральд Шур. Он понял: люди станут давать показания, если будут уверены в своей безопасности. И начал создавать знаменитую программу. В 1970 году она принята законодательно.

Как это происходит

Во-первых, об исполнителях. Те, кто на свободе – в юрисдикции Службы федеральных маршалов. За тех, кто сидит, берутся сотрудники Федерального бюро тюрем. За их родственниками отправляются опять же маршалы.

Во-вторых, кто берется под опеку. Сам свидетель, его жена или муж, их дети. В отдельных случаях – любовницы. Родители, братья, сестры и прочие родственники в зону ответственности защищающих органов, как правило, не попадают.

В-третьих, эвакуация. Собранная компания втайне и очень быстро отвозится в место промежуточного пребывания. На первых порах это были арендованные дома, квартиры и гостиничные номера.

С конца 80-х «беженцев» принимает ориентационный центр, выстроенный специально под программу защиты свидетелей – так проще их оберегать от жаждущих крови мафиози.

Рассчитан центр на одновременное размещение шестерых одиночек и такого же количества семей.

Все свидетели доставляются в авто с тонированными наглухо стеклами, расселяются так, что никогда не сталкиваются с «соседями», маршалы, курирующие одного подзащитного, не имеют никаких данных о прочих. Охрана центра оформлена по высшему разряду: видеокамеры, ограда, способная выдержать прямой танковый залп, на подъездах – барьеры, сквозь которые не пробиться машинам, набитым бомбами.

Промежуточный этап длится в среднем две недели. За это время маршалы по особой методике устанавливают готовность к сотрудничеству, оформляют новые документы, выясняют предпочтения подзащитных в отношении их будущего, а свидетели успевают заучить подробности своей новой биографии.

Надо сказать, что новая жизнь для свидетеля и его семьи полностью подтверждена документально, причем со всех сторон.

Подзащитные получают не только водительские удостоверения и свидетельства о рождении, у них появляются «свежие» социальные страховки и безупречная кредитная история.

Сейчас все это легально выдается маршалам особыми органами, а на заре программы защиты эти герои доставали удостоверения личности своими силами. Разумеется, фальшивые, так что на их легализацию позже приходилось тратить дополнительные силы, время и нервы.

И, наконец, о будущем месте жительства. Куратор обязательно интересуется, где хотел бы жить его подопечный. И названные им места немедленно вычеркиваются из списка возможных: есть вероятность, что он о своих мечтах кому-то рассказывал. А значит, его могут там искать.

Когда подготовка закончена, свидетеля с семьей вывозят тем же образом, каким доставили, усаживают в самолет и отправляют в новую жизнь.

С заключенными работают несколько по другой схеме: из тюрьмы их нужно вывезти срочно, поэтому порой маршалы прибегают к радикальным методам.

Так, Быка Салли (он же Сальваторе Гравано), сидевшего за 19 убийств, после подписания договора вывозили под охраной на вертолете.

Кстати, Голливуд прав только в этом единственном моменте: дальнейшая отсидка в тюрьме вывезенному из нее преступнику не грозит. Но только до тех пор, пока свидетель ведет законопослушный образ жизни и не нарушает условия программы.

Маршалы умудряются уведомить о его криминальных наклонностях местных правоохранителей, не вдаваясь в детали и избегая прямого обращения. Так что один шаг в сторону – и пожалуйте на нары по новому обвинению.

Развенчивая мифы

«Фабрика грез» вокруг программы защиты свидетелей создала массу легенд. Большинство из них действительности не соответствует.

* Контингент. Люди убеждены, что за защитой может обратиться любой, кто что-то где-то слышал и опасается за свою жизнь. Вовсе нет: убежище предоставляется лишь за невероятно ценные сведения. Явки, пароли, доказательства, публичные свидетельства. Нет? Справляйся сам.

* Охрана. Вопреки сложившемуся мнению, никто всю жизнь семейство свидетеля не оберегает. Круглосуточная охрана положена фактически только до дачи показаний в суде. Тут и перевозить могут много раз, и профессиональные телохранители круглосуточно начеку.

На слушание могут привезти в рыбацкой моторке, в качестве почтового груза, на вертолете. Как-то раз маршалы организовали целое представление с прибытием к залу суда броневика, в то время как свидетель скромно приехал на такси и спокойно зашел в боковую дверь.

В дальнейшем спрятанное семейство справляется самостоятельно. Впрочем, в самостоятельности нет ничего угрожающего: если не нарушать условия программы, ни один киллер до слишком откровенного свидетеля добраться не сможет.

