Понятие уголовного правонарушения рк

Что такое уголовный проступок и будут ли за него судить в России

Понятие уголовного правонарушения рк

Ольга Дьяконова Русская служба Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Boris Roessler/DPA Image caption Отсутствие судимости поможет лучше адаптироваться в обществе, считают апологеты нового понятия в УК

Верховный суд России предложил закрепить в законодательстве страны новый тип нарушения закона, который будет называться «уголовный проступок». К этим проступкам будут относить преступления небольшой тяжести, за которые не предусмотрено лишение свободы.

Предложение ввести такое понятие содержится в проекте поправок в уголовный кодекс, который уже получил одобрение со стороны Верховного суда и в ближайшее время будет направлен в Госдуму, сообщили в пресс-службе суда.

Что это такое?

Уголовный проступок — это нечто среднее между административным правонарушением и уголовным преступлением. Главное отличие от преступления заключается в том, что проступок не влечет за собой лишения свободы и судимости.

По словам инициаторов поправок, уголовным проступком можно будет назвать преступления небольшой тяжести, например причинение легкого вреда здоровью, заражение венерической болезнью, клевету, нарушение авторских прав и незаконное предпринимательство.

Верховный суд рассматривает уголовный проступок как самостоятельный вид нарушения закона. «Я рассматриваю его как элемент новой концепции уголовно-правовой политики России», — заявил председатель суда Вячеслав Лебедев.

Зачем и для кого это нужно?

Уголовный проступок, как говорил Лебедев, нужен для того, чтобы у осужденного не было «балласта» в виде судимости и стало больше возможностей для социальной адаптации после осуждения. Лебедев считает, что это поможет не калечить судьбу человека, который еще может исправиться.

В пояснительной записке к законопроекту, с которой ознакомилась Русская служба Би-би-си, говорится, что немало людей в первом полугодии 2017 года были осуждены за «преступления, не представляющие большой общественной опасности».

В записке поясняется, что поэтому необходимо ввести особый вид ответственности для тех, кто совершил преступление с «минимальной общественной опасностью», а также для тех, кто нарушил уголовный кодекс впервые и может «быть исправлен без применения уголовного наказания».

При этом если человек, совершивший уголовный проступок, «не осознает проявленную к нему гуманность» и уклоняется от исполнения решения суда, он понесет уголовную ответственность в полном объеме, говорится в пояснительной записке.

В уголовном кодексе уже сейчас есть более 80 составов преступлений, за которые нет наказания в виде лишения свободы, а число осужденных по таким статьям в 2016 году составило более 40 тысяч человек, говорится в пояснительной записке.

Эксперты считают, что выделение уголовного проступка поможет судебной системе. Нагрузка на нее станет ниже, так как дела по уголовным проступкам, скорее всего, будут рассматриваться в упрощенном режиме, считает Руслан Долотов, кандидат юридических наук, доцент факультета права НИУ «Высшая школа экономики», партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры».

«Это значительно разгрузит судебную систему», — согласна с ним Анастасия Рагулина, доцент Московской государственной юридической академии имени Кутафина, кандидат юридических наук, директор юридической группы «Яковлев и Партнеры».

Какие могут быть проблемы?

Долотов отмечает, что в конфликт с новым понятием может войти административная преюдиция, существующая сейчас в российском уголовном законодательстве.

Административная преюдиция — это когда в случае повторного совершения административного правонарушения за него назначают уже уголовное наказание. Как правило, это наказание за преступления небольшой тяжести, не влекущее лишения свободы.

Получается, что это понятие пересекается с уголовным проступком, из-за чего весь смысл административной преюдиции теряется, говорит эксперт.

Правообладатель иллюстрации Pimenov Roman/TASS Image caption Дело оппозиционера Ильдара Дадина — известный пример действия административной преюдиции

Во время принятия нового уголовного кодекса в 1996 году поначалу было решено отказаться от административной преюдиции в принципе, но спустя несколько лет это понятие все-таки вернулось в российское законодательство.

Яркий пример административной преюдиции — дело Ильдара Дадина, который был привлечен к уголовной ответственности на основании двух предыдущих административных дел.

Ему в итоге удалось оспорить в Конституционном суде свой приговор. Суд решил, что Дадин был лишен процессуальных гарантий, которые может предоставлять уголовно-процессуальный кодекс, и потому привлечение его к уголовной ответственности неправомерно.

С Долотовым не согласна Анастасия Рагулина — она считает, что эти понятия никак не пересекаются. По ее словам, возможность административной преюдиции прописана в каждой конкретной уголовной статье.

Это могут быть статьи как с лишением свободы, так и без. В любом случае административное правонарушение по логике законодателя не обладает общественной опасностью, а уголовный проступок — обладает, но минимальной, поясняет эксперт.

