Наказание подростка за воровство

Мой ребенок — вор?

Наказание подростка за воровство

Мою дочь поймали на воровстве в школе. Мне сказала об этом учительница. Не знаю, как на это реагировать. Дома я ничего такого не замечаю. Сначала я ужасно рассердилась. Хотела высказать дочери все, что о ней думаю. Но, с одной стороны, очень боюсь наломать дров. С другой стороны, я же должна как-то отреагировать. Но как? И что теперь делать? Людмила

Главное – реагировать
Евгения ПАЙСОН, детский психолог:

А был ли мальчик? — Если вашего ребенка обвиняют в воровстве, то в первую очередь важно сразу разобраться: а был ли случай воровства? Ведь если ребенка обвинили напрасно и родители обвинение поддержали, то ребенок чувствует, что его предали самые близкие люди. Презумпция невиновности — это главное.

Обвинив один раз незаслуженно, мы рискуем навсегда потерять доверие своего ребенка. Если вы впервые подозреваете ребенка в воровстве, спросите у него нейтрально: не могу найти. Не знаешь, где лежит? Если факт воровства доказан, надо разбираться в причинах. Если воришке семь-девять лет, то, скорее всего, он увидел какую-то удивительную вещь и не смог устоять.

Помните, в рассказе Н. Носова «Огурцы» мама говорит ребенку, стащившему огурцы с колхозной грядки: иди, возвращай, где взял, иначе у меня нет сына. Слова «у меня нет сына» — это страшные слова. Лучше их не говорить даже в таких случаях, как воровство. Но сказать «возвращай сам» — это правильно. Только сам, никогда мама или папа.

Потому что ребенок должен запомнить навсегда, как стыдно и неловко ему было возвращать украденное. Один из способов «профилактики» воровства — когда у ребенка есть собственные карманные деньги. Если ребенок уже школьник, можно давать ему какую-то оговоренную сумму раз в неделю, или он может оставлять сдачу себе, когда вы посылаете его за чем-то в магазин.

Но и маленький ребенок хочет почувствовать себя самостоятельным и иметь свои денежки. Можно договориться заранее: вот мы идем в магазин, все что до десяти рублей из сдачи – твое; или: желтые денежки — тебе в копилку, а белые — мне. Может оказаться, что ребенок, взявший чужую вещь, просто не понимает границ «мое», «ничье» и «чужое».

С дошкольниками на прогулке можно играть в такую игру: вот машина «Мерседес» стоит у дороги, никого рядом нет. Чужое или ничье? Чужое! Можно взять? Нет! А вот фантик под ногами. Чужое или ничье? Ничье. Можно взять.

Если вы заметили у ребенка чужую вещь и он говорит, что ему ее подарили, нужно доброжелательно предложить позвонить маме дарителя, «чтобы твоего товарища не ругали». Если ребенок вас обманул и вещь попала к нему незаконно, при звонке все раскрывается и ребенок признается в обмане.

Адреналин и проблемы

Если родители обнаружили пропажу некоторой суммы денег, важно сразу же спокойно обозначить проблему: «У нас пропали деньги. Куда они могли деться?» Это значит — мама все видит и замечает, «карманами не хлопает». Иногда ребенок может признаться, что взял. Иногда может сказать, что видел их вчера в столе или на полке — и незаметно деньги подложить. За правду, за признание не нужно ругать — как бы трудно ни было удержаться, бывает, что ребенок сам в ужасе от того, что он совершил. Мы должны дать ему шанс исправить ситуацию. И если деньги «вернулись», вслух сказать: как я рада, что они нашлись, что у нас в семье воров нет. Если в воровстве денег дома уличен подросток, если деньги после ваших «ненавязчивых вопросов» не «нашлись», ситуацию ни в коем случае нельзя спускать на тормозах. В этом случае в первую очередь все финансы в доме должны быть спрятаны под замок и учтены. Во-вторых, нужно обязательно обозначить проблему. Если родители вовремя этого не сделают, ребенок может посчитать, что он всех обвел вокруг пальца и можно продолжать этим безнаказанно заниматься. Необходимо назвать вещи своими именами: «Ты взял чужое. Это воровство». Важно сказать ребенку, что вы в связи со всем этим чувствуете. Конечно, не стоит устраивать публичную казнь, но и молчать нельзя. Лучше всего разобраться с глазу на глаз со всей возможной деликатностью. Что говорить? То, что, по-вашему, услышит именно этот ребенок. Кому-то: ты подвел меня. Кому-то: я доверяла тебе, а ты… Но прежде чем наказать подростка, нужно понять, почему он это сделал? Но не нужно спрашивать «зачем ты это сделал?», нужно копать глубже — «скажи, на что ты потратил эти деньги?». Разговаривать с ним как со взрослым. За воровством денег подростком может стоять очень серьезная проблема, о которой родители могут не подозревать. Может быть, он сломал или потерял чью-то дорогую вещь и за ним огромный долг? Или проиграл, или проспорил деньги? Или кто-то вымогает их у него? Решить такую проблему подросток без помощи взрослого не сумеет. Здесь взрослому нужно постараться доверительно поговорить с ребенком, можно провести собственное расследование — но ни в коем случае не пускать ситуацию на самотек. Если чувствуете, что не справляетесь, нелишне будет обратиться к специалисту-психологу. Что касается наказания за воровство, оно обязательно должно быть, но опять же в зависимости от степени и цели проступка. Если ребенок сам в ужасе от того, что совершил, если он мучился, не зная, как вернуть украденное, — он уже себя этим наказал. Если деньги потрачены, можно забрать у ребенка велосипед, ролики, которые вы ему подарили, и больше он эту вещь не увидит — она пойдет на возмещение убытка. Наказание нужно не само по себе, а чтобы ребенок мог осознать свой проступок, чтобы он увидел, что его действия имеют последствия. Доказанный случай воровства прежде всего повод внимательнее присмотреться и понять, какие внутренние проблемы ребенок пытается решить воровством. Как человек в плохом настроении нередко «заедает» проблемы, так ребенок может их «заворовывать» — ему кажется, что обладание вот этой ручкой сделает его счастливее. Нередки случаи, когда школьники у родителей берут незаметно деньги, чтобы покупать внимание одноклассников. Почему? Может быть, ребенок хочет быть популярным среди сверстников, но не умеет? Или в коллективе, в котором он общается, его хорошие качества не котируются? В 10-13 лет иногда случаются «приступы» краж из супермаркетов и мелких магазинов самообслуживания. Если вы поймали своего ребенка за руку, заставьте его отвечать за свой проступок. Наказание тут должно быть очень серьезным. Многие подростки говорят — ну это же ничье… Тут можно объяснить, если этого не сделали в дошкольном возрасте, что не ничье, а что это деньги из кармана вот этой симпатичной девушки-кассира. Бывают любители воровать в магазинах не для наживы, а чтобы получить порцию адреналина. В этом случае постарайтесь найти место, где ваше чадо сможет получать адреналин «легально» — горные лыжи, скейтбординг, кайтинг. Бывает, что ребенок ворует, чтобы привлечь к себе внимание родителей. «Что сегодня получил? Пятерку? Ладно, нормально. Двойку? Рассказывай в подробностях!» Ребенок быстро понимает, что больше всего внимания получают дети, которые ведут себя плохо. Говорите с детьми, обсуждайте их жизнь, их проблемы! Ребенок должен понимать, что он интересен вам всегда, а не только когда совершил какой-то проступок. Некоторые родители и педагоги в случаях повторяющегося воровства ставят ребенку диагноз: клептомания. Хочу сразу сказать, что такой диагноз может поставить только психиатр, и это заболевание крайне редкое. В подавляющем большинстве случаев повторяющееся воровство говорит о психологических проблемах ребенка и его семьи.

