Рациональное расходование денежных средств

Целевое, рациональное использование и сохранность средств в образовательных учреждениях

Рациональное расходование денежных средств

Финансовые правила

В действующем Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что:

— в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: цели образовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятельности, в том числе в части финансирования и материально-технического обеспечения деятельности, использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением, открытия счетов в органах казначейства (ст. 13);

— финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета (ст. 41);

— государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств (ст. 42).

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что под автономией вуза понимается его самостоятельность в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством и своим уставом; высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством (ст. 3).

Выделяя средства из бюджета, государство четко устанавливает их целевое использование и контролирует фактическое расходование бюджетных ассигнований.

Основным законом, регламентирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). В нем определены принципы бюджетной системы Российской Федерации.

В ст.

34 БК РФ указано, что принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В ст.

38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных идей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В ст.

289 БК РФ определено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетам, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 15.14 предусматривает, что нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Типичные ошибки

Федеральное агентство по образованию издало приказ от 28.06.06 №595 «О результатах контрольно-ревизионной работы в 2005 году».

В этом приказе отмечено, что ревизиями и проверками, проведенными в 2005 году Управлением бухгалтерского учета и отчетности Рособразования, территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, в ряде учебных заведений и организаций, подведомственных Рособразованию, были выявлены серьезные нарушения действующего законодательства и финансово-хозяйственной дисциплины, в некоторых учебных заведениях ранее выявленные нарушения были обнаружены повторно.

Как указано в приказе, нарушения произошли в результате недостаточного контроля руководителей за деятельностью структурных подразделений и слабой профессиональной подготовки работников, отсутствия профилактических мероприятий по предупреждению и недопущению нарушений, прямого невыполнения законодательных и инструктивных требований при осуществлении практической финансово-хозяйственной деятельности.

Информация о результатах ревизий и проверок в ряде случаев должным образом не рассматривалась, не доводилась до работников бухгалтерий и экономических служб, отдельные руководители не сделали из нее необходимых выводов и не приняли соответствующие управленческие решения.

В результате проведенными в 2005 году ревизиями и проверками установлено нецелевое использование бюджетных средств в Майкопском государственном технологическом университете на общую сумму 2561 тыс.

рублей, Краснодарском колледже электронного приборостроения — 361 тыс. рублей, профессиональном училище №18 Мурманской области — 310 тыс. рублей, Набережно-челнинском государственном педагогическом институте — 191 тыс.

рублей, профессиональном училище №5 г. Рязани — 124 тыс. рублей.

Не осуществлялся должный контроль за своевременным и полным перечислением арендных платежей.

Так, в результате занижения размера арендной платы Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом недополучено 15,4 млн рублей, Тульским государственным университетом — 1,4 млн рублей.

В Архангельском государственном техническом университете задолженность по аренде составляла 1,9 млн рублей, Сибирском государственном межрегиональном колледже строительства и предпринимательства — 0,5 млн рублей.

В отдельных учебных заведениях не наведен порядок по расчетам с подотчетными лицами. Так, в Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова задолженность за подотчетными лицами составляла 744 тыс. рублей.

Не налажено в ряде случаев своевременное поступление платы за обучение.

В результате выявлена задолженность в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете на общую сумму 24,2 млн рублей, Московском государственном университете сервиса — 7,7 млн рублей, Ивановской государственной текстильной академии — 4,7 млн рублей, Кемеровском государственном университете — 2,5 млн рублей.

При выполнении ремонтно-строительных работ иногда завышались сметные нормативы и объемы выполненных работ, в связи с чем переплачивались государственные средства (в Башкирском государственном университете, Карельском государственном педагогическом университете).

Ревизиями и проверками выявлялись факты необоснованных выплат надбавок к заработной плате и премий руководителям и работникам учреждений образования (в Удмуртском государственном университете, Архангельском лесотехническом колледже и др.).

В то же время в Пермском политехническом колледже не доплачивалась денежная компенсация на питание, обмундирование и мягкий инвентарь учащимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском колледже электронного приборостроения не выплачивалась социальная стипендия учащимся из числа детей-сирот, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции, а также детям-инвалидам.

Эксплуатация имущественного комплекса в ряде случаев осуществлялась образовательными учреждениями неэффективно или с нарушением действующего законодательства.

Так, общежитие Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова сдавалось в аренду сторонним организациям, тогда как в академии не хватало площадей для размещения своих студентов.

Без согласования с Комитетом по управлению государственным имуществом г. Санкт-Петербурга на земельном участке Санкт-Петербургского морского технического университета построен торговый комплекс.

