Правовые нормы информационной деятельности доклад

Информационные ресурсы. Этические и правовые нормы информационной деятельности людей

Правовые нормы информационной деятельности доклад

Инфоурок › Информатика ›Презентации›Информационные ресурсы. Этические и правовые нормы информационной деятельности людей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 2 слайдОписание слайда:

Представление об информационных ресурсах.

материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.

; природные ресурсы — объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей; Ресурс – это запас или источник некоторых средств

3 слайдОписание слайда:

трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе; финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры; энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.

4 слайдОписание слайда:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Ресурс – это запас или источник некоторых средств Информационные ресурсы – это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации Между информационными ресурсами и всякими иными существует важное различие: всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает (например, иссякают нефтяные месторождения, расходуются финансовые ресурсы). Информационным ресурсом можно пользоваться многократно.

5 слайдОписание слайда:

Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

6 слайдОписание слайда:

Национальные информационные ресурсы О национальных ресурсах говорят применительно к отдельному государству, в них входят библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническая информация, отраслевая информация, информация государственных структур, информационные ресурсы социальной сферы и пр.

7 слайдОписание слайда:

Виды национальных информационных ресурсов библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническая информация, отраслевая информация, информация государственных структур, информационные ресурсы социальной сферы Библиотечная сеть России насчитывает 150 тысяч библиотек Архивный фонд Российской Федерации ежегодно пополняется на 1,6 млн. документов В государственных архивах создано и поддерживается более 400 баз данных

8 слайдОписание слайда:

Центры научно-технической информации, включающие специализированные издания, патентные службы и пр.

Пример: ВИНИТИ РАН – Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук Отраслевые информационные ресурсы имеются у любой промышленной, социальной и иной сферы общества Информационные ресурсы социальной сферы связаны с образованием, медициной, системой пенсионного обеспечения, службами занятости и пр.

9 слайдОписание слайда:

Информационные услуги и продукты Информационный продукт — это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг.

Услуга — это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

10 слайдОписание слайда:

Информационная услуга — это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

11 слайдОписание слайда:

Правовое регулирование Информация сама по себе не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации.

12 слайдОписание слайда:

Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации. Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет.

13 слайдОписание слайда:

Право собственности состоит из трех важных компонентов: права распоряжения, права владения и права пользования. Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.

Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять. Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.

14 слайдОписание слайда:

Этические нормы Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически именно мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми.

Когда люди занимаются информационной деятельностью, а их основным средством работы является компьютер, соблюдение этических норм становится чрезвычайно актуальным.

Каждый, кто работает с компьютерной информацией, должен отчетливо осознавать свою ответственность за сохранение необходимой степени ее конфиденциальности.

15 слайдОписание слайда:

Медицинские записи, составляющие предмет врачебной тайны, могут интересовать работодателей и служить причиной необоснованных отказов при приеме на работу.

Так, например, концентрация большого количества информации о людях в базах данных порождает потенциальную опасность несанкционированного доступа к ней и использования ее неподобающим образом.

Например, информация о доходах людей с высоким достатком всегда является объектом внимания криминальных элементов.

16 слайдОписание слайда:

Техническую информацию из компьютеров фирм и предприятий стремятся любой ценой заполучить конкуренты. Электронные адреса, собранные законным способом (например, при заказе товаров по Интернету), могут попасть в руки нечистоплотных бизнесменов и использоваться для массовой рассылки раздражающей рекламы.

17 слайдОписание слайда:

Вопросы В чем основное отличие информационных ресурсов от материальных? Перечислите основные виды национальных информационных ресурсов. Из каких трех важных компонентов состоит право собственности?

Краткое описание документа:

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб.

в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Подать заявку

Источник: https://infourok.ru/informacionnie-resursi-eticheskie-i-pravovie-normi-informacionnoy-deyatelnosti-lyudey-302082.html

Урок 5Этические и правовые нормы информационной деятельности

Правовые нормы информационной деятельности доклад

| Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Этические и правовые нормы информационной деятельности

Изучив эту тему, вы узнаете: — почему необходимо правовое регулирование в информационной деятельности людей; — из чего состоит право собственности на информационный продукт; — почему при работе с информацией необходимо соблюдать этические нормы.