Проходит вместе с детством

Тех родителей, которые переживают, что ребенок во втором классе украл яблоко у соседа по парте, хочу успокоить. Импульсивное детское воровство было, наверное, у каждого хоть раз в жизни, оно проходит обычно вместе с детством. Детское воровство принципиально отличается от взрослого. Сформировавшийся человек всегда знает грань между «мое» и «чужое» и сознательно переходит ее. А ребенок зачастую не понимает что творит. И задача взрослого — своим примером, своими словами, своей жизнью показать детям: воровать нельзя! Если ребенок украл что-то, огромную роль играет реакция взрослого. При правильной реакции очень велика вероятность того, что такое с ребенком больше не повторится. И наоборот. Например, одна мама горячо любила своего единственного сына-подростка и при всякой краже хлопотала, чтобы дело поскорее «замяли». Мама своей цели достигала, а ребенку нравилось всякий раз обладать понравившейся вещью. Что тут скажешь? У парня налицо все перспективы стать обычным вором. — Прежде всего, воровство — это грех. Начало страсти сребролюбия. Хотя принято исповедоваться с семи лет, это не значит, что дети до этого возраста не грешны. И многие из них прекрасно это понимают. Сначала невольно, а потом все более осознанно дети могут идти на грех. Поэтому если вскрылся факт воровства, ребенку нужно исповедаться. Что касается наказания — родитель должен думать и молиться, прежде чем наказать ребенка. Дети все разные. Одному чувствительно запретить на неделю компьютер включать. Другого — лишить прогулок. Для третьего очень действенное средство — лишение обеда. А для кого-то за воровство (это касается детей лет семи-девяти) можно и хороший отцовский ремешок применить (вопреки всяким «ювенальным юстициям»). Ребенок знает, за что его наказывают, терпит и на всю жизнь запоминает. Если вдруг родителей вызывают в школу и милицию, это хорошо — ребенку эта встряска точно пойдет на пользу. Важный момент: если пропажу нельзя вернуть хозяину, надо постараться сделать добро посторонним людям. Раздать из карманных денег нуждающимся, что-то кому-то подарить. Вот только говорить с виновником надо не по страсти, в гневе хватаясь за тяжелые предметы, а спокойно. В противном случае маленький человек может решить, что родитель так говорит из-за своего раздраженного состояния, а не из-за его плохого поступка. Может быть, лучше отложить разговор на какое-то время. Пусть он состоится через сутки, но ты будешь говорить успокоившись, помолившись, обдумав, что именно хочешь сказать. Мы ведь, как родители, должны помнить, что ребенок не наша собственность, а дар, вверенный нам Богом для воспитания (для взаимного воспитания!). У меня был случай, когда ко мне подошел подросток и, помявшись, сказал, что хотел бы исповедоваться. Но когда я стал спрашивать его, не совершал ли он то или другое, он как-то кисло реагировал на все мои вопросы. Явно парень был не готов к исповеди. И вдруг он мне говорит: «Я украл такую-то вещь на рынке». То есть он пришел в храм исповедовать именно этот грех! Он понимал, что натворил, и пришел в храм просить прощения, хотя был совершенно нецерковным человеком. Плохо, если в доме много говорят о деньгах, об их нехватке, о дороговизне товаров. Ребенок в этом случае потихоньку приобщается к той же системе ценностей, начинает переживать, что у него нет денег. А где взять? Может, украсть? Я уверен, что до того момента, пока ребенок сам не начнет задавать вопросы, подробности денежного обращения должны быть для него тайной за семью печатями. А когда он станет подростком, ему обязательно надо выделять какую-то сумму на карманные расходы и учить его ответственно относиться к деньгам. Еще очень важно в ребенке с детства воспитывать щедрость. Нищему денежку подать, в копилочку в храме монетку бросить. Но тут тоже аккуратно, чтобы это было словно само собой, без тщеславия. Не нужно переживать, что ребенок, однажды укравший у одноклассника ластик, станет вором. По моим наблюдениям, у тех, кто идет в воровской мир, не в порядке психика. Обычно ребенок один раз исповедуется в воровстве, и для него этот опыт становится первым и последним. Несколько лет назад в нашем храме была кража. Залезли через окно и вытащили из сейфа все деньги. Быстро нашли виновных — это были подростки из верующих семей. Позднее оба исповедались. А сейчас это уже взрослые прихожане нашего храма.