Рагулина считает, что никаких проблем с новым понятием возникнуть не должно.

Как сейчас можно избежать судимости?

Не стать судимым по преступлениям небольшой и средней тяжести можно и сейчас — при назначении штрафа или в случае, если стороны конфликта примирятся еще до судебного заседания.

Также избежать уголовного наказания можно при так называемом деятельном раскаянии — то есть в ситуации, когда преступник сам сообщил о своем преступлении, а также позаботился о возмещении вреда или хотя бы уменьшении или устранении его последствий.

Кроме того, уголовный кодекс предусматривает освобождение от уголовной ответственности по экономическим делам — правда, этот принцип часто не соблюдается.

Как в других странах?

Институт уголовного проступка исторически активнее всего развивался во Франции, говорит Руслан Долотов. Изначально уголовные проступки существовали и в Уголовном уложении Российской Империи 1903 года. Многие его положения были основаны на французском и немецком уголовном законодательстве.

Уголовный проступок и сейчас в том или ином виде есть, в частности, в законодательстве ФРГ, Италии, Австрии и Швейцарии.

«Сейчас лишь три страны из бывших стран СНГ продолжают обходиться без уголовных проступков и административной преюдиции: Молдавия, Азербайджан и Армения», — говорит Долотов.

Правообладатель иллюстрации Korotaev Artem/TASS Image caption Пленум Верховного суда утвердил законопроект при первом обсуждении

Он уточняет, что последняя скоро выпадет из этой тройки, так как в концепции нового уголовного кодекса Армении преступления небольшой тяжести являются «аналогами» уголовных проступков: за эти преступления не назначается лишение свободы и они не влекут судимости, если совершены впервые.

Категорию уголовных проступков в законодательстве уже закрепили Украина и Казахстан, добавляет эксперт. При этом в Казахстане убрали понятие административной преюдиции, которое до этого существовало в законодательстве этой страны.

«Курс на гуманизацию»

Курс на гуманизацию уголовного законодательства Верховный суд России объявил еще несколько лет назад, но последний год глава суда говорит об этом особенно активно.

Так, с начала 2017 года в уголовном кодексе появился новый вид наказания — принудительные работы. Такое наказание суд может назначить за преступления небольшой и средней тяжести, а также за тяжкие преступления, совершенные впервые.

От уже закрепленных в законодательстве исправительных работ это отличается тем, что осужденный будет обязан жить в специальном центре и работать в назначенной ему компании, в то время как при исправительных работах осужденный может продолжать работать там, где и прежде.

Часть зарплаты во время принудительных работ (от пяти до 20 процентов) уходит государству, как и при исправительных работах. Помимо исправительных и принудительных работ в законодательстве есть еще и понятие «обязательные работы», но оно подразумевает бесплатный труд в свободное от работы время.

Правообладатель иллюстрации Rogulin Dmitry/TASS Image caption Наказание в виде принудительных работ суды назначают очень редко

Согласно статистике судебного департамента при Верховном суде, за первую половину 2017 года наказание в виде принудительных работ получили всего 196 осужденных. При этом всего осуждено за этот период было 350 тысяч человек. Для сравнения, за тот же период наказание в виде обязательных работ получили 64 тысячи человек, исправительных работ — 25 тысяч человек.

Частично это связано с тем, что число мест для отбывания нового вида наказания крайне ограничено. К моменту начала действия нового наказания на всю Россию в исправительных центрах, предназначенных для отбывающих это наказание, насчитывалось всего 896 мест.

Однако эти центры все равно до сих пор не заполнены. Анастасия Рагулина считает, что суды не назначают такое наказание просто потому, что оно новое. Также в общей массе может быть мало осужденных за деяния, за которые можно назначать такое наказание.

Что же касается идеи введения в российское законодательство понятия уголовных проступков, то она не нова, поясняет Руслан Долотов. По его словам, о них говорилось еще в концепции судебной реформы в начале 1990-х годов.

Долотов отметил, что сложно сказать, почему в итоге это понятие не ввели. Скорее всего, из опасений внести дисбаланс между административными правонарушениями и уголовными проступками: четкие критерии для их разграничения тогда отсутствовали, говорит эксперт.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-41801792

Уголовное правонарушение: принципы гуманизации

Понятие уголовного правонарушения рк

О введении института уголовных проступков

Юриспруденция является уникальной наукой, которая, с одной стороны, стабильна, а с другой, постоянно совершенствуется. В Уголовный Кодекс Республики Казахстан, который действует с 1 января 2015 года, введено понятие «уголовное правонарушение», которое в зависимости от степени общественной опасности и наказуемости подразделяется на преступления и уголовные проступки (статья 10 УК РК).