* Инсценировки. Согласно версиям Голливуда, свидетели не просто исчезают – их показательно «убивают», чтобы врагам и в голову не приходило искать объекты мести. Ничего подобного: люди просто переезжают куда-то – и все. Они больше не имеют права связываться с оставшимися в той жизни родственниками, знакомыми и друзьями.

Известен случай, когда Роуз Кливленд, встревоженная пропажей сына и его детей, написала Рейгану о своей беде. Тот связался с маршалами, и они устроили матери-бабушке свидание с родней на целых два дня. Как выяснилось, парень дал показания на своего работодателя, который оказался одним из ключевых чикагских гангстеров.

* Новое лицо. Любимая киношная «телега» убеждает всех и каждого, что свидетелям обязательно делают пластическую операцию. Чтоб, так сказать, даже случайно не узнали. Теоретически законодательно эта возможность наличествует.

Но помилуйте: оплачивать услуги пластического хирурга сотням подзащитных?! Во всяком случае, публично не признан ни один прецедент. Наверное, обращение к скальпелю за счет государства маршалы одобрят в самом уж крайнем случае.

* Финансирование. Вся деятельность программы WITSEC за год должна укладываться в рамки максимум 60 млн долларов. Их хватает на переезд, документы и адаптацию семейства, на которую отведено полгода.

В каждом отдельном случае ежемесячные выплаты колеблются в пределах среднего дохода в конкретной местности. Покупка ненового авто, аренда жилья и выживание до получения работы – все, что входит в пакет.

Ведь суммы, получаемые свидетелем – это не награда за его правдивость, а помощь в адаптационный период.

Кстати, благодарить за ограничения в финансировании современные товарищи, прибегнувшие к программе защиты свидетелей, должны «доносчика» Фратианно, в период с 1978 по 1988 год потратившего из фонда «лимон» баксов.

Сюда входила и пластическая операция жены, недовольной то ли формой носа, то ли пышностью бюста. В конце концов, власти спохватились и сократили выделение денег до нормального среднего уровня.

А срок выплат – до нескольких месяцев.

Просто факты

* Во время основания WITSEC и несколькими десятилетиями позже программа применялась в основном для получения информации против мафиози. Сейчас она активно используется в борьбе с наркокартелями и террористами.

* Узнать, защищен человек свидетельской программой или нет, нереально. Даже если вы назовете, к примеру, имя Дональда Трампа, вам ответят: «Не подтверждаем, не отрицаем».

* О подзащитном осведомлены максимум четыре особы. Единственный, кто знает обо всех, – генпрокурор Штатов.

* Несмотря на существенные вложения в WITSEC, они ежегодно окупаются. С момента начала ее функционирования, благодаря показаниям защищаемых свидетелей, были осуждены 10 тысяч преступников, признанных особо опасными.

* Почти за полвека действия программы ею воспользовались 8,5 тысяч собственно свидетелей и примерно 10 тысяч их близких. Сейчас к защите WITSEC прибегают около 14 людей в месяц.

* Из всех защищаемых маршалами свидетелей 95% – преступники. И большинству из них светил если не пожизненный, то четвертьвековой срок. Чиста перед законодательством очень небольшая часть несчастных, нечаянно узнавших о том, что знать вредно для жизни.

* Кроме федеральной, есть и «местечковые» программы защиты свидетелей. Но их финансирование и возможности столь незначительны, что результаты действий маршалов можно назвать плачевными. К примеру, Колорадо потеряло 16 свидетелей и их близких. Доверию со стороны потенциальных информаторов этот факт не способствует никоим образом.

* Не все преступники, подписавшие договор о защите, способны удержаться в новой жизни от проявления своих криминальных наклонностей. В этом случае они считаются нарушителями уговора, и покровительство программы на этом заканчивается.

Тем не менее, по статистике, к прежним способам обогащения возвращаются лишь 14% свидетелей. В то время, как среди «откинувшихся» рецидивисты составляют 40–50%.

Перевоспитание новой жизнью оказывается более эффективным, нежели традиционное тюремное заключение.

Источник: https://www.weekly-news.info/single-post/2018/03/07/svideteli-pod-zaschitoy

Как работает в России программа защиты свидетелей, и почему она порой защищает обвиняемых

Сша программа защиты свидетелей

По голливудским фильмам мы знаем, что в США действует так называемая программа защиты свидетелей, которая позволяет обезопасить людей, дающих на суде ключевые показания, в том числе обличая всесильную мафию. На самом деле такая программа давно есть и в России. Насколько она необходима, востребована и эффективна? Сразу отметим, что у нас эта программа касается в первую очередь потерпевших, а не свидетелей.