Подготовила Юлия КАРПУХИНА

Версия для печати

Тэги: Дети  Воспитание 

Источник: http://www.nsad.ru/articles/moj-rebenok-vor

Воровство. Четыре шага к прекращению воровства у ребенка

Наказание подростка за воровство

Я нашла видеоигру в шкафу своего 12-летнего сына; знаю, что она не принадлежит ему. Уверена, что он украл ее в магазине. У него есть все, что он хочет. Зачем ему красть? Не хочется думать, что у него задатки клептомана*. Что же мне делать?
—Карен, мать двоих детей, Луисвилль, штат Кентукки

«Давай, положи это себе в ранец. Никто не видит». «Я никогда не смог бы заплатить за это».

«Давайте возьмем все. Это будет так круто!»

* Клептомания— патологическое импульсивно возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. — Прим. ред.

Коротко о главном.
Реакция родителей на воровство детей может быть либо деструктивной, либо продуктивной, когда они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо. Лучшая реакция — та, которая не только помогает ребенку осознать ваши надежды на честность, но и понять, почему это так важно.

Одна из ситуаций, которая гарантированно потрясет даже самых спокойных родителей, — это когда обнаруживается, что ребенок что-то украл. Будьте уверены, что воровство гораздо больше распространено, чем можно себе представить, особенно среди младших детей с еще не сформированными представлениями о собственности.

Обычно дети начинают понимать пагубные последствия воровства в возрасте пяти-семи лет. Как только они поймут, что воровство нарушает чьи-то права и может привести к серьезным правовым действиям против них, они смотрят на это уже серьезнее.

Одно определенно: дети любого возраста должны уяснить, что брать что-либо без разрешения нельзя, это может иметь серьезные последствия.

Четыре шага к прекращению воровства

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда.

Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя.

Как она туда попала?» Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?»
Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно.

Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то,  что тебе не принадлежит, — очень плохо.

Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить».

Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.

Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности».

В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой.

Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?» Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги.

Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?»

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь.

(Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость.

Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей. ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции.

А затем принимайте решение, как лучше поступить.

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете. Начните с оценки примеров честности в обычной жизни. Например, брали ли вы, не заплатив, конфету или фрукты в бакалейной лавке, или маленький «сувенир» из ресторана или гостиницы (пепельницу, мыльницу и т.п.

), который брать не полагалось, или канцелярские принадлежности с работы домой? Если да, то подумайте, каким это может быть примером для ребенка. Пообещайте себе исправиться. Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного Поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана Изменений. 1.

Обратитесь к шагу 1, поскольку самым важным элементом изменения поведения ребенка является определение факторов, подталкивающих к воровству. Чтобы лучше разобраться в этом, поговорите со взрослыми, которые хорошо знают вашего ребенка и чьему мнению вы доверяете.

Несмотря на то, что дети часто крадут, чтобы проверить, сойдет ли это им с рук, такое поведение может указывать на существование более глубокой неудовлетворенной потребности. Безусловно, здесь следует рассматривать множество факторов, вот примеры. •   Произошли ли перемены в семье, такие как развод, новый ребенок, новая работа и т.п.

, из-за которых ребенку не хватает внимания? •   Проявляет ли ребенок импульсивность и требует ли он исполнения желаний немедленно? •   Может быть, он равнодушный и поэтому не осознает обиды, которую наносит жертве? •   Может быть, ребенок не усвоил таких понятий, как честность, собственность и необходимость просить разрешения? •  Может быть, в вашей семье нестрогие правила относительно собственности? •   Может быть, на него давят сверстники, а ему нужно быть принятым в этой группе? •   Может быть, ребенок злой или завистливый и таким образом пытается кому-либо отомстить? 2. Как только вы поймете, почему ребенок ворует, спросите себя, как избавиться от этой проблемы. Например, если вы думаете, что ребенок крадет, чтобы добиться признания сверстников, помогите ему найти друзей, которые помогут ему воспитать характер и научат противостоять сверстникам. Запишите, что вы собираетесь предпринять для решения проблемы, и обяжитесь следовать этому вместе с ребенком. 3.   Перечитайте шаг 2 и подумайте, как вы поможете ребенку научиться уважать собственность других. Например, будете ли вы создавать ситуации, помогающие усвоить понятие собственности, или читать рассказы и сказки о честности, или ежедневно использовать для этого подходящие воспитательные моменты? Не обманывайтесь, думая, что ребенок уже усвоил правила честности. Этой добродетели надо учить постоянно и часто о ней повторять. 4.   Подумайте, что вам следует предпринять, чтобы ребенок понял последствия воровства. Шаги 3 и 4 помогут вам разработать план изменений. Самая важная задача — добиться, чтобы ребенок понял не только то, что воровать плохо, но и то, что в итоге он будет нести ответственность за свои действия.