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни.

Уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста.

Не является уголовным правонарушением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Всего в Кодексе предусмотрен 171 уголовный проступок, из них 58 составов переведены из Кодекса об административных правонарушениях, 9 новых и 104 действующих состава преступлений небольшой тяжести.

В разряд уголовных переведены следующие правонарушения: побои (действия лица, причинившие физическую боль, но не повлекшие серьезных последствий для здоровья); причинение вреда здоровью (когда наступило расстройство здоровья и утрата трудоспособности); заражение венерической болезнью; злостное уклонение от содержания нетрудоспособного супруга (супруги); мелкое хищение чужого имущества; неповиновение законному требованию лица, участвующего в обеспечении общественного порядка; надругательство над памятниками истории и культуры или природным объектом, порча объектов благоустройства.

Эффективность института уголовных проступков подтверждается судебной практикой.

Отнесение отдельных составов административных правонарушений к уголовным проступкам не может рассматриваться как нарушение принципа гуманизации.

Наоборот, 58 составов административных правонарушений в разряд уголовных проступков позволит усилить защиту лиц, привлекаемых к ответственности.

Это и обязательное привлечение защитника – профессионального адвоката, и применение всего комплекса процессуальных гарантий, установленных Уголовно-процессуальным кодексом.

Действующим Уголовным кодексом предусмотрена система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы. Так, сфера применения штрафа расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с причинением смерти человеку. Штраф введен в качестве альтернативы дополнительно в 162 санкции.

Расширение сферы применения штрафа и ограничения свободы, введение в санкции статей альтернатив лишению свободы, реформирование института рецидива, расширение оснований примирения сторон, введение новых видов освобождения от уголовной ответственности (поручительство и процессуальное соглашение), запрет на назначение лишения свободы по экономическим преступлениям при возмещении ущерба, декриминализация трех преступлений, в том числе двух по экономическим преступлениям, перевод сто четырёх преступлений небольшой тяжести в уголовные проступки – всё это является свидетельством принципа гуманизации.

Более того, законодателем предусмотрено, что вступление в законную силу обвинительного приговора за уголовный проступок не влечет признания осужденного лицом, имеющим судимость.

Введение института уголовных проступков дает положительные результаты в работе правоохранительных органов и судей. Предусмотренная законодателем упрощенная процедура досудебного расследования упростила работу сотрудников правоохранительных органов по расследованию преступлений небольшой тяжести, что позволит направить больше ресурсов на расследование более тяжких преступлений.

Так, орган дознания составляет протокол об уголовном проступке в отношении подозреваемого немедленно, если он установлен. При необходимости выяснения обстоятельств уголовного проступка, данных о совершившем его лице, его месте нахождения протокол об уголовном проступке составляется в срок до трех суток.

В случае, когда требуется проведение экспертизы или получение заключения специалиста, протокол об уголовном проступке составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения.

По уголовному делу в отношении нескольких уголовных правонарушений, в числе которых, кроме преступлений, имеются уголовный проступок либо уголовные проступки, производство осуществляется в форме дознания либо предварительного следствия.

Начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, согласовывает протокол, после чего все материалы предъявляются подозреваемому для ознакомления.

После чего дело немедленно направляет прокурору для изучения, не позднее суток, а по делам, по которым подозреваемый задержан в порядке ст.

128 УПК, не позднее восьми часов выносит соответствующее постановление с направлением его копий заинтересованным лицам и направляет уголовное дело в суд.

В случае задержания подозреваемого в порядке ст. 128 УПК дело об уголовном проступке направляется прокурору не позднее тридцати шести часов с момента фактического задержания.

Рациональное использование ресурсов распространяется не только на работу правоохранительных органов, но и позволит существенно разгрузить и судопроизводство.

Дела об уголовных проступках подлежат рассмотрению в суде в течение пятнадцати суток с момента поступления в суд. В случае поступления ходатайств участников процесса либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Дела об уголовных проступках, за которые в качестве наказания предусматривается выдворение за пределы РК, а также по которым подозреваемый задержан в порядке ст. 128 УПК, рассматриваются в день поступления в суд.

При рассмотрении судом дел об уголовных проступках участие прокурора обязательно.

Рассмотрев дело об уголовном проступке, судья выносит обвинительный или оправдательный приговор, прекращает дело по реабилитирующим или не реабилитирующим основаниям (ст.ст.

35 и 36 УПК), при установлении признаков преступления направляет дело соответствующему прокурору для решения вопроса о проведении досудебного расследования.