До 10 миллионов свидетелей в год

В России соответствующий документ был принят в 2004-м году, заработал в 2005 году, а называется он законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Как следует из статистики МВД, меры безопасности пока что чаще затрагивали потерпевших (34,5%), а среди охраняемых свидетелей (31%) большую часть представляют их родственники (24,5%). При необходимости защита также предоставляется подозреваемым и обвиняемым (8,3%).

Кроме того, закон призван обеспечить безопасность и другим, фигурантам судебного процесса, — к примеру, судмедэкспертам и даже переводчикам.

Защитой свидетелей в России занимается Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ. Известно, что сотрудники этого ведомства имеют специальные навыки и проходят особую подготовку. Порой к работе привлекаются гражданские специалисты, к примеру, профессиональные гримеры из киноиндустрии, меняющие внешность защищаемого до неузнаваемости.

Бюджет программы засекречен, но по слухам в полицейской среде, составляет около двух миллиардов рублей в год. В законе на счет денег говорится так: «Средства выделяются на личную охрану, охрану жилища и имущества, на приобретение для защищаемых лиц спецсредств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, на переселение защищаемых лиц, замену документов и изменение их внешности».

Ежегодно в России совершается, точнее, регистрируется, почти три миллиона различных преступлений. В результате на судебных процессах в год оказывается до десяти миллионов свидетелей.

Каждый четвертый из них меняет свои первоначальные показания из-за опасений мести преступников. Это очень много.

Но по данным ВНИИ МВД, до принятия программы «защиты свидетелей», свои показания менял чуть ли не каждый второй гражданин, опрашиваемый в суде.

«По программе проходят шестьсот-семьсот человек в год»

Корреспондент «Нашей версии» во время подготовки материла переговорил с сотрудником МВД, который одно время являлся ответственным работником по обсуждаемой программе. Вот его небольшой рассказ:

«Как часто применяется закон?

Наверное, через него проходят около шестисот-семисот человек в год по всей стране. Как правило, это физзащита на время следствия и судебного процесса. Охрана ведется круглосуточно, в том числе в доме-квартире защищаемого. Порой используется конспиративная квартира, и свидетель-потерпевший с сотрудниками полиции проживают в ней. Иногда от нескольких месяцев до полутора лет.

Часто ли люди после суда меняет внешность и паспорт? Это в кино такое любят, в жизни подобных случаев единицы, и не на каждый год есть пример. И все же бывает.

Закон действительно предусматривает в крайних случаях смену внешности объекта защиты, новые документы, новое жилье в другом регионе РФ и даже за границей (в странах СНГ) в экстренных случаях, новую работу по специальности.

Предусматривается материальная помощь объекту. Само собой, все это за счет бюджета. Никаких конкретных примеров, конечно, не приведу.

Почему закон защиты свидетелей применяется даже к потерпевшим?

Именно они дают решающие показания на обвиняемого, на целую ОПГ, потому находятся в зоне максимального риска.

Почему иногда защищают обвиняемых?

Так они сдают подельников в ходе так называемой сделки с правосудием. То есть дают расклад, как говорится. Их показания крайне важны, потому что они функционирование преступной группировки знают изнутри.

Нужна ли вообще такая программа?

Точно нужна. Особенно это касается регионов, где на свидетелей-потерпевших порой оказывается колоссальное давление. Знаете сколько уголовных дел развалилось из-за этого?».

… Оценивая закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», следует признать, что оценивать… нечего.

Все данные, в том числе о потенциальных физических потерях среди защищаемых, тщательно засекречены.

Но, может быть, такая «глухая оборона» и есть свидетельство эффективности работы профильных полицейских? Ведь в программе защиты свидетелей самое главное – чтоб без утечек.

«Хади Такташ» посадили до закона

Еще до принятия программы по защите свидетелей в России был судебный процесс, где свидетели охранялись, полностью соблюдалась их анонимность. В 2001-2002 гг. судили знаменитую своими зверскими преступлениями казанскую ОПГ «Хади Такташ». Свидетелей привозили в суд под охраной спецназа в просторных балахонах с капюшонами.

Они выступали под вымышленными именами, а спецтехника меняла им голос. Как результат подобной конспирации, никто из свидетелей не отказался от своих показаний, и все братки были осуждены на длительные сроки. Однако в ходе судебного процесса все же произошло одно ЧП.

