Права человека в украине конституция

Какие права гарантирует украинцам Конституция: что нужно знать каждому гражданину

Права человека в украине конституция

Что гарантирует Конституция. архив

Конституция – Основной закон страны, который гарантирует каждому гражданину права и свободы. Именно в Конституции говорится о том, что единственный государственный язык в Украине – украинский, президент не может исполнять свои обязанности дольше, чем два срока подряд, а депутаты Верховной Рады имеют право на неприкосновенность.

Сайт «Сегодня» собрал список некоторых прав украинцев, которые гарантирует Основной закон.

Право на бесплатную медицину

«Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ», – статья 49 Конституции Украины.

«Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ», – статья 49.

Согласно главному закону страны, каждый украинец имеет право на медицинскую помощь за счет государства.

Более того, если в больницах (за исключением частных) отказываются предоставлять медицинскую помощь бесплатно, требуют оплатить медикаменты и лечение, пациент имеет право обратиться в правоохранительные органы.

Согласно 184 статьи Уголовного Кодекса, за нарушения права на бесплатную медицину грозит штраф в размере 1700 гривен.

Правда, как признаются в Министерстве здравоохранения, бесплатной медицины в Украине нет. Государственного финансирования недостаточно для оплаты всех медикаментов и процедур, финансирование больниц ограничено. Медики вынуждены просить пациентов самостоятельно покупать медикаменты.

«Мы говорим, что у нас в стране медицина бесплатная, а она таковой не является, мы все платим за все», – заявила несколько недель назад и.о. министра Ульяна Супрун.

Право на собственное жилье

«Государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду», – статья 47 Конституции.

В главном законе Украины сказано, что государство должно создавать условия, при которых каждый гражданин сможет построить жилье, купить или взять в аренду недвижимость.

«Гражданам, которые нуждаются в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или по доступной для них плате согласно закону», – говорится в той же статье Конституции.

«Гражданам, которые нуждаются в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или по доступной для них плате согласно закону», – статья 47.

Однако на практике ни в государственном бюджете, ни в местных бюджетах нет достаточно средств, чтобы обеспечить всех нуждающихся собственными квартирами.

К примеру, в прошлом году на квартиру в Киеве претендовали примерно 68 тысяч человек. В среднем за год город выдает около 60 квартир.

Фактически, для того, чтобы предоставить всем нуждающимся собственную недвижимость, в столице понадобится примерно 1133 года.

Отметим, право на бесплатное жилье имеют многодетные семьи, сироты, ветераны, украинцы с инвалидностью и т.д.

Право на пенсию не ниже прожиточного минимума

«Пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом», – говорится в 46 статье Конституции.

«Пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом», – говорится в 46 статье.

На данный момент прожиточный минимум для украинцев, потерявших трудоспособность (пенсионеров) – 1312 гривен. Такой же размер минимальной пенсии. По данным Пенсионного фонда, около 100 тысяч украинцев получают «социальные пенсии» ниже 1312 гривен. «Социальные пенсии» получают украинцы, которые достигли 63 лет, при этом не имеют необходимого для начисления пенсии по возрасту стажа.

Размер прожиточного минимума пересматривается несколько раз в год, размер повышения зависит от темпов роста инфляции. На данный момент прожиточный минимум для трудоспособного украинца – 1624 гривни. При этом потребительская корзина стоит примерно в два раза больше.

Что еще гарантирует Конституция:

  • Право на жизнь (статья 27)
  • Право на уважение человеческого достоинство (28 статья) 
  • Право на неприкосновенность жилища и личную неприкосновенность и свободу (29 и 30 статьи)
  • Право на свободный выбор места жительства (33 статья)
  • Право на митинги и страйки (39 и 44 статьи) 
  • Право на суд

Каждый гражданин Украины обязан выполнять законы, кроме того, в 67 статье Конституции сказано: «Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом».

Согласно информации ГФС, около 60% работодателей, которых проверили в первой половине прошлого года, платили зарплаты «в конвертах».

В результате работодатели уплатили ЕСВ, НДФЛ и военный сбор только с части суммы, нарушив тем самым Конституцию.

К слову, в главном законе страны также описаны полномочия и обязанности парламентарием: депутаты должны ать лично (статья 84), кроме того, их без согласия Рады не могут задержать или привлечь к уголовной ответственности. Есть в Конституции и советский рудимент. Парламентарии имеют право обратиться с запросом к любому органу власти, государственному предприятию и даже частной компании.

Бизнесмены и чиновники в ответ на запрос обязаны рассказать о результатах рассмотрения указанного в запросе вопроса.

Судья Конституционного суда в отставке Владимир Шаповал уверен, что такие права депутата не согласовываются с идеологией парламентаризма.

«Эти запросы, не имеющие аналогов в других государствах, отражают гипертрофированное видение статуса народного депутата и не согласуются с идеологией парламентаризма», – пишет судья в своей колонке для «ZN».

