Соматические права и свободы это

Статья «К вопросу о выделении соматических прав в самостоятельную группу прав человека» в научном журнале

Соматические права и свободы это

УДК 34.047

К вопросу о выделении соматических прав в самостоятельную группу прав человека

Смирнов Александр Михайлович – ведущий научный сотрудник НИЦ-2, кандидат юридических наук, доцент, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, vipnauka@list.ru

Аннотация: В статье актуализируется вопрос выделения соматических прав в качестве самостоятельной группы прав человека.

Ключевые слова: права человека, соматические права.

To the question of the selection of somatic rights in the independent human rights group

Smirnov Alexander Mikhailovich – Leading Researcher of SIC-2, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, vipnauka@list.ru

Abstract: The article actualizes the issue of allocating somatic rights as an independent group of human rights.

Key words: human rights, somatic rights.

Права и свободы человека и гражданина, их признание, соблюдение и создание условий для беспрепятственной реализации является одним из главных достижений современной цивилизации, основополагающим признаком правовых демократических государств. В связи с этим теория прав и свобод человека является одной из фундаментальных системообразующих теорий современной юридической науки.

Под воздействием натуралистического психологизма и усиления концепции антропоцентризма, а также ускорения научно-технического прогресса, предоставившего возможности человеку не только менять окружающий мир, но и собственный организм, в современном обществе стала переосмысливаться система общечеловеческих ценностей и их влияние на развитие права и правовых отношений.

На фоне этого в научном сообществе стала выделяться новая теория прав человека – соматические права, которые по своей сути можно отнести к четвертому «поколению» прав человека, провозглашающих нравственные и духовные ценности личности, проблематика которых стала разрабатываться в конце XX – начале XXI века. Первые три «поколения», выявленные и включенные в научный оборот чешским ученым К. Васаком, были связаны с признанием гражданских (естественных, личных) и политических прав человека (конец XVIII в.) – первое «поколение»; экономических, социальных и культурных (конец XIX – начало XX вв.) – второе «поколение»; коллективные права (права солидарности, оппортунизма) (после окончания II Мировой войны) – третье «поколение» [1]. Следует отметить, что некоторые ученые выделяют пятое «поколение» прав человека, имеющие божественное происхождение [2].

Соматические права человека в силу своего недавнего «рождения» являются одним из новых направлений в юридической науке. Их появление вызывало оживленную научную дискуссию, разрешение которой будет не скорым.

Все это создает «благодатную почву» для исследований в данной области.

Поэтому мы не исключаем, что многие вопросы, затронутые в настоящей статье имеют дискуссионный характер и сделанные нами выводы и приведенные умозаключения не являются абсолютными.

Соматические права человека – это признаваемые обществом и государством возможности человека свободно распоряжаться своим телом и всем, что с ним непосредственно связано по своему личному усмотрению.

Данная группа прав появилась благодаря научным изысканиям В.И.

 Крусса, который указал, что ««среди правопритязаний личности можно выделить и обособить группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в “праве” человека самостоятельно распоряжаться своим телом.

Права эти, имеющие сугубо личностный характер, предлагается определить как «соматические» (от греч. soma – тело)».

В эту группу прав он включал группу прав личности, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом, осуществлять его «модернизацию», «реставрацию», и даже фундаментальную «реконструкцию», изменять фундаментальные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами» [3].

В силу изложенного к данным правам, согласно классификации М.А.

 Лаврика, можно отнести: право на жизнь (его производное право на смерть); право распоряжаться своими органами, тканями, телесными жидкостями; право на секс; право на естественную (позитивную, направленную на создание жизни посредством человеческого тела, и создание препятствий для ее возникновения в нем (аборт, контрацепция, стерилизация) и искусственную (клонирование) репродукцию; право на смену пола; право на употребление наркотиков и психотропных веществ [4]. Мы же считаем, что последнее право должно быть расширено и распространяться на употребление любых продуктов, веществ и жидкостей. Это перечень не является «закрытым», поскольку спектр данных прав, безусловно, будет увеличиваться, перманентно с развитием научно-технического прогресса, медицины, и в целом укрепления позиции прав человека в мире и их развития.

Как отмечает основоположник теории соматических прав человека В.И.

 Крусс, природа этих прав крайне своеобразна: при их реализации человек не только претендует на радикальное изменение первородной телесной целостности, но также выдвигает определенные претензии обществу в плане их обеспечения и гарантирования» [3].