В ряде образовательных учреждений не выполнялось требование действующего законодательства в части закупки товаров (выполнения работ и оказания услуг).

Например, без проведения необходимых конкурсов были заключены договоры в Белгородском государственном университете на общую сумму 52,0 млн рублей, Глазовском колледже промышленных технологий, экономики и сервиса — 5,0 млн рублей, Магнитогорском государственном университете — 2,9 млн рублей.

Тульским государственным университетом без согласования с Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области списаны основные средства на сумму 3,8 млн рублей.

Ревизиями и проверками установлены случаи необеспечения сохранности государственных средств.

В кассе Майкопского государственного технологического университета вскрыта недостача денежных средств на сумму 572 тыс. рублей. Также установлена недостача денежных средств в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г.Чернышевского на сумму 140 тыс. рублей, в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете — 182 тыс. рублей.

Не контролировалось поступление, оприходование и списание сельскохозяйственной продукции в Шадринском государственном профессионально-педагогическом колледже.

В профессиональном училище №6 г. Томска списание в расход материалов осуществлялось без оформления актов.

В Шанталосовском сельскохозяйственном техникуме недостаточно уделялось внимания контролю за работой автотранспорта. В то же время в путевых листах не указывался маршрут движения. Установлено излишнее списание бензина.

В Московском государственном университете сервиса за уволенными сотрудниками ликвидированных представительств университета в городах Брянске и Сатке Челябинской области числилось не переданное головному вузу имущество на общую сумму 277 тыс. рублей.

Что можно изменить?

Увеличение бюджетных ассигнований на развитие образования, практическое осуществление приоритетного национального проекта «Образование», проведение в стране реформы бюджетного процесса, нацеленного на переход к финансированию результатов, выдвигают более высокие требования по обеспечению целевого, рационального использования и сохранности средств в образовательных учреждениях.

Объективной необходимостью становятся требования по повышению уровня финансово-экономического анализа, ревизий и проверок в системе образования России.

Для успешного решения этой задачи следует существенно переработать методику проведения анализа и контрольных мероприятий.

Ведь из федерального бюджета на образование в 2006 году выделено 201,6 млрд рублей, а на 2007 год намечается 278,5 млрд рублей. Только за один год государство увеличивает бюджетные ассигнования на цели развития образования, его модернизацию на 38%, что значительно превышает общий темп роста бюджетных расходов в целом и в том числе национальную оборону и общегосударственные вопросы.

Ключевым становится государственное финансирование приоритетного национального проекта «Образование» (смотрите таблицу).

Анализ и контроль в системе образования должны устанавливать целевое и эффективное использование государственных средств на внедрение современных образовательных технологий, инновационных образовательных программ, нацеленных на достижение конкретных результатов.

Эффективность использования государственных средств необходимо проверять, например:

— в 3 тысячах лучших школ России, получающих гранты, равные 1 млн рублей каждой такой школе;

— в 10 государственных вузах, выигравших специальный конкурс и к тому же получающих дополнительно средства на реализацию своих инновационных программ.

Проверке должна подлежать эффективность использования средств: на информатизацию учебных заведений и учебного процесса; на централизованную закупку учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения школ, а также автобусов для сельских школ.

Новинка 2007 года — конкурс на звание «лучшего» среди профтехучилищ и средних специальных учебных заведений, по результатам которого будут отобраны 60 лучших учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

Еще одно новшество — конкурс регионов. Участвовать будут уже не отдельные учебные заведения, а субъекты РФ. Они должны представить программы модернизации образования своего региона.

Им придется выполнить ряд требований: ввести у себя нормативно-подушевое финансирование школ, отраслевую форму оплаты труда педагогов, организовать при учебных заведениях попечительские советы.

Конкурс рассчитан на три года, в 2007 году на него выделяется 3,5 млрд рублей, будут объявлены 20 регионов-победителей.

Все эти новшества должны подвергаться анализу и проверке с целью выяснения эффективности использования государственных средств.

Полагаю, целесообразно совершенствовать действующее законодательство, приводя его в соответствие с осуществляемой в России реформой бюджетного процесса, модернизацией системы образования, реализацией мероприятий приоритетного национального проекта «Образование».