Пока шел процесс, одна из наиболее активных свидетельниц обвинения, Юлия Гаврилова, несмотря на защиту, скончалась у себя дома от отравления угарным газом.

Как у них?

Свидетелей оберегают во всех странах мира с развитой судебной и правоохранительной системой. Самый успешный опыт в этом деле приобрели, прежде всего, США. В Штатах программа защиты свидетелей (она у них старейшая в мире) появилась еще в 1970 году. За четыре с лишним десятка лет ее участниками стали около 30 тысяч человек.

Согласно исследованию, опубликованному в 2010 году Рутгерским университетом, 95% лиц, получающих в США статус защищенного свидетеля, являются бывшими членами преступных группировок или просто преступниками, решившими по тем или иным соображениям порвать со своим прошлым.

Источник: http://versia.ru/kak-rabotaet-v-rossii-programma-zashhity-svidetelej-i-pochemu-ona-poroj-zashhishhaet-obvinyaemyx

Программа по защите свидетелей Сша. Сухие факты

Сша программа защиты свидетелей

Федеральная программа по защите свидетелей Соединенных Штатов Америки (WITSEC) – это программа по защите свидетелей, которым угрожает опасность в связи с участием в криминальных и судебных разбирательствах. Законодательно этой программой управляет Министерство юстиции, а практически исполняется Службой маршалов США.

Несколько штатов, таких, как Калифорния, Иллинойс, Нью-Йорк и Техас имеют свои собственные программы защиты свидетелей в дополнение к федеральной государственной программе.

 Стоит понимать, что под данную программу попадают только те люди, чьи показания имеют неоценимое значение для успешного проведения расследования и судебного разбирательства, которые ставят жизнь свидетеля или членов его семьи в опасность. Немаловажна и решимость свидетеля давать показания.

Прежде, чем человек попадает под действие программы, он должен доказать свою решимость участвовать в расследовании и судебном разбирательстве до конца, дабы в дальнейшем он не смог отказаться от дачи показаний. 

В США в программе WITSEC задействовано три организации: 

1.   Служба маршалов США непосредственно обеспечивает безопасность и здоровье не заключенных под стражу свидетелей. 
2.   Министерство юстиции США управляет операциями, которые проводятся. Сюда, прежде всего, входит принятие решения о вводе/выводе свидетеля в/из программу(ы), принятие решения о выезде/въезде свидетеля в страну, выдача ему гражданства и т.д. Свидетелями, которые могут попасть под данную программу, могут быть люди, чьи показания направлены против торговцев наркотиками, террористов, мафии и членов организованных преступных группировок.
3.   Федеральное бюро тюрем  — исполняет обеспечение опеки и защиты свидетелей, находящихся в заключении. 

Ситуации, при которых человек и его родные могут получить статус защищаемого Федеральным законом свидетеля:

•   любое преступление, связанное с рэкетом и организованной преступностью (раздел 18 Свода законов США, раздел 1961 (1); •   любое преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков (раздел 21 Свода законов США);•   любое другое серьезное федеральное уголовное преступление, по которым свидетель может давать показания, и из-за которых жизнь и здоровье свидетеля и его родных находятся в опасности;

•   любое иное преступление, которое по своей природе сходно с описанными выше.

Исчезновение

Программа защиты свидетелей нацелена на создание новой личности человека, которому угрожает опасность. Ее целью является помощь в адаптации свидетеля к новой жизни, в которой он не будет никем узнан. В Соединенных Штатах Америки проживает более 300 миллионов человек.

Страна насчитывает тысячи городов, и в каждом из них свидетель может найти новую жизнь. 
После принятия свидетеля в программу, служба судебных маршалов создает ему новую личность, выбирает новое место жительства.

Это требует координации от многих государственных органов, причем все эти процессы должны происходить быстро, отлаженно и в состоянии полной секретности. 

Как выбирается место нового проживанияЧаще всего свидетелю предлагают назвать несколько мест в США, в которых он хотел бы жить. Кто-то говорит о том, что мечтал побывать на Гавайях, понежить косточки на пляжах Флориды или Калифорнии, кто-то всю жизнь мечтал обитать в Неваде или Атлантик-Сити.

Вот в эти самые места, которые будут названы свидетелем, …он никогда не поедет по программе. Ибо, значит, он мог озвучивать свои желания и раньше в беседах со знакомыми. Такие места для исчезновения не годятся.