5.   Если воровство становится часто повторяющейся особенностью поведения, подумайте о консультации у специалиста. Такое поведение нужно немедленно пресекать.

Обязательства по изменениюпроблемного поведения ребенка

Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути.

Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом.

Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
1 неделя

2 неделя

3 неделя

Источник: Мишель Борба «Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться». Компьютерное издательство «Диалектика» Зав. редакцией Н.М. Макарова Перевод с английского Ю.А. Григорец, С.В. Меркуловой Под редакцией Э.В. Крайникова

Ребенок ворует
Детское воровство

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/51-interviews-advice-for-parents/628-theft-four-steps-to-stop-theft-of-a-child

Ворует подросток — Психологос

Наказание подростка за воровство

​​​​​​​

Примеры из жизни…

Сын снова пойман на вранье и воровстве, причем довольно крупных сумм. Поймала не я, с учетом денег дома туго (лежат себе на полке и лежат, берутся по мере необходимости, когда заканчиваются, затягиваем пояса.), учительница в школе обнаружила.

Сказала — «Вы ему слишком доверяете, много свободы дали. И карманные деньги тоже нельзя было давать — он почувствовал вкус легких денег». В общем, у меня конкретный тупик — я не знаю, как мне себя с ним вести, о чем говорить. Что воровать плохо — говорилось не раз, проникся, обещал.

Что вранье обязательно раскроется — его это не останавливает.

Профилактика воровства

​​​​​​​

Здесь мы сформулируем самые общие вещи, о которых стоит задуматься, если вы не хотите, чтобы случаи воровства возникали или продолжали повторяться.

  • Обратите внимание, как в семье хранятся деньги — это не должно быть легкодоступное место. Не провоцируйте ребенка.
  • Подросток должен понимать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. То есть необходимо установить границы собственности: чем ты можешь распоряжаться по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем — нет (в том числе вещами общего пользования).
  • Установите и соблюдайте договоренность о выдаче регулярных сумм на карманные расходы.
  • Старайтесь понимать и по возможности удовлетворять разумные потребности ребенка или подростка (популярная в среде сверстников одежда, экипировка, техника и т. д.). Если не можете совершить покупку сейчас — договоритесь о более далекой перспективе или о том, что можно сделать самому: научиться шить, вязать, где-то подработать, чтобы оплатить хотя бы часть покупки.
  • Иногда родители, сами того не осознавая, формируют у детей неадекватные установки по отношению к воровству. Например: «Вот наш сосед: воровал годами с производства — и живет теперь припеваючи», «Работаешь честно, надрываешься — а что толку?» и т.д. Хочется верить, что это не про вас.

Что делать можно и нужно?

Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь — но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Если не уверены — промолчите, проверьте еще раз. Начинайте разговор только тогда, когда сомнений нет никаких и доказательства — очевидны.

Если кража — первая, если воровство еще не стало традицией, не называйте его вором и не торопитесь предсказывать ему недалекое уголовное будущее.

Сказать «Мне стыдно за тебя», «Никому из родителей не приходится так краснеть», «Мой сын не мог так поступить» и тому подобное — можно, если от вас это прозвучит честно и вы не говорите это и так каждый день…

В любом случае не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Воровство подростка — ситуация очень непростая, поскольку причин может быть множество, да и родители могут не все. Перечислим основные причины.

Импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы — это бывает, но не часто.

У малыша не старше шести-семи лет такое поведение объяснимо — еще не сформирована произвольность поведения, а вот у подростка настоящая импульсивность наблюдается гораздо реже, и чаще на фоне задержки интеллектуального и психического развития. Если действительно подросток совсем не умеет контролировать себя — к сожалению, это к психиатру.

Клептомания. Эта та же импульсивность, но узконаправленная, только в отношении «украсть». Клептомания квалифицируется как психическое заболевание, при этом на самом деле истинных клептоманов очень мало. Американские специалисты утверждают, что среди взрослых людей больных клептоманией около 5 процентов, да и то половина из них симулирует это отклонение. Среди детей их и того меньше.

Если вам кажется, что кража совершилась импульсивно и, скорее всего, непреднамеренно — реагируйте сразу, однозначно негативно, с осуждением произошедшего и возвратом похищенного.

Обычно сама процедура выяснения и возвращения похищенного достаточно тяжела для ребенка, а вот бить (физические наказания) — как правило, бесполезно.

Что полезно — это контроль, приучение к дисциплине и ответственности за свои поступки, всегда стоит подумать об окружении подростка. Влияние друзей нередко бывает сильнее влияния родителей, следите за этим.

Стремление привлечь к себе внимание родителей. Например, если в семье не до него — родители близки к разводу, постоянно заняты на работе и т. д. Обычно в таких случаях пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются.

Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель «воришки» достигнута — получена немалая порция родительского внимания.

Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность.

Что делать в такой ситуации? Меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше — восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Возможна даже совершенно неожиданная реакция — похвалить за какие-то успехи или сделать сыну или дочери подарок. Не исключено, что если они и не признаются в краже, то, во всяком случае, испытают неловкость и стыд.

Ребенок крадет, чтобы купить расположение сверстников. Он надеется деньгами либо завоевать внимание других детей (если его не замечают), либо откупиться, если его третируют в детском коллективе.

