Ломоносов для детей краткое содержание

Михаил Ломоносов

Ломоносов для детей краткое содержание

Вряд ли найдется на свете такой человек, который не знает, кто такой Ломоносов. Михаил Васильевич – это гениальнейший российский ученый, который сделал неоспоримый вклад во многие отрасли естествознания. Он первым открыл химическую лабораторию, сделал множество физических открытий и усовершенствовал русский язык.

Детство и юность

Биография Ломоносова подобна сфинксовой загадке, потому что имя Михаила Васильевича окружено не только ореолами тайны, но и домыслами и небылицами. Например, некоторые литераторы утверждают, что русский гений родился в бедной семье, которая еле сводила концы с концами, а потом, словно движимый неведомой силой, отправился в самое сердце России.

Портрет Михаила Ломоносова

Ломоносов появился на свет 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости (ныне село Ломоносово, Архангельская область). Мальчик рос и воспитывался единственным ребенком в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича, который слыл купцом и промышлял рыбной торговлей на собственных судах.

По воспоминаниям Михаила Васильевича, его отец был человеком добрым, но крайне невежественным. Когда одаренному мальчику исполнилось 9 лет, его мать Елена Ивановна умерла. После смерти супруги Василий Дорофеевич пробовал построить счастье с некой Феодорой Михайловной Усковой. Но и эту возлюбленную постигла такая же участь: Феодора скончалась в 1724-ом, через три года после замужества.

Михаил Ломоносов в молодости

В том же 1724-ом Ломоносов-старший женится в третий раз на овдовевшей Ирине Семеновне Корельской, которая предстала для 13-летнего Михаила в образе злой и завистливой мачехи, отравляющей жизнь маленькому пасынку.

Поговаривают, что Михаил с десяти лет помогал Василию Ломоносову ловить рыбу. Отец и сын ни свет, ни заря брали с собой плетеную сеть и отправлялись в Белое море.

Михаил Васильевич обожал плавать по бескрайним водным просторам, любоваться синевой морских волн, красотой голубого льда и отдаляющегося берега. А все опасности, встречающиеся на пути, наоборот, закаляли физические силы юноши.

Многочисленные наблюдения Ломоносова обогащали его ум размышлениями по поводу устройства природы.

Паспорт Михаила Ломоносова

Известно, что Михаил Васильевич пристрастился к чтению книг с раннего возраста. Молодого Ломоносова начал обучать грамоте местный дьячок С. Н.

Сабельников, который научил юношу алгебре, грамматике, а также познакомил с удивительным миром литературы. Будучи 14-летним подростком, Михаил хорошо читал, поэтому днями и ночами корпел над различными учебниками.

Можно сказать, что он ревностно проглатывал одну книгу за другой, пытаясь положить в копилку знаний новую информацию.

Многие знают со школьной скамьи легенду о том, что Михаил Васильевич, жаждущий новых открытий, отправился пешком в Москву, дабы получить достойное образование. Поводом для такого экстраординарного поступка стало невыносимое существование в родном доме, а именно бесконечные конфликты с Ириной Семеновной.

Почерк Михаила Ломоносова

Мачехе не нравилось, что Михаил все свободное время проводит за перелистыванием книг.

К тому же Василий Дорофеевич хотел женить своего отпрыска и поэтому втайне от чада подыскал ему невесту.

Узнав о задумке отца, Ломоносов взял хитростью: молодой человек слег в постель и притворился больным, поэтому обряд бракосочетания пришлось отложить до момента «выздоровления».

Обремененный тяготами жизни, Ломоносов, недолго думая, собирает вещи (две рубахи, тулуп и несколько книг), дожидается ночи и, не простившись ни с мачехой, ни с отцом, тайно сбегает из дома.

На третий день пешего путешествия, в декабре 1730 года, молодой человек нагнал караван и попросил у рыбаков разрешения отправиться в дальний путь вместе с ними. Через три недели скитания по снежным сугробам, в январе 1731 года, Михаил Васильевич прибыл в столицу.

Приблизительное расстояние от его родного села до сердца России составляет 1160 км.

Михаил Ломоносов прибывает в Москву

Среди ученых и по сей день ходят споры, потому что некоторые уверены, что 19-летний юноша не мог преодолеть такую дистанцию пешком, тем более зимой.

Однако факт того, что Ломоносов путешествовал с рыбным обозом, означает, что молодой человек часто чередовал отдых на телегах и пешие прогулки. По другой версии, значительную часть пути Михаил Васильевич проделал на лошадях.

Ломоносов хотел стать студентом Славяно-греко-латинской академии, поэтому, чтобы осуществить задумку, он подделал документы и на время стал для ректората потомком холмогорского дворянина.

Михаил Ломоносов в Славяно-греко-латинской академии

Михаил Васильевич пробыл в учебном заведении пять лет, за это время изучил латинский язык, богословские книги и познакомился с «тогдашней» наукой.

По воспоминаниям ученого, в академии над ним подшучивали сокурсники, так как Ломоносов был бедно одет (довольствовался одним алтыном в день).

В 1735 году Михаил Васильевич был зачислен в Санкт-петербургский университет при Академии наук, где постигал азы математики, физики и пробовал заниматься написанием стихов.

Уже через год, в марте, Михаила Васильевича и еще двенадцать способных учеников университета по решению Академии наук отправляют на учебу в Европу.

За границей Ломоносов пробыл пять лет, однако молодые люди постоянно сталкивались с неурядицами. Учебное заведение затягивало с перечислением денег, поэтому многим студентам приходилось жить в долг.