После вступления свидетеля в программу, поначалу маршалы немедленно увозят его и всех его родных с предыдущего места жительства — туда никто из них никогда больше не вернется. На первом этапе свидетель живет некоторое время в безопасном месте, которое является временным.

Часто это могут быть номера отелей и гостиниц. И лишь затем он перемещается в так называемую новую жизнь. 
Стоит учесть, что, не смотря на создание новой личности, в правоохранительных органах, занимающихся сокрытием свидетеля, остаются все упоминания о его преступлениях, если таковые были.

Обычно, служба судебных маршалов под различными выдуманными предлогами уведомляет правоохранительные органы в месте новой жизни свидетеля о его криминальном прошлом. 

Что входит в обязанности маршалов для проведения адаптации свидетеля на новом месте:

•   помочь свидетелю с трудоустройством;•   найти ему место жительства;•   обеспечить свидетелю минимальный прожиточный минимум (эта сумма варьируется в зависимости от города и места, куда переселяется свидетель);•   создать новые документы, удостоверяющие личность для свидетеля и членов его семьи, чьи имена меняются в целях безопасности;•   обеспечить свидетеля медицинским обслуживанием (медицинская страховка);•   обеспечить свидетелю в случае необходимости консультации любых специалистов, в том числе психологов, психиатров и социальных работников.

Как меняют личность
Участие в программе – дело абсолютно добровольное. Никто и никогда не вправе принуждать свидетеля к участию в этой программе. Соглашаясь на подобную защиту, человек осознает, что всю свою прошлую жизнь, включая все связи, родство и знакомства он «стирает».

Отныне он никогда не сможет вернуться к прошлому образу жизни. Его дети не увидят бабушек и дедушек, он никогда не сможет посидеть в кругу семьи с братом или сестрой, его друзья исчезнут, оставаясь в прошлом. Но, как подтверждают судебные маршалы, стимул «остаться в живых» для таких свидетелей очень силен, и редко кто из них решается выйти из программы.

 
Стоит особо отметить, что программа работает в отношении свидетеля только в случае его беспрекословного выполнения правил и обязательств. При малейшем отходе от инструкции государство «умывает руки», бросая свидетеля на произвол судьбы.

Здесь работает принцип: ты либо беспокоишься за безопасность себя и своих родных, а мы тебе помогаем обеспечить эту самую безопасность; либо ты печешься о ней сам, и значит вся ответственность лежит на тебе.
 

Обеспечение безопасности
До момента, пока свидетелю может угрожать опасность, маршалы обеспечивают ему и его семье круглосуточную защиту. Вся цель программы защиты свидетеля – это его сохранность, дабы он мог свидетельствовать в суде против членов организованной преступности, банд или террористических организаций.

Иногда свидетелю с семьей до судебного слушания приходится поменять десятки мест жительства и личностей, прежде чем он сможет дать показания. А в суд свидетеля иногда доставляют на вертолете, в почтовом грузовике или рыбацкой лодке.

В одном из случаев, в целях отвлечения внимания, маршалы создавали «картинку», будто бы свидетеля перевозят в суд на броневике с полным конвоем. В то время как настоящий свидетель прибыл на скромном такси и зашел в здание суда через боковую дверь.  Подобные меры согласно статистике весьма окупаемы.

С момента создания программы в 1970 году, в 89% случаев свидетели были защищены и дали требуемые показания в суде. В результате их свидетельств было осуждено более чем 10000 особо опасных преступников.

Новая жизнь
Одной из ключевых задач программы по защите свидетелей, как уже упоминалось, является помощь в ассимилировании человека к новой среде. Среди прочего, это требует помощи в трудоустройстве.

Однако, зная о том, что многие из свидетелей и сами являются преступниками, судебные маршалы помогают, но не решают за свидетеля его финансовые проблемы на новом месте. То есть свидетелю «дают удочку, а не рыбу». При обретении новой личности и нового дома от свидетеля требуется работать и налаживать свою жизнь самостоятельно.

На процесс полной адаптации им выделяется немного времени, и лишь на протяжении этого времени государство помогает им деньгами. В дальнейшем от них ожидают, что они быстро станут самодостаточными, и прекращают какую-либо материальную помощь. Только в случаях крайней необходимости со свидетелями «носятся» дольше обычного.

И стоит опять-таки понимать, что участники программы по защите свидетелей получают деньги от государства только на проживание, оплату их услуг как свидетеля никто не производит. Средства, выделяемые на каждого свидетеля, в программе ограничены. За каждую потраченную копейку Министерство юстиции и служба маршалов сурово отчитываются.