Решение по делу об уголовном проступке объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а копия решения вручается осужденному, потерпевшему и прокурору. В отсутствие указанных лиц копия решения направляется им в течение трех суток.

Решение суда по делу об уголовном проступке может быть обжаловано сторонами в порядке и сроки, преду-смотренные УПК на общих основаниях (срок обжалования — 15 суток).

Совершение уголовного проступка впервые признается обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность и наказание (п.1 ч.1 ст.53 УК).

Правила назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за уголовное правонарушение, на уголовные проступки не распространяются (ст.55 УК).

За уголовный проступок лишение свободы не предусмотрено. Максимальный штраф за совершение уголовного проступка составляет 500 месячных расчетных показателей. Максимальное наказание за уголовный проступок, которое у нас предусмотрено, — арест, установлен до 6 месяцев, который вводится в действие с 1 января 2017 года.

В особенной части Кодекса такой срок предусмотрен только по 43 составам. По 30 проступкам установлен срок ареста до 2-х месяцев, по 32 – до 3-х, по 63 – до 4-х месяцев.

Следует отметить, что уклонение от штрафа или исправительных работ влечет замену наказания на лишение свободы, в связи с чем следует ожидать рост их реального исполнения.

В связи с этим, в процессе применения Уголовного кодекса создаются условия для реального исполнения штрафных санкций и принудительного труда на благо общества вместо полной изоляции осужденных.

Такой подход, наряду с другими положениями нового Уголовного кодекса, решает задачи снижения «тюремного населения». Введение Уголовного кодекса будет соответствовать мировым стандартам в области защиты прав и свобод человека.

Новый Уголовный Кодекс призван сыграть определенную роль в эффективности борьбы с преступностью в нашей стране.

Торгын Кудайбергенова, судья суда № 2 г.Семей

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: https://www.zakon.kz/4761589-ugolovnoe-pravonarushenie-principy.html

Понятие и признаки преступления

Понятие уголовного правонарушения рк

Понятие и признаки преступления

В отличие от большинства западноевропейских стран, в уго­ловном праве которых распространено формальное определение ­понятия преступления, для отечественного уголовного права традиционным является его материально-формальное определение как общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом. Если при формальном определении понятия преступления акцент делается на формальном признаке противоправности деяния, то при материальном определении наряду с формальным признаком обязательным является материальный – общественная опасность действия или бездействия.

Определение понятия преступления дается в статье 9 Уголовного кодекса Республики Казахстан: «Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

И з данного определения видно, что преступление характеризуется рядом обязательных признаков. Это – общественная опасность деяния, его противоправность, виновность и наказуемость. Только при наличии всех указанных признаков в совокупности деяние может быть признано преступлением.

Первый признак преступления – его общественная опасность . Общественная опасность – это объективное свойство деяния (действия или бездействия) реально причинять существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создавать угрозу причинения такого вреда.

Именно общественная опасность (вредоносность) действия или бездействия берется во внимание законодателем при решении вопроса о криминализации или декриминализации деяния. Только в том случае целесообразно устанавливать уголовную ответственность за те или иные деяния, если они объективно общественно опасны.

Но даже если законодатель сочтет необходимым установить в уголовном законе запрет на то или иное поведение, это еще не значит, что конкретное действие или бездействие, подпадающее под признаки деяния, указанного в законе, всегда ­является преступным. Важно установить, что именно инкриминируемое виновному деяние общественно опасно.

Согласно части второй статьи 9 УК «не является преступлением действие или бездействие, хотя фор­мально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству».

Нельзя сказать, что общественная опасность – свойство, присущее только преступлению. Административные правонарушения, например, также способны причинить вред личности, обществу или государству. Однако степень их общественной опасности (вредоносности) значительно ниже. Отграничивая преступления от иных правонарушений, законодатель обычно указывает в

диспозициях статей Особенной части УК признаки, характеризующие последствия преступных деяний.

Так, для привлечения к уголовной ответственности по статье 277 УК за нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности необходимо, чтобы такое нарушение повлекло существенное загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животного или растительного мира и иные тяжкие последствия, а по части первой статьи 296 УК за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. При отсутствии указанных последствий или при наличии иных, менее тяжких последствий (например, причинение легкого вреда здоровью в результате нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством) деяния при соответствующих условиях влекут ответственность в административном порядке.

В торым в порядке рассмотрения, но не по значению, обязательным признаком преступления является уголовная противоправность, то есть запрещенность деяния уголовным законом. Противоправность – это, как уже говорилось, формальный признак преступления.

В отечественной юридической литературе советского периода отстаивался приоритет материального признака над формальным, что, по мнению авторов, свидетельствовало о преимуществе марксистско-ленинского понимания преступления.