Что делать? Решать вопрос со сверстниками, если вы это умеете. Помочь ребенку установить контакты с ребятами, помочь найти ему нормальных друзей, сверстников со сходными интересами, создать им условия для общения дома.

Если в классе ребенка не принимают, а то и прямо третируют, требуют от него денег — попробуйте обратиться к школьному психологу или меняйте школу. Не исключены и случаи вымогательства у ребенка или подростка денег, вещей сверстниками или ребятами постарше. Здесь необходимы правовые меры.

Трудность в том, что подростки рассказывать об этом боятся, и готовы рассказать только в том случае, если уверены, что вы помочь действительно сможете. А вы сможете?

Самоутверждение. Бывает, что подростку хочется доказать себе и всем, особенно сверстникам, что он сильная личность и ему на всех плевать: «Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты». Для хорошего психолога эта ситуация простая, для обычного родителя — трудная. Если не знаете, что тут делать — ищите хорошего психолога.

Месть или протест. Если вы подростка достали и задолбали своим контролем и несправедливость, он может протестовать и мстить вам и таким образом. Что делать? Садиться и долго разговаривать. Разработать семейный кодекс, который будет справедливым, и соблюдать его всем.

Общая невоспитанность. Сюда входит многое: безразличие и неуважение к родителям, отсутствие уважение к окружающим людям и взрослым в частности. сюда же — отсутствие у родителей авторитета.

Ребенок крадет, потому что деньги ему нужны, а до остального и до остальных ему дела нет. Людей он не уважает, родителей не любит. Такое, к сожалению, бывает. В этом случае бессмысленно решать конкретную проблему воровства, потому что проблема — более общая.

Пока прячьте деньги, чтобы не воровал дальше, и думайте.

Вопрос первый: может быть, сменить модель воспитания? Воровство чаще начинается на фоне моделей «Узкий коридор, железные рукавицы», «Минное поле в тумане» и «Чисто поле, лес густой», а варианты «Просторный дом», тем более «Просторный дом с линией развития» воровство практически исключают.

Второй вопрос: может быть кто-то вместо вас сможет повлиять на ребенка лучше?

Подумайте об этом серьезно. Если речь идет о сыне, самое простое и доступное решение — отдать сына в кадетское училище. Там его воспитают нормально, за вас все сделают. Люди с деньгами в подобных случаях отсылают своих детей на учебу за рубеж: там обстановка такая, что воровать нереально, а окружение достойное. Понятно, что это очень дорого.

Некоторые родители договариваются и посылают на лето детей в Китеж — иногда помогает. Если подросток с хорошей головой, а кражи скорее странная случайность — можно попробовать привести подростка в Синтон или приехать с ним на летние лагеря Синтона в Мещеру.

Резкая смена обстановка и новое окружение ярких и разумных людей иногда может переломить ситуацию.

Если смена окружения не помогла, обращайтесь в полицию: пишите заявление. Важно: появление в доме инспектора по делам несовершеннолетних обязательно нужно правильно обставить.

Пусть инспектор придет сам, без родителей, и скажет ребенку, что видел, как тот покупал себе что-то в магазине. Ребенок не должен знать, что милиционер пришел по просьбе родителей, иначе он воспримет это как предательство со стороны родственников.

Воспитательный эффект от такого посещения, как правило, оказывается внушительным. Форма сильно действует на воришек,

Третье — подсказка под названием «Общая голодовка» для несложных случаев. Эта подсказка помогает не всегда, а только там, где родители и родственники для подростка все-таки уважаемые и близкие люди. Такое бывает: да, ворует, но родителей при этом любит, бабушек-дедушек и других родственником — ценит. Так вот, за каждый случай воровства родители и родственники делают себе день голодовки.

Точнее — так. Не важно, доказано воровство или нет (подростки часто уходят в непризнанку), но родители говорят: «Сын (дочь), у нас пропали деньги. Мы не можем утверждать, что это украл ты, но ты должен знать, что в связи с этим завтра у нас будет день голодовки. Голодать будут все, кто считает себя ответственным за факт пропажи денег.

Голодаем мы, как родители, к нам присоединяется бабушка и дедушка, они очень расстроены случившимся, мы проинформируем о случившимся и других родственников, возможно они тоже присоединятся к нам. Ты — с нами? Конечно, лучше будет, если деньги все-таки найдутся, потому что для бабушки и дедушки голодать целый день тяжело и опасно для здоровья».

Не очевидно, что деньги сразу же найдутся, но воровать деньги в следующий раз подростку будет на порядок сложнее.

Четвертое — решение самое трудное и жесткое для самых трудных случаев: «Изоляция».

Если подросток находится в жестком и открытом противостоянии ко всем, папы нет, а маму он ни в грош не ставит, тем более если он матери за что-то мстит, то по сути единственный вариант — радикально сменить место жительства, уехать далеко, чтобы у подростка разорвались все прежние связи, и поставить его перед выбором: или сбегай от мамы в никуда (наверное, в открытый криминал), либо налаживай отношения с мамой, если хочешь, чтобы она тебя хотя бы кормила.

Размышляя о вариантах решения, всегда полезно обратиться к психологу за консультацией. Консультации хорошего психолога тоже стоят приличных денег, особенно с учетом, что разовая консультация тут едва ли поможет, нужно многое менять в самой семье, но ведь дело не столько в деньгах, сколько в беспокойстве о том, как сложится жизнь у наших детей.

В любом случае стоит помнить, что в нормальных семьях в подавляющем числе случаев подростковое воровство к годам 20 проходит само. Это не значит, что ничего не нужно делать, но и дергаться сверх меры — тоже лишне. Думайте в большей степени о том, чем живет ваш уже почти взрослый ребенок, к чему он стремится, что ему важно и дорого. Думайте — о перспективах!