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

в соцсетях

Подписывайтесь на нашу рассылку

Ок

Источник: https://www.segodnya.ua/politics/kakie-prava-garantiruet-ukraincam-konstituciya-chto-nuzhno-znat-kazhdomu-grazhdaninu-1033081.html

Конституция Украины: Защита прав человека или политический инструмент

Права человека в украине конституция

Журналист ИНФОРМАТОРа рассказывает о роли и проблемах Конституции Украины.

Конституция. Каждый гражданин Украины даст этому термину свое определение. Кто-то скажет, что это закон прямого действия или высшей юридической силы, или основной акт государства. Все сказанное будет верным, только не раскроет суть этого явления.

Почему Конституция существует в Украине и ее нет, например, в Британии или Израиле? Получается эти страны не имеют столь важного документа, поскольку он у них не существует в письменном виде? Давайте рассмотрим подробнее не внешнюю форму, а дух (telos) Конституции, который может выражаться и в отдельных законах.

В этом нам поможет первый министр финансов США Александр Гамильтон. В сборнике эссе “Федералист” в далеком 1788 году он разместил работу под названием “Определенные и разные возражения против конституции рассмотрены и отвечены”.

В ней он выделил две основные цели существования конституции: закрепление основоположных прав человека и системы сдерживания и противовесов в государстве, что позволило бы эти права защитить. Под основоположными мы понимаем неотчуждаемые права, которые даются человеку от рождения.

По мнению Гамильтона конституция должна ограничивать полномочия державы с целью недопущения нарушений прав человека, ведь не просто так мы в ее руки передали монополие на насилие.

От того, как эти цели реализовываются, политолог Джованни Сартори выделил три типа конституций: номинальную, декларативную и фейковую. Чем же они отличаются между собой?

Номинальная конституция фиксирует полномочия институтов ветвей власти, грубо говоря, определяет функции государства. Упомянутые Гамильтоном цели отступают на задний план. Если права человека в таком акте упоминаются, то механизмы их защиты и реализации – нет.

Декларативная Конституция – это эталон. Здесь права человека и система сдерживания и противовесов закреплены детально. Буква Конституции соответствует духу. Государство, которое выполняет предписания такого акта может считаться демократическим и правовым.

Фейковая Конституция, на первый взгляд, похожа на декларативную, только вот институты власти ее предписаний не выполняют. Например, такой может считаться “Сталинская Конституция” 1936 года, которая была демократической на бумаге, но в реальности ее нормы не реализовывались.

Любая Конституция принимается в определенный момент, который профессор Майкл У. Макконнелл назвал “конституционным”.

Он сопряжен с неким историческим событием: революцией, гражданской войной, провозглашением независимости и т.д.

Именно в такие моменты принимается нормативный документ, в котором не только отмечаются идеалы, принципы и ценности людей на баррикадах, но и, опять-таки, цели, определенные Гамильтоном.

Перейдем к украинским реалиям. Конституционный момент в Украине был 24 августа 1991 года, когда объявили “Акт провозглашения независимости Украины”. И продлился он довольно долго – до 28 июня 1996 года, когда была принята Конституция Украины.

Во-первых, в ней закрепились идеи независимости и суверенитета, те идеалы ради которых постсоветские украинцы выходили на площади и принимали участие в референдуме.

Во-вторых, в ней не только были прописаны полномочия государственных органов, но также и права человека, и механизмы их защиты и реализации.

Украина впервые получила декларативную Конституцию.

Однако последующие игры власти с внесением изменений в тело Конституции, которые были результатом политических договоренностей, незаконных решения Конституционного суда, пересматривающие внесенные изменения, и постоянные разговоры о новых “конституционных реформах” превратили основной закон страны в номинальный.

Ведь последние изменения касались исключительно государственного устройства, например, изменения его с республики президентско-парламентской на парламентско-президентскую. Касались ли они прав человека и механизмов их защиты? Думаю, нет.

Все украинские парламентарии, министры и президенты времен независимости постепенно превращали Конституцию в фейковую. Постоянно играть с буквой закона, не понимая его дух – невозможно.

В первую очередь любые изменения Конституции должны приниматься с учетом защиты основоположных прав, даже если они касаются государственного устройства. В целом в украинском акте прямого действия права человека закреплены и прописаны хорошо, как и механизмы их реализации и защиты.

Хотя и здесь есть моменты, требующие пересмотров и уточнений. Но основная проблема заключается в их реализации.

Нормы Конституции просто нивелируются другими юридическими актами. Да, ст. 8 Конституции Украины гарантирует гражданам возможность обратиться в суд для защиты конституционных прав и свобод. Но вот Закон “О судебном сборе”, где предусматривается высокая ставка судебного сбора, эту возможность делает нереализуемой.

Конечно, такие нормативно-правовые акты должен рассматривать на соответствие Конституции Конституционный суд.

