Прокульянцы представляли собой школу римских юристов

Учение римских юристов о праве

Прокульянцы представляли собой школу римских юристов

Римский юрист был юристом-практиком. И выполнял 2 функции:

Составление юридических документов.

Для того чтобы иск был рассмотрен в суде, его необходимо было привести в соответствующую юридическую формулу. Этим занимались жрецы- понтифики. Формулы держались в строгом секрете, т.к. они б источником их высокого положения. В 3 в до н. э. один из понтификов Гней Флавий выкрал их и опубликовал. После освобождения юристов от влияния жрецов, проявилась их творческая роль.

Дача юридических советов и разъяснений в том числе самим судам.

С середины 2 века до н. э. начинается эпоха responsa – квалифицированный ответ римского юриста на запрос суда. Интерпретация в то время имела нормотворческое значение, являлась самостоятельным источником права. Благодаря response юрист в Риме сравнивался с творцом правовых норм.

На закате республики, когда в ряды респодентов влились смутные личности, Август предоставил право обязательных для суда консультаций только отдельным, наиболее авторитетным, юристам. Только их объяснения с их подписью и печатью имели законную силу и могли представляться в суде. Со времен Деоклетиана юристы перестали давать такие ответы.

“Закон о цитировании юристов” : мнения первой пятерки (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина) устраняли мнения других юристов. Если же имелись противоречия между ними, то преимущество имел Папиниан.

Работы римских юристов представляли собой сборники казусов, толкование законов, комментарии к судебным делам. Однако основная сила правоведа заключалась в разборе отдельного конкретного случая. Издавали учебники, чтобы дать начинающим юристам доступные представления о правовых институтах.

Существовала традиция – в юристы шли лучшие люди, наиболее образованные и талантливые. Обучение на юриста включало в себя риторику, философию, начала социальной психологии, приемы толкования и применения норм прецедента, стилистика и т.д. Юристы выходили из нобилитета и всадничества.

Наиболее удачным было учение о дисциплине, что соответствовало римским порядкам. Римские юристы-стоики не могли пройти мимо института рабства. Они утверждали, что рабство противно природе, так как все люди равны между собой.

3 вида права, действующего в Риме:

Естественное право

Право народов

Право цивильное

Естественное право – это совокупность правил, вытекающих из природы всего сущего и определяющих поведение людей и животных. И как идущее от природы оно вечно и неизменно.

Право народов – совокупность правил, которые соблюдаются у всех народов одинаково. Оно искусственно по происхождению, но равно соответствует народам по интересам.

Универсальное право- право одного народа или положительное право.

Римская юриспруденция – это целое мировоззрение. Существовало много школ.

Основные:

1.Сабинианская ( основатель – Капитон)

2.Прокулианская ( основатель – Лабион).

Различие – в методе исследования правового материала. Сабинианцы больше значения предавали внешней стороне правовых институтов. Прокулианцы – внутреннему основанию, целям. Сабинианцы за “букву” положительного права. Прокулианцы допускали больше свободного толкования норм, т.е. следовали духу закона.

Римские юристы дали определение праву. Ульпиан делил право на публичное и частное. Ульпиан определил, что публичное право –это право, которое относиться к положению всего римского государства. Частное же служит пользе отдельных лиц. «Право есть наука о добром и справедливом». Выделили такую категорию как “норма права”, разделили право процессуальное и материальное.

Существовала теория фикции или презумпций. Данная теория служила при необходимости корректировки права, то есть когда какой-либо фундаментальный институт входил в противоречие с доброй совестью справедливостью. Данная теория действует до сих пор.

Вообще обращение римского права к справедливости и совести привело, что при коллизии права и справедливости, нужно отдавать предпочтение последней. Теория правовой презумпции распространялась на все отрасли права. В Гражданском Праве – двусмысленность договора должна толковаться в пользу должника.

В УП, УПП – всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел. Каждый считается честным, пока не доказано обратное.

Сентенция Павла – закон УП следует толковать ограничительно. Без вины – нет ответственности!

После 3 века до н.э. начинается упадок классической римской юриспруденции. Основным источником деятельности становиться законодательная деятельность императора. Это время было значительно беднее на юридические сомнения. Юридическая профессия теряет престижность, юридическая терминология теряет точность.

Возникновение светской юрисдикции связывают с именем Гнея Флавия, который выкрал сборник юридических формул у своего хозяина.

Основными вопросами науки о праве стали:

соотношение нормального и отклоняющегося поведения;

взаимодействие частного и публичного права;

систематизация и кодификация права.