В Законе РФ «Об образовании»:

— в ст. 2 указать, что государственная политика в области образования основывается также на принципе эффективности использования средств в целях достижения наилучших результатов;

— в ст. 13 записать, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются цели образовательного процесса, достижение наилучших результатов при реализации образовательных программ;

— в ст. 41 предусмотреть, что деятельность государственного образовательного учреждения финансируется за счет средств соответствующего бюджета, которые должны эффективно использоваться для достижения наилучших результатов;

— в главу IV «Экономика системы образования» включить дополнительную статью «Учет, отчетность, анализ и контроль», которую следует изложить в соответствии с проводимой в стране реформой бюджетного процесса, модернизацией системы образования, реализацией приоритетного национального проекта «Образование».

Вопросы эффективного использования средств и достижения наилучшего результата при реализации государственных стандартов высшего профессионального образования целесообразно отразить в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

Источник: http://www.ug.ru/archive/19442

Как правильно тратить деньги

Рациональное расходование денежных средств

Многие люди принимают неверные финансовые решения, в результате им часто хватает средств только, чтобы прожить от зарплаты до зарплаты.

Спокойной такую жизнь назвать сложно, поэтому многие ищут пути, как изменить ситуацию и научиться не поддаваться минутным слабостям, а вести эффективный бюджет и правильно тратить деньги только на то, что действительно требуется, а также приобретать вещи и продукты по оптимальным ценам.

Нужны ли особые умения, чтобы распоряжаться деньгами

Каких-либо специальных знаний не требуется. Достаточно иметь здравый смысл и силу воли. Первое качество требуется для того, чтобы понять, требуется ли определенная вещь, или без нее можно обойтись. Кроме того, с помощью здравого смысла можно осуществлять планирование расходов и распределение их по источникам доходов.

Помимо здравого смысла полезно уметь ставить цели.

Залогом умелой траты денег является наличие собственных финансовых целей, которые позволяют четко понимать, стоит приобретать ту или иную вещь, способствует она достижению цели или нет.

На основании финансовых целей можно составлять бюджет, с помощью которого устанавливать лимиты по своим расходам, что также позволяет четко расставлять приоритеты и распределять денежные средства максимально осмысленно.

Важным качеством является и сила воли. Она требуется, чтобы соблюдать установленные правила по тратам.

В частности, выполнение бюджета требует установки ограничений собственного потребления, а для этого нужно произвести усилия над собой, избавиться от некоторых привычек. Для этого и требуется сила воли.

Также данное качество важно при осуществлении покупок в магазинах. Оно позволяет управлять своими желаниями и совершать только нужные покупки.

Куда потратить деньги, чтобы получить максимум пользы

Самое разумное направление расходования средств – здоровье.

В первую очередь следует тратить деньги на правильное и здоровое питание, поэтому рекомендуется отказаться от различных сладостей и блюд быстрого приготовления.

Это позволит, с одной стороны, сэкономить денежные средства, а с другой стороны, стать здоровее. Сэкономленные средства можно направить на приобретение фруктов, овощей, а также на занятие спортом.

Второе направление для полезных трат – образование. В настоящее время более высокий доход позволяет получить более высокая квалификация. Поэтому рекомендуется постоянно развивать собственные навыки, осваивать смежные профессии, чтобы повышать свою конкурентоспособность на рынке труда и увеличивать доходы.

Третье направление – отдых и путешествия. Во-первых, это дает возможность увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми.

Во-вторых, во время отдыха часто приходят новые идеи, в том числе, и по поводу заработка, так что периодически отдыхать и менять деятельность полезно и с деловой точки зрения.

И, наконец, в-третьих, отдых и путешествия – это время с семьей и друзьями, а значит, приятное общение и позитивные эмоции.

На что лучше потратить деньги, чтобы себя порадовать

Самое простое, что может порадовать – лакомство. Можно купить то, что давно хотелось попробовать. Желательно, конечно, чтобы это было что-то из полезного, поскольку вредная пища, конечно, обладает приятным вкусом, но ее употребление может привести к проблемам со здоровьем.

Также можно порадовать себя расходами на какую-либо мечту. Если давно хотелось что-либо сделать, можно потратить на это финансы, это принесет не только материальное удовольствие, но и эмоциональное. Ведь, появляется чувство, что цель достигнута, мечта реализована. Такое ощущение придает сил для постановки более масштабных целей и их достижения.

Делать что-то новое каждую неделю. Новые ощущения, как правило, доставляют радость. Конечно, если делать то, что нравится или давно хотелось сделать. Кроме того, это возможность получить новые навыки или новые знания, так что получается не только приятно, но и полезно.

Очень приятно тратить денежные средства на хобби. Любимое дело всегда приносит приятные эмоции, поэтому расходы на него доставляют особую радость. Мужчины могут позволить себе приобрести снасти для рыбалки или детали для машины. Девушкам радость могут доставить различные средства для ухода за телом.