Так что миф о расходовании бесконечного количества средств на свидетеля не имеет под собой основания. Впрочем, изредка программа может оплачивать и такие не совсем целевые вещи, как проведение пластических операций участников, выплату пенсионных платежей престарелым родителям свидетеля, создание ему кредитной истории.

Но все это является, по большей части, исключением, а не правилом.

Самым главным правилом программы является условие, что свидетель не может вступать в контакт с любыми родственниками или знакомыми, кто не состоит с ним в данной программе. Им запрещено возвращаться в места, где они жили раньше. В случае невыполнения этого условия, свидетель моментально выходит из программы. 

По официальным данным Службы судебных маршалов, свидетели, которые подпали под действие программы по защите, и следовали предписанным правилам, крайне редко бывают убиты. За период создания программы и по сегодняшний день известно о 19 таких смертях. Каждая из них всегда становится серьезным опытом для недопущения ошибок маршалами в дальнейшем. 

Цифровые технологииСегодня программа по защите свидетелей сталкивается с дополнительными нагрузками цифрового века. , Google, смартфоны и социальные сети, мгновенный доступ к информации через Интернет представляют для судебных маршалов новые угрозы.

Поэтому теперь в их штате работают хакеры и программисты, спецы по компьютерным технологиям и всевозможные инженеры, способные обеспечить службе сохранность информации, «взламывание» чужих серверов, скачивание базы данных и иные компьютерные уловки. 

сайта Федеральных маршалов США http://www.usmarshals.gov/witsec/index.html
книги http://www.amazon.

com/Witsec-Federal-Witness-Protection-Program/dp/0553582437
и интервью Джеральда Мура http://edition.cnn.com/2013/02/16/justice/witness-protection-program

Источник: https://litnet.com/ru/blogs/post/53689

Механизмы обеспечения безопасности свидетелей в Соединенных Штатах Америки

Сша программа защиты свидетелей

(Зайцев О. А.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2012, N 2)

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СВИДЕТЕЛЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

О. А. ЗАЙЦЕВ

——————————— Zaytsev O. A. Mechanisms of ensuring safety of witnesses in United States of America.

Зайцев Олег Александрович, проректор по научной работе Московской академии экономики и права, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В статье освещаются механизмы обеспечения безопасности свидетелей, содействующих правосудию, содержащиеся в нормативных правовых актах Соединенных Штатов Америки. Особое внимание уделяется применению уголовно-процессуальных мер защиты.

Ключевые слова: свидетель, мера защиты, механизмы, обеспечение безопасности.

The article highlights the mechanisms of ensuring safety of witnesses assisting the implementation of justice which are provided by the legislative acts of the United States of America. Special attention is paid to the application of criminal procedural protective measures.

Key words: witness, protective measures, mechanisms, ensuring safety.

В США почти полвека существует достаточно эффективная система поддержки лиц, добровольно сотрудничающих с правоохранительными органами и рискующих подвергнуться воздействию со стороны преступников.

Одним из первых документов в данном направлении является Федеральная программа защиты свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников .

Данная Программа служит надежным инструментом в борьбе против организованной преступности и терроризма , так как ее основные положения были напрямую связаны с Законом о контроле над организованной преступностью 1970 г. . ——————————— See: Witness Protection Program in The Organizad Crime Act of 1970. Воробьев И. А.

Защита свидетелей как одно из ключевых условий эффективности борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 1999. N 2. С. 135. См.: Закон о контроле за организованной преступностью в США // Борьба с преступностью за рубежом. 1991. N 10. С. 38 — 49.

По данным Министерства юстиции США, примерно 86% уголовных дел, по которым давали показания защищаемые лица, завершились вынесением обвинительного приговора. При этом осужденные были приговорены к весьма долгим срокам заключения .

——————————— См.: Программа защиты свидетелей — мощное оружие в борьбе с наркотиками // Зарубежный опыт правового регулирования по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства и практика его применения. М., 2000. С. 197.

Показания лиц, которые сами были участниками преступного сообщества (группы), настолько убедительны, что порядка восьми из каждых десяти подсудимых по делам организованной преступности признаются виновными и приговариваются к значительным срокам тюремного заключения . ——————————— См.: Сафир Г. Программа защиты свидетелей в Соединенных Штатах Америки // Зарубежный опыт правового регулирования по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства и практика его применения. М., 2000. С. 201.

В США на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому судья вправе смягчить наказание тем подсудимым, которые существенным образом помогли следствию или прокуратуре.