Значительный вклад в развитие юриспруденции внесли Манилий, Марк Юний Брут, Сульпиций – все они происходили из сенаторов и консультировали по юридическим вопросам.

Формы участия юристов в разрешении споров:

respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц;

cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок;

agere – сообщение формул для ведения дел в суде.

В классический период императоры с целью ослабления власти сенаторов даруют юристам право толковать правовые нормы. Эти толкования приравнивались к законам. Такими толкователями были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.), Модестин (II–III вв.).

Право в этот период отражало нужды реальной жизни. Происходит становление юридического правопонимания, выводятся стандарты социального поведения.

Влияние оказала философия стоиков – источником права считается божественный разум, который создал природу и все сущее на земле в соответствии со справедливостью (право есть мера справедливости).

Павел: право – это то, что всегда является справедливым.

Ульпиан: право – это искусство справедливости.

Правосудие есть наука о справедливом и нет.

Справедливость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. Предписания права: жить честно; не чинить вреда другому; каждому давать то, что ему принадлежит.

Право делится на частное (польза отдельных лиц) и публичное.

Ульпиан предлагает делить частное право на:

а) естественное (предписание природы для людей и животных). Все рождаются свободными; естественное право регулирует отношения семьи и воспитание детей.

б) право народов (в отношении покоренных народов и соседних государств);

в) цивильное (регулирует имущественные отношения свободных римлян).

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1863; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-88844.html

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА, ЗНАЧЕНИЕ РИМСКОГО ПРАВ

Прокульянцы представляли собой школу римских юристов

Римское право делилось на: К частному праву относилось: Основные черты римского частного права: частное (отношения между лицами, защищало интересы частных лиц);

публичное (охраняло интересы государства и его органов.

Нормы публичного права должны были быть соблюдаемы при всех условиях и не могли быть изменены отдельными лицами. В основном эти нормы защищали интересы класса рабовладельцев). право собственности; обязательства (выраженные в договорах, семейных отношениях, права наследования); индивидуализм (единолично несущий ответственность, им мог быть рабовладелец, домохозяин), свобода правового самоопределения имущих слоев свободного населения; с развитием торговых отношений появился институт договора. Стали разрабатываться различные договорные отношения. Договоры были настолько детально разработаны по правам и обязанностям участников, что в них отражались все отношения между участниками. Эти отношения были очень жесткими и безжалостными к должнику, который не выполнял условия договора или же неточно их исполнял; казусы, которые возникали в жизни, римские юристы решали на основе рассмотрения конкретного случая; Нормы публичного права: Нормы частного права: право развивалось на почве осуществления судебной защиты права. императивные (содержали властные предписания, отступления от которых не допускались); общеобязательные (предписывали совершать положительные действия); повелительные (повелевали совершать определенные действия). уполномочивающие (предоставляли участникам возможность совершения определенных действий); установленные сторонами (которые устанавливали сами участники договорных отношений); Предмет римского частного права: Предмет регулирования римского частного права: Система римского частного права: Система (римского частного права) создана самими юристами и состоит из: Объект изучения римского частного права Классический период І-Ill вв. н. э.: Периодизация:

Две школы просуществовали около 90 лет, их деление условное.

  • восполнительные (восполняли, дополняли определенные действия, которые необходимо было совершить);
  • условно-обязательные (могли возникнуть в процессе деятельности, а могли и не возникнуть);
  • диспозитивные (предоставляли участникам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере прав и обязанностей).
  • гражданское право Рима;
  • правовое положение граждан;
  • гражданский судебный процесс.
  • правовое положение субъектов в имущественных отношениях;
  • брачно-семейные отношения;
  • отношения, связанные с собственностью идруги- ми правами на вещи;
  • наследственные отношения;
  • вопросы защиты частных прав.
  • публичное право;
  • частное право (право цивильное; право претор- ское; право народов).
  • права лиц;
  • права вещей (2, 3 части законов Юстиниана);
  • исков (гражданский процесс).

Классический период.