Вот так и получается, что на самом деле на один из важнейших документов страны откровенно плюют, не понимая цели его существования, которые определили больше 200 лет назад. Конституцию в Украине рассматривают исключительно как инструмент реализации политических желаний, поэтому предлагаемые изменения никоим образом не касаются прав украинцев.

Выход из сложившийся ситуации непрост. Cуществуют ли парламентарии в нашей стране, которые обладают необходимыми юридическими знаниями для понимания роли основного закона Украины?

Антон Визковский

для ИНОФРМАТОРа

Источник: https://informator.press/konstytutsyya-ukraynyi-zaschyta-prav-cheloveka-yly-polytycheskyj-ynstrument/

День Конституции 2017. Право на достойную жизнь и другие статьи, о которых забывают украинцы

Права человека в украине конституция

  • ВЕСТИ
  • Украина
  • День Конституции 2017. Право на достойную жизнь и другие статьи, о которых забывают украинцы

«Вести» продолжают спецпроект, в котором вместе с юристами рассказывают о том, на что каждый из нас имеет право в той или иной ситуации. Сегодня выпуск посвящен грядущему Дню Конституции. Эксперты разъяснили, что на самом деле означают некоторые статьи Основного закона и как они применяются на практике

Согласно статье 48: «Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище».

В наших условиях это декларативное право, уровень жизни украинца определяется минзарплатой и потребительской корзиной.

Например, если человеку выплачивается зарплата менее чем 3200 грн, то на предприятиях проводятся проверки, и за невыплату заработной платы или за выплату не всей суммы несет ответственность работодатель.

В таком случае сотрудник обращается в инспекцию по труду с заявлением о том, чтобы на предприятии провели проверку.

Права покупателя в магазине: как вернуть покупку и что делать, если разбил товар или на кассе пробили другую цену

Если человек не может оплатить коммунальные услуги, у него есть право воспользоваться субсидией или бесплатной правовой помощью, которую также оплачивает государство.

Кроме того, уровень жизни украинцев предусматривается потребительской корзиной, которая хотя и была в прошлом году пересмотрена, все равно, по мнению экспертов, не отвечает потребностям украинцев.

Так, в ней предусмотрено, что в год достаточно съедать 8 кг свинины, 7 кг рыбы, иметь не более шести пар трусов, а также носить одну юбку четыре года, свитер — три. При этом ни слова о мобильном телефоне, интернете, без которых сложно представить современную жизнь.

Поэтому в принципе любой человек вправе пойти в суд и доказать свое право, гарантированное Конституцией. Правда, выиграть такой суд — дело проблематичное.

Ст. 13. Право на воду и землю

13-я статья Конституции гласит: «Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа».

Фактически это означает, что никто не имеет права запретить вам купаться в озере, даже если кто-то его взял в аренду на 49 лет, перекрывать доступ на пляж и требовать плату, мотивируя тем, что пляж — платный.

Деньги у вас могут попросить только за аренду лежака или зонтика, но не за проход на пляж и то, что вы там будете отдыхать на песке.

Законами определяется, что зона от 50 до 100 метров от водоема (моря, реки или озера) относится к рекреационной.

Эту территорию нельзя отдавать в пользование, аренду, продавать или покупать. А люди, блокирующие проход в эту зону, могут быть приговорены к тюремному сроку 3–5 лет. Правда, в суды по этому поводу украинцы обращаются нечасто.

Что касается добычи природных ископаемых, то тут все не так просто — Конституция не позволяет кому вздумается копать, например, тот же янтарь.

То есть, если у вас есть земельный участок, то на нем вы можете делать что угодно: без специальных разрешений можно рыть колодец глубиной до 20 метров и бесплатно пользоваться водой, а также добывать любые ископаемые на глубине до двух метров.

А вот на территории, которая вам не принадлежит, даже два ведра глины уже будут расцениваться как промышленная добыча, и за это уже полагается ответственность (карается двумя годами тюрьмы или штрафом 850 гривен).

Знай свои права: спецтема Вестей

33 статья Конституции гласит: «Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом».

Если нет никаких оснований для ограничения передвижения, будь то подписка о невыезде, открытие уголовного дела против человека, то никто не может ему запретить свободно ездить туда, куда ему захочется.

Также ограничения свободы передвижения могут вводиться в случае военного положения или объявления ЧП из-за эпидемии или стихии.

При этом у человека, согласно этой статье, есть право вернуться в страну в любое удобное для него время.

Ст. 63. Право не наговаривать на себя

Статья 63 Конституции гласит: «Лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом».

Пожалуй, это одна из немногих статей Конституции, которая в нашей стране действительно соблюдается.

Этой статьей выполняется презумпция невиновности — если человека обвиняют в преступлении, он может вообще не давать никаких показаний ни в момент задержания, ни во время следствия, ни на суде. Это же право есть у человека, если обвиняют его близкого родственника.

Его могут вызвать повесткой в суд, но там он может просто отказаться говорить, сославшись на 63-ю статью. За отказ от дачи таких показаний никто ответственности не несет.