Правовое регулирование

Исторически традиционным объектом права собственности является материальный объект. Информация сама по себе не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях.

Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя.

Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации.

Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет.

Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник.

Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал.

Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонентов: права распоряжения, права владения и права пользования.

♦ Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена. ♦ Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.

♦ Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.

Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.

Это право должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой и соответствующими законами.

Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки: законодательная власть (законы) —> судебная власть (суд) —> —> исполнительная власть (наказание).

Любой закон о праве собственности должен регулировать отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем.

Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем.

Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой механизм защиты информации от разглашения, утечки, несанкционированного доступа и обработки, в частности копирования, модификации и уничтожения.

В настоящее время по этой проблеме мировое сообщество уже выработало ряд мер, которые направлены на защиту прав собственности на интеллектуальный продукт.

Нормативно-правовую основу необходимых мер составляют юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

Так, в Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.

В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, особенно актуальным становится организационный фактор государственной политики. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

Цивилизованному отношению производителей и потребителей информационных продуктов должен способствовать и фактор информированности.

Это наличие справочно-навигационных средств и структур, помогающих находить нужную информацию.

Сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей, можно найти в различных справочниках, например в «Российской энциклопедии информации и телекоммуникаций».

Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового урегулирования ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей и уничтожением «персональной» информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам: ♦ общие положения; ♦ информационные ресурсы; ♦ пользование информационными ресурсами; ♦ информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения; 

♦ защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, определяются правовые положения по их использованию.

Информационные ресурсы предлагается рассматривать в двух аспектах: ♦ как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

♦ как интеллектуальный продукт, на который распространяются право интеллектуальной собственности и авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию.

Он направлен на регулирование важнейшего вопроса экономической реформы — формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения.

Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий и средств их обеспечения.

Ввод закона в действие и обеспечение выполнения его положений гарантирует, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики в России.

Однако для нормального функционирования нашего общества в новой информационной среде и вхождения в информационное общество существующих правовых актов явно недостаточно. В настоящее время решение проблемы правового регулирования в сфере формирования и использования информационных ресурсов находится в России на начальной стадии.

Чрезвычайно важно и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить: ♦ охрану прав производителей и потребителей информационных продуктов и услуг; ♦ защиту населения от вредного влияния отдельных видов информационных продуктов; ♦ правовую основу функционирования и применения информационных систем, Интернета, телекоммуникационных технологий.

Этические нормы

Взаимоотношения людей в обществе базируются на выработанных человечеством нормах нравственности и морали. Для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей, используется термин «этика».

Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек в той или иной ситуации, и теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики.

Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности.

Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически именно мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особую роль эта форма регулирования деловых от ношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за деятельностью людей.

Когда люди занимаются информационной деятельностью, а их основным средством работы является компьютер, соблюдение этических норм становится чрезвычайно актуальным. Каждый, кто работает с компьютерной информацией, должен отчетливо осознавать свою ответственность за сохранение необходимой степени ее конфиденциальности.

Так, например, концентрация большого количества информации о людях в базах данных порождает потенциальную опасность несанкционированного доступа к ней и использования ее неподобающим образом. Например, информация о доходах людей с высоким достатком всегда является объектом внимания криминальных элементов.

Медицинские записи, составляющие предмет врачебной тайны, могут интересовать работодателей и служить причиной необоснованных отказов при приеме на работу. Техническую информацию из компьютеров фирм и предприятий стремятся любой ценой заполучить конкуренты.

Электронные адреса, собранные законным способом (например, при заказе товаров по Интернету), могут попасть в руки нечистоплотных бизнесменов и использоваться для массовой рассылки раздражающей рекламы.