  • ранняя классика — первые 800 лет; ll-начало III в.;
  • высокая — конец I в,- вторая треть II в. (Гай, Яво- лен, Цей — юристы этого периода);
  • поздняя — середина и конец III в.(Папиньян, Ульпиан — юристы позднего периода).
  • древнейший (XII таблиц);
  • предклассический — Ill-І вв. до н. э. (преторское и цивильное право);
  • классический — І-Ill вв. н. э.;
  • постклассический.
  • Сабиньянская (консерваторы, ориентир на традиции. Себиньянцы были (в большей мере, чем соперничавшие с ними прокульянцы) консервативными, более близкими к правительственной линии. Занимались правовой техникой и с особой охотой разрабатывали систематику права);
  • Прокульянская (либералы, они более свободны В праве. Прокульянцы были более своеобразны

Основатель свбиньян- ской школы Основатель прокульян- ской школы Три системы в римском частном праве; Цивильное право и независимы в научном плане, чем соперничавшие между собой сабиньянцы. Они развивали традиции республиканских юристов и особенно успешно работали в области казуистики). Квпитон, нвзввние школа получила по имени его ученика — Сабина.

Лабеон, название школа получила по имени его ученика — Прокула.

  • цивильное право;
  • преторское право;
  • право народов.

Развивалось на основе Законов XII таблиц. Это совокупность норм, применяемых только к римским гражданам.

Цивильное право развивалось двумя путями:

  • толкованием законодательства;
  • дальнейшим развитием законодательства. Цивильное право представляло собой совокупность норм обычного права.

В период поздней Республики, принципата,'значение обычаев падает. Юлиан’ давал два признака обычаев: давнее применение и молчаливое согласие общества на это применение. В начале домината в законодательном порядке было закреплено, что действие обычаев, которые противоречили законам, запрещено. В классический и постклассический периоды обычаи большой роли уже не играли. В объективном смысле цивильное право есть совокупность норм, изданных законодательной властью и абсолютно обязательных как для граждан, так и для магистратов, и притом обязательных до отмены. В субъективном смысле цивильное право есть непосредственное властное отношение к вещи или лицу. Для бсуществления этого отношения путем иска нет нужды в какой-либо активной помощи преторской власти; нужно только, чтобы эта власть не наложила своего veto; нужно отсутствие отрицания, а не положительное творчество при обращении к претору за получением исковой формулы. Лицо, имеющее за собой цивильное право, обращается к претору лишь как к органу, через который должен пройти всякий процесс. Иск такого лица есть прямое следствие, прямая функция его права: он имеет иск, потому что имеет право. Преторское право Право народов (основное значение) Значение римского права Система римского прааа, сложившаяся наряду с системой цивильного права. Преторское право создавалось деятельностью судебных магистратов, главным образом преторов, которые своими эдиктами и формулами (наставлениями судьям для рассмотрения конкретного дела), формально не изменяя и не отменяя законы, дополняли и исправляли правовое регулирование. Субъект преторского права — лицо, желающее получать от претора защиту каких-либо интересов, должно обращаться к активному вмешательству преторской аласти. Объект преторского права — повод, послуживший обращением субъекта за защитой к претору. Если претор в своем эдикте для того или иного случая обещал дать такую защиту в виде интердикта, представления иска, то этим обещанием он только (относительно) связывал самого себя, но не создавал чего-либо в руках лица заинтересованного. Если претор не исполнил своего обещания, не дал иска, то у претендента не останется ничего. Все это право покоится только на преторском обещании дать иск и на действительном исполнении этого обещания. Преторское право есть следствие иска; лицо имеет право потому, что дает иск, а не иск потому, что имеет право. Преторское право отвечало нуждам развивающихся общественных отношений, экономики, прежде всего торговли, ростовщичества, крупного землевладения. Ростовщичество стимулировалось торговлей. Проблема ростовщичества заключалась в том, что оно занимало большое место в экономической жизни Древнего Рима; вызывало опасение у представителей господствующего класса, так как способствовало сокращению социальных резервов рабовладельческого строя, обострению классовых противоречий. Имущественное римское право, созданное судебной практикой в спорах между чужеземцами или между римлянами и чужеземцами. Определяется его влиянием на мировую культуру в целом. В III в. произошел наивысший расцвет юриспруденции. Он объяснялся тем, что социальные и экономические отношения стали необычайно сложными, а усиление власти императоров требовало обоснования их прав. Наиболее совершенная форма права, покоящаяся на частной собственности. г» ИИдл і Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Римские юристы разработали юридические категории, понятия, основали и развили метод юридического рассуждения, довели до изумительной тонкости выражения таких понятий. Так, всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществляется в XII в. по закону Лотаря II[4], но фактически его применение никогда не прекращалось. Римское право «чистое» Право частное Право публичное Римское право лежит в основе всей современной юриспруденции. В юридическом смысле называется то право, которое существовало в римском государстве на протяжении его истории и на закате античной истории было кодифицировано Юстинианом. Право писаное Право исключительное Право строгое Первоначально — регламентация взаимоотношений юридическими действиями отдельных лиц. Впоследствии — еще при Республике — всякое право, распространяющееся на личные, семейные, имущественные и наследственные отношения отдельных лиц, но также и часть процессуального и уголовного права. Первоначально все право, установленное государством и поэтому обязательное для всех. Впоследствии его содержание изменялось. При Республике[5] под ним подразумевалось главным образом всякое право, относящееся к делам государства. Оно охватывало право государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное, культовое и международное. Согласно юстиниановой классификации, с точки зрения источников права, это право, установленное правовой нормой. Законоположение, предоставляющее преимущество лишь одному лицу или категории лиц, особенно солдатам. В юстиниановой трактовке: право, опирающееся на строгое (и даже суровое) толкование предписаний закона. Право общее Право естественное Право новое Право партикулярное Право священное (божественное) Право, действующее на всей территории государства и обязательное для всего населения. Надгосударственное, всемирное и идеальное право, свойственное всем людям; отрасль римского права (обычно рассматривалась как область цивильного права). цель — защищать интересы римлян в юридических сношениях с перегринами. По характеру своего возникновения это преторское право, по своему содержанию — право всесветной коммерции. Его прогрессивные принципы и институты свободны от какого-либо формализма. Для него характерны были неформальность, письменные договоры, взаимное доверие и равновесие интересов сторон, простота производства с помощью письменных формул. Все это имело огромное значение для развития всего римского права, которое постепенно приспосабливалось к нему и в результате модернизировалось. Римский юрист Ульпиан говорил, что естественное право присуще всем живым существам, а не только людям. Право настоящего времени, в противоположность прежнему праву. Право, действительное лишь для части государственной территории или только для некоторых категорий населения. Комплекс правовых принципов и институтов, касающихся религиозного культа.