Первоначально Михаил Васильевич обучался в Марбурге, но затем переехал во Фрайберг (Германия).

Диплом Михаила Ломоносова

Там Ломоносов познакомился со своим наставником Генкелем, который обучал ученика металлургии и горному делу. В 1739 году между Михаилом Васильевичем и минерологом И. Генкелем возник конфликт.

Камнем преткновения стал отказ молодого ученого выполнять черновую работу. Напряжение между преподавателем и студентами нарастало со скоростью света, дошло до того, что Иоганн отказался давать своим «подчиненным» денег на содержание.

В 1740-м году Михаил Васильевич, захватив пробирные весы с гирьками, раз и навсегда покинул Фрайберг.

Наука и литература

Ходят слухи, что Михаил Васильевич обладал не только блестящим умом, но и феноменальной интуицией и даже экстрасенсорикой: он проникал в тайны Вселенной одной силой мысли и делал открытия, опережающие время. Причем удивительно, что гений был блестящим эрудитом в любой из областей, будь то физические явления, химические превращения, либо сочетание строк в стихотворении.

Причем на творения Ломоносова в дальнейшем опирались великие поэты, такие как Александр Пушкин и Василий Жуковский, а «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» является бесспорным памятником русской литературы.

Михаил Ломоносов в высшем обществе

Достоверно известно, что Михаил Васильевич всерьез начал заниматься наукой в 1737–1738 годы.

Доказательством успеха в постижении естественных и точных наук молодым студентом стала дебютная работа Ломоносова, которая называется «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости», где ученый рассмотрел различные агрегатные состояния.

А за диссертацию «О металлическом блеске» Михаил Васильевич в 1745 году удостоился профессорского звания. После получения звания в науке Ломоносов стал дворянином.

Михаил Ломоносов в химической лабаратории

Стоит сказать, что результаты, полученные в ходе химических и физических опытов ученого, отличались точностью, Михаил Васильевич практически не ошибался в своих выводах.

Его научные труды помогли современникам перейти от алхимии и натурфилософии к нынешним методикам естествознания.

Он сформулировал основы кинетической теории газов, открыл закон сохранения энергии, объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния, изготавливал цветные стекла и краски, подверг химическому анализу руды. Именно он придумал основы физической химии.

Книга Михаила Ломоносова

Михаил Васильевич, поддерживая труды Коперника, часто изучал астрономию: талантливый ученый стал открывателем атмосферы на Венере, также ему принадлежат создание множественных экспедиций и усовершенствование светоотражающего телескопа (система Ломоносова-Гершеля). Также химик стал одним из первых служителей науки, кто догадался о том, что звезда, называемая Солнцем, представляет собой огромный огненный шар, ведь «там огненные валы стремятся, вихри пламенны крутятся и камни, как вода, кипят».

Аэродромическая машина Михаила Ломоносова

Помимо прочего, Ломоносов ввел в русский язык новые понятия (горизонт, преломление лучей, атом, молекула, температура и т.д.

), придав ему научный стиль, ведь раньше технические термины обозначались латинскими словами, которые были непонятны народу.

Ломоносов настолько опережал время, что некоторые его труды вышли в свет только после смерти ученого, ибо при жизни Михаила Васильевича их засекречивали и не опубликовывали целые столетия.

Дом Михаила Ломоносова на Мойке, Санкт-Петербург

Однажды гений написал письмо приятелю Александру Шувалову, который являлся доверенным лицом Елизаветы Петровны и фаворитом Петра III.

В той рукописи Михаил Васильевич рассуждал о сохранении и размножении российского народа.

Но даже такой образованный человек, как Александр Иванович, предпочел спрятать послание Ломоносова под сукно, сохранив его от глаз общественности.

Личная жизнь

С осени 1736 года Ломоносов стал арендовать комнату у вдовы марбургского пивовара. Там же жила 19-летняя дочь хозяйки – Елизавета Цильх, которая ждала детей от Михаила Васильевича. Возлюбленные поженились 26 мая 1740 года в Марбурге. Первая дочь ученого Екатерина-Елизавета родилась вне брака, поэтому считалась незаконнорожденной. Девочка умерла в 1743 году.

Михаил Ломоносов с женой

22 декабря 1741 года Михаил Ломоносов вновь становится отцом. Жена дарит служителю науки сына, которого назвали Иваном. В 1742 году годовалый мальчик также скончался.

В 1749 году в семье Ломоносовых рождается девочка Елена, которая стала единственным выжившим ребенком.

Таким образом, Михаил Васильевич не оставил потомков, которые смогли бы продолжить род Ломоносовых (у ученого не было сыновей).

Смерть

Великий ученый скончался 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни. Причина смерти – воспаление легких. На следующий год после смерти служителя науки была опубликована задуманная в двух томах книга «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года». Второй том Ломоносов написать не успел.

Могила Михаила Ломоносова

Известно, что, когда не стало Михаила Васильевича, Григорий Орлов (по приказу Екатерины II) опечатал сохранившиеся рукописи Ломоносова. Позже библиотека и бумаги ученого были перевезены во дворец и вскоре канули в Лету. По слухам, приближенные к власти боялись, что документы Ломоносова «попадут в чужие руки». Могила гения находится на Лазаревском кладбище.