Как рационально расходовать деньги при минимальной зарплате

Первое, что следует сделать, чтобы наладить рациональное расходование средств – вести их учет.

Для этого можно просто записывать расходы и затем, в конце месяца, сводить их и проводить анализ, на что были потрачены деньги. Это позволит выявить ненужные траты и в последующем сократить их.

Можно использовать для решения данной задачи и специальные приложения, которые позволяют контролировать расходы, а также устанавливать лимиты трат на них.

После учета и анализа расходов, следует наладить их планирование. Помимо установки лимитов, ставьте финансовые цели (например, накопить к концу года определенную сумму или купить какую-то вещь).

Это позволит подчинить все расходы и действия достижению цели, а значит, научит рациональному расходованию.

Однако чтобы соблюдать план по достижению цели, необходимо иметь силу воли, либо сильную мотивацию в виде финансовой цели (должно очень хотеться приобрести определенную вещь).

После налаживания финансового планирования и контроля, можно заниматься оптимизацией расходов. Экономить на покупках достаточно просто. Во-первых, как уже было сказано – соблюдать лимиты статей.

Во-вторых, рекомендуется за покупками ходить только со списком, это позволить приобретать только то, что действительно нужно.

В-третьих, следить за акциями и приобретать большинство товаров со скидками.

Как научится тратить деньги с умом

Во-первых, сформируйте собственное правильное отношение к финансам. Оно заключается в том, что прежде чем тратить, необходимо вспомнить, как достались эти деньги, сколько времени пришлось работать, чтобы заработать желаемую сумму. Это поможет более осмысленно распределять денежные средства.

Во-вторых, научитесь планировать и расставлять приоритеты. В частности, научиться определять, чего и сколько купить в текущем месяце, какие затраты можно отложить. Из каких источников, какие расходы финансировать и так далее. Четкое понимание, на что можно рассчитывать также позволяет повысить эффективность денежных расходов.

Третья рекомендация – научиться определять полезность каждой покупки. Это позволит тратить средства только на то, что действительно необходимо, а значит, избавит от ненужных расходов и обеспечит более рациональное распределение денежных средств.

Также желательно иметь финансовую подушку – средства, которые могут потребоваться в сложных ситуациях. Такой запас денежных средств надобно копить, для чего также придется сократить свои расходы и правильно тратить деньги.

Перестать спускать бюджет на вредную еду

Фаст-фуд и подобная пища стоит значительно дороже полезных продуктов.

Прежде всего, потому что она приобретается готовая, а значит, в ее стоимость добавлены затраты на труд повара, аренду помещений, амортизацию оборудования и так далее.

Если же приобрести полуфабрикаты или продукты и просто приготовить пищу самому, то получится значительно дешевле, поскольку таких затрат человек не несет.

Избавиться от такой привычки может помочь чтение статей с описанием последствий частого потребления вредной еды. Также эффективным способом является изменение собственных вкусовых привычек.

Для этого нужно пробовать регулярно новые блюда. Можно научиться самостоятельно готовить. Сделать это достаточно просто – сейчас много сайтов в Интернете с подробными инструкциями, как приготовить то или иное блюдо.

Таким образом, со временем сформируются новые предпочтения в еде.

Если очень сложно пройти мимо места с вредной пищей, можно порекомендовать выходить из дома без денег или с суммой, которой хватит только на дорогу до работы и обратно. Это, конечно, существенные ограничения, но они позволяют уменьшить неэффективные траты.

Не покупать лишней одежды

Чтобы избавиться от лишних трат на одежду, достаточно соблюдать несколько правил:

  • Посчитать, сколько и какой одежды необходимо. После определения количества, проведите анализ, и вполне может оказаться, что имеющейся одежды вполне достаточно. Если же каких-то предметов не хватает, то следует составить список и приобрести только то, что требуется. Основная часть гардероба должна быть функциональной и годиться для повседневной носки, и только небольшое количество предметов одежды должно быть парадным и надеваться при определенных случаях.
  • Обязательно следует ориентироваться на погоду. Не во всех регионах требуются шубы, а значит, их не всем стоит покупать, несмотря на то, что они красивые и хочется, чтобы они были. Аналогичная ситуация и с красивой летней одеждой. В северных районах вполне возможно отказаться от открытых платьев (если конечно, они не требуются для поездок на курорт).
  • Если одежды вполне достаточно, то не следует посещать распродажи. Как правило, заходя в магазин, где идут распродажи, сложно отказаться от покупки, ведь цены очень привлекательные. Если же каких-либо предметов одежды не хватает, то их рекомендуется приобретать, как раз на распродажах, поскольку это позволяет существенно сэкономить.