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/voruet-podrostok

Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует?

Наказание подростка за воровство

Светлана 14.10.2013 г.

Из родительского кошелька систематически пропадают деньги, а в доме появляются чужие игрушки? Растерянные родители, которые столкнулись с фактами детского воровства, чаще всего оказываются беспомощными в решении этой проблемы.

Популярные меры результата не дают, а паника и бессилие лишь нарастают. Почему благополучный, обеспеченный ребенок ворует? Как отучить ребенка воровать? Как вести себя в такой ситуации и не допустить ее повторения? Об этом читайте в нашем материале.

Многие родители не понаслышке знакомы с ситуацией, когда ребенок, обеспеченный абсолютно всем необходимым, совершает воровство. Благополучную семью этот факт серьезно огорчает и озадачивает, вызывает панику, заставляет задуматься о правильности воспитания. Нередко выяснение причин и обстоятельств совершенного поступка сопровождается бурей негативных эмоций: родителям стыдно, они злятся на ребенка, обвиняют себя, опасаются общественного порицания. В воображении встают безрадостные картины будущего ребенка, связанные с клептоманией и криминалом. А ведь от реакции семьи на детский проступок зависит, будет ли ребенок и дальше воровать.  Поэтому предлагаем обойтись без пессимистичных прогнозов, не делать поспешных выводов, а детально обсудить проблему воровства детей: почему они воруют, как поступать в такой ситуации и не допустить ее повторения.

Лучший способ не допустить детского воровства — установить с ребенком искренние и доверительные отношения.

Итак, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни взял без разрешения чужую вещь. Проще говоря, украл. Назвать точную причину этого поступка очень сложно. И возраст ребенка для грамотной оценки случившегося играет важную роль.   Вряд ли кто-то осмелится назвать вором малыша в возрасте от 2 до 4 лет, у которого понятия «моё» и «чужое» пока еще только формируются. В 4-6 лет у ребенка появляются нравственные привычки, он имеет представление о личной собственности и личном пространстве. Но желания малыша еще крайне импульсивны, они-то нередко и провоцируют совершение ребенком кражи.      Подвижным и возбудимым детям в возрасте 6-7 лет также сложно контролировать свои желания (равно как и спокойно высидеть на уроке, выслушать учителя). Объясняется такое поведение особенностями темперамента, психологическими травмами (проблемами в семье, переездом, началом учебной деятельности) или же серьезными психическими отклонениями.    В 8-11 лет воровство детей чаще всего связано с тем, что волевая сфера у них развита недостаточно. Ребенок хочет обладать какой-либо вещью и справиться с этим соблазном ему не удается. Потом ему будет стыдно за такой поступок, он знает, что воровать нельзя, но своему желанию противопоставить ничего не может.

Подростки в 12-15 лет совершают воровство осознанно, в этом возрасте наличие таких фактов может говорить и о наличии вредной привычки.       

Для решения проблемы важно установить причину детского воровства. Рассмотрим наиболее распространенные из них.  При острой нехватке родительского внимания и любви, отсутствии  понимания и поддержки ребенок начинает воровать как дома, так и вне семьи, чтобы привлечь к себе внимание взрослых.

Такое его поведение является безмолвным криком о помощи, местью вечно недовольным родителям.
Если за проступком следует скандал и строгое наказание, ребенок убеждается, что выбранная им стратегия – правильная. Его логика проста: уж лучше пускай наказывают, чем совсем не замечают.

В этом случае родителям рекомендуется не заострять внимание на факте детского воровства, а уделять должное внимание ребенку, подчеркивая его значимость в семье и важность положительных поступков.

  • Воровство детей как попытка самоутвердиться

Это тревожный сигнал о психологическом неблагополучии ребенка (как правило, дошкольника или младшего школьника). Часть ребенку бывает сложно завести новых друзей.

С помощью различных угощений или красивых вещей он пытается завоевать расположение сверстников. Чаще это происходит, когда в семье ребенок испытывает  дефицит внимания и не ощущает своей значимости.

Классическая ситуация: ребенок берет из маминого кошелька деньги, чтобы накупить конфет и раздать их детям взамен на их расположение и дружбу. Такой способ повысить собственную значимость представляется ему единственно возможным.

Решать эту проблему должны родители: повышать самооценку малыша, развивать его способности и таланты, формировать навыки общения с детьми, объяснять, а при необходимости и моделировать наиболее сложные ситуации.           

Ребенка обижали во дворе, долго хвастаясь новой игрушкой? Неудивительно, если малыш принял осознанное решение украсть ее. Его рассуждения просты: меня мальчик побил, а я за это заберу его машинку. Как бороться с воровством детей такого плана? Убеждать и объяснять, как правильно следует вести себя в подобных ситуациях.

  

  • Ребенок не различает свои и чужие вещи

Такая ситуация характерна для детей в возрасте от 2 до 4 лет, когда малыш не знает границ между своим и чужим.

В этом случае рекомендуется рассказывать, что у ребенка есть своя кроватка, свои игрушки, свои вещи, свой уголок, а также обращать его внимание на переживания хозяина, который остался без любимой игрушки.

  • Неудовлетворенные потребности ребенка

Частое игнорирование родителями потребностей ребенка приводит к нарастанию у него сильного напряжения и тревожности. Желание владеть определенной игрушкой или вещью может быть настолько сильным, что ребенок совершает кражу, не осознавая того.