Ст. 66. Обязанность не наносить вред природе

«Каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки», — гласит 66-я статья Конституции.

Это означает, что если кто-то вырубил на заповедной территории деревья, нанес вред другим растениям, то он обязан будет восстановить все либо оплатить нанесенный ущерб. То же касается и водных ресурсов.

Если компания занимается добычей и транспортировкой нефти и во время аварии разлила нефть в реку или море, то она обязана очистить водное пространство и оплатить причиненный вред. Есть заповедные территории, где даже нельзя рвать траву.

За это тоже предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Ст. 60. Право не исполнить преступный приказ

Статья 60 Конституции гласит: «Никто не обязан исполнять явно преступные распоряжения или приказы».

Конечно, военные, полиция и другие силовые органы должны действовать по своему Уставу. Его нарушение грозит наказанием. Однако если военному или полицейскому поступает приказ стрелять в безоружных людей и он понимает, что это преступный приказ, он имеет право отказаться его исполнять, сославшись на статью Конституции.

По крайней мере, ответственность за невыполнение приказа не такая тяжкая (максимум два года тюрьмы или год службы в дисциплинарном батальоне, а если в стране объявлено военное положение — три-семь лет), как ответственность за убийство людей.

То же самое касается и гражданских. Если начальник вам говорит: «Я встретился с людьми, пойди и возьми у них для меня взятку. Это приказ», то вы имеете право отказаться, потому что понимаете — это преступное распоряжение. Или вам приказывают на работе подделать документы. Конечно, потом вы можете защитить свои права в суде, но для этого нужно запастись доказательствами.

  • Наши эксперты:
  • адвокаты Виталий Наум, Иван Либерман, Ростислав Кравец

Источник: https://vesti.ua/strana/244723-den-konstitutsii

Конституционные права человека: Что изменить, чтобы их защитить?

Права человека в украине конституция

Утвержденная в 1996 году Конституция независимой Украины является одной из самых молодых и, соответственно, самых современных Конституций.

Авторы пытались по максимуму заложить в нее принятые в то время в демократическом мировом сообществе основополагающие права и свободы гражданина.

Но почему же до сих пор права человека в Украине нарушаются? Мир стремительно меняется и основной закон уже не соответствует современным реалиям?

Возможно, улучшить ситуацию с правами человека помогут очередные изменения в законах, а возможно, нужно менять что-то другое. Об этом Центр информации о правах человека говорил с правозащитниками и экспертами. Мысли оказались очень разными.

КОНСТИТУЦИЯ ХОРОШАЯ, НО ЕЕ СТАТЬИ НАРУШАЮТСЯ

Мы просили правозащитников назвать самые ценные для них статьи Конституции, закрепляющие права человека.

Так, юристка благотворительного фонда “Восток SOS” Алена Лунева считает Конституцию прогрессивной и как важную и необходимую сегодня называет статью 24 о том, что все граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

Статья запрещает дискриминацию по любому признаку – признаку расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковому и тому подобное.

“Авторам Конституции нужно отдать должное, они сделали все для того, чтобы Украина состоялась как демократическое государство, в котором гражданам обеспечена защита прав и свобод”, – говорит в свою очередь журналистка и общественный деятель в сфере свободы слова и доступа к информации Аксинья Курина.

Наиболее ценными она называет статьи 3 и 15 первого раздела, которые должны гарантировать соблюдение прав и свобод. А также статью 49 второй главы, в которой гарантируется право на бесплатную медицинскую помощь.

Но Курина с грустью констатирует, что именно эти статьи часто нарушаются в Украине.

О нарушении действующих статей Конституции говорят и другие правозащитники.

Так, председатель ОО “Черкасский правозащитный центр” Тарас Щербатюк, опираясь на свой опыт, рассказал, что на местном уровне часто дискриминируются люди с инвалидностью, что является нарушением статьи 24 Конституции. Это происходит из-за отсутствия архитектурной доступности к зданиям, транспорту, отсутствия информации об имеющихся правах, бездействия со стороны органов власти в решении проблем людей с инвалидностью.

Также, по его словам, подвергаются дискриминации и испытывают нарушения прав внутренне перемещенные лица. В частности, речь идет о праве избирать и быть избранным в органы власти, закрепленном в 38 статье Конституции.

“Больше всего нарушается статья 21 Конституции Украины. О ней мало кто говорит, все забыли, но, хотя она и утопическая, но однозначно больше всего нарушается.

Там написано, что права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы.

И вот с “нерушимостью” совсем все плохо”, – высказывает мнение руководитель секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Богдан Крикливенко.

Правозащитник, член правления Института “Республика” Владимир Чемерис считает наиболее нарушаемыми на сегодня в Украине права на свободу слова, свободу выражения взглядов, свободу собраний и свободу ассоциаций.

“В Конституции написано, что СМИ можно закрывать только по решению суда. Но у нас закрываются интернет-издания без решения суда. Была информация, что более 30 человек получили наказание за сообщения в социальных сетях”, – говорит Чемерис.