Успешная информационная деятельность людей во многом зависит от соблюдения таких этических норм и принципов, как честность, точность, корректность, объективность в оценке и представлении информации, порядочность и другие нравственные категории. Этичность поведения не имеет «верхних» границ. Внедрение этических норм на практике возможно с помощью тренингов, принятия этических кодексов, создания комитетов по этике, разработки специальных программ подготовки работников. 

Условиями формирования этических норм, соответствующих требованиям сегодняшнего времени, являются: правовое обеспечение, стабильность власти, политическая и экономическая свобода.

Задания

1. Найдите в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве: а) на книгу; б) на картину; в) на программный продукт;

г) на песню.

2. Найдите в Интернете названия справочников, журналов, газет и т. п., в которых можно найти информацию: а) о программных продуктах; б) о компьютерах; в) об информационных системах;

г) о новинках мировой киноиндустрии.

3. Найдите в Интернете юридические документы для информационного рынка, изданные за последние пять лет, для: а) России; б) международного сообщества.

Контрольные вопросы

1. Почему информацию можно считать объектом собственности?

2. Что такое право распоряжения?

3. Что такое право владения?

4. Что такое право пользования?

5. Какие юридические документы составляют нормативно-правовую основу мер по защите авторских прав?

6. Какие вы знаете законы для информационной сферы?

7. В чем суть этических норм при работе с информацией?

Источник: http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_11/informatika_materialy_zanytii_11_05.html

Урок

Правовые нормы информационной деятельности доклад

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский механико-технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

План — конспект урока «Правовые нормы информационной деятельности»

Николаева Светлана Ивановна

2015 г.

Пояснительная записка

План- конспект «Правовые нормы информационной деятельности» составлен для проведения урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» со студентами 1 курса специальности 42.02.01Реклама согласно разработанной рабочей программе дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Урок «Правовые нормы информационной деятельности» проводится в виде практической работы с применением инновационного метода фишбоун для актуализации базовых знаний, необходимых для выполнения практического задания.

Практическая работа проводится с подгруппой в количестве 12 человек. Количество занятий по плану: в год- 95 ч., в неделю-3 ч.

На уроке «Правовые нормы информационной деятельности» была проведена классификация правовых документов, регламентирующих информационную деятельность, с помощью Интернета были найдены подтверждения – ситуации для применения того или иного закона защиты информации.

Данная тема является актуальной, так как, когда люди занимаются информационной деятельностью, а их основным средством работы является компьютер, соблюдение этических и правовых норм становится чрезвычайно важным. Каждый, кто работает с компьютерной информацией, должен отчетливо осознавать свою ответственность за сохранение ее конфиденциальности. 

При выполнении практической работы студентам предложено систематизировать информацию с помощью метода фишбоун.

Для выполнения задания студенты разделены на минигруппы по 2 человека. Время – 45 минут (1 урок).

Цели и задачи проводимого урока:

  • развивать познавательный интерес к предмету посредством использования ИКТ в учебном процессе;
  • развивать у студентов критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно;
  • стимулировать студентов на  совместное творчество через работу в парах, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией;
  • сформировать у студентов представление о правовых нормах защиты информации;
  • исследовать применение правовых законодательных актов к конкретной ситуации;
  • обучать  студентов самостоятельному приобретению новых знаний, с использованием метода фишбоун; 
  • побуждать студентов к исследовательской деятельности с использованием  различных информационных ресурсов;

Вид занятия – урок

Тип занятия – практическая работа

Оборудование и средства: проектор, компьютеры, Интернет, Power Point, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация, бортовой журнал студента, схема фишбоун.

Урок «Правовые нормы информационной деятельности» состоит из 3 этапов:

1 этап. Организация целевого пространства

2 этап. Организация деятельностного пространства

3 этап. Организация рефлексивного пространства

На 1 этапе объявляется тема урока, ставится индивидуальная цель, которую озвучивает каждый студент и записывает в свой бортовой журнал. На основании всех индивидуальных целей формулируется общая цель:

Изучить правовые документы информационной сферы и привести конкретные примеры — ситуации, в которых соблюдается или не соблюдается тот или иной правовой закон, оформить их в виде мини- проектов.