Речь не идет о сиюминутных желаниях, потребность в которых на самом деле отсутствует. Совет родителям: прислушиваться к желаниям ребенка и стараться хотя бы частично их удовлетворять.

  • Отсутствие понимания, что воровать нельзя

Ребенок может совершить воровство из добрых побуждений, решив, к примеру, сделать подарок маме.

О том, что так поступать нельзя, он даже не догадывается. Правильно говорить «нет» ребенку непросто, и все же родители должны постараться доступно объяснить это.

    

  • Подражание или копирование поведения взрослых

Может быть, в семье с завистью обсуждаются люди, которые зарабатывают на жизнь нечестным путем? Или папа приносит с работы что-либо и радуется, что ему это удалось? Если такие ситуации и разговоры в семье считаются нормальными, не нужно, чтобы ребенок становился их свидетелем.

   

  • Вымогательство со стороны детей старшего возраста

Защитить ребенка, пресечь шантаж и запугивание – задача родителей и педагогов.   Среди детей это заболевание, требующее помощи психиатра или психоневролога, встречается крайне редко.

Какие родительские ошибки провоцируют воровство детей? Назовем наиболее распространенные их них:

  • в воспитании нет последовательности (за одним проступком следует наказание, а за другим – нет);
  • семья живет по принципу «двойной морали» (родители говорят одно, а поступают по-другому);
  • требования взрослых несогласованны (мама разрешает то, что папа запрещает);
  • ребенок растет в обстановке вседозволенности, превращается родителями в кумира;
  • поведение и действия ребенка находятся под тотальным контролем со стороны родителей.

Существует несколько общих правил, как следует вести себя родителям, если ребенок совершил воровство.   Обойдитесь без скандалов и истерик, не применяйте в качестве наказания физическую силу. Ситуация усугубится тем, что ребенок в следующий раз просто спрячет украденное. Дав волю эмоциям, можно раз и навсегда лишить любимого сына или дочь уверенности в себе.   

Важно! Выяснение причин и обстоятельств проступка не должно происходить при посторонних людях! Наедине с ребенком в доброжелательной форме должен состояться доверительный разговор: почему он так поступил, для чего ему нужна эта вещь, кто ее хозяин.  

Дайте понять ребенку, что вы очень огорчены произошедшим (постарайтесь при этом избегать слов «воровство», «кража», «преступление»).  Осуждайте поведение, поступок, действия, а не личность ребенка. Расскажите, как плохо хозяину вещи без нее.   Не обвиняйте ребенка без доказательства его вины! Не вешайте ярлыков! Не сравнивайте его с другими детьми! Не травмируйте необходимостью приносить публичные извинения! Не требуйте клятвенных обещаний больше так не поступать! Не возвращайтесь к проступку, когда ситуация разрешена, не упрекайте ребенка!Постарайтесь вернуть украденную вещь без свидетелей и разделить ответственность с малышом.   Если  ребенок взял и потратил деньги из семейного бюджета, нужно рассказать, для чего они были предназначены, и ограничить семью на определенный период, например, в покупке сладостей или походах в кино.   

Наконец, найдите истинную, глубинную причину проступка и работайте с ней.

Воровство детей – явление распространенное, возникающее по различным причинам. Реакция и дальнейшее поведение родителей в данном случае играют очень важную роль. Необходимо помнить, что эта ситуация вполне разрешима, и ребенку можно и нужно помочь. А лучшая профилактика детского воровства заключается в полном взаимопонимании, искренних и доверительных отношениях между ребенком и его родителями, гармонии в семье.

Источник: http://21vu.ru/publ/6-1-0-323

Почему дети воруют и как с этим бороться: ответ психолога

Наказание подростка за воровство
Редакция Сегодня Lifestyle 22 февраля 2018, 16:42

Детям нужно доверять.

pixabay

Детское воровство может оказаться серьезной проблемой, если вовремя не обратить на это внимание. Считают детские психологи сайта dytpsyholog.com.

Специалисты пояснили, что такое детское воровство и на что стоит обратить внимание родителям.

По словам психологов, детским воровством может быть осознанное или неосознанное нарушение границ других людей, нелегальное вторжение в их пространство и присвоение себе их собственности, способ сказать взрослым о каком-то своем неблагополучии, способ справиться с последствиями какой-то травмы или возможность получить то, что другим способом не получить.

  • У кого (из семьи или школы) – ребенок ворует, тому и направлено послание ребенка.
  • Что именно он берет и на что тратит украденные деньги? Это укажет на какой-то дефицит, выраженный символично.
  • Как давно ребенок это делает? Если давно, то семья имеет некоторую «слепоту», старательно не замечает трудностей, боится с ними иметь дело. Это способ ребенка «открыть глаза» системе.
  1. В семье нет четких границ, можно и нельзя для всех членов семьи, включая взрослых.
  2. Взрослые сами часто и нелегально нарушают границы ребенка.
  3. Ребенок был чего-то лишен: ребенок в детдоме, приемный ребенок, другими словами, заброшенный взрослыми ребенок.
  4. В семье очень строгие правила, и ребенок совершенно лишен возможности удовлетворять некоторые свои потребности – легальным образом получить то, что нужно, невозможно.
  5. В семье и у ребенка не сформированы, путаются понятия «свое» и «чужое». Ребенка не научили просить и договариваться.
  6. У ребенка сформировалась серьезная зависимость – игровая, алкогольная, наркотическая, что тоже является нарушением функционирования семейной системы.

Делать вид, что ничего не произошло. Почему? Важно назвать вещи своими именами и сказать: «Ты взял у мамы деньги, это воровство. Так поступать нельзя. Это преступление».