В этом контексте он также упоминает тюремное заключение для блоггера Руслана Коцабы и арест главного редактора издания “Страна.юа” Игоря Гужвы.

В качестве примера нарушения свободы собраний Чемерис приводит систематические нападения ультраправых на мирные собрания при полном бездействии правоохранителей.

“Был проведен Марш Равенства с защитой полиции. Раз в год одна категория людей может проводить огромное собрание с участием огромной охраны со стороны полиции.

Все другие собрания подвергаются грубым нападениям, как это было, например, в случае с митингом против переименования проспекта Ватутина. На протестующих нападали и жестоко избивали.

Реакции полиции на это не было”, – говорит Чемерис.

Он также обращает внимание, что в нарушение права на свободу ассоциаций в Украине запрещаются политические партии, чего никогда не было ни при президентстве Виктора Януковича, ни при Леониде Кучме.

Профессор кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, доктор юридических наук Ольга Буткевич говорит, что, учитывая огромное количество жалоб от Украины в Европейский суд по правам человека, у нас системно нарушается право на справедливый суд, и связанные с ним статьи 55 и 59 Конституции.

В то же время наиболее нарушаемым Ольга Буткевич считает право на уважение достоинства человека, которое гарантируют статьи Конституции 3 и 28.

“Следует вспомнить, какое право человека сопровождает реализацию и защиту всех его прав. Это то право, которое нарушается автоматически при нарушении любого конституционного права человека.

И это – право на уважение достоинства человека, которое гарантирует ст. 3 и ст. 28 Конституции. Ведь и лишение жизни, и пытки, и незаконное лишение собственности, и нарушение права на образование, труд и т.д.

– это все является проявлением неуважения к достоинству человека”, – говорит юристка.

На нарушении права на справедливый суд акцентирует и юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека Максим Щербатюк.

“У нас решения судов не выполняются, что катастрофически влияет на правовую определенность. Есть также вопрос о независимости судебного разбирательства. Есть определенное влияние органов власти на судебные инстанции.

Часто решения судебных инстанций координируются определенными органами власти.

Возможно, в результате реформ высших судов это изменится, но вопрос независимости и объективности судебного разбирательства стоит, в том числе, в контексте решения ЕСПЧ относительно Украины”, – отмечает Щербатюк.

Он также обеспокоен тем, что в последнее время в Украине все чаще нарушаются права на частность. Речь идет о блокировании соцсетей и перехвата коммуникаций, которые сейчас пытаются закрепить на законодательном уровне, мотивируя мерами борьбы с терроризмом.

“Еще есть право на свободу и личную неприкосновенность, связанные с тем, что реформы полиции и прокуратуры по факту не состоялись. Эти структуры, которые есть сейчас, во многом не справляются со своими функциями. Часто нет ощущения безопасности.

Соответственно происходят различные вещи связанные с деятельностью других правоохранительных органов. Так же в том же СБУ, – если это ведомство начинает расследовать дело, то у человека возникают проблемы с защитой его прав”, – говорит Щербатюк.

“Больше всего нарушается фундаментальное право собственности и в этом контексте – право доступа граждан к экономическим активам страны, предусмотренное статьями 13, 142, 143 Конституции Украины”, – говорит председатель правления Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан Николай Козырев.

В то же время правозащитник, председатель правления Правозащитного фонда “Развитие” Олег Григорьев считает, что одним из важнейших конституционных прав, которое чаще других нарушается в Украине, является реализация права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

“На сегодня мы видим систематическое злоупотребление этим правом государственными органами и госслужащими.

С одной стороны, законом четко установлен запрет отказа в принятии и рассмотрении обращения граждан, с другой стороны, должностные и служебные лица часто игнорируют это требование и просто не присылают ответ заявителю.

И часто доказать факт отправки ответа заявителю очень трудно, ведь почтовый реестр отправленных писем, как правило, не ведется. Все письма отправляются простой почтовой корреспонденцией. А это приводит к нарушению конституционного права на обращение и недопустимо в правовом государстве”, – говорит Григорьев.

КОЕ-ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ

Опрошенные нами эксперты также ответили на вопрос о том, какие изменения лично они внесли бы в Конституцию с целью улучшения соблюдения прав человека.

Алена Лунева

Юристка Алена Лунева высказалась за включение в систему судов Украины Международного уголовного суда, который наказывает за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Она также считает, что нужно сделать выборными должности судей и прокуроров.

Аксинья Курина убеждена, что к нарушению прав человека приводит, в частности, концентрация власти в одних руках, которая соответствует президентской форме правления. По ее мнению, в случае парламентской республики многих угроз демократии можно было бы избежать.

По словам Куриной, также очень важно в ближайшее время учредить независимый институт Омбудсмена по доступу к публичной информации и защите персональных данных, для этого необходимо внести изменения в Конституцию.

Кроме того, Курина выступает за предоставление официального статуса русскому языку.