Не раздавать друзьям и не платить за них в кафе, кино

Некоторым людям сложно отказать своим друзьям или знакомым в финансовой помощи. Они часто дают денежные средства взаймы, водят своих друзей в кино или оплачивают общие посиделки в кафе. В результате кто-то экономит, а кто-то несет излишние расходы. Поэтому для того, чтобы тратить деньги с умом, необходимо уметь говорить «нет».

Научиться этому можно на специальных тренингах, а можно и самостоятельно. Для этого достаточно правильно проанализировать, сколько средств потрачено таким путем, и какую пользу они принесли.

Одно дело помочь другу или родственнику, оказавшемуся в трудной ситуации, а другое – просто кого-то накормить или напоить, причем не известно, как такой человек поведет себя, если его перестать водить в кино или кафе – останется он другом, или отвернется.

Помимо умения отказывать, необходимо также заранее договариваться, как будет происходить расчет после совместного застолья или развлечений. Если кто-то не может за себя заплатить, вполне возможно просто дать ему взаймы и определить конкретный срок возврата, чтобы потом не было сюрпризов.

Также не следует пытаться выглядеть богаче, чем человек есть на самом деле. Конечно, хочется произвести в компании положительное впечатление, но тогда необходимо ответить себе на вопрос: что важнее – выглядеть хорошо в глазах друзей или обеспечение собственной финансовой безопасности.

Поставь цель и копи на нее средства

При постановке цели соблюдайте определенные правила:

  • Цель должна быть вдохновляющей. Ее достижение должно реально мотивировать. Человеку должно хотеться ее достичь, получить желаемую вещь или накопить требуемую сумму. Только в такой ситуации человек сможет терпеть ограничения и прилагать усилия для реализации финансового плана.
  • Цель должна быть ограниченной во времени. Нет смысла ставить цель накопить миллион когда-нибудь. Такая цель, скорее всего, никогда не будет достигнута. Нужно ставить реальную цель на определенный период – год, пять или десять лет.
  • Цель должна быть достижимой. Это означает, что человек должен понимать, что ему требуется для достижения цели, и что все необходимые ресурсы у него есть. Необходимо иметь внутреннее ощущение уверенности в достижимости цели. Тогда высока вероятность, что человек приложит все усилия для реализации планов.
  • Цель должна быть конкретной. Иными словами, необходимо иметь возможность проверить, достигнута цель или нет. С финансовыми целями, как правило, таких проблем нет, ведь легко посчитать, сколько имеется свободных денег, или каков ежемесячный заработок, а значит, убедиться, достигнута цель или нет.
  • Цель должна быть измеримой, то есть выражена в цифровых параметрах, что также для финансовых целей не составляет проблем.

Таким образом, особых проблем научиться тратить деньги с умом – нет. Достаточно поставить цель, выработать план мероприятий и внимательно контролировать свои расходы.

[media=https://youtu.be/o9Z59cP8ipU]

Источник: http://alfaman.org/dengi/90-kak-pravilno-tratit-dengi.html

Рациональное использование бюджетных средств и условие повышения их эффективности

Рациональное расходование денежных средств

Шарапова М. А. Рациональное использование бюджетных средств и условие повышения их эффективности // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 937-939. — URL https://moluch.ru/archive/114/30203/ (дата обращения: 08.10.2019).



Известно, что рациональное использование бюджетных средств на практике осуществляется на основе заранее определенных законом принципов.

К данным принципам относятся целевое распределение бюджетных средств, высокоэффективное их использование, соблюдение режима экономии, а также бюджетной дисциплины, условия повышения их эффективности.

Соблюдение этих принципов создают большие возможности для эффективного, рационального и бережного использования бюджетных средств.

Анализ сложившейся финансовой ситуации показывает, что использование бюджетных средств, имеют свои иррациональные аспекты, которые можно свести к следующему:

− В результате финансирования второстепенных затрат из бюджетных средств, предназначенных для социальной сферы, опаздывает финансирование предусмотренных первостепенных объектов.

− Под административным воздействием местных представителей хокимиятов средства, предназначенные для социальной сферы, направляются на затраты не предусмотренные в бюджетных параметрах.

− Постоянное увеличение бюджетных лимитов, предусмотренных на заработную плату, хозяйственные нужды.

− Перевод бюджетных средств, предназначенных социальной сфере из одной статьи в другую и незаконное их использование.