Интересные факты

  • Журналист Дмитрий Семушин уверен, что родитель ученого не занимался мореплаванием, а его принадлежность к поморам – только красивый миф. Дело в том, что в сохранившихся документах со сведениями об отце Ломоносова говорится, что глава семейства был крестьянином Куроостровской волости и двинянином, а о поморах в этой справке нет ни единого слова. Биографию ученого писал талантливый русский историк Владимир Иванович Ламанский, именно он сделал из Ломоносова сына торговца рыбой, и его труд повлиял на дальнейшее «ломоносоведение».

Памятник Михаилу Ломоносову

  • Современники Михаила Васильевича говаривали, что у ученого был крутой нрав. Однажды его даже заключили под стражу из-за пьяного дебоша.
  • За оду, которая восхваляет Елизавету Петровну, ученый получил в награду две тысячи рублей. Правда, на момент выдачи денег, в царской казне были только медные монеты, поэтому Михаилу Афанасьевичу пришлось арендовать две телеги, чтобы погрузить наличность.
  • В Германии Михаил Васильевич познакомился с любознательным молодым человеком Георгом Рихманом, который проявил живой интерес к работе ученого. Участвуя в одном из экспериментов, Георг погиб от шаровой молнии.
  • В честь ученого в 1986 году вышел многосерийный фильм «Михайло Ломоносов».
  • Михаил Васильевич стал основателем университета, находящегося в Москве (МГУ).

Руслан Нигматуллин

Футболист, вратарь, телеведущий, музыкант

Источник: https://24smi.org/celebrity/5146-mikhail-lomonosov.html

Краткая биография Ломоносова самое главное для детей

Ломоносов для детей краткое содержание

Михаил Васильевич Ломоносов был поэтом, писателем и ученым, поэзии и открытия которые дошли до сегодня. Он прославился во всем мире уровнем своего мозга и знаний. Своими достижениями он покорил весь мир.

Он родился в 1711 года 8 ноября в Архангельской области. С детство он выделялся своим упорством и знаниями. В возрасте 14 лет он научился без ошибок писать. В Российском империи того времени, научиться без ошибок писать было большое достижения, так как некоторые люди в возрасте не умели, так красиво писать как он.

Узнав о том, что его отец хочет поженить его в возрасте 19 лет, Михаил Васильевич Ломоносов решил бежать в Москву. Так как не было ни каких средств для переезда в Москву, он с Архангельской области до Москвы прошел пешком.

Поступил он там в академию, где 12-летний курс, он прошел за 5 лет. Знания и его упорство настолько поразили всех, что в академии, он был один из лучших. Его с академии в 1736 году отправляют в Германию учиться.

С тех пор он активно начинает учить множество наук и читает множество произведений, как и древние произведения так и новые. В Германии, он также выделялся своими знаниями и ставил опыты в разных сферах. Он собирал библиотеку и читал множество книг.

В 1741 году, он возвращается на родину из Германии. В 1742 году его назначают адъютантом в Петербургской академии, а за три года он получает степень профессора в области химии.

В 1754 год, за 2 года до смерти, он начинает активно строит проект академии. Данная академия было названа именем Ломоносова. В 1756 году от воспаления легких, ученый погибает. Его хранят в Петербургском кладбище.

5, 6, 7, 9 класс для детей

Биография Ломоносова по датам

8 (19) ноября 1711 года появился на свет Михаил Васильевич Ломоносов в селении Денисовка, что в Архангельской области. Семья, в которой появился на свет великий ученый жила богато. Основным занятием его отца было рыболовство. Поэтому, что говорится с младых ногтей, выходил Михаил с батюшкой на промысел.

Такие походы в море дали много для общего развития Михаила Васильевича. Он научился ценить красоты русской природы, видеть необычное в обыденном, в том, что мы зачастую не замечаем.

Кроме эстетической составляющей, плавание и рыболовство сформировали основу характера Михаила Ломоносова.

В раннем возрасте Ломоносов научился читать и писать, но в совершенстве владеть грамотой он стал лишь в возрасте четырнадцати лет.

Отец решил, что, когда его наследнику исполнится девятнадцать – он его женит. Михаилу не понравилась подобная перспектива и он, когда ему исполнилось девятнадцать, пешком отправился в Москву получать образование. Этот поступок рассказывает о внутренних качествах Ломоносова, о том, что у Михаила была непреодолимая тяга к знаниям.

В 1731 году Ломоносов добрался-таки до стольного града Москвы и поступил в академию Славяно-греко-латинскую. Время учебы можно охарактеризовать как трудное и бедственное, потому что главная проблема – это голод.

Благодаря железной выдержке и стальной силе воли Михаил Васильевич всего за пять лет освоил двенадцатилетний курс обучения в учебном заведении.

Наступил 1736 год. Михайло, как нескольких прочих хорошо занимающихся учащихся, отправляют в Германию, чтобы там постигали и совершенствовали познания в технической и естественной областях наук.

Также, там на немецкой стороне, Ломоносов Михаил увлекся изучением иностранных языков и литературы.

Благодаря любви к словесности, он стал формировать собственную библиотечку, почетное место в которой заняли труды античных и современных писателей.

В Германии Михаил Васильевич ведет активную научную работу: читает лекции студентам, пишет научные доклады, проводит опыты, и, конечно же, постигает новые науки.

Параллельно, в связи с увлечением литературой, начинает слагать вирши.

В 1741 году Ломоносов приезжает в Россию.

В 1742 году Михайло становится аспирантом Петербургской академии наук, а спустя всего три года – он уже профессор в области химической науки.