На 2 этапе – Организация деятельностного пространства определяются базовые знания, которые необходимо иметь для выполнении практической работы, проводится мозговой штурм, в результате которого заполняется верхняя часть фишбоун.

Перед созданием мини – проектов в виде презентаций проводится совместно со студентами инструктаж по технике безопасности.

Пользуясь разнообразными средствами: раздаточным материалом, Интернетом, учебниками, студенты заполняют нижнюю часть фиш- боун.

В качестве творческого задания для систематизации знаний и умений предлагается найти жизненные примеры — ситуации выполнения или невыполнения того или иного закона (она мини- группа- один Закон).

После защиты своих мини- проектов, студенты формулируют выводы, которые заносятся в фишбоун (хвост).

На 3 этапе — Организация рефлексивного пространства студенты заполняют листы самоанализа, возвращаются к индивидуальным целям каждого и выясняют, реализована ли индивидуальная цель.

В качестве домашнего задания предлагается сделать памятку для пользователя ресурсов Интернета «Ответственность за нарушение авторских прав на компьютерные программы и базы данных» в виде буклета.

Использование метода фишбоун при изучении данной темы повысило качественную успеваемость студентов 1 курса на 25 %.

С помощью фишбоун, студенты приобретают такие метапредметные компетенции как:

  1. критическое мышление;

  2. взаимодействие в группах;

  3. планирование и осуществление исследовательской деятельности;

  4. истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;

  5. осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Технологическая карта занятия по теме

«Правовые нормы информационной деятельности»

Группа_________ дата_______________

Цели :

Действия преподавателя

Действия студентов

Средства

— развивать познавательный интерес к предмету посредством использования ИКТ в учебном процессе;

— развивать у студентов критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно;

  1. Организация целевого пространства

— приветствует студентов;

— проверяет готовность группы к занятию;

— сообщает тему занятия;

— корректирует индивидуальные цели,

-формулирует общую цель;

— знакомит со средствами для реализации цели.

— приветствуют преподавателя;

— слушают, записывают;

— слушают;

-формулируют цели;

-знакомятся со средствами реализации цели;

Презентация

Бортовой журнал студента

Бортовой журнал студента, презентация, учебники

  1. Организация поискового пространства

— стимулировать студентов на  совместное творчество через работу в парах, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией;

— сформировать у студентов представление о правовых нормах защиты информации;

— исследовать применение правовых законодательных актов к конкретной проблемной ситуации;

— обучать  студентов самостоятельному приобретению новых знаний, с использованием

WEB-технологии; 

-побуждать студентов к исследовательской деятельности с использованием  различных информационных ресурсов;

— вводит понятие Информационное правонарушение

— систематизирует базовые знания с помощью метода «Фишбоун» (мозговой штурм)

— выдает задание: для каждого вида правонарушения записать Закон РФ, действующий в информационной сфере.

— проводит систематизацию знаний:

— выдает задание: для каждого Закона РФ в информационной сфере привести пример- жизненную ситуацию его выполнения или невыполнения.

— инструктирует по технике безопасности, задает вопросы по инструктажу;

— следит за выполнением практического задания;

— оценивает мини- проекты, дает рекомендации;

-задает вопросы, формирует умения анализировать, сравнивать, находить общее и отличное, делать выводы.

— слушают;

-заполняют верхнюю часть фишбоун, находят правильные ответы;

-выполняют практическое задание;

— заполняют нижнюю часть фишбоун

-слушают, задают вопросы;

— слушают, отвечают на вопросы по инструктажу;

— находят ситуации- примеры выполнения Законов РФ в информационной сфере;

— оформляют собранную информацию в виде мини- проектов;

— защита мини- проектов;

-анализируют и делают выводы, заполняют фишбоун (хвост- вывод)

раздаточный материал

учебник, раздаточный материал

Бортовой журнал

Компьютеры, интернет

Компьютеры, PowerPoint

Интерактивная доска, презентации;

Бортовой журнал

  1. Организация рефлексивного пространства.