Широко распространенным и не законным приёмом использования денежных средств, предназначенных для финансирования социальной сферы, является направление данных денежных средств на строительные, ремонтные объекты, покупку автомобилей, проведение ненужных мероприятий. Все это приводит к серьезным отрицательным результатам при выплате зарплат, социальных пособий, стипендий, при обеспечении медикаментами, горюче-энергетическими ресурсами учреждений здравоохранения.

По нашему мнению, иррациональное использование бюджетных средств, предназначенных для социальной сферы, есть результат попустительства руководителей финансовых органов и их нежелание противостоять руководителям местных хокимиятов при безадресном использовании данных средств.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в результате выполнения непосредственных обязанностей, возложенных на главное управление ревизии и контроля Министерства финансов и на их местные органы, а также использования ими своих полномочий в последнее время наметились положительные тенденции в сфере рационального использования бюджетных средств, предназначенных социальной сфере, а так же повысилась ответственность и статус финансовых органов, руководителей и должностных лиц учреждений социальной сферы. Снизилось нерациональное использование денежных средств, своевременно стали финансироваться приоритетные расходы социальной сферы.

Вместе с тем, результаты проведенного анализа свидетельствуют, что допускаются нерациональное использование бюджетных средств, направленных на финансирование социальной сферы, а в учреждениях социальной сферы продолжаются сверхлимитное использование средств, нарушаются штатные расписания по вине руководителей и должностных лиц.

Все это приводит к нежелательным последствиям не только при планировании бюджетных затрат, но и способствует нерациональному использованию бюджетных средств. Нерациональное использование бюджетных средств можно свести к следующему:

− Своевременное необеспечение наличными деньгами и опаздывание первостепенных выплат (заработной платы и выплат приравненных к ней, социальных выплат и стипендий);

− Несоблюдение лимитов в бюджетных параметрах, смете расходов приводит к лишним затратам в сфере заработной платы, коммунальной службы и хозяйственной деятельности;

− Осуществление непредусмотренных затрат в смете расходов учреждений социальной сферы, неэффективное и неадресное использование бюджетных средств;

− Не соблюдение руководителями и должностными лицами штатно сметной дисциплины, использование лишних штатных единиц, необоснованное повышение заработной платы, выдача заработной платы неработающим сотрудникам;

− Допущение материально ответственными лицами недостачи материальных ценностей и их расхищение;

− Нужно отметить, что на практике при капитальном строительстве за счет бюджетных средств наблюдается выполнение подрядными организациями сверхлимитных работ, удорожание индекса и как результат удорожание стоимости строительных объектов.

− Кроме этого, в данных случаях, связанных с проведением тендеров, не соблюдается установленный порядок.

По нашему мнению, в последующие годы для недопущения подобных ситуаций в тендерах, проводимых на местах, нужно обеспечить присутствие в рамках лимитов в соответствии порядком, существующим на практике.

Кроме того, после того как будут определены адресный список строительства и проведен тендер необходимо каждый строительный объект финансировать через специальные депозитные счета в соответствии с удорожанием индекса цен.

В целях рационального использования бюджетных средств, направленных на финансирование социальной сферы, не в достаточной мере анализируются целевое и эффективное использование денежных средств. Особенно, это касается тех ситуаций, когда после полного финансирования первостепенных затрат не уделяется должного внимания принятию кардинальных мер в отношении финансирования других групп затрат.

Как показывает практика, до того как первостепенные затраты в рамках лимита не профинансированы, необоснованно допускается финансирование затрат 3–4 групп или перевод денежных средств на непредусмотренные услуги, продукцию и оборудование.

Кроме этого, после того как утверждаются затратные сметы организаций социальной сферы и несмотря на то что в договорах указывается в рамках лимита помесячные расчеты затрат на коммунальные услуги, газ электроэнергию и то что за эти услуги не выделены дополнительные суммы в некоторых областях, данные требования полностью не выполняются. В результате этого появляется кредиторская задолженность. В этом процессе не обеспечивается лимитная дисциплина, не принимается во внимание тарифы и действительные потребности.

Как показывают наши исследования появления кредиторской задолженности в продовольственной сфере и в сфере медикаментов связано с получением продукции через посредников.

Здесь оказывают влияние чрезмерные надбавочные продукции устанавливаемые посредническими организациями, при покупке у них продовольственных товаров и лекарственных препаратов. По нашему мнению, нельзя говорит о должном проведении сопоставления цен и контроля ценообразования, мониторинга цен.