Прошло некоторое время и вот настал 1754 год. Это год знаменательный для российской науки, потому что Михаил Васильевич создал проект Московского университета, который впоследствии станет носить имя того, кто некогда стоял у его истоков.

В научном плане, Ломоносов совершил немало: открыл физический закон сохранения материи, в оптике разработал теорию цвета, создал специальные оптические приборы.

Примерно в это же время Михаил Ломоносов увлекся изучением истории России. В результате он создал труд «Краткий российский летописец с родословием».

Этот научный труд приобрел широкую популярность среди историков, потому что в разы упростил работу с исторической документацией.

Также эту книгу прочитали многие грамотные люди того времени, да и сейчас ее популярность остается достаточно высокой, но, увы, в узких кругах.

Когда знаменитому соотечественнику исполнилось пятьдесят четыре года, то он заболел пневмонией. Медицина в то время была, к сожалению, не так технологична, как сегодня, и Ломоносов скончался от банального воспаления легких.

Прах великого ученого упокоен на Лазаревском кладбище Петербурга 4 (15) апреля 1765 года.

5, 6, 7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Бетховен↑ БиографииТвардовский →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/lomonosov

Пётр Великий

Ломоносов для детей краткое содержание

Поэма посвящена покровителю Ломоносова, куратору Московского университета Ивану Ивановичу Шувалову. В посвящении автор выражает надежду справиться с предметом поэмы, намного превосходящим по важности «Илиаду» и «Энеиду».

Написаны только две песни поэмы, действие которых отнесено к 1702 г., ко времени взятия Орешка — Шлиссельбурга. В начале первой песни Пётр отправляется к Архангельску, которому угрожают шведы. Но ещё до прибытия царя враги, устрашённые силой российского флота, отступили. Пётр пускается дальше в путь по морю на Соловецкие острова.

Пётр посещает место ссылки своих прапрадедов. Перед тем как отправиться в новый путь, он произносит пророчество об открытии Северного морского пути: «Колумбы Росские» станут достойными соперниками Колумба, Магеллана и Гамы, и «наша досягнёт в Америку держава».

В новом плавании Пётр встречает морского царя, который передаёт российскому герою власть над морями.

Продолжение после рекламы:

Пётр прибывает на Соловки, где архимандрит Фирс встречает его и благословляет.

Архимандрит рассказывает гостю, что могучие стены монастыря построены пленными татарами, которых прислал сюда великий Иоанн Грозный, «сродник и пример» Петра; затем говорит о раскольничьем бунте в монастыре при Алексее Михайловиче. Упоминание о расколе заставляет царя вспомнить печальные события детства и юности — стрелецкие бунты. Он рассказывает о них архимандриту.

Первый бунт начинается с того, что царевна София, обуянная властолюбием, предлагает нарушить завещание покойного царя Феодора Алексеевича, оставившего престол Петру мимо среднего брата Иоанна. Патриарх Иоаким отказывается благословить воцарение одного Иоанна и тем более двоецарствие, предложенное Софией.

На другое утро умысел Софии открывается. Собираются стрельцы; Пётр Толстой возбуждает их слухом, что Нарышкины — родичи царицы Натальи Кирилловны — удушили царевича Иоанна. Стрельцы требуют мести. Старшие бояре ручаются, что царевич жив, и успокаивают бунт.

Увидев, что коварные планы разрушены, София высылает стрельцам вина; разгорячённые, они вновь начинают яриться. Царевна ещё более подстрекает их, устрашая, что зачинщиков бунта велят казнить.

Стрельцы рыщут по дворцу в поисках Нарышкиных; одного из них вытаскивают из- под защиты святого алтаря, сбрасывают на копья и тело разрубают на куски. Убиты и другие знатные бояре: Ромодановский, Долгорукий, Матвеев.

Брифли существует благодаря рекламе:

Пётр вспоминает, как бесчувственный злодей приставил копьё к его горлу на глазах матери! Отец и братья царицы в страхе скрылись по деревням. Мятеж из Кремля рассыпается по всей Москве, но к ночи утихает. София, всё ещё не достигшая цели, приходит к Наталье Кирилловне и уговаривает её выйти к бунтовщикам вместе с отцом и братом Иваном.

Нарышкины соглашаются и, выстояв службу, вместе с Софией являются к стрельцам. Те внезапно выхватывают Ивана из рук сестры, волокут за волосы, обвиняют его в умысле похитить царский трон и зверски умерщвляют. Старый Кирилл Нарышкин между тем насильно пострижен в монахи.

Затем, «уразумев, что трудно встать на всех» бунтовщики празднуют победу, венчают Петра с Иоанном вдвоём на царство и на том прекращают бунт.

Едва юный царь в спокойствии обратился к наукам, началась новая гроза: невежды-раскольники, к которым примкнул князь Хованский, поднялись против самой Церкви. Пётр приступает к рассказу об этом бунте, но здесь первая песнь обрывается.

Вторая песнь открывается обращением к российскому воинству. Предмет её — взятие Шлиссельбурга, древней русской крепости, потерянной в годы унижения России. Цари Михаил и Алексей Романовы избавили Россию от позора; их дело теперь продолжает Пётр Великий.

Он едет в Шлиссельбург от Белого моря через Олонец, по пути осматривает горы и, приметив признаки руд и целительных вод, намеревается основать заводы, чтобы производить металлы для войск и для флота.

Время стоит осеннее; разбушевавшееся Ладожское озеро пожирает волнами снаряды и припасы, нужные для построения нового великого города и корабельной пристани на Балтийском море.