На наш взгляд, в новых условиях, когда принцип законности становится краеугольным камнем в фундаменте возводимого здания правового государства, формальный признак преступления по своей важности нисколько не уступает материальному. Оба эти признака довольно тесно ­взаимосвязаны и ­взаимообусловлены.

Законодатель обычно устанавливает уголовно-правовой запрет на такое деяние , которое общественно опасно и, как правило, когда общественная опасность утрачивается, отменяется и его уголовно-правовой запрет (деяние декриминализируется). Между тем, встречаются и несовпадения.

Это не только рассмотренные выше случаи, когда предусмотренное уголовным законом действие или бездействие в силу малозначительности не представляет общественной опасности, но и эксцессы, объективно причиняющие вред , причем не исключено и довольно существенный, тем или иным общественным отношениям, но эти общественные отношения не защищены уголовным законом, то есть не установлен запрет на причинение им вреда. В обоих случаях деяние не может быть приз­нано преступным.

Надо иметь в виду, что о преступлении может идти речь только в том случае, если запрет установлен именно уголовным законом. Противоречие деяния нормам других отраслей права не дает оснований для признания его преступным.

Например, совершение на территории Республики Казахстан сделки в иностранной валюте запрещено законом о валютном регулировании, но в УК такое деяние не предусмотрено, а следовательно, подобное деяние непреступно.

Видимо, желая особо подчеркнуть возрастание формального признака преступления в совре­менных условиях, законодатель в части первой статьи 9 УК дословно воспроизвел конституционную норму (подпункт 10 пункт 3 статьи 77 Конституции) о недопустимости применения уголовного закона по аналогии.

Иными словами, на конституционном уровне закреплено классическое правило nullum crimmen sine legе (нет преступления без указания о том в законе).

Неразрывно с противоправностью связаны следующие два признака преступления: виновность и наказуемость.

Выделение законодателем виновности, то есть факта наличия в действиях лица вины , в самостоятельный признак преступления свидетельствует о значении, которое придается этому институту. Согласно части второй статьи 19 УК объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Виновным же в преступлении в соответствии с частью третьей той же статьи УК признается лишь лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности .

Поскольку виновность является одним из обязательных условий противоправности (уголовным законом запрещены исключительно виновные действия или бездействие), то отсутствие в действиях субъекта вины означает отсутствие в его деянии и признака уголовной противоправности.

Следующий признак преступления – уголовная наказуемость. Наличие уголовно-правового запрета, не подкрепленного угрозой применения наказания, не дает оснований утверждать, что запрещаемое деяние является преступным.

Так, в Общей части УК установлен ряд запретов (на придание закону, устанавливающему преступность или наказуемость деяния, усиливающему ответственность или наказание или иным образом ухудшающему положение лица, совершившего это деяние, обратной силы и др.).

Однако нарушения такого рода запретов не являются преступными, если они не подпадают под признаки преступления, предусмотренного, к примеру, статьей 350 УК (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта).

Следует иметь в виду, что признаком преступления является именно наказуемость, то есть наличие в законе угрозы при­менения наказания, а не реальная наказанность деяния.

Лицо, ­виновное в совершении конкретного общественно опасного, запрещенного ­уголовным законом под угрозой наказания деяния, может и не подвергнуться наказанию (вследствие истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности, амнистии и пр.), но от этого совершенное деяние не перестает быть преступным.

Источник: https://ibrain.kz/ugolovnoe-pravo/ponyatie-i-priznaki-prestupleniya

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Понятие уголовного правонарушения рк

Особенная часть уголовного права является составной частью (системой) правовых предписаний, устанавливающих признаки запрещенных форм общественно опасного (преступного) поведения и наказания в случае нарушения запретов.

В отличие от имеющих общий характер и действующих в целом, иногда относительно всей совокупности уголовно-правовых норм (например, принципы уголовного права), нормы Особенной части запрещают совершение деяний, признаваемых государством преступными под угрозой наказания.

Таким образом, Особенная часть может рассматриваться как часть уголовного права, как совокупность уголовно-правовых норм, устанавливающих социально-правовые признаки деяний, признанных преступными, и конкретные виды и размеры наказаний за их совершение.

Единство и взаимосвязь Общей и Особенной частей уголовного права позволяют реализовать задачи охраны личности, общества, государства от преступных посягательств, а также обеспечить профилактическую функцию УК РК.

Нормы Общей части УК РК нацелены на обеспечение установления и разъяснения положений, относящихся в целом к уголовному праву, в то время как нормы Особенной части УК РК устанавливают запрет и требуют его реализации. Поэтому, во-первых, правоприменителю, рассматривающему или расследующему, например, уголовные дела о совершении преступлений группой лиц, следует обратиться к ст.