“При всей сложности, даже скандальности, вопрос официального статуса русского языка в Украине, на мой взгляд, он необходим. Прежде всего для противодействия дискриминации, а также для того, чтобы прекратить политические спекуляции, которые создают опасность для общества и государства”, – говорит эксперт.

Координатор проектов Центра информации по правам человека Людмила Янкина считает, что нужно внести изменения в статью 51 Конституции.

В частности, слова “брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины” нужно заменить словами “брак основывается на добровольном согласии двух людей”.

“По Конституции, именно человек является высшей социальной ценностью в Украине, а не определение мужчины и женщины”, – отмечает Янкина.

КОНСТИТУЦИЯ УСТАРЕЛА – НУЖНА ПОЛНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА

Председатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров убежден, что Украине пора писать абсолютно новую Конституцию, поскольку существующая устарела.

“У нас уже очень устарела Конституция. Она, с одной стороны, уже давно не выполняется. С другой – ее уже нельзя писать частями. Нужно писать полностью новую Конституцию”, – говорит Захаров.

По его словам, в сегодняшней Конституции, в частности, нет права на справедливый суд в полном объеме, как это записано в Конвенции о правах человека и основных свобод.

Также не упоминается, что вмешательство государства должно быть необходимым в демократическом обществе. В Конституции вообще нет необходимого принципа пропорциональности. А именно через этот принцип нужно оценивать адекватность вмешательства государства.

Захаров также считает некоторые существующие конституционные гарантии недееспособными.

Ведь, по его словам, Конституция гарантирует экономически социальные и культурные права, но в случае нарушений этих прав нормы Конституции не являются нормами прямого действия. Суды не защищают эти права. А это, в свою очередь, “подвешивает” соблюдение прав первого поколения – гражданские и политические.

Кроме того, перспектива вхождения Украины в Европейский Союз также требует соответствующих изменений в Конституции.

“Были приняты некоторые протоколы к Конвенции по защите прав человека и основных свобод. И Хартия основных прав Европейского Союза. Нас еще не приняли в ЕС, но эта Хартия является обязательным для стран ЕС. Те права, которые там есть, их нет в нашей Конституции.

Вот, например, там невозможен запрет свободы слова для науки и творчества. Есть такая вещь как академическая свобода, которая в украинском законодательстве не упоминается. Есть права пожилых людей и права молодежи.

Это необходимо вводить в Конституцию, если мы думаем о европейском векторе Украины”, – отмечает Захаров.

При этом он объясняет, что нельзя изменить второй раздел Конституции без изменения первого. Поскольку “там очень много вещей, которые являются лицемерием”. В частности, статья 3 о том, что жизнь и здоровье людей – высшая социальная ценность. Но при этом Украина возглавляет первое место в Европе по уровню смертности.

“Если эту норму понимать буквально, а нормы Конституции так и надо понимать, то все средства надо направлять на операции для больных детей. Но этого не делается”, – констатирует правозащитник.

Однако, по его словам, многое нужно было бы оставить в первой главе Конституции, при этом конституционный строй и изменения в первый раздел должны утверждаться на референдуме. Но если так, то надо всю Конституцию переписать.

Он считает, что противоречивость существующей Конституции возникла из-за того, что ее “порождали два центра исполнительной власти”.

“Так же и сейчас ничего хорошего не получилось из сотрудничества Порошенко и Яценюка, или сотрудничества Порошенко и Гройсмана. Возникают конфликты из-за полномочий. Так нельзя. Это приводит к постоянной борьбе, которая тормозит прогресс и превращает народных депутатов на обычных кнопкодавов”, – заключает Захаров.

ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ

Основные проблемы с конституционными правами человека связаны не с текстом ее статей и даже не с нарушением этих статей, а с общим отношением к этому документу как со стороны политиков, так и со стороны граждан.

Источник: https://zmina.info/ru/articles-ru/konstitucijni_prava_ljiudini_shho_zminiti_abi_jih_otrimati/

Мониторинг соблюдения конституционных прав человека в Украине за 2016 год

Права человека в украине конституция

Настоящий Мониторинг соблюдения конституционных прав человека в Украине охватывает период с января по декабрь 2016 года.

Мониторинг состоит из разделов, каждый из которых рассмотрен в трех плоскостях: существующие конституционные права, международные стандарты и обязательства взятые Украиной, прецеденты их нарушений в рамках деятельности/бездействия органов власти Украины.

В процессе проведения анализа была налажена официальная связь с соответствующими государственными органами, курирующими те или иные направления по обеспечению прав человека. Данным органам был представлен ряд вопросов, ответы на которые нашли отражение в настоящем обзоре.

При анализе были использованы официальные документы, предоставленные государственными органами, статистические данные, анализ СМИ и иных открытых источников информации, доклады и иные материалы, полученные из официальных источников, в том числе, сайты государственных органов.