— проводит рефлексию

— выдает домашнее задание: сделать памятку для пользователя ресурсов Интернета «Ответственность за нарушение авторских прав на компьютерные программы и базы данных» в виде буклета;

— инструктирует по его выполнению.

— заполняют листы самоанализа;

— осознают результаты своей деятельности.

-слушают, задают вопросы.

Бортовой журнал

Приложение 1

Бортовой журнал

Фамилия, имя студента_____________________________________________

______2015 г.

Тема: Правовые нормы информационной деятельности

Индивидуальная цель:____________________________________________________________________________________

Информационное правонарушение — разновидность социального конфликта, и запрещенное нормами права взаимодействие субъектов информационной сферы, выражающее противоречия интересов его участников.

Что такое Фишбоун ?

Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)).

Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ

В

П Ы

Р В

О О

Б ПРАВОНАРУШЕНИЯ Д

Л

Е В ИНФОРМАЦИОННОЙ

М СФЕРЕ

А

ЗАКОНЫ, ФАКТЫ

Самоанализ деятельности на уроке

Достоинства, недостатки, перспективы

Домашнее задание:

Сделать памятку для пользователя ресурсов Интернета «Ответственность за нарушение авторских прав на компьютерные программы и базы данных» в виде буклета.

Источники и литература

  1. Е.В. Михеева, Информационные технологии в профессиоеальной деятельности.:учебник для студентов учреждений среднего профессионального образрвания.-М.: Академия, 2014.

  2. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Э. Шеина. Информатика.Базовый уровень. Учебник для 11 класса.- М.:Бином, 2014.

  3. http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 — метод Фишбоун

  4. http://infourok.ru/material.html?mid=42521 – схема Фишбоун как метод визуализации информации.

Источник: https://infourok.ru/urok-pravovie-normi-informacionnoy-deyatelnosti-472858.html

Информационный сайт учителя Информатики и Экономики

Правовые нормы информационной деятельности доклад

Цели:
Дидактическая: знать аспекты этических и правовых норм информационной деятельности человека.

Информационная безопасность
Развивающая: развитие логического мышления, для оперативного принятия решений.
Воспитательная: воспитание информационной культуры, коммуникационных качеств личности.

Дидактический материал: презентация на тему — Информационная безопасность. Способы и средства защиты информации

План урока:1.Организационный момент2. Сообщение темы и объяснение материала3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание

Ход урока:Орг. Момент. Проверка присутствующих.Тема урока – Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.Правовая охрана программ и данных.

Защита информацииЛицензионные, условно бесплатные и бесплатные программыПрограммы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные (shareware) и свободно распространяемые программы (freeware). Слайд.

Дистрибутивы лицензионных программ (дискеты или диски CD-ROM, с которых производится установка программ на компьютеры пользователей) распространяются разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе, проще говоря, лицензионные программы продаются.

Довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использование программы на большом количестве компьютеров или на использование программы в учебных заведениях. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют ее нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность.

Некоторые фирмы — разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях их рекламы и продвижения на рынок.

Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия (после истечения указанного срока программа перестает работать, если за нее не произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции).

Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения.