Некоторые из этих прав вызывают большой общественный резонанс (например, самоубийство, эвтаназия, суррогатное материнство, право на аборты, проституция, легализация однополых браков, клонирование), обусловливающий ряд не только правовых, но и этических проблем, связанных с возможность/невозможность (допустимость/недопустимостью) их практической реализации. Поэтому со всей необходимостью можно справедливо признать, что соматические права человека являются одним из главных вызовов современному обществу и государствам, их законодательной деятельности.

Таким образом, рассматриваемые права формируют юридически-антропологическую проблему в праве [5], необходимую для своего скорейшего разрешения. Пока ясно лишь одно – «Комплекс соматических прав не является элементом негативного статуса личности» [3].

Современное законодательство в сфере здравоохранения на международном и национальном уровне предоставляет каждому гражданину право на донорство, искусственное оплодотворение и прерывание беременности, суррогатное материнство, смену пола и другие манипуляции со своим телом.

В юридической науке выделены основные признаки рассматриваемых прав: специфический характер объекта данных прав – тело человека; возможность их практического осуществления с помощью достижений естественных и технических наук (биологии, генетики, медицины, физики, техники и др.

); непризнание этих прав религией, моралью, этикой; неразрывная связь с основными, прежде всего личными, правами человека; реализация таких прав является юридическими фактами для иных правовых отношений; степень их признания и реализации отражают уровень личностно-правовых ценностей государства и общества в целом [6].

Эти признаки позволяют говорить о соматических правах как о самостоятельной правовой категории, соответствующей современным интересам личности и ее потребностям [7].

Соматические права человека со всей необходимостью следует считать личными (субъективными) правами человека (не государства, не общества, не религии), поскольку они связаны с частной, интимной жизнью человека, они имеют естественное происхождение, возникают у человека с рождения и неотчуждаемы (с позиции концепции современного правового государства).

На станицах юридической литературы отдельные авторы путаются развить дискурс по поводу признания за соматическими правами статуса прав человека. С точки зрения теории естественного права (юснатурализма) они в полной мере таковыми являются, поскольку права человека принадлежат каждому от рождения и неотчуждаемы.

С другой стороны, с точки зрения теории позитивного права (этатизма) они таковыми не являются, поскольку признание того или иного права и обеспечение возможности его реализации – прерогатива государства.

Мы склонны придерживаться второй точки зрения, поскольку публичное признание личных прав человека ни коим образом не исключает самостоятельности их реализации.

Кроме того относительно рассматриваемых прав существует научная дискуссия по поводу их места в системе прав человека. Одни авторы причисляют их к личным правам человека (например, А.И. Ковлер) [4], другие, наоборот исключают их место в системе прав человека, поскольку они не обладают признаком самостоятельности и связаны с реализацией различных прав человека [3].

Таким образом, исходя из анализа отологической природы соматических прав человека, можно сделать вывод, что они непосредственно связаны с социальными, экономическими, культурными и иными правами, что указывает на их комплексность и интегративность. Однако это не исключает возможность их выделения в качестве самостоятельной группы прав человека.

Список использованной литературы:

List of used literature:

  1. Vasak, K. Pour une troisieme generation des droits de l'homme // Studies and essays on International Law and Red Cross principles / ed. by C. Swinarski. Hague, 1984. Pр. 837–841.
  2. Iventiev S.I. Somatic rights from the point of view of the fourth and fifth generations of human rights // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Cognition. 2012. No. 3 (6). Pp. 49–51.
  3. Kruss VI Personal («somatic») human rights in the constitutional and philosophical and legal dimensions: the formulation of the problem // State and Law. 2000. No. 10. Pр. 43–50.
  4. Lavrik M.A. To the Theory of Somatic Human Rights // Siberian Law Gazette. 2005. No. 3. Pр. 24–25.
  5. Kovler, A.I. Anthropology of law. M.: Publishing House NORMA, 2002. 480 p.
  6. Nesterova E.M. Concept and juridiko-social essence of somatic human rights // Socio-economic phenomena and processes. 2011. № 7 (029). Pp. 222–226.
  7. Kisses EL, Danilova E.S. The concept and types of personal (somatic) human rights // Science. Society. The state. 2015. Vol. 3. No. 1. Pр. 124–133.

Источник: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/743/

Соматические права личности: права или законные интересы?

Соматические права и свободы это

Соматические права личности: права или законные интересы?