2016 год в сфере прав человека был крайне тяжелым для Украины. Нарастает объем проблем в государственном управлении, чувствуется явная усталость населения от АТО и ежеквартально, в течении трех лет поднимающихся тарифов, ставящих целый ряд категорий граждан за черту выживания.

Активно продолжает применяться прессинг со стороны паравеоенных образований в судах, при решении конфессиональных споров, ограничении права на свободу выражения и собраний. Власти чаще самоустраняются от защиты прав граждан или же идут на поводу у «активистов».

Серьезные проблемы существуют с обеспечением прав нескольких миллионов внутренне перемещенных из зон боевых действий и оккупированных территорий граждан Украины. Свобода слова серьёзно ограничивается. Доступ граждан Украины к информации из источников не отражающих официальную точку зрения усложнён или вообще закрыт.

В течении года не выполнено большинство обязательств взятых Украиной перед ЕС в рамках Соглашения про ассоциацию, со сроком исполнения «1 ноября 2016 г.». Не внесены изменения в Закон «Об очищении власти» (люстрации), как это рекомендовала Венецианская комиссия с целью его приведения в соответствие с международными стандартами.

Именно на эту ситуацию с правами человека мы хотим обратить внимание наших европейских партнёров.

Проблемы в государственном управлении

СМИ в Украине и заграницей наполнены информацией о тотальной коррупции, бессистемности и неумелости в государственном управлении, нарушениях при принятии законодательства и прочих недостатках нынешней украинской власти. Вопиющий примером такой тенденции является ситуация с министром культуры Украины Е.

Нищуком, который прославился на ток-шоу 22 ноября 2016 года своим расистским заявлением об отсутствии генетической чистоты у жителей Донбасса чтобы воспринимать украинскую культуру[1].

Данное заявление мало того, что является дискриминацией по этническому признаку, расизмом, пропагандой этнической сегрегации чистой воды, запрещенным императивными нормами международного права (ст. 26 Международного пакта про гражданские и политические права (1966 г.

), Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), Международная Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него (1973 г.)), так еще и противоречит ст. 21 Конституции Украины.

Юридически ничтожной с точки зрения законодательства Украины является так же деятельность У. Супрун с 1 августа 2016 г. на должности и.о. министра здравоохранения Украины. Дело в том, что рекомендовать лицо на должность заместителя министра может только лицо занимающее должность министра, и соответственно принесшее присягу министра.

А У. Супрун была принята на должность первого замминистра временно исполняющим обязанности Министра здравоохранения Украины В.В.

Шафранским, который по должности был заместителем Министра здравоохранения Украины и, соответственно, не приносил присягу и не вступал в должность Министра здравоохранения Украины как член Кабинета Министров Украины в соответствии с определенной Законом Украины «О Кабинете Министров Украины» процедуры (п. 12 ст. 9, п. 3 ст. 10, ст.

44), а поэтому и не имел права вносить Премьер-министру Украины представление о назначении на должность первого заместителя министра здравоохранения Украины (ст. 44 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины»).

В свою очередь, Премьер-министр Украины В. Гройсман, игнорируя требования действующего Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», принял 22 июля 2016 г. распоряжение о назначении У.

Супрун на должность первого заместителя Министра здравоохранения Украины на основании представления, подписанного неуполномоченным на осуществление таких действий лицом, что привело к грубому нарушению требований Конституции и действующего законодательства Украины.

В дальнейшем В. Гройсманом принято и подписано очередное незаконное решение о временном исполнении обязанностей Министра здравоохранения Украины первым заместителем Министра У.

Супрун, которая назначена на должность с грубым нарушением конституционных и законодательных требований (распоряжение Кабинета Министров Украины №550-р от 27 июля 2016 года).

В дальнейшем, основываясь на примерах открытого и циничного пренебрежения требованиями Конституции Украины, Законов Украины и Указов Президента Украины, регулирующих порядок правоотношений в сфере государственного управления В. Гройсманом, У.

Супрун была незаконно назначена исполняющим обязанности Министра здравоохранения, и в свою очередь реализовала ряд антиконституционных противоправных кадровых назначений в сфере высшего государственного управления.

В частности, не имея полномочий Министра и члена Кабинета Министров Украины в понимании, определенных Конституцией Украины, Законами Украины «О Кабинете Министров Украины», «О центральных органах исполнительной власти» нелегитимно назначенной У. Супрун незаконно внесены, а Премьер-министром Украины В. Гройсманом 31 августа 2016 г. противоправно принято решение о назначении на должности заместителей Министра здравоохранения Украины гр. гр. Линчевского А.В., Сивак О.В., Ковтонюка П.А.

Кадровый голод и подмена информационной повестки дня

После трех лет правления действующей власти начинает ощущаться ее кадровый голод. Так, вместо ушедшей в отставку и не выполнившей свои обязательства перед Венецианской комиссией по изменению Закона «Об очищении власти» директора Департамента по вопросам люстрации Т. Козаченко на ее место 23 ноября 2016 года пытались назначить 23-летнюю А.