Источник: https://uchebnikfree.com/rimskoe-pravo/predmet-sistema-znachenie-rimskogo-27013.html

Учения римских юристов о праве

Прокульянцы представляли собой школу римских юристов

Первые римские юристы ограничивались непосредственной практической деятельностью, и эта практическая направленность определила все римское право на будущее. Как правило, римский юрист не вел дел в суде (ораторы это делали, они могли и не иметь юридической подготовки, они выступали за плату, в то время как римские юристы давали свои советы безвозмездно – как гражданский долг).

Различали 2 формы деятельности юриста:

1) Формулирование сделок и судебных исков

Сообщение нужных формул и помощь сторонам при заключении сделок

Сообщение формул для ведения дел в суде (исковых формул)

Записями исковых формул изначально владели жрецы-пантифики; они держали их в тайне от населения, так как это было источником их влияния, могущества, но в начале 3 века до н.э. произошло событие, подорвавшее монополию пантификов.

Секретарь одного из пантификов Гней Флавий похитил исковые формулы из архива жрецов и предал их огласке (опубликовал). С этого момента и началось развитие светской юриспруденции в Риме.

С этого времени юристы и начинают играть заметную роль в жизни римского общества.

Новые формы договорные, особенно процессуальные, изменилась стилистика, язык юридических документов стал предельно точным и лаконичный

2) Дача юридических советов и разъяснений

Давались советы не только ораторам, а также и судьям. Судьи не все были юристами, требования только морального и финансового плана. Судья часто вынужден был просить совета у авторитетных юристов, которому и следовал при разрешении конкретного дела; такой квалифицированный ответ на вопрос суда назывался «responsa». Консультация также могла запрашиваться и консулами, магистрами.

Не исключалось, что эта консультация будет новым словом, шагом вперед, новеллой, ибо юрист не только разъяснял поставленную юридическую проблему, но и изменял старую норму.

Непосредственным предметом было истолкование, интерпретация действующего права. Но это не наше толкование. В то время интерпретация имела нормотворческое значение – являлась самостоятельным источником права. Таким образом, мнения и произведения юристов становится de facto источником права; юрист становится творцом правовых норм.

Август предоставил право давать ответы от имени императора лишь некоторым наиболее авторитетным юристам и разъяснения только этих юристов за их подписью или печатью имели законную силу и могли предъявляться в суде.

Респонса достигает своего расцвета в период ранней империи. Со времени правления Диоклетиана (2 половина 3 века), когда законодательная власть сосредоточивается в руках императоров, пожалование такой привилегии прекращается. Императорская деятельность в законодательстве выходит на первый план, соответственно, римская юриспруденция приходит в упадок, начинается ее закат.