К таким программным средствам можно отнести следующие:• новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование);• программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок);• дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности;• устаревшие версии программ;• драйверы к новым устройствам или улучшенные драйверы к уже существующим.Правовая охрана информацииПравовая охрана программ и баз данных. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который вступил в силу в 1992 году.Предоставляемая настоящим законом правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст на языке программирования и машинный код. Однако правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма.Для признания и осуществления авторского права на программы для ЭВМ не требуется ее регистрация в какой-либо организации. Авторское право на программы для ЭВМ возникает автоматически при их создании.Для оповещения о своих правах разработчик программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:• буквы С в окружности или круглых скобках ©;• наименования (имени) правообладателя;• года первого выпуска программы в свет.Например, знак охраны авторских прав на текстовый редактор Word выглядит следующим образом: © Корпорация Microsoft, 1993-1997.Автору программы принадлежит исключительное право осуществлять воспроизведение и распространение программы любыми способами, а также модификацию программы.Организация или пользователь, правомерно владеющий экземпляром программы (купивший лицензию на ее использование), вправе без получения дополнительного разрешения разработчика осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы, в том числе ее запись и хранение в памяти ЭВМ. Запись и хранение в памяти ЭВМ допускаются в отношении одной ЭВМ или одного пользователя в сети, если другое не предусмотрено договором с разработчиком.Необходимо знать и выполнять существующие законы, запрещающие нелегальное копирование и использование лицензионного программного обеспечения. В отношении организаций или пользователей, которые нарушают авторские права, разработчик может потребовать возмещения причиненных убытков и выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда сумме от 5000-кратного до 50 000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.Электронная подпись. СлайдВ 2002 году был принят Закон РФ «Об электронно-цифровой подписи», который стал законодательной основой электронного документооборота в России. По этому закону электронная цифровая подпись в электронном документе признается юридически равнозначной подписи в документе на бумажном носителе.При регистрации электронно-цифровой подписи в специализированных центрах корреспондент получает два ключа: секретный и открытый. Секретный ключ хранится на дискете или смарт-карте и должен быть известен только самому корреспонденту. Открытый ключ должен быть у всех потенциальных получателей документов и обычно рассылается по электронной почте.Процесс электронного подписания документа состоит в обработке с помощью секретного ключа текста сообщения. Далее зашифрованное сообщение посылается по электронной почте абоненту. Для проверки подлинности сообщения и электронной подписи абонент использует открытый ключ.Защита информацииОсобую роль и место в деятельности по защите информации занимают мероприятия по созданию комплексной защиты, учитывающие угрозы национальной и международной безопасности и стабильности, в том числе обществу, личности, государству, демократическим ценностям и общественным институтам, суверенитету, экономике, финансовым учреждениям, развитию государства.В настоящее время для обеспечения защиты информации требуется не просто разработка частных механизмов защиты, а реализация системного подхода, включающего комплекс взаимосвязанных мер (использование специальных технических и программных средств, организационных мероприятий, нормативно-правовых актов, морально- этических мер противодействия и т.д.). Комплексный характер защиты проистекает из комплексных действий злоумышленников, стремящихся любыми средствами добыть важную для них информацию.Проблема обеспечения информационной безопасности становится все более актуальной для компаний. Это связано и с обострением конкурентной борьбы на внутренних рынках, и с выходом компаний на международный уровень.Различают аппаратные и программные средства защиты информации.Аппаратные средства – это технические средства, используемые для обработки данных.К аппаратным средствам защиты относятся различные электронные, электронно-механические, электронно-оптические устройства.К программным средствам защиты относятся специальные программы, которые предназначены для выполнения функций защиты и включаются в состав программного обеспечения систем обработки данных.Программные средства включают программы для идентификации пользователей, контроля доступа, шифрования информации, удаления остаточной (рабочей) информации типа временных файлов, тестового контроля системы защиты и др.