НЕСТЕРОВА Елена Михайловна,

аспирантка Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. E-mail: NesterowaL@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье показана периодизация исторического развития соматических прав, дана общая характеристика данных периодов. Раскрывается природа соматических прав через призму субъективных прав и законных интересов.

In article the periodization of historical development of the somatic rights is shown, the general characteristic of the given periods is given. The nature of the somatic rights through a prism of the subjective rights and legitimate interests reveals.

Ключевые слова: соматические (личностные) права; право на тело; субъективное право; законный интерес; правомочия.

The somatic (personal) rights; the right to a body; the subjective right; a legitimate interest; competences.

Правовое регулирование общественных отношений предполагает активное применение различных юридических инструментов. К ним относятся субъективные права, обязанности и законные интересы. Каждая из названных категорий имеет свои сущностные особенности.

Одним из главных изменений объема прав личности ХХ в. является распространение и признание прав человека на изменение судьбы своего тела путем использования результатов развития науки, техники.

Достижения медицины, генетики, биологии и химии поставили общество в качественно новое состояние. Появилась возможность реализации соматических правах личности. А.И.

Ковлер называет это современными изменениями правовых координат человека1.

Исследуя природу соматических прав в историческом контексте, необходимо отметить, что до появления самого термина и его последующего признания правовой категорией существовал большой исторический путь, проделанный этической мыслью. На протяжении веков вопросы, считающиеся сейчас правовыми ситуациями в сфере личностных прав, возникали как философские или духовные категории и зачастую дали начало сложности и дискуссиям

1 Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002. С. 3.

на вопрос необходимости их юридической регламентации.

Под соматическими (личностными) правами, мы полагаем, можно понимать комплекс прав человека, направленных на достижение максимально высокого уровня духовного и физического здоровья, включающий право свободно и ответственно принимать решения в отношении собственного тела и своей жизни с помощью достижений медицины и техники, и отражающий уровень развития государства и общества в целом.

Прослеживая историческое развитие права человека на распоряжение своим телом с целью изменения отдельных его свойств и функций, мы не считаем целесообразным отождествлять полностью соматическое право с правом собственности на тело.

Понимание человеческого тела как специфического объекта собственности неотъемлемо от природы соматического права, но кроме этой посылки имеющая и иные определяющие особенности.

Такие понятия, как, например, экономическое владение телами других людей (рабство), эксплуатация сексуальных возможностей другого человека (проституция), являются прямым выражением проблемы тела человека, но не входящие в категорию соматических прав.

Тело человека с давних времен получало законодательную оценку и защиту. Длитель-

ное время законодательством большинства государств было установлено положение о неприкосновенности человеческого тела1, о невозможности признания тела имуществом, и, следовательно, объектом права собственности.

Но с развитием технологий и широким распространением операций над человеческим телом, вопросы, споры и суждения о теле приобрели новое звучание.

От антропологии тела интерес смещается к проблемам генетических модификаций и другим актуальным аспектам2.

Проблема человеческого тела в аспекте соматического права занимает центральное место и требует большей ясности в своем разъяснении. Но мы не рассматриваем тело в историческом контексте, мы изучаем возникновение права личности на законодательно разрешенную возможность реконструировать свою телесную субстанцию или отдельные ее части.

При изучении исторической панорамы возникновения и развития соматических прав человека можно сделать вывод о существовании нескольких отправных точек развития общественных отношений, связанных тем или иным образом с правами на реконструкцию своего тела.

Историческое развитие соматических прав личности можно представить как совокупность трех периодов, первый из которых больше является предпосылкой возникновения данных прав. Начало развития отраслей науки и техники, в рамках которых стала позже возможна реализация соматических прав, не является непосредственным моментом их признания.

Так, например, пластическая хирургия была известна с давних пор.

Например, в датированных восемнадцатым веком до нашей эры законах царя Хаммурапи, есть и такой, который регламентирует вознаграждение врачу за излечение человека от бельма на глазу или другого заболевания при помощи бронзового ножа.

Упоминание об аборте встречается в Древнем Китае более 4600 лет назад. Трансплантация органов, точнее, идея заменять части тела, пришедшие в негодность, как детали в меха-

1 Боботов С.В. Наполеон Бонапарт — реформатор и законодатель. М., 1998. С. 269.

2 Нестерова Е.М. О некоторых тенденциях антропологизации

современного права // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 12(92). 2010. С. 293-297.