Несмотря на это, положения юристов классического периода, сохраняли свой авторитет и в новых условиях. В 426 году н.э.

был принят закон (о цитировании юристов), который предписал судьям в своей деятельности следовать взглядам первой пятерке римских юристов («золотая пятерка» — те юристы-классики, которые стояли у истоков юриспруденции: Ульпиан, Гай, Попиниан, Павла, Модестина), а также тех юристов, на которых они ссылались.

Этим же законом (закон о цитировании юристов) был определен порядок выбора мнений этих юристов в случае противоречия их мнений, а если взгляды расходились поровну, то приоритет отдавался мнению Попиниана, который был подлинным классиком, аналитиком. Был казнен в 212 году до н.э.

Попиниан: «Оправдать убийство не легче, чем его совершить»

«Суд постановляет приговоры, но не оказывает услуг»

Все сочинения римских юристов (практически) носят казуистический характер. Эти работы представляли собой выполненные римскими юристами судебные экспертизы. Это были сборники казусов, комментарии к судебным делам, толкования законов и т.д. Основная сила римского юриста заключалась в практическом разборе отдельных дел.

Издавалась также учебники для начинающих правоведов. Это было изложение основ римского права для начинающих юристов. В отличие от научных трудов эти учебники не претендовали на тонкий казуистический анализ, а лишь предлагали основные идеи юриспруденции. Особенно был популярен «Институций» Гая.

Своего высшего развития римская юриспруденция достигает в первые 2,5 века империи. Причиной этого были: усложнение условий жизни, рост договорных отношений, увеличение числа сделок, споров, судебных разбирательств. А также – распространение в Риме греческого образования. Многие римские юристы обучались в греческих школах.

Из различных школ особый успех имела греческая философия – учение стоиков (стоицизм). Стоики считали единственным источником права – природу, а единственным правом – право естественное. Этой стоической философией объясняется преклонение римских юристов перед естественным правом. Римские юристы определяли право посредством понятия справедливости, т.е. исходили из этического содержания права.

Согласно определению Цельса: «Право есть искусство добра и справедливости».

Изучающему право надо, прежде всего, узнать о происхождении слова «юс». Юс -юстиция – справедливость, правда. Ульпиан.

«Право – то, что всегда является справедливым, каково естественное право» Павел.

В составе права, действующего в Риме, юристы различали 3 части:

1.Право естественное

2.Право народов

3.Право цивильное

Естественное право – совокупность правил, вытекающих из природы всего живого, сущего и определяет поведение людей и животных. Право присуще всему живому. Данное право вечно и неизменно. Заключаются браки, воспитываются дети именно благодаря этому праву

Право народов– право общее, для всех народов (универсальное). Оно одинаково соблюдается всеми и называется «всеобщим». Согласно этому праву ведутся войны, обеспечиваются неприкосновенность послов, море признается общим и так далее.

Цивильное право – право, которое каждый народ установил для себя. Оно является его собственным, называется «гражданским правом», т.е. собственное право гражданской общины.

Одной из главных предпосылок успешного развития права, благодаря которой в юриспруденцию шли в основном представители аристократии (муции, цельсии, катоны) – это привилегия высших сословий. Поэтому юриспруденция имела огромный престиж, автономность, недоступность для понимания несведущих лиц.

Выходили юристы в основном из числа нобилитета. В республиканский период юристам были гарантированы выборные должности. В императорский период они занимали высокие должности при дворе.

Как в республиканский период, каждое должностное лицо (в основном преторы), так и в императорский период вокруг правителя образовывался консилиум, в который входили именно юристы.

Публичное преподавание юриспруденции началось в 3 веке до н.э. включало риторику, философию, историю, начало социальной психологии, приемы толкования и применения норм права, упражнения в стилистике и многое другое, причем обучение начиналось с детства.

Юриспруденция представляет собой целый кладесь учений, школ. Наиболее известные возникли в эпоху Августа – Собинианская школа и Прокульянская школа имевшие своими основателями Капитона и Лабиона.

Собинианцы больше внимания уделяли внешней стороне правовых норм, прокульянцы обращались напротив к их внутреннем основанию и цели законодателя. Поэтому собинианцы строго держались буквы права, прокульянцы больший простор уделяли научному исследованию (следовали духу права).

Последним собинианцем был Гай, после него различие школ сглаживается. Хотя римские юристы избегали абстрактных конструкций, содержится немало положений, влиявших на теоретические различия.

К ним относятся понятие «права», «нормы права», различия между правом материальным и процессуальным, суждения о публичном и частном праве. Основное внимание римские юристы уделяли частному праву.