При этом зрелище к царю приходит мысль соединить Волхов с Невой каналом.

Между тем Шлиссельбургская крепость уже окружена российским войском. Фельдмаршал Шереметев предлагает шведам сдаться; те, ожидая помощи, отказываются. Россияне бомбардируют крепость. Шведы просят выпустить из крепости женщин.

Русские отвечают: они осадили город не затем, чтобы разлучать жён с мужьями — пусть крепость покинут и те и другие. Город горит, остров у крепости весь захвачен русскими войсками. Наконец начинается приступ. Шведы весьма упорно противятся мужественному и сильному нападению.

Убит полковник Преображенского полка Карпов, первым начавший бой. Государь видит, что у нападающих лестницы коротки и шведы чинят нашим сильный урон. Он приказывает отступить, чтобы потом атаковать удобней.

Ведущий приступ князь Голицьш отвечает: главная трудность уже преодолена; если же теперь отступить, то при втором приступе и потери будут двойные. Вскоре его убивает упавшим со стен бревном.

Вспоминая святого Александра Невского, воевавшего в этих местах, россияне входят на стены. Шведы сдаются; устроенное Петром новое российское регулярное войско торжествует. Шведов не только выпускают из города, но и милостиво разрешают им отправиться к своим на судах.

Они получают от Петра напутствие передать королю Карлу: раздоры в русском войске кончились, «россияне в полках стоят единодушны». Невские нимфы празднуют победу Петра. Войско создаёт хвалу монарху, а он прощается с павшими.

Среди памятников взятого города Пётр видит некое напоминание об Иоанне III, который первый ввёл в России артиллерию и избавил страну от ордынского ига. Меж тем вид разрушенного города наводит на мысль о пагубе войны… Но Пётр обнажил меч не из кровожадности: он «усерд к наукам был, миролюбив и щедр».

Русские начинают восстанавливать и укреплять разрушенную крепость, а Пётр со славой направляется в Москву.

Пересказал Н. Н. Зубков. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Источник: https://briefly.ru/lomonosov/petr_velikii/

Михаил васильевич ломоносов

Ломоносов для детей краткое содержание

     Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября (19—по новому стилю  ) 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена была на Курострове в нескольких километрах от города Холмогоры.

(Ныне около двух десятков деревень того времени слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром Архангельской области.) Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был черносошным крестьянином — так назывались тогда лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие феодальные повинности.

Мать Ломоносова — Елена Ивановна Сивкова — была дочерью дьякона села Матигоры. Михаил был их единственным сыном.

     Скудная северная земля не могла прокормить крестьянина, поэтому почти все жители деревень, расположенных на Курострове, занимались морскими промыслами.

Не был исключением и отец Ломоносова: он сумел построить на европейский лад, как тогда говорили «по новому манеру”, небольшое, водоизмещением приблизительно 100 тонн парусное судно «гукор» и назвал его «Святой архангел Михаил». На нем Василий Дорофеевич перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя.

С десяти лет в плаваниях стал участвовать и Михаил, обладавший блестящей способностью воспринимать новые впечатления, которые навсегда сохранились в его памяти.

     Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви С.Н. Сабельникова. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению.

Вначале он читал «Псалтырь», а затем потянулся и к светским книгам, которые ему удалось добыть у соседа Христофора Дудина. Вероятно, в это время у Ломоносова возникает страстное желание учиться. В конце 1730 г. Ломоносов с рыбным обозом отправился в Москву.

Здесь он вначале поступил в Навигацкую школу, однако вскоре узнал, что существует еще и Славяно-греко-латинская академия, которая давала значительно более широкое образование, и захотел учиться в ней.

Но когда ему еще стало известно, что детей крестьян, положенных в подушный оклад, туда не принимали, то решил выдать себя за дворянского сына. Обман оказался удачным и  15 января 1731 года Ломоносов был принят в Академию.

     Начало учебы было тяжелым: девятнадцатилетний юноша сел за парту вместе «со школьниками, малыми ребятами». Стипендия была мизерной — 3 копейки в день, на которые надо было питаться , одеваться и приобретать бумагу и перья, да и платили ее нерегулярно. Но стремление к знаниям помогло преодолеть все лишения, и за первый год Ломоносов сумел закончить три класса Академии.

Он быстро освоил латинский язык (серьезная научная литература того времени издавалась на латыни) и читал все, что удавалось достать в библиотеке Академии и в расположенной неподалеку книжной лавке. В Академии Ломоносов получил образование в области гуманитарных наук.

Здесь он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, изучал греческий язык. Значительно хуже дело обстояло с естественными науками: их преподавали по Аристотелю и Птолемею, а об учениях Декарта и Ньютона, о взглядах Коперника учащимся ничего не было известно.

Ломоносов, читавший новые издания в книжной лавке, не мог не познакомиться с некоторыми сторонами этих учений, или хотя бы узнать о их существовании. Такое знакомство вызвало у любознательного юноши стремление к серьезным занятиям естественными науками. Случай осуществить свои намерения представился в ноябре 1735 г.

, когда Ломоносов учился в классе «философии» и ему оставалось закончить лишь восьмой — «богословие». В это время вышел указ Сената, согласно которому Славяно-греко-латинская академия должна была отобрать 20 своих лучших учеников для пополнения университета, созданного при Петербургской Академии наук. Ломоносов был в числе отобранных 12 человек, соответствующих требованиям сенатского указа.