Указанные лица могут претендовать на 25% стоимости имущества того подсудимого, на которого предоставлена разоблачающая информация . ——————————— См.: Стукачи шикуют перед смертью // Последние новости.

31.10.1997.

Следует отметить, что Программа защиты свидетелей в США, кроме всего, направлена на достижение реабилитационного эффекта ее участников, подавляющее число которых в дальнейшем продолжают быть законопослушными. Конечно, некоторые из них возвращаются к преступной деятельности, но в среднем этот показатель не превышает 17 — 23% . ——————————— См. Сафир Г. Указ. соч. С. 207.

Значение Программы защиты свидетелей велико, так как в ней были предусмотрены реальные механизмы обеспечения личной безопасности свидетелей, предпринятые в общенациональном масштабе.

Кроме того, Программа послужила прообразом для последующих усилий многих стран мира, в том числе и Российской Федерации. Особое место в обеспечении безопасности свидетелей занимают специальные законодательные акты США: от 12 октября 1982 г.

«Закон о защите жертв и свидетелей преступлений» и от 12 октября 1984 г. «Закон об усилении безопасности свидетеля». В указанных документах содержатся более универсальные механизмы привлечения граждан к содействию правосудию, повышения их защищенности в уголовном судопроизводстве .

——————————— See: Victim and Witness Protecti Act of 1982 (Publik Law. 97-291 — Oct.12.1982); Witness Security Reform Act of 1984 (Publik Law. 98-473 — Oct.12.1984).

В соответствии с данными законодательными актами основаниями применения уголовно-процессуальных мер безопасности в отношении свидетелей — лиц, содействующих правосудию, являются: — доказательственная ценность их показаний для уголовного дела; — возможность получения информации о преступлении и лицах, его совершивших, из других источников доказательств; — тяжесть совершенного преступления; — наличие угрозы жизни и имущества лиц, содействующих уголовному судопроизводству, и их близких. В различных штатах США на законодательном уровне закреплены следующие уголовно-процессуальные меры безопасности, которые можно применять в отношении защищаемых свидетелей: — обеспечение конфиденциальности информации о защищаемом лице; — недопущение публики в зал судебного заседания; — удаление из зала судебного заседания лиц, присутствие которых мешает давать свидетельские показания; — допрос на этапе предварительного слушания сотрудников правоохранительных органов, дающих показания со слов защищаемых лиц; — использование в качестве доказательств показаний, данных под присягой на стадии предварительного слушания дела; — предоставление защищаемому лицу непосредственно до судебного заседания необходимой информации, связанной с обеспечением его безопасности. Рассмотрим некоторые из них. Удаление присутствующих из зала судебного заседания. В США допускается частичное ограничение доступа публики в зал судебного заседания или временное выдворение из зала отдельных лиц, если имеются основания полагать, что открытый судебный процесс создает угрозу для защищаемого лица или умаляет способность суда получить от него полные и достоверные показания. В частности, в Калифорнии суд вправе удалить из зала любого присутствующего, если: лицо осуществляет действия по запугиванию свидетеля; свидетель не может давать в его присутствии исчерпывающие и свободные показания; удаление присутствующего из зала — единственное средство, гарантирующее дачу свидетелем исчерпывающих показаний. В Калифорнии прокуроры имеют право потребовать, чтобы зал судебного заседания был закрыт во время допроса свидетеля, если никакие другие меры предосторожности, такие как изменение внешности, обыск на наличие оружия или выдворение из зала отдельных присутствующих, не будут признаны достаточными для уменьшения опасности для допрашиваемого. Закрытые судебные заседания в США, как правило, проводятся в следующих случаях: когда свидетелю угрожали или назойливо приставали к нему за пределами зала судебного заседания, особенно в тех случаях, когда свидетель отказывается давать показания в присутствии человека, который его запугивал; когда обвиняемые уже имели ранее опыт мщения свидетелям или их запугивания; когда свидетель чувствует себя запуганным в присутствии семьи обвиняемого в суде, особенно когда имели место явные угрозы, о чем стало известно суду; когда свидетель обращается с заявлением об освобождении его от ответственности за отказ от дачи показаний по причине боязни мести со стороны обвиняемого или иных лиц, заинтересованных в принятии по делу незаконных решений. В случае принятия решения о закрытом судебном разбирательстве дела или удалении публики из зала судья обязан: зафиксировать в письменной форме существование предусмотренной законом угрозы либо возможности мести в отношении свидетеля; сократить долю времени на судебные процедуры, проведение которых необходимо при закрытом слушании дела; ограничить число свидетелей, требующих закрытого судебного разбирательства; применять закрытое разбирательство только для тех свидетелей, которые нуждаются в обеспечении их безопасности . ——————————— См.: Предупреждение неправомерных действий, связанных с угрозами свидетелям по делам об организованной преступности и незаконному обороту наркотиков // Зарубежный опыт правового регулирования по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства и практика его применения. М., 2000. С. 280 — 283.