Теория фикций – римская фикция, которая была не более, чем юридической ложью, освещенной необходимостью, служило корректировке права когда какой-либо из его фундаментальных принципов входило в его противоречие с доброй совестью и справедливостью. Такая ситуация иногда складывалась, если римский гражданин попадал в плен, становился рабом, тогда он объявлялся мертвым в день его пленения.

Обращение римского права к справедливому и доброму приводило к замечательному принципу: при контроверзе права и справедливости нужно отдавать предпочтение последней. Особую роль римские юристы сыграли в становлении презумпций.

В гражданском праве приобрела значение презумпция, по которой двусмысленность договора должна трактоваться против кредитора; для уголовного права и процесса – всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел, как равно и то, что каждый считается честным, пока не доказано обратное.

Синтенция Павла: законы уголовного права он призывал толковать ограничительно, они не подлежат расширительному толкованию.

«Без вины нет ответственности»

С конца 3-го века н.э.

наблюдается упадок классической юриспруденции, основным способом становится деятельность императоров; по сравнению с классическим периодом это время намного беднее юридической литературой, значительную часть составляют произведения компилятивного характера, юридическое образование утрачивает былой престиж, юридическая терминология теряет былую четкость, определенность; но римская юриспруденция будет реципирована в средние века в Западной Европе, где будет почитаться как писанный разум; из римского права и будет выведены почти все континентальные системы права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_13574_ucheniya-rimskih-yuristov-o-prave.html

Школы в римском праве

Прокульянцы представляли собой школу римских юристов

Владе́ние — одна из центральных категорий вещного права, различно интерпретировавшаяся в разные периоды и в различных правовых системах государств и стран.Для классического римского права, пандектистики начиная с Савиньи и современного права Германии владение — факт (фактическая власть над вещью), а не право.К природе владения как права склонялись в восточно-римских правовых школах.

В российском понимании владение выступает как одно из правомочий, составляющих право собственности (наряду с распоряжением и пользованием).В российском праве иногда рассматривается как самостоятельное вещное право (среди аргументов ст.

1181 ГК РФ), хотя современной российской цивилистикой право владения как самостоятельное вещное право часто отрицается В отличие от юридической терминологии, в русском разговорном языке слово «владение» обычно является синонимом слова «собственность», а слово «владелец» в быту обычно используется как синоним слова «собственник».

Владение обычно осуществляется расположением вещи в жилище владельца, на принадлежащей ему территории, в принадлежащих ему других вещах, в одежде, на теле или в руках владельца, сокрытием в неизвестном для посторонних месте.

Помощь в учебе. Контрольные. —

Другие способы осуществления владения включают в себя огораживание, прикрепление, запирание на замок, охрану лично владельцем или привлечёнными для этой цели лицами, нанесение или прикрепление надписей, меток, клеймение. По мнению представителей немецкой школы юриспруденции (Савиньи и др.), в законодательстве Древнего Рима различается просто владение (possessio) и «телесное» владение, то есть фактическое обладание (corpus possidendi).

А именно, в древнеримском праве владение — это фактическое обладание плюс намерение пользоваться вещью как своей.

В частности, человек, получивший вещь на временное хранение и фактически обладающий ею (например, заперший её на замок), является не владельцем (possessor), а только фактическим обладателем, держателем (detentor).

Как только фактический обладатель решает присвоить вещь или хотя бы использовать её для себя, он превращается во владельца, причём в незаконного (считалось, что он совершил кражу).

Однако, некоторые исследователи (например, Иеринг), считали, что в римском праве владение было эквивалентно фактическому обладанию .

Пожизненное (наследуемое) владение — вещное право, включающее правомочия владения и пользования имуществом.

Широко использовалось в феодальных отношениях, когда сюзерен передавал во владение вассалу часть принадлежащего ему имущества взамен на обязательство военной службы вассала (а при наследуемой форме, — и потомством вассала) у сюзерена также пожизненно (см.

В определенных случаях право пожизненного (наследуемого) владения могло включать также и правомочие распоряжения: вассал, одновременно являющийся сюзереном по отношению к своему вассалу также мог передавать последнему имущество на праве пожизненного (наследуемого) владения.

Простая пожизненная форма права владения отличается от наследуемой лишь тем, что соответствующее право может перейти к наследникам субъекта.

Право пожизненного наследуемого владения некоторое время присутствовало в Советском праве и в праве Российской Федерации в отношении прав на земельные участки.