19 УК РК- «Вина», к ст. 7 и 8 УК РК– в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения на территории Республики Казахстан и за ее пределами, к ст. 10 УК РК – «Понятие преступления и уголовного проступка», к ст. 12-14 УК РК – неоднократность, совокупность уголовных правонарушений, рецидив, опасный рецидив преступлений, к ст.

15 УК РК – «Лица подлежащие уголовной ответственности»,
к ст.  15 УК РК –»возраст, с которого наступает уголовная ответственность», к ст. 20 УК РК – «Уголовное правонарушение, совершенное умышленно», к ст. 27-31 УК РК, составляющим нормы о соучастии и многим другим, включенным в Общую часть.

Во-вторых, правоприменителю следует определить возможность совместного применения указанных норм Общей части УК РК с нормами Особенной части УК РК: ст. 99 «Убийство», ст. 106 УК РК «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 115 УК РК– «Угроза», ст. 192 УК РК –«Разбой», ст. 194 УК РК – «Вымогательство» и др.

в том случае, если такая преступная группа носила организованный характер, занималась вымогательством, разбойными нападениями на граждан, совершала убийства и причиняла вред здоровью граждан различной тяжести.

Только при совокупности норм двух частей уголовного права, их взаимосвязи, согласованности всех правовых аспектов возможна правильная квалификация.

В ряде случаев законодатель отказывается от обозначенного традиционного деления норм на общие и особенные и включает материал общей нормы, носящей разъясняющий или уточняющий характер, в примечание к конкретной норме Особенной части Уголовного кодекса Республики Казахстан (см. например, примечания к ст. 125, 253, 255, 258, 260-262, 266 УК РК и др. ).

Включенные в них положения носят характер разъяснения требований добровольного отказа от совершения преступления или активного способствования раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления, которые для повышения профилактической направленности конкретных норм выступают основанием освобождения лиц от уголовной ответственности.

В ходе реформирования уголовного законодательства Особенная часть была подвергнута изменениям не менее значительным, чем Общая часть.

Изменение норм Особенной части было связано с трансформированием в последние годы общественных отношений: политических, экономических, идеологических, духовно-нравственных, а также резким увеличением количества совершенных преступлений, ухудшением их структуры (общественной опасности, увеличением доли жестоких, тяжких и особо тяжких общественно опасных деяний). Реформирование уголовного законодательства, прежде всего, коснулось криминализации и декриминализации ряда деяний. Структура Особенной части уголовного права отражает новые подходы, в частности, приоритеты уголовно-правовой охраны обозначены в следующем порядке: личность, общество, безопасность мира и человечества, государство.

Если Общая часть УК РК состоит из разделов (с I по VII) и статей
(с 1 по 98), то Особенная часть уголовного закона состоит из восемнадцати глав (с 1 по 18) и более четырехсот статей (с 99 по 466), раскрывающих содержание Особенной части уголовного права.

Значение Особенной части уголовного права состоит в том, что только ее нормами определяются преступность и наказуемость
деяний.

Система Особенной части уголовного права состоит из сгруппированных определенным образом норм, в основу которых традиционно положен признак родового объекта преступлений, т.е. совокупность близких (однородных) общественных отношений, охраняемых данной группой уголовно-правовых норм.

В Республике Казахстан высшими ценностями признаются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы.

Это означает, что государство не только провозглашает в Основном Законе государства права и свободы человека, гражданина, но и гарантирует их обеспечение, создавая все необходимые экономические, социальные, политические и культурные условия.

Кроме того государством создана специальная юридическая гарантия обеспечения реализации прав и свобод человека, гражданина от каких-либо нарушений этих прав1.

Именно поэтому Особенная часть Уголовного кодекса РК открывается главой 1 «Уголовные правонарушения против личности». Он включает группу преступлений против жизни и здоровья (ст. 99-119 УК РК); группу преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. 120-124 УК РК); группу преступлений против свободы, чести и достоинства личности» (ст. 125-131УК РК);

Далее следуют: глава 2 «Уголовные правонарушения против семьи и несовершеннолетних» (ст. 132-144 УК РК), затем глава 3 «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 145-159 УК РК), глава 4 «Уголовные правонарушения против мира и безопасности человечества» включает гл.

34 аналогичного названия (ст. 160-174 УК РК), глава 5 «Уголовные правонарушения против основ конституционного строя и безопасности государства» (ст. 175-186 УК РК), глава 6 «Уголовные правонарушения против собственности» (ст. 187-204 УК РК), глава 7 «Уголовные правонарушения в сфере информатизации и связи» (ст.