Объявлять ребенка вором. Он – ребенок, который совершил кражу. Это поступок, который является сигналом для семьи, правильнее отреагировать так: «Ты поступил действительно плохо».

Почему? В большинстве случаев это неосознанный выбор ребенка. По отношению к нему неприемлемы уголовная или административная ответственность (до 14 лет).

За кражу ребенка перед законом отвечают родители, поскольку они и являются теми, кто этому косвенно способствовал.

Наказывать ребенка больше, чем заслуживает ее поступок. Почему? В чрезмерном наказании родители часто всю ответственность за поступок перекладывают на ребенка, а не на себя. Этим они учат ребенка тому же – как не нести ответственность за содеянное. Позиция взрослого: «Нам вместе нужно разобраться, почему это произошло».

Оставлять событие без последствий. Почему? У здорового ребенка есть моральные ориентиры.

Если он не понес разумное наказание и никаким образом не возместил причиненный ущерб – в рамках своих возможностей, он может долго и сильно чувствовать себя виноватым.

Что может сказать взрослый: «Такое бывает, мы все делаем ошибки, часто по незнанию или из-за того, что не подумали о последствиях. Давай подумаем, как ты можешь возместить ущерб, который ты нанес этим поступком».

Усиленно стыдить ребенка. Почему? Разоблачение поступка и его последствия уже в значительной степени пробуждают стыд.

Когда ребенка родители слишком стыдят, они таким способом освобождается от собственного стыда и ответственности за произошедшее и «загружают» им другого.

Так проявляется нежелание помогать ребенку понять причины поступка, и желание просто запугать или посрамить (возникает «чтобы неповадно было впредь»). От этого симптом уходит внутрь, и ребенок просто лучше скрывает последствия кражи или симптом превращается в другой.

Обвинять во всем только ребенка. Почему? Большая часть ответственности лежит на семье, на взрослых. Важно выделить, где чья вина. Родителям хорошо бы взять ответственность за собственные дисфункциональные нарушения, за нарушение границ и несформированность адекватных норм и правил, то есть по причине поступка. Ребенок берет ответственность за сам факт совершения поступка.

Ограничиваться только наказанием, стыдить ребенка или запугивать. Почему? Это симптом определенного неблагополучия, и в нем стоит разобраться всей семьей или с помощью психолога.

Думать, что теперь это навсегда «испорченный» ребенок и ему нельзя доверять. Почему? Если будете относиться к этому как к проблеме и вместе ее решите, то это станет просто эпизодом из жизни ребенка. Если же вы будете думать, что во всем виноват ваш «плохой» ребенок, он может и дальше бессознательно подтверждать этот выданный ярлык.

  • Поинтересоваться откуда, чьи, при каких обстоятельствах оказались у ребенка.
  • Сказать, что вы обнаружили пропажу денег и считаете, что взял их ребенок.
  • В случае обнаружения кражи успокоиться и не паниковать.
  • Спросить, осознает ли ребенок, что он сделал серьезный поступок.
  • Назвать это кражей, нарушением чужих границ, правил и закона.
  • Сказать, что с этим нужно разобраться всей семьей.
  • Проработать собственные чувства – шок, разочарование, стыд, злость, страх, тревогу.
  • Обсудить последствия кражи и возмещения ущерба.
  • Разобраться с причинами.
  • Помочь ребенку организовать возмещение ущерба – возможно, совместно с семьей.
  1. Корректно обращаться со всеми членами семьи («Это игрушки Ивана, ты не можешь их брать, если он тебе не позволяет», «Если ты хочешь взять, тебе нужно попросить»). Соответственно, если взрослые берете что-то у вашего ребенка, вы также спрашиваете. Без разрешения вы не залезите в портфель ребенка, в его дневники, страницы в сетях, почту. Особенно, если ребенок не хочет вас туда пускать.
  2. Идея «я просто хочу убедиться, что у него все в порядке» не является основанием. Если вы это делаете по этой причине, значит, у вас уже есть проблемы. Ваш ребенок вам не доверяет, и вы для того, чтобы утолить свою родительскую тревогу, нарушаете границы своего ребенка, чем учите его тому же самому.
  3. Открыто обсуждать сложности в семье. «Давай бабушке не скажем, а то она расстроится», «Только не говори папе, он рассердится» – если вы сами что-то скрываете, то вы учите ребенка скрывать и делать что-то нелегально.
  4. Дать ребенку больше внимания. Если вы не обращаете внимания на самого ребенка, и он интересует вас только функционально – сделал уроки, помыл пол, или сходил на музыку, то ребенок будет искать возможности вовлечь вас в свои проблемы.
  5. Помогать в преодолении прошлых травм. Полученная даже в раннем детстве травма – сам ребенок может об этом не помнить – без проработки остается в бессознательности ребенка и может разыгрываться при определенных обстоятельствах для того, чтобы на него обратили внимание и помогли эту травму проработать и закрыть.

Важно помнить, что бы ни случилось, дети и другие члены семьи не должны подвергаться насилию, презрению, «изгнанию». Все это только усиливает травму. Вы – семья, и вы – взрослые, и ваша задача помочь тому, кто только начинает жить.

Ранее сайт «Сегодня» выяснял, как пережить проблемы молодой семьи. Любые человеческие отношения – это всегда явная или скрытая борьба за лидерство и доминирование.

Тем временем найден простой способ обмануть голод:

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем -канале.

Источник: https://www.segodnya.ua/lifestyle/psychology/pochemu-deti-voruyut-i-kak-s-etim-borotsya-otvet-psihologa-1116818.html

Административный округ
Добавить комментарий