В январе 1736 г. их привезли в Петербург и зачислили студентами без жалования, «на академическом коште».

В течение полугода со вновь принятыми студентами пытались организовать более или менее систематические занятия, а за это время было решено послать за границу трех студентов для обучения горному делу, специалистов по которому заметно не хватало бурно развивающейся русской горнодобывающей промышленности. Ими оказались Г.У. Райзер сын советника Берг-коллегии, Д.

 Виноградов — попович и Ломоносов — крестьянский сын. В сентябре 1736 г. их направили в университет города Марбурга, известный главным образом тем, что в нём преподавал Христиан Вольф, механик и оптик, человек энциклопедических знаний и философ. Он был прекрасным преподавателем и, по-видимому, очень добрым человеком, снисходительным к своим студентам.

Именно к нему, под его покровительство, как почётного члена Петербургской Академии наук, были направлены наши студенты. Их зачислили в университет в начале ноября 1736 г. и они начали изучать немецкий язык и одновременно занимались арифметикой, геометрией и тригонометрией, а когда освоили язык, начали слушать лекции Вольфа по механике, теоретической и экспериментальной физике, метафизике (философии) и логике. Профессор Ю.Г. Дуйзинг читал им курс теоретической химии, а наёмные учителя учили их французскому языку, танцам, рисованию и фехтованию. Ко всему этому добавлялось самостоятельное чтение рекомендованной Вольфом научной литературы.

     По предписанию академической канцелярии студенты должны были присылать в Академию образчики своих знаний. Знаменательно, что Ломоносов прислал в Петербург в качестве таких образцов «диссертации», посвящённые физическим проблемам.

Одной из первых была «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (1739 г.). В этот же период наряду с изучением естественных наук Ломоносов занимался теорией русского стихосложения. Он не только внимательно изучил купленную ещё в Петербурге книгу В.К.

 Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», но стал знакомиться с теориями стихосложения, бытующими в Германии.

      Быстро пролетели годы учёбы и студенческих развлечений, оставив в головах основательные знания и опустошив кошельки. Благородный Вольф оплатил с разрешения академической канцелярии долги наших студентов и в начале июля 1739 г.

проводил их в Саксонию, в город Фрейберг для обучения горному делу, металлургии и химии у горного советника И.Ф. Генкеля. Врач по образованию, Генкель изучил минералогию и горное дело, овладел маркшейдерским и пробирным искусством, основательно познакомился с практической химией.

Он получил известность в Европе не только как автор книг по горному делу, но и как преподаватель, прекрасно понимающий пользу практического обучения.

      Получив из Петербурга указание существенно урезать расходы русских студентов, чтобы погасить их марбургские долги, Генкель стал выполнять его с немецкой педантичностью. Вначале это не очень ощущалось, и занятия проходили успешно.

Ломоносов под руководством Генкеля серьёзно изучал практическую химию, знакомился с постановкой горного дела в рудниках Фрейберга — города, в окрестностях которого была развита горнодобывающая промышленность. Однако и здесь Ломоносов продолжил занятия теорией стихосложения и, когда в августе 1739 г.

узнал из газет о победе русских войск у турецкой крепости Хотин, написал свою первую патриотическую «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина». Эта ода была написана им силлабо-тоническим (слогово-ударным в отличие от распространенного до этого времени силлабического стихосложения) стихом, теорию которого он предложил в «Письме о правилах российского стихотворства».

Столетие спустя В.Г. Белинский напишет, что в 1739 г. » …Ломоносов — Пётр Великий русской литературы — прислал из немецкой земли свою знаменитую «Оду на взятие Хотина», с которой, по всей справедливости, должно считать начало русской литературы».

      Со временем отношения между Генкелем и Ломоносовым стали заметно ухудшаться. Нужно помнить, что Ломоносову исполнилось 28 лет, он был уже вполне сложившимся человеком, которого не могла не раздражать педантичная опека Генкеля. Росло взаимное недовольство, завершившееся полным разрывом.

В первых числах мая 1740 г. без денег и пожитков Ломоносов ушёл из Фрейберга, чтобы вернуться на родину.

После бесплодных попыток найти русского посланника  Кайзерлинга Ломоносов вернулся в Марбург, где 26 мая обвенчался с Елизаветой-Христиной Цильх, с которой он близко познакомился во время учёбы в Марбургском университете.

После этого он снова отправился в путь, побывал в Амстердаме и Гааге, но, поняв, что без разрешения Академии наук ему возвращаться в Петербург не следует, снова отправился в Марбург. Разрешение на выезд Ломоносов получил лишь в апреле 1741 г. и 8 июня прибыл в Петербург. С этого времени началась его служба в Петербургской Академии наук.

      Академия наук была создана по указу Петра I в декабре 1724 года.

В проекте Устава Академии, проверенном и исправленном  царем незадолго до его смерти, предусматривалось приглашение иностранных ученых, в обязанность которым вменялось вести научные занятия и готовить научные кадры в учрежденных при Академии университете и гимназии.

На приглашение откликнулись люди блестящих способностей, проявить которые помогала чрезвычайно благоприятная обстановка, царившая в то время в Академии. В Европе были закуплены самые лучшие физические и оптические инструменты, из купленных и подаренных книг составлена прекрасная библиотека.

Академии был передан первый в России естественнонаучный музей — Кунсткамера, а для обслуживания научных исследований в составе Академии имелись инструментальные мастерские, типография с гравировальной мастерской и книжная лавка. Таким образом, в Петербурге был создан научный комплекс, равного которому не имела ни одна академия Западной Европы.