205 – 213 УК РК); глава 8 «Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности» (ст. 214-249); глава 9 «Уголовные правонарушения против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст. 250-254 УК РК); глава 10 «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка», (ст.

255-295 УК РК); глава 11 «Уголовные правонарушения против здоровья населения и нравственности» (ст. 259-276 УК РК); глава11 «Экологические уголовные правонарушения» (ст. 296-316 УК РК); глава 12 «Медицинские уголовные правонарушения» (ст. 317-323 УК РК); глава 13 «Экологические уголовные правонарушения» (ст.

324-343 УК РК); глава 14 «Транспортные уголовные правонарушения» (ст. 344-360 УК РК); глава 15 «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления» (ст. 361-371 УК РК); глава 16 «Уголовные правонарушения против порядка управления» (ст.

372-406 УК РК); глава 17 «Уголовные правонарушения против правосудия и порядка исполнения наказаний» (ст. 407-436 УК РК); глава18 «Воинские уголовные правонарушения» (ст. 437-466 УК РК).

Новым УК РК предусматривается 171 уголовный проступок, из них 58 составов из КоАП, 9 новых и 104 действующих состава преступлений небольшой тяжести, что свидетельствует о значительной гуманизации уголовного закона, из этих 104 преступлений 20 имели санкции в качестве меры наказания «лишение свободы», а теперь за их совершение не предусмотрена судимость. 14 составов экономических преступлений переведены в разряд уголовных проступков, тем самым срок давности привлечения к уголовной ответственности сократился до 1 года.

В целом в новом УК введены 34 новых уголовно-наказуемых деяния, а также конкретизируются существующие составы преступлений.

Для более эффективного противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства за счет введения новых норм, направленных на борьбу с организованной и групповой преступностью, в том числе в сфере информационных технологий и медицины 1.

В новой редакции Уголовного кодекса РК главный акцент сделан в пользу декриминализации экономических правонарушений либо трансформацию экономических преступлений в разряд уголовных проступков2. Как верно отмечалось известными учеными, в частности А.Э.

 Жалинским, проблемы, связанные с чрезмерной криминализацией государством сферы экономики, и необходимость декриминализации этих отношений сегодня уже перестали быть задачами только юриспруденции, от разрешения этих проблем в значительной мере зависит изменение экономического состояния страны, а в перспективе – возможность избежать социальных потрясений3.

Коренным образом усилена ответственность за транспортные преступления, особенно за их совершение в состоянии опьянения.

В новой редакции в Уголовном кодексе РК использованы достижения современной уголовно-правовой науки, передовой опыт зарубежных стран, среди которых – наличие статьи, в которой дается толкование более сорока понятий и терминов, что будет способствовать сокращению ошибок, при применении уголовного законодательства4.

Предметом данного раздела учебного курса является изучение уголовно-правовых норм, образующих Особенную часть, практики их применения, правовой анализ и эффективность, как отдельных норм, так и системы норм, а также рекомендаций по квалификации и совершенствованию правоприменительной практики, с акцентом на единообразие.

В соответствии с п.5 нормативного постановления Верховного Суда №1 от 15. 01. 2016 г.

«О праве доступа к правосудию и правомочиях Верховного Суда Республики Казахстан по пересмотру судебных актов» достижение единообразия судебной практики обусловлено задачами обеспечения законности, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина .

Усвоение данного материала является необходимым условием профессиональной подготовки юриста.

Ведь, «в сущности работа с уголовным законом отражает структуру профессиональной деятельности, это ее часть, подчиняющаяся общим правилам, но имеющая и частные свойства, черты, признаки»1 .

И здесь учитываются «характер решаемых задач, особенности нормативно-правового регулирования, инфраструктура работы с уголовным законом, социальные коммуникации и отношение общества в целом и центров его влияния»2 .

Источник: https://monographies.ru/ru/book/section?id=12526

Об институте уголовного проступка в новом Уголовном кодексе РК

Понятие уголовного правонарушения рк

В Уголовный кодекс Республики Казахстан, который действует с 1 января 2015 года, введено понятие «уголовное правонарушение», которое в зависимости от степени общественной опасности и наказуемости подразделяется на преступления и уголовные проступки (статья 10 УК РК).

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни.

Уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие или бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста.

Не является уголовным правонарушением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Всего в Кодексе предусмотрен 171 уголовный проступок, из них 58 составов переведены из Кодекса об административных правонарушениях, 9 новых и 104 действовавших составов преступлений небольшой тяжести.