В Конституции СССР 1977 года (в редакции 1990 года) указано: Согласно современному Земельному кодексу Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, приобретенное гражданином до введения в действие кодекса, сохраняется, однако предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения более не допускается (Ст.21 ЗК РФ(с 1 марта 2015 года ст.20-21 утратили силу)).

Все же можно предположить, что они связаны с борьбой прогрессивных и консервативных начал в юриспруденции.

“Атей Капитон стоял на том, что ему было передано (его предшественниками), Лабеон же трудился, доверяя разуму и учености. К тому же Лабеон был сторонником республиканской формы правления.

Его труды длительное время оказывали влияние на римскую юриспруденцию.

Кроме названных классических юристов, нужно выделить сле-дующих: двух Цельзов (Цельза —отца и Цельза — сына; последний отличался смелыми юридическими конструкциями); Юлиана (редактора Edictum perpetuum); Помпония (от которого до нас дошли сведения по истории римской юриспруден-ции); Гая — автора элементарного учебника римского права — Институций. проявляются черты упадка римской классической юриспруденции. В частности, угасает самостоятельность юристов в правотворческой деятельности, которая переходит к императору.

При составлении Свода цивильного права (VI в.) Институции Гая, правда, в переработанном виде, были положены в основу Институций Юстиниана. Примечательно, однако, что именно на конец II — начало III вв.

Наиболее знаменитые классические юристы (конца I—III в. приходится деятельность наиболее выдающихся римских юристов; в первую очередь Папиниана; “Острейший среди римских казуистов, блестящий, по сжатости стилист, ставший для позднейших поколений первым из всех”, оставил после себя такие крупные произведения, как “Исследования”, “Ответы”.

В них в полной мере проявились отличительные черты его творчества — тонкий анализ, сжатость и отточенность формулировок.

Вершину римской юриспруденции венчают имена Ульпиана и Павла.

В своей деятельности они, однако, сближаются с последующими поколениями римских юристов, которые главную свою задачу видели в собирании и обработке материалов предшественников.

Существует твердо укоренившийся традиционный взгляд, что с переходом к абсолютной монархии развитие римской юриспруден-ции утрачивает творческий характер.

Новейшие исследования в области источниковедения делают необходимым более осторожное суждение о состоянии юридической литературы с конца III в.

Конечно, такого высокого творчества, каким отличались работы Папиниана, Павла, Ульпиана, римские юристы этого времени не проявляли; однако при Диоклециане и Константине, например, появился ряд ценных работ, приспосабливавших с успехом высказывания классиков к новым социально-экономическим условиям, удовлетворявших новые потребности. до н.э.), Офилий (ученик Сервия), Элий Туберон (ученик Офилия).

Но эти работы были или анонимными или ввиду исключительного авторитета классических юристов приписывались последним. имели место известный упадок деятельности юристов и снижение ее творческого характера.

глубокие комментарии к разным аспектам правовых вопросов дали Секст Элий Пет, Манилий, Муций Сцевола, Юний Брут; в I в.

Римские юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях.

Так, уже давно поставлена под сомнение принадлежность “Сентенций” Павла этому классическому юристу; в настоящее время можно считать установленным, что это произведение представляло собой позднейшую переработку сочинений нескольких классических юристов, в том числе и Павла.

Юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников. (426 г.) о цитировании юристов: вместо былого творческого решения возникающих в жизни вопросов теперь применяют механические ссылки на выдающихся юристов, мнения которых признаны по этому закону обязательными.

При разборе дел юристы интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости.

Равным образом, так называемая Epitome Ульпиана представляет, по всей вероят-ности, сокращение и переработку некоторых положений Гая, Ульпиана и Модестина, произведенную в IV в. Показателем упадка является, между прочим, закон первой половины V в.

К ним относились Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин, а также те юристы, на которых ссылались эти пять юристов (при расхождении мнений названной юристов предписано руководствоваться мнением большинства из них, а при равенстве — придерживаться мнения Папиниана). По преданию начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия.

первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, т.е. Правотребующая (нередко правообразующая) деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала дальнейшему развитию.

В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют видным юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей.

Читать онлайн

Прокульянцы представляли собой школу римских юристов

– объяснение текста;

– толкование юриста;

– образец исковой формулы.

Более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила.

Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали «Фрагменты» Ульпиана, правоведа и администратора III в. н. э.

, «Сентенции» Юлия Павла (III в. н. э.), а также учебное руководство для начинающих или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая (II в. н. э.

) «Институции», получившее особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права.