Источник: https://iling.spb.ru/lomonosov/Biography.htm

Краткая биография Михаила Ломоносова

Михаил Ломоносов (полное имя – Михаил (Михайло) Васильевич Ломоносов) родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии Русского царства. Сейчас данная деревня называется село Ломоносово.

Его отец – Василий Дорофеевич Ломоносов, по некоторым сведениям, был помором. Его мать – Елена Ивановна Ломоносова (Сивкова), дочь просвирницы погоста Николаевских Матигор.

Когда Михаилу исполнилось 9 лет, его мама умерла. Отец через год после смерти жены женился во второй раз на Федоре Михайловне Усковой. Через 3 года после этого (в 1724 году) она также скончалась. В третий раз Василий Дорофеевич заключил брак с Ириной Семеновной Корельской, которую сам Михаил Ломоносов назвал «злой и завистливой мачехой».

Влияние детства на будущее Михаила

Михаил Васильевич начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах:

Вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — все это уходит далеко вглубь, к первым впечатлениям Михаила.

Образование

Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. По его собственному выражению, фундаментом любой науки для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и четко писал. Дальнейшее образование Михаил Васильевич получал уже в 19 лет, после знаменитого похода пешком в Москву.

Путешествие в Москву

Узнав, что отец решил его женить, Михаил Ломоносов убегает из дома тайком, ночью, захватив с собой только пару рубах и тулуп, а также полюбившиеся с давних пор книги – «Грамматику» и «Арифметику».

В течение 3-х недель вместе с рыбацким караваном, 19-летний Михаил пешком шел в Москву. В январе 1731 года он туда прибыл.

Образование в Москве

Для поступления в Слваяно-греко-латинскую академию (Спасские школы), Михаил решился на подделку документов, иначе у него бы не получилось стать учеником этого заведения.

Во время обучения он прослыл человеком, всесторонне развитым –интересовался самыми различными жанрами литературы – богословием, философией, математикой, физикой и другими.

Учеба в Петербурге

В 1735 году, не дойдя еще до богословского класса, Михаил Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении.

Первыми занятиями для вновь прибывших были уроки немецкого языка.  Далее Михаил Васильевич изучал математику, экспериментальную физику, стихосложение, химию и минералогию.

Учеба в Германии

Весной 1736 года из Академии наук Михаил вместе с 11 другими наиболее способными учениками отправляется в Германию для изучения естественных и технических наук.

В течение 5 лет Ломоносов проучился в Марбургском университете и во Фрайберге. Также известно, что около 1 года у него ушло на путешествие в Голландию.

Все это время основными предметами Михаила были физика, химия, металлургия и горное дело. Помимо этого Ломоносов улучшал свои познания немецкого языка, изучал итальянский и французские языки, занимался танцами, рисованием и фехтованием, подтверждая свою репутацию полиглота.

Первые работы

В период обучения за границей, в 1737-38гг., начал писать научные работы. Его первая работа по физике называлась так: «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».

В 1739 году он закончил вторую работу — «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.

Женитьба Ломоносова

В мае 1740 года Михаил Ломоносов сыграл свадьбу с 19 летней Елизаветой Цильх, дочерью пивовара, у которого он проживал во время учебы в Марбурге.

Обучение во Фрайберге

Во Фрайберге Ломоносом познакомился с техническими науками. Он изучал там устройство рудников, способы укрепления шахт, подъёмные машины. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.

Возвращение в Петербург

В мае 1740 года Михаил Ломоносов решает вернуться в Петербург. Путь на Родину занял у него более года. За это время он побывал в Лейпциге, Голландии, Везеле, Марбурге. Только в июне 1741 года он вернулся в Петербург.

24 августа 1741 года Михаил направил в Академию Наук 2 своих диссертации – по физике и химии. Он очень надеялся, что результатом этих работ станет его назначение профессором.

Однако ожидания затянулись до 8 января 1742 года, когда его труды были признаны и дали возможность получить звание адъюнкта и причитающееся ему жалование: 360 рублей в год. Профессором химии Ломоносов стал только в 1745 году.

Борьба с «засильем немцев»

В 1748 году при Академии наук возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести полемику с Г. Ф. Миллером.

Он предъявляет Миллеру обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях. Ломоносов представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

Новый чин

Научные заслуги, верность императрице Екатерине помогли Ломоносову в феврале 1757 года получить новый чин – коллежский советник. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами.

Назначенный в 1758 году главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт.

Под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской (1760г.) и Болонской (1764г.) академий наук.

Смерть М.В. Ломоносова

15 апреля 1765 года, в возрасте 53 лет Михаил Васильевич Ломоносов умер от воспаления легких. Ломоносов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

На следующий же день после смерти ученого, по приказу императрицы, все его работы, бумаги, библиотека были изъяты и бесследно исчезли в дворце Г.Г. Орлова.

Источник: http://www.vdovgan.ru/mihail-lomonosov-kratkaya-boigrafiya/

Ломоносов михаил васильевич

Ломоносов для детей краткое содержание

8 (19) ноября 1711, д. Денисовка Архангелогородской губ. — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург

Российский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, организатор науки, просветитель

Родился в семье крестьянина-помора, учился грамоте у приходского дьячка. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1734 краткое время учился в Киево-Могилянской академии.

В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников был направлен в Петербург в Академический университет, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился горному делу и химии сначала в Марбургском университете (под руководством Х. Вольфа), а затем в университете Фрайбурга.