И как в следствие этого происходит нерациональное использование и дефицит бюджетных денежных средств, направленных в социальную сферу.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что специалисты социальной сферы не в достаточной мере уделяют внимание на проблему рационального использования бюджетных средств. Рациональное использование бюджетных средств, предназначенных для социальной сферы, являются самым важным условием эффективного их использования.

Для достижений этой цели необходимо, как нам представляется, осуществить ряд мероприятий.

Во первых, для избежания безадресного использования данных денежных средств, предотвращения неэффективного использования, необходимо применить соответствующие меры, а также внести изменения в систему наказания за подобные финансовые несоответствия.

Дело в том, что в результате несоблюдения установленных норм, в частности, бюджетной дисциплины, происходит в конечном итоге нерациональное использование бюджетных средств.

И как в следствие этого наказания или привлечения к ответственности руководства или должностных лиц, основано на излишнем гуманизме.

Если на практике будет и впредь продолжать работать настоящий механизм наказания должностных лиц за нерациональное использование бюджетных средств то нельзя надеяться, что в области использования бюджетных средств, предназначенных для социальной сферы, будут изменения в положительную сторону.

Причина этого, по нашему в следующем:

  1. Во первых, степень штрафов, налагаемых на должностных лиц за нерациональное использование бюджетных средств, направленных на социальную сферу не связано непосредственно с объемом нерационально использованных бюджетных средств, выявленных в соответствующих условиях.
  2. Во вторых, при обнаружении нерационального использования бюджетных средств, наложение на должностных лиц штрафа в размере от 5 до 10 кратного размера минимальной зарплаты не оказывает существенного влияния на их материальное или финансовое положение. Вот поэтому установленный на практике потолок штрафа за нерациональное использование бюджетных средств не дает желаемого результата.
  3. В третьих, в одном случае полное, в другом случае частичное взимание штрафа, связанный с уровнем заработной платы лица нарушившего закон, не играет решающей роли в обеспечении эффективности использования бюджетных средств.

Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что целесообразно внести соответствующие изменения в механизм наказания или привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших финансовые ошибки, которые могут привести к нерациональному использованию бюджетных средств, направленных на социальную сферу.

Основные термины(генерируются автоматически): социальная сфера, нерациональное использование, средство, заработная плата, рациональное использование, механизм наказания, кредиторская задолженность, достаточная мера, бюджетная дисциплина, рамка лимита.

Источник: https://moluch.ru/archive/114/30203/

Рациональное использование личных денег

Рациональное расходование денежных средств

Все мы разумные люди – во всяком случае, стараемся ими быть.

И если еще можно объяснить нерациональное неразумное поведение в личной жизни (эмоции зашкаливают, чувства мешают сосредоточиться и принять правильное решение) или в общении со знакомыми, друзьями и коллегами (не было времени обдумать свои слова, просто так вырвалось), то объяснить нерациональное и неразумное поведение в таких, казалось бы, далеких от эмоций и чувств жизненных сферах, как денежное обеспечение, очень трудно.

Ну в самом деле, какие такие излишние чувства могут овладеть вами при выборе между вкладом в банк и паевым инвестиционным фондом? Какие эмоции могут помешать обдумать несколько вариантов взятия кредита? И как плохое настроение (или наоборот, слишком хорошее) может сказаться на толщине кошелька? Как жаль, что на такие материальные вещи, как кошелек в частности и благосостояние в целом, влияют не только ум, здравый смысл и рассудок (а желательно еще и счетная машинка), но и эмоции, чувства и состояние человека, как физиологическое, так и психологическое.

Вот несколько типичных ошибок, которые совершают люди (и я в том числе), которые нерационально относятся к деньгам, поддаются чувствам, эмоциям, первым впечатлениям и еще неизвестно чему. После совершения таких поступков, обычно возникает вопрос: «И где только была моя голова, когда я это делала?».

1. Акции, скидки, подарки — На шару и уксус сладкий

Такие слова как «шара», «халява», «бесплатно», «в подарок», «акция», «скидки», «беспроцентный кредит», «распродажи» имеют волшебное звучание для многих людей.

Купите МР-3 плейер – и второй получите бесплатно. И неважно, то он вам вообще не нужен, в принципе, потому что ваши уши категорически не любят наушники (голова болит), что он устаревшей модели и еще два таких же уже пылятся на антресолях. Зато бесплатно.

Возьмите беспроцентный кредит под бытовую технику – и не задумывайтесь, что отсутствие процентов с лихвой заменяет комиссия за пользование кредитом, за снятие и начисление денег, и в итоге получается еще дороже. Это все мелочи, главное ни в чем себе не отказывать.