Использование показаний, данных сотрудниками правоохранительных органов со слов свидетелей (непрямые показания). Законодательство отдельных штатов допускает возможность использования непрямых показаний по делам об организованной преступности, имеющих судебную перспективу.

Данная процедура заключается в зачитывании в судах офицерами полиции рапортов о показаниях свидетелей, данных в ходе предварительного расследования. При этом сотрудники правоохранительных органов не имеют по существу никакого отношения к рассматриваемому делу, а лишь зачитывают для суда документы, составленные другими офицерами.

К примеру, в Вермонте допускается использование в судебном заседании в качестве самостоятельного доказательства показаний, предоставленных и запротоколированных на стадии предварительного слушания, в случае, если лицо, их давшее, не может присутствовать на судебном заседании из-за страха мести за содействие правосудию или когда свидетель в судебном заседании дает заведомо несостоятельные показания. Использование в качестве доказательств показаний, данных под присягой на стадии предварительного слушания дела. В большинстве штатов действует законодательство, допускающее применение данной уголовно-процессуальной меры безопасности, когда свидетели в силу получаемых угроз изменяют свои показания в промежутке времени между предварительным слушанием и непосредственно судебным заседанием. В частности, подобные процедуры имеются в Колумбии и Калифорнии. Калифорнийская комиссия по надзору за законодательством сочла, что использование в качестве доказательств показаний, данных под присягой на стадии предварительного слушания дела, не представляет угрозы для судебного процесса. Свою позицию комиссия обосновала тем, что свидетель присутствует в суде и доступен для перекрестного допроса, а также тем обстоятельством, что ранее данные свидетельские показания в большинстве случаев более правдивы, чем те, которые даны свидетелями позднее . ——————————— См.: Предупреждение неправомерных действий, связанных с угрозами свидетелям по делам об организованной преступности и незаконному обороту наркотиков // Зарубежный опыт правового регулирования по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства и практика его применения. М., 2000. С. 285 — 286.

Следует отметить, что в судах применяются самые различные методики допросов подсудимых, сотрудничающих с правосудием.

К примеру, для того чтобы запутать лиц, которые планируют оказать незаконное воздействие, некоторые прокуроры проводят повторные допросы ключевых свидетелей среди прочих, не столь важных для обвинения лиц, в том числе и тех, кто в принципе не желает идти на контакт с правосудием.

Широко используется дистанционный способ дачи показаний с помощью технических средств.

Большинство работников прокуратур считают особенно действенным способом использование в судебном заседании видео — и аудиозаписей показаний защищаемых лиц, чтобы лишить их в дальнейшем возможности изменить свои прежние показания или отказаться от них . ——————————— В последние годы по такому пути идет законодательство и практика большинства западноевропейских государств (Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания и др.).

Судьи информируются о характерных особенностях преступных групп, чтобы они на основании полученной информации могли идентифицировать и впоследствии удалять из зала судебного заседания нежелательных людей, могущих оказывать давление на защищаемых лиц.

В частности, судьям предоставляется информация о применяемом преступными группами языке жестов, цвете одежды (как правило, черном), поз и взглядов. Также особая роль отводится оснащению зданий судов специальной техникой, направленной на предотвращение воздействия на свидетелей, содействующих правосудию.

В частности, обычной повседневной практикой стало предоставление в судах для защищаемых лиц изолированных отдельных помещений, хорошо охраняемых и оборудованных современной техникой (в том числе и видеонаблюдения). В ряде штатов привлекаются дополнительные силы и средства для сокращения сроков судебного разбирательства.

Например, законодательство штата Род-Айленд устанавливает, что на основании запроса генерального прокурора штата уголовные дела, в которых участвуют защищаемые лица, должны рассматриваться судом в первую очередь . ——————————— См.: Келли К. М. Запугивание потерпевших и свидетелей.

Исследование проблемы и результаты // Зарубежный опыт правового регулирования по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства и практика его применения. М., 2000. С. 238 — 245.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/m940.html

Административный округ
Добавить комментарий