Первые республиканские юристы – основатели цивильного права. К ним относятся: Марк Манилий, Марк Юний Брут, Публий Муций Сцевола, Цицерон (красноречивейший из юрисконсультов). Деятельность римских юристов достигла расцвета в период принципата – классический период. В классическую эпоху частное право достигло наивысшего развития.

В эпоху республики юристы толковали закон буквально. В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя. «Знать законы – это не значит держаться за их слова, но понимать их смысл и значение» (юрист Цельд). Классические юристы отошли от старого толкования, а новые толкования были направлены на отыскание справедливости.

Прокульянцы: Лабеон (основатель), Цельз-отец, Цельз-сын, Пегасий, Нераций.

Сабиньянцы: Капитон (основатель), Массурий Сабин, Яволен Приск, Юлиан, Помпоний, Гай.

Сабиньянская школа – более формальная, монархическая, прокульянская школа – менее формальная, республиканская.

Папиниан славился умением абсолютно точно подвести отдельные жизненные случаи под конкретные нормы права.

Павел и Ульпиан занимались сбором, обработкой и комментированием трудов предшественников.

Последним в эпохе крупных юристов был грек Модестин. По закону о цитировании юристов 426 г.

комментарии юристов Павла, Ульпиана, Па-пиниана, Гая и Модестина приравниваются к закону.

Все судьи и чиновники империи были обязаны руководствоваться мнением, которого придерживалось большинство этих юристов, в случае равенства предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

Занятия юриспруденцией – один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги.

13. КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Причина кодификации римского права – к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.

Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия Papirius Iustus собрал его конституции. В 295 г.

в Берите (Бейруте) появился кодекс гре-горианцев (Codex Gregorianus), который содержал конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана (295 г. н. э.) в 14 книгах.

Дополнением к нему служил кодекс Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между 314и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до Константина.

В начале IV в. на базе работ Ульпиана был разработан учебник – переработанные сочинения Павла «Синтенции» в Дигестах.

Официальная кодификация римского права началась в первой половине V в. н. э., итогом которой стал кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) 437 г., содержащий в 16 книгах конституции императоров начиная от Константина. Кодекс Феодосия содержал вещное и обязательственное право (две части имущественного права).

В 527 г. в Византии к власти пришел Юстиниан.

Стремясь создать дисциплинированное чиновничество, навести порядок в судах и придать своей империи стройную единую правовую основу, Юстиниан созвал на помощь выдающихся юристов.

В результате была реализована и всеобъемлющая кодификация права на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г.

комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В 530 г.

была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и людей науки) под руководством того же Трибониана.

Комиссия осуществила грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г., под названием «Дигест» (от лат. digеsta – «собранное»), или «Пандект» (от греч. pandectac – «все вмещающее»).

Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить общие принципы римского права – в целях как учебных, так и идейно-политических, результатом чего стали «Институции». В 534 г.

был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи.

После выхода в свет кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась – все крупные изданные им акты позднее составили «Новеллы», систематизированные уже после смерти Юстиниана.

Кодекс Юстиниана 529 г. представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Все части свода в подлиннике не сохранились, а дошли до нас в позднейших списках littera Florentina – в VI–VII вв., остальные – в VIII–XI вв.

14. ИНСТИТУЦИИ, ДИГЕСТЫ, КОДЕКС, НОВЕЛЛЫ, ИХ СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ

Институции (Institutionеs) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Институции подразделялись на 4 книги, 98 титулов и параграфы.

книг:

– общее учение о праве и учение о субъектах прав – лицах;

– общие институты вещного права;

– общие институты обязательственного права;

– учение об исках и принципах правоприменения в суде.

Дигесты (от лат. digеsta – «собранное»), или Пандекты (от греч.

pandectac – «все вмещающее»), представляли собой систематическую компиляцию цитат – отрывков из работ наиболее известных римских юристов, касавшихся определенных вопросов.

В составе «Дигест» насчитывают до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших 39 известным юристам I–V вв. Общий объем Дигест – 150 000 строк.

Дигесты подразделялись на 7 частей, 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты, в начале которых было указано имя юриста и сочинение. фрагментов было модернизировано.

частей Дигест:

– общие вопросы права и учение о субъектах права – лицах (книги 1–4);

– «о праве лиц на свои собственные и на чужие вещи, о защите права собственности», т. е. вещное право (книги 5-11);

Источник: https://www.rulit.me/books/shpargalka-po-rimskomu-pravu-read-41121-6.html

Административный округ
Добавить комментарий