Защита доступа к компьютеру. Для предотвращения несанкционированного доступа к данным, хранящимся на компьютере, используются пароли. Компьютер разрешает доступ к своим ресурсам только тем пользователям, которые зарегистрированы и ввели правильный пароль. Каждому конкретному пользователю может быть разрешен доступ только к определенным информационным ресурсам. При этом может производиться регистрация всех попыток несанкционированного доступа.Защита пользовательских настроек имеется в операционной системе Windows (при загрузке системы пользователь должен ввести свой пароль), однако такая защита легко преодолима, так как пользователь может отказаться от введения пароля. Вход по паролю может быть установлен в программе BIOS Setup, компьютер не начнет загрузку операционной системы, если не введен правильный пароль. Преодолеть такую защиту нелегко, более того, возникнут серьезные проблемы доступа к данным, если пользователь забудет этот пароль.В настоящее время для защиты от несанкционированного доступа к информации все более часто используются биометрические системы авторизации и идентификации пользователей. Используемые в этих системах характеристики являются неотъемлемыми качествами личности человека и поэтому не могут быть утерянными и подделанными. К биометрическим системам защиты информации относятся системы распознавания речи, системы идентификации по отпечаткам пальцев, а также системы идентификации по радужной оболочке глаза.Защита программ от нелегального копирования и использования. Компьютерные пираты, нелегально тиражируя программное обеспечение, обесценивают труд программистов, делают разработку программ экономически невыгодным бизнесом. Кроме того, компьютерные пираты нередко предлагают пользователям недоработанные программы, программы с ошибками или их демоверсии.Для того чтобы программное обеспечение компьютера могло функционировать, оно должно быть установлено (инсталлировано). Программное обеспечение распространяется фирмами-производителями в форме дистрибутивов на CD-ROM. Каждый дистрибутив имеет свой серийный номер, что препятствует незаконному копированию и установке программ.Для предотвращения нелегального копирования программ и данных, хранящихся на CD-ROM, может использоваться специальная защита. На CD-ROM может быть размещен закодированный программный ключ, который теряется при копировании и без которого программа не может быть установлена.Защита данных на дисках. Каждый диск, папка и файл локального компьютера, а также компьютера, подключенного к локальной сети, может быть защищен от несанкционированного доступа. Для них могут быть установлены определенные права доступа (полный, только чтение, по паролю), причем права могут быть различными для различных пользователей.Для обеспечения большей надежности хранения данных на жестких дисках используются RAID-массивы (Redantant Arrays of Independent Disks — избыточный массив независимых дисков). Несколько жестких дисков подключаются к специальному RAID-контроллеру, который рассматривает их как единый логический носитель информации. При записи информации она дублируется и сохраняется на нескольких дисках одновременно, поэтому при выходе из строя одного из дисков данные не теряются.Защита информации в Интернете. Если компьютер подключен к Интернету, то в принципе любой пользователь, также подключенный к Интернету, может получить доступ к информационным ресурсам этого компьютера. Если сервер имеет соединение с Интернетом и одновременно служит сервером локальной сети (Интранет-сервером), то возможно несанкционированное проникновение из Интернета в локальную сеть.Механизмы проникновения из Интернета на локальный компьютер и в локальную сеть могут быть разными:• загружаемые в браузер Web-страницы могут содержать активные элементы ActiveX или Java-апплеты, способные выполнять деструктивные действия на локальном компьютере;• некоторые Web-серверы размещают на локальном компьютере текстовые файлы cookie, используя которые можно получить конфиденциальную информацию о пользователе локального компьютера;• с помощью специальных утилит можно получить доступ к дискам и файлам локального компьютера и др.Для того чтобы этого не происходило, устанавливается программный или аппаратный барьер между Интернетом и Интранетом с помощью брандмауэра (firewall — межсетевой экран). Брандмауэр отслеживает передачу данных между сетями, осуществляет контроль текущих соединений, выявляет подозрительные действия и тем самым предотвращает несанкционированный доступ из Интернета в локальную сеть.Итог урока: Вопросы для размышления1. Какие используются способы идентификации личности при предоставлении доступа к информации?2. Почему компьютерное пиратство наносит ущерб обществу?3. Какие существуют программные и аппаратные способы защиты информации?4. Чем отличается простое копирование файлов от инсталляции программ? Для чего каждый дистрибутив имеет серийный номер?5. Как можно зафиксировать свое авторское право на программный продукт?

Домашнее задание: Ознакомиться с Законами «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи».

Источник: http://anna-pavlovna.ru/tema-eticheskie-i-pravovye-normy-informacionnoj-deyatelnosti-cheloveka-informacionnaya-bezopasnost

Административный округ
Добавить комментарий