В разряд уголовных переведены следующие правонарушения: побои; причинение легкого вреда здоровью; заражение венерической болезнью; злостное уклонение от содержания нетрудоспособного супруга (супруги); мелкое хищение чужого имущества; неповиновение законному требованию лица, участвующего в обеспечении общественного порядка; надругательство над памятниками истории и культуры или природным объектом, порча объектов благоустройства и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=HYL8ne6huNQ

Эффективность института уголовного проступка подтверждается правоприменительной практикой.

Так, за 9 месяцев 2015 года органами уголовного преследования Алакольского района всего зарегистрировано 147 уголовных проступков, из которых 40 направлены в суд, 95 прекращены, в том числе 62 — по нереабилитирующим основаниям, остальные находятся в производстве.

Из направленных в суд дел об уголовных проступках, по 9 виновные лица осуждены к штрафу в общей сумме 473 000 тенге, а остальные прекращены по нереабилитирующим основаниям.

Основная масса зарегистрированных уголовных проступков относятся к мелкому хищению (ст.187 УК РК — 86) и нарушениям правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.345 ч.1 УК — 24).

Это обусловлено, прежде всего, ростом количества совершенных дорожно-транспортных происшествий и определением законодателем размера стоимости имущества для граждан, подпадающих под мелкое хищение (не более 2-х МРП).    

Так, приговором Алакольского районного суда №1 от 4 июня 2015 года гр.Т.Р.Т. осужден по ст.346 ч.

1 УК РК (управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством такому лицу или допуск к управлению транспортным средством такого лица) к штрафу в размере 25 месячных расчетных показателей в сумме 49 550 тенге, с лишением права управления транспортными средствами на 3 года.  

Полагаем, что отнесение отдельных составов административных правонарушений к уголовным проступкам не может рассматриваться как нарушение принципа гуманизации.

Действующим Уголовным кодексом предусмотрена система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы. Так, сфера применения штрафа расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, несвязанные с причинением смерти человеку. Штраф введен в качестве альтернативы дополнительно в 162 санкции, в том числе по коррупционным преступлениям.

К примеру, приговором Алакольского районного суда №1 от 28 августа 2015 года гр.Ш.Ж.С.

признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 366 части 3 пункта 4 УК РК (получение взятки, неоднократно) и ему назначено наказание в виде штрафа в размене семидесятикратной суммы взятки, то есть 2 030 000 (два миллиона тридцать тысяч) тенге, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать должности или заниматься деятельностью связанной с государственной службой.

Расширение сферы применения штрафа и ограничения свободы, введение в санкции статей альтернатив лишению свободы, реформирование института рецидива, расширение оснований примирения сторон, введение новых видов освобождения от уголовной ответственности (поручительство и процессуальное соглашение), запрет на назначение лишения свободы по экономическим преступлениям при возмещении ущерба, декриминализация трех преступлений, в том числе двух по экономическим преступлениям, перевод ста четырех преступлений небольшой тяжести в уголовные проступки – все это является свидетельством принципа гуманизации.

Более того, законодателем предусмотрено, что вступление в законную силу обвинительного приговора за уголовный проступок не влечет признания осужденного лицом, имеющим судимость.

Введение института уголовных проступков дает положительные результаты в работе правоохранительных органов и судей.    

    Предусмотренная законодателем упрощенная процедура досудебного расследования по уголовным проступкам упростила работу сотрудников правоохранительных органов, что позволит направить больше ресурсов на расследование более тяжких преступлений.

    При рассмотрении судом дел об уголовных проступках участие прокурора обязательно.

    За уголовный проступок лишение свободы не предусмотрено. Максимальный штраф за совершение уголовного проступка составляет 500 месячных расчетных показателей. Максимальное наказание за уголовный проступок, которое у нас предусмотрено, — арест, установлен до 6 месяцев, который вводится с 1 января 2017 года.

    В Особенной части Кодекса такой срок предусмотрено только по 43 составам. По 30 проступкам установлен срок ареста до 2-х месяцев, по 32 – до 3-х, по 63 – до 4-х месяцев.

Следует отметить, что уклонение от штрафа или исправительных работ влечет замену наказания на лишение свободы, в связи с чем, следует ожидать рост их реального исполнения.

    В связи с этим, в процессе применения Уголовного кодекса создаются условия для реального исполнения штрафных санкций и принудительного труда на благо общества вместо полной изоляции осужденных.

Такой подход, наряду с другими положениями нового Уголовного кодекса, решает задачи снижения «тюремного населения».

Новый Уголовный кодекс призван сыграть определенную роль в эффективности борьбы с преступностью в нашей стране.

Источник: http://alm.prokuror.gov.kz/rus/novosti/press-releasy/ob-institute-ugolovnogo-prostupka-v-novom-ugolovnom-kodekse-rk

Административный округ
Добавить комментарий