низме, возникла очень давно. Согласно апокрифам, в III веке святые Косма и Дамиан успешно пересадили ногу недавно умершего эфиопа своему пациенту. Правда, им ассистировали ангелы.

В начале прошлого века человеку впервые была успешно пересажена роговица донора. Но лишь к середине ХХ в.

ученые раскрыли механизмы иммунных реакций и научились их подавлять, чтобы донорский орган нормально приживался.

Вкладом светского характера, внесенным в признание возможности изменять человеческое тело, с точки зрения права и профессиональной этики можно считать Нюрнбергский процесс (1945-1946 гг.).

На этом процессе против нацистских преступников мир впервые узнал о злодеяниях, совершенных над военнопленными и гражданскими лицами по приказу нацистского режима при соучастии врачей.

Эти преступления являются свидетельством того, что может сделать власть при участии врачей.

С этого периода ведут свое начало две нормативные линии: формулирование «прав человека» и постоянно проводимые Кодексы профессиональной медицинской этики3.

Второй период в истории соматических прав и момент их возникновения непосредственно как правовой категории мы связываем с 1950-1990 гг.

— периодом, характеризуемом начальным правовым регулированием изменений человеком своего тела с помощью медицинских открытий, которые в настоящее время широко практикуются во всем мире, если не имеет ограничение в законодательстве. Речь идет об аборте, пренетальной диагностике, стерилизации, эвтаназии и т.д.

В этот период складывается определенная система правовой регламентации данных прав человека, отражающаяся в самых различных материалах, начиная со Всеобщей декларации прав человека, опубликованной ООН (10 декабря 1948 г.), и Конвенции о соблюдении прав человека и фундаментальных свобод (Римский договор от 4 ноября 1950 г.), которые содержат основополагающие заявления относительно как защиты жизни и физической не-

3 Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. М., 2001. С. 17.

прикосновенности, так и защиты соблюдения других фундаментальных гражданских и политических свобод, и кончая целой серией деклараций, конвенций, рекомендаций.

В качестве примера мы хотим указать на следующие решения, выработанные Советом Европы: № 29/1978 — по пересадке тканей и органов, № 79/1976 — о правах больных и умирающих, № 1046/1986 и 1100/1989 — об использовании эмбрионов и человеческих зародышей.

Что касается проблемы констатации наступления смерти и медицинской помощи на терминальной стадии болезни, то здесь следует назвать Сиднейскую декларацию ВМА 1968 г., обновленную в Венеции в 1983 г.

В это время активно реализуются следующие соматические права — смена пола, нетрадиционное половое воплощение, репродуктивные права, трансплантация органов, пластическая хирургия и т.д.

Третий период, длящийся до сих пор, имеющий характер революции в сфере личностных прав, начался совсем недавно: с 1990 г. — открытие генетического кода, признание концепции генотерапии и создания так называемой «геномной медицины».

Возможность смены пола, клонирования, изменения будущих потомков путем воздействия на генетическом уровне, пересадка органов и тканей — вызвали к жизни важные вопросы правового регулирования.

С возникновением научных открытий в области генетики и вслед за тем с внедрением результатов этих открытий в область эмбриологии и гинекологии, что привело к возможности осуществления искусственного деторождения, медицинская наука вошла в новую фазу, развитие которой не так легко предвидеть, и которая лишена необходимых ориентиров в сфере существовавшего права. Здесь вопрос личностных прав встал во весь рост. Возникла необходимость в создании определенных правил поведения, чтобы определить рамки и пределы участия граждан в подобных изменениях своей жизни.

Согласно опросу, проведенному Фондом общественного мнения на тему: «Чем запомнился россиянам XX век?», люди, среди главных событий века назвали успехи генетики: расшифровку генома человека, обнаружение

генов, ответственных за различные болезни, клонирование, а также успехи в области трансплантации органов человека1. Признание соматических прав происходит в разных сферах социальной жизнедеятельности. Неоднозначное отношение к ним со стороны морали, этики, религии находят свое отражение и в политико-правовом неприятии.

Пытаясь определить временные рамки возникновения, развития личностных прав, их эволюционирование от духовной категории к правовой, необходимо отметить, что само явление соматических прав человека возникло гораздо раньше, чем его признали как необходимость современности, нуждающимся в каком-либо контроле и урегулировании. И только после их признания моралью и этикой, по больше

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/somaticheskie-prava-lichnosti-prava-ili-zakonnye-interesy

Проблема конституционно-правового регулирования соматических прав человека

Соматические права и свободы это

Рубахова А. И. Проблема конституционно-правового регулирования соматических прав человека // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 466-468. — URL https://moluch.ru/archive/137/38312/ (дата обращения: 08.10.2019).