Все берут – а я что, хуже?

Возьмите счеты и посчитайте, сколько вам обойдется очередной бесплатный сыр. Может, дешевле будет его купить? Или он не так уж вам и нужен? Как и на что можно было бы потратить (с большей пользой) или вложить деньги, которые вам стоила эта «бесплатность»?

2. Покупки под действием эмоций — Здесь и сейчас

Здесь и сейчас – это хорошие слова для того, чтобы ориентировать на них свою жизнь. Если только они не испортят такое понятие как «будущее». Ни одно сегодняшнее мимолетное удовольствие не стоит испорченного будущего.

Если сегодняшняя покупка хороша только тем, что эта вещь – новая, и в результате вы повесите ее в шкаф (положите на полку в дальний угол), и окажется, что она ничем не лучше (а иногда и даже хуже) того, что уже сложено рядами в вашей шкафу, а ее новизна завтра уже не будет новизной – тогда зачем делать такую покупку?

Удовлетворение от только что сделанной покупки часто заканчивается сразу по приходе домой.

Вот тогда и появляется желание ходить по магазинам с полупустым кошельком (если вещь действительно очень понравилась – можно вернуться за ней завтра).

И вообще такое удовольствие лучше получать от других действий и процессов, чем от хождения по магазинам и покупки новых и не всегда нужных вещей – тогда и в кошельке больше денег будет, а в доме – меньше хлама и больше места.

3. Планирование покупок — Все по полочкам

Финансовое планирование – это хорошо. Даже очень хорошо. Особенно для тех, кто вечно не может досчитаться половины суммы, незаметно ушедшей из кошелька неизвестно куда. С этой целью деньги заранее распределяются на конвертики, разные счета, расходы по разным статьям. Вот только жизнь не стоит на месте и имеет свойство меняться и иногда довольно быстро.

Например, вы откладываете деньги на отпуск в следующем году, а тут подвернулось выгодное предложение – купить участок земли недалеко от города или машину (при условии, что вы в любом случае собирались их покупать, просто предложение пришло немного раньше того, как вы планируете снять деньги с депозита).

В этом случае можно отказаться от покупки, чтобы конвертик с надписью «отпуск-2009» остался целым и нетронутым. А можно «отпускные» деньги потратить на оплату приобретения, а потом, когда придет время закрытия депозита, снять оттуда деньги, ранее предназначенные на машину или другую покупку, и переложить в конвертик «отпуск».

Или у вас появилась возможность подзаработать и вместо того, чтобы положить эту «приятную неожиданность» в тумбочку или на депозит – не будет ли более выгодным быстрее рассчитаться с кредитами (как известно, ставки по кредитам намного превышают ставки по депозитам, на этом и зарабатывают банки и кредитные союзы). Умение маневрировать денежными средствами, их грамотное распределение играет немаловажную роль для роста финансового благосостояния. Главное, чтобы такое перераспределение средств было разумным и, в конечном итоге, выгодным для вас.

4. Деньги, потраченные «впустую»

Вы уже который месяц ремонтируете старую машину. И если посчитать, во сколько вам обошлись ее покупка, ремонт и содержание, может оказаться, что на эти деньги можно было бы купить другую – поновее и с меньшим «аппетитом» двигателя. Да и удовольствия и пользы от езды на новой (или относительно новой) машине вы бы получили больше, чем от ковыряния в старой железном коне.

Но нет, поездки по автосалонам, рынкам в поисках другой машины, обзвон друзей и знакомых с той же целью – слишком хлопотное занятие. Лучше ремонтировать потихоньку старую машину, тратить на нее деньги, нервы и время, чем решить вопрос один раз кардинально. Потому что уже привыкли. Трудно перестроиться и посмотреть в другую сторону.

5. Нерациональная экономия днег

Для того чтобы получить выгоду малую, некоторые люди готовы пожертвовать выгодой большой.

Пример из опыта собственной семьи: для того, чтобы сэкономить на химчистке дубленки, тратится полдня на обзванивание всех салонов, затем организуется поездка (еще 2 часа) к черту на кулички, где обещают почистить вещь на 20 процентов дешевле – а потом такая же поездка производится для того, чтобы эту дубленку забрать. Если посчитать деньги на дорогу туда-обратно, оплату за телефон (он у нас не безлимитный), нервы и время на всю эту «экономию», встает вопрос: а зачем было устраивать весь этот цирк?

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Источник: http://www.personal-trening.com/node/1324

Административный округ
Добавить комментарий