После возвращения в Петербург (1741) был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика).

В течение первых 10 лет после приезда в Петербург занимался в основном исследованиями в области естественных наук, особенно химии, физики, металлургии, физической географии.

С 1753 и до конца жизни работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных филологических трудов.

Член Академии художеств (1763), почётный член Шведской (1760) и Болонской (1764) академий наук.

Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества, прежде всего, в развитии наук и просвещения, много сил отдал борьбе за расширение Академии наук и улучшение её работы как учебно-научного учреждения.

В должности советника канцелярии Академии наук разработал план реорганизации управления Академии наук и проект её устава (1757). Инициатор и автор проекта (при содействии И. И.

Шувалова) открытия в 1755 Московского университета; преподавание началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике.

Разработал «Штаты и регламенты» для университета и академической гимназии. Предложения способствовали организации учебного дела в Академии наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназии введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъюнктов Академии наук.

Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназии за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. «Регламентами» определялись отношение гимназистов к учению, их поведение, внешний вид.

Если гимназия была призвана приучать воспитанников «к правильному образу мышления», то главная обязанность гимназистов — «к наукам простирать крайнее прилежание».

Предложил проект создания в Петербурге отделения университета, не входящего в Академию наук, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании Академии художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета.

Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний, синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом.

Исходил из принципа природосообразности в воспитании; считал, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка: «чаще природное дарование без науки, нежили наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали».

Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учётом склонностей детей. Полагал, что цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине.

Утверждая органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти.

Основой обучения считал родной язык, в академической гимназии учредил особые классы по изучению русского языка. В 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковно-славянском языке, либо на латыни).

Изданная в 1748 «Риторика» была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности.

На основе «Риторики», отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.

Автор первого научного труда по грамматике русского языка — «Российской грамматики» (1755, опубликована в 1757), многократно переиздававшейся и получившей самое широкое распространение в русской школе 2-й половины XVIII в.

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) обосновал возможность развития русского литературного языка на основе сочетания церковно-славянского и элементов разговорного языка, обусловившего разграничение литературных стилей («высокий», «средний» и «низкий» слог). Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественнонаучное творчество. Впервые ввёл в русский язык множество новых терминов, в основном представляющих собой транскрипцию, транслитерацию или кальку устоявшихся западноевропейских научных терминов.

Добивался переводов на русский язык многих учебных пособий, перевёл с латинского языка «Волфианскую экспериментальную физику» (1746, 1760), ставшую первым русскоязычным учебником физики.

Целям обучения служили и собственные труды по химии «Элементы математической химии» (1741), «Введение в истинную физическую химию» (1752), «Опыт физической химии, часть первая, эмпирическая» (1752—1753) и др.

 Считал историю одной из существенных частей образования, дающей «младым — старых разум», её патриотические задачи сформулировал в «Посвящении к «Истории Российской» В.Н. Татищева» (1749).

В результате систематического изучения подлинных исторических документов издал «Краткий российский летописец с родословием» (1760), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и «Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (ч. 1—2, 1766), в которой выступил с критикой норманской теории, утверждал самобытное происхождение русской культуры и государственности.

Основные труды

• Российская грамматика. 5-е издание. СПб., 1788.

• Полное собрание сочинений. Т. 1—11. М.-Л., 1950—1983.

• Избранные труды по химии и физике. М., 1961.

• Избранные произведения. Л., 1986.

• О воспитании и образовании. М., 1991.

Библиография

▫ Бухштаб Б. Я. Ломоносов. Указатель основной литературы. Л., 1940.

Литература

◦ Билярский П. С. Материалы для биографии Ломоносова. СПб., 1865.

◦ Сиповский В. В. Литературная деятельность Ломоносова. СПб., 1911.

◦ Сиповский В. В. Михайло Ломоносов. СПб., 1911.

◦ Меншуткин Б. Н. Жизнеописание М. В. Ломоносова. М.-Л., 1947.

◦ Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т. 1—5. М.-Л., 1940—1961.

◦ Белявский М. Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. М., 1955.

◦ Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова. М., 1961.

◦ Ченакал В. Л. и др. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М., 1961.

◦ Макеева В. Н. История создания «Российской грамматики» М. В. Ломоносова. М.; Л., 1961.

◦ Радовский М. И. М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. М.; Л., 1961.

◦ Перевалова Л. А. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова. М., 1964.

◦ Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. М.,1965.

◦ Курмачева М. Д. Петербургская академия наук и М. В. Ломоносов. М., 1975.

◦ Павлова Г. Е., Федоров А. С. М. В. Ломоносов, М., 1986.

◦ Лебедев E. H. Ломоносов. М., 1990.

◦ Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогика. Архангельск, 2001.

◦ Шубинский В. И. Ломоносов. М., 2010.

◦ Боровских А. В. и др. Педагогические воззрения М. В. Ломоносова // Педагогика. 2011. № 8.

◦ Беляев В. И. М. В. Ломоносов — основоположник отечественной педагогики // Педагогика. 2011. № 8.

Архивы

≡ Санкт-Петербургский филиал архива РАН. Личный фонд М. В. Ломоносова, ф. 20, 1294 ед. хр., 1724—1765 гг.

≡ Российский гос. архив литературы и искусства. Личный фонд М. В. Ломоносова, ф. 1625, 1698—1940 гг.

Ссылки

► М. В. Ломоносов в Фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор»

Источник: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/lomonosov/

Административный округ
Добавить комментарий