Калинчук не имеющую абсолютно никакого опыта на государственной службе. Аналогичная ситуация сложилась и в Министерстве внутренних дел, глава которого А. Аваков назначил своим заместителем по вопросам евроинтеграции 24-летнюю А. Дееву, также без должного опыта работы в системе МВД и прославившуюся пикантными фото в интернете[2].

В последнем случае ситуация является просто вопиющей, поскольку система МВД и так понесла существенные потери кадровых и опытных сотрудников вследствие бездумной люстрации, свидетельством чего является перестрелка 4 декабря 2016 года между сотрудниками полиции и спецподразделения КОРД под Киевом в селе Княжичи, во время которой от «дружественного огня» погибло пять правоохранителей[3].

Кроме всего прочего, можно прямо утверждать, что такими назначениями власть сознательно подменяет актуальную информационную повестку дня и пытается отвлечь внимание от провалов в реализации реальных реформ.

Другим ярким примером является деятельность спикера ВРУ – А. Парубия, который ставит на ания вопросы, и в случае их непринятия депутатами с первой попытки ставит на переания до достижения нужного ему результата.

Относительно уровня коррумпированности Украины Европейская счетная палата выразилась довольно четко анализируя использование Украиной помощи ЕС: «Несмотря на усилия по реформированию, Украина до сих пор воспринимается как самая коррумпированная страна в Европе … олигархические кланы продолжают оказывать доминирующее влияние на экономику, политику и средства массовой информации Украины»[4].

Невыполнение обязательств перед международными партнерами

Касаясь отношений Украины с европейскими организациями нужно отметить, что целая группа обязательств Украины перед ЕС  либо не выполнены вообще, либо выполнены формально. Например, из 55 изменений в экологическое законодательство Украины, которые должны были быть внесены к 1 ноября 2016 г.

не сделано ни одного, а всего из 426 обязательств по изменению законодательства не выполнены 83[5]. Кроме того, до сих пор не выполнена целая группа обязательств принятых в рамках членства Украины в Совете Европы: принять закон о порядке организации и проведения мирных мероприятий (с 2010 г.

); подготовить и подать в установленном порядке проект избирательного кодекса Украины (с 2006 г.

); подготовить и подать в установленном порядке проект закона о ратификации Европейской конвенции о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений и законопроект по приведению законодательства Украины в соответствие с положениями Европейской конвенции (с 2010 г.) и др.

Более того, государственный орган, координирующий выполнение Соглашения об ассоциации (да и в целом – европейскую интеграцию) лихорадит уже несколько месяцев подряд. Правительственный офис по вопросам евроинтеграции с августа 2016 г. полностью остался без руководства. В нем нет председателя и обоих заместителей. Правительство уже четыре месяца ищет им замену, но пока безуспешно.

Присутствует зависимость власти от консультантов и экспертов по борьбе с коррупцией из ЕС. Действующая власть явно неспособна привлечь к работе качественные кадры, что существенно снижает доверие к Украине со стороныиностранных партнеров – это системное и крайне опасное явление.

Более того, иностранные консультанты действуют крайне резко без знания специфики процессов в украинских реалиях, внося рекомендации исходя из неэффективных критериев, при чем власть им в этом потакает.

Минюст в такой схеме превращается в карательный орган: происходит ужесточение норм законодательства, которое идет в разрез с принятыми в области прав человека стандартами.

Такой консалтинг приводит к ухудшению и без того сложной ситуации, но не имеет никаких последствий для его реализаторов.

Таким образом, можно отметить, что органы государственной власти Украины, чьей задачей является обеспечение и защита прав граждан находятся в глубоком институциональном кризисе.

Многие чиновники высших категорий не осознают объема ответственности, который на них ложится, позволяя себе расистские заявления, нарушать процедуры принятия законов и назначения на должности.

На высокие должности назначаются случайные люди без опыта соответствующей работы. Кроме всего прочего, власть не исполняет международные обязательства Украины.

Законодательство по люстрации

Принятый в 2014 году противоречивый Закон «Об очищении власти» (о люстрации) вызвал множество споров в обществе, поскольку ставил автоматически в вину людям совершение определенного правонарушения лишь в силу нахождения на определенных должностях в определенный период (президентства В.

Януковича или период до 1991 г.). Данный закон был принят с явными нарушениями регламента Верховной Рады Украины будучи поставленным на ание несколько раз.

На что обратила внимание и Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианскую комиссию): «…хотела бы подчеркнуть, что такие процессуальные нарушения расходятся с принципом верховенства права.

Они выставляют легитимность процедуры в негативном свете, особенно спорно как для закона, который направлен на восстановление доверия к органам государственной власти и обеспечения открытого и прозрачного осуществления публичной власти».

Сама суть закона также вызывала многочисленные вопросы исходя из международных стандартов прав человека

Источник: https://forbiddentoforbid.org.ua/ru/monitoring-soblyudeniya-konstitucionn-2/

Административный округ
Добавить комментарий