Соматические права являются неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса личности [6, с. 132–139].

В юридической науке принято классифицировать права человека по нескольким основаниям, и одной из классификаций является деление прав человека по времени их возникновения. Так, в литературе их принято делить на несколько поколений.

К первому поколению относят личные и политические права, ко второму — социальные, экономические и культурные, к третьему поколению относятся коллективные права, или права солидарности [4, с. 88–90].

Но стремительное развитие науки и техники, которое предопределило огромный рывок в области медицины, генной инженерии, биомедицины, в конце прошлого века привело к формированию прав человека нового поколения.

Основоположниками теории прав человека четвертого поколения являются М. А. Лаврик, В. И. Крусс. Права четвертого поколения профессор В. И. Крусс называет личностными, соматическими (от греч.

soma — тело) и дает следующее определение данному термину: «Соматические права — это группа таких прав, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами» [2, с. 43].

В литературе еще не сложилось четкого представления о полном и исчерпывающем перечне соматических прав, но М. А. Лаврик предлагает выделять следующие виды:

1) право на смерть;

2) права человека относительно его органов и тканей;

3) сексуальные права человека (возможность искать, получать и передавать информацию, касающуюся сексуальности, сексуальное образование, выбор партнера, возможность решать, быть человеку сексуально активным или нет, самостоятельно решать вопрос о добровольных сексуальных контактах, вступлении в брак; право на легализацию проституции; оборот порнографической продукции и правовое регулирование положения сексуальных меньшинств);

4) репродуктивные права человека (позитивного характера: искусственное оплодотворение; негативного характера: аборт, стерилизация, контрацепция);

5) право на перемену пола;

6) право на клонирование как всего организма, так и отдельных органов;

7) право на употребление наркотиков и психотропных веществ [3, с. 24–25].

Ученый, приводя данную классификацию, не называет ее основания, но нам представляется, что таковым может являться объект правового регулирования.

Соматические права могут затрагивать самые разные сферы общественных отношений и представлять собой совокупность количественных и качественных показателей, обеспеченных различными материальными и организационными средствами, включая средства принуждения [12, с. 85–91; 13, с. 138–143].

Следует отметить, что проблема регламентации соматических прав остро стоит во многих государствах современного мира. Исследование предлагаемой проблематики предполагает использование методологии сравнительного правоведения [14, с. 55–59; 15, с. 19–31].

Применительно к контексту названной проблемы исследовались эмпирические материалы таких государств Северо-Восточной Азии как КНР [6, с. 44–52], КНДР [8, с. 163–166], Республика Корея [11, с. 44–46], Монголия [9, с. 232–236] и Япония [7, с.

46–52]. Полагаем возможным высказать гипотезу о том, что соматические права относятся к категории интересов, законный характер которых остается не разрешенным единообразно в рамках правового поля, большинства государств современного мира.

В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и государство принимает на себя обязанность по их признанию, соблюдению и защите [1]. В ч. 1 ст.

20 Конституции закрепляется право человека на жизнь, но это право можно трактовать пространно, в чем и заключается основная проблема конституционно-правового регулирования соматических прав человека, ведь право на жизнь может включать в себя не только процесс нормальной жизнедеятельности, но и право на добровольную смерть медикаментозным путем, право искусственное прерывание беременности, право на изменение функций своего тела.

Одним из наиболее спорных и не признаваемых в РФ соматических прав является право на эвтаназию. Ст. 45 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает прямой запрет на осуществление эвтаназии.

В научной литературе выделяют две формы эвтаназии: активную, которая выражается в ускорении смерти пациента с помощью введения определенных медицинских препаратов, и пассивную, при которой пациент отказывается от продолжения лечения, тем самым медленно себя убивая [5, с. 130].

В связи с этим можно найти следующее противоречие в законодательстве: ст. 45 запрещает осуществление эвтаназии, а ст. 19 и ст. 20 того же Федерального закона оставляют возможность применения пассивной формы эвтаназии путем введения формулировки «отказ пациента от медицинского вмешательства».

Для устранения коллизии авторы предлагают внести дополнение в ст. 45, которое будет уточнять, что отказ пациента от медицинского вмешательства не может являться эвтаназией.

Источник: https://moluch.ru/archive/137/38312/

Административный округ
Добавить комментарий