Коррупционные правонарушения в сфере образования

Коррупция в Казахстане – все новости на Atameken Business

Коррупционные правонарушения в сфере образования

В числе сфер с высокими коррупционными рисками продолжают оставаться сферы образования, сельского хозяйства, строительства и здравоохранения. Такие данные опубликованы в Национальном докладе по противодействию коррупции в рамках брифинга департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по Астане, состоявшемся во вторник, 29 мая.

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. в 2017 году зарегистрировано 2452 коррупционных правонарушения, что на 13% меньше показателя 2016 года (в 2016 году – 2807).

При этом увеличилось выявление тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений.

Среди зарегистрированных коррупционных преступлений основную массу составляют факты взяточничества – 51% (1245), хищений и мошенничества – 21% (808) и злоупотреблений – 16% (388).

Рулят регионы

В региональном аспекте больше всего системным проявлениям коррупции подвержены город Алматы, Алматинская, Кызылординская, Атырауская и Жамбылская области. В 2017 году компанией «ПРЭКО Консалтинг» проведено социологическое исследование «Определение уровня восприятия коррупции».

Результаты социологического исследования по сравнению с аналогичным исследованием 2016 года показали положительную тенденцию.

К примеру, на 20,7% возросло количество людей, которые отрицательно относятся к коррупции (с 60,7% в 2016 году до 81,4% в 2017 году), сократилось количество людей, оценивающих уровень коррупции в стране на среднем и высоком уровне.

Также можно констатировать повышенную антикоррупционную активность гражданского общества. Так, в 2017 году 55,5% опрошенного населения заявило, что готовы лично оказать поддержку в снижении уровня коррупции, когда как в 2016 году это цифра составляла 53,1%.

Доля граждан Казахстана, сталкивающихся с проявлением коррупции в государственных органах на 2015-2017 гг.

Источник: Национальный доклад АДГСиПК

В региональном разрезе чаще всего с коррупционными правонарушениями в 2017 году сталкивались респонденты из Кызылординской, Южно-Казахстанской, Костанайской и Атырауской областей.

При этом чаще всего гражданам приходится сталкиваться с коррупционными правонарушениями в государственных органах, осуществляющих свою деятельность в сферах налоговых служб, здравоохранения, правоохранительных органов, образования, инспекции труда и земельных отношений.

Коррупция по отраслям

За коррупционные действия в сфере образования при проведении аттестации средних школ, детских садов, колледжей привлечены к уголовной ответственности руководители областных департаментов по контролю в сфере образования в городах Актобе, Алматы и Шымкенте.

Распространению правонарушений способствуют неоправданно широкие финансово-хозяйственные и распорядительные полномочия должностных лиц, которые нередко сопровождаются такими коррупционными правонарушениями, как получение взяток за признание победителем конкурса, подписание фиктивных актов, хищение денег в преступном сговоре и так далее.

Наибольшее распространение в системе здравоохранения получило взяточничество за покровительство по службе, трудоустройство, установку надбавок, незаконное начисление заработной платы, связанное с осуществлением организационно-распорядительных функций.

В сельском хозяйстве одной из причин коррупции является незаконная выдача разрешений на ввоз в страну сельхозпродукции.

Незаконные действия должностных лиц создают дополнительные коррупционные риски внутри страны при реализации мясной продукции, не отвечающей ветеринарно-санитарным требованиям.

Наличие широких полномочий по выдаче разрешений и наличие прямого контакта чиновника с предпринимателями создают благоприятные условия для коррупции.

Высокий уровень коррупционных рисков сохраняется в сфере субсидирования сельхозпроизводителей.

Коррупционные преступления в данной сфере отношений в основном связаны с хищением бюджетных средств путем завышения фактических объемов сельхозпроизводства при субсидировании, несовершенством работы специальных комиссий при организации выдачи субсидий, а также пробелами, коллизиями и противоречиями в НПА.

В сфере земельных отношений в основном преобладают взяточничество, мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями при выделении земельных участков. Так, должностными лицами местных исполнительных органов повсеместно нарушаются требования ст. 44-1 Земельного кодекса РК.

Отсутствует в открытом доступе информация о наличии свободных земельных участков. В этой связи выявлены манипуляции со списком очередников на их получение.

Иным коррупционным риском является наделение местных исполнительных органов исключительным правом предоставления земельных участков, что противоречит принципам объективности и беспристрастности, препятствуя тем самым введению общественного контроля при принятии решений.

В дорожном строительстве анализ правоприменительной практики показал, что в своей основе коррупционные риски связаны с госзакупками при определении поставщика услуг, завышением стоимости проекта при разработке проектно-сметной документации, наличием так называемых откатов чиновникам, экономией средств на строительные материалы, что впоследствии пагубно влияет на качество дорог.

В квазигосударственном секторе анализ уголовной статистики показал, что особо коррупционно уязвимой сферой в квазигоссекторе являются закупки (из всех зарегистрированных коррупционных преступлений в этой сфере 55% совершается в рамках закупок), говорится в Национальном докладе.

Майра Медеубаева

Страна Потребительский рынок Страна Бизнес Бизнес Правила игры

Источник: https://inbusiness.kz/ru/news/nazvany-samye-korrupcionnye-sfery-v-kazahstane

Ответственность за коррупционные правонарушения » Официальный сайт муниципального образования «Мирный»

Коррупционные правонарушения в сфере образования

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  • мошенничество (статья 159);
  • присвоение или растрата (статья 160);
  • коммерческий подкуп (статья 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  • превышение должностных полномочий (статья 286);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  • получение взятки (статья 290);
  • дача взятки (статья 291);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  • служебный подлог (статья 292);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:

  • Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
  • Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
  • Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
  • Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
  • Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
  • Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
  • Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
  • Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
  • Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
  • Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
  • Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
  • Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
  • Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
  • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
  • Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Источник: http://www.mirniy.ru/anti_korr/pk_ao/7696-otvetstvennost-za-korrupcionnye-pravonarusheniya.html

Профилактика коррупционных правонарушений | филиал белорусского национального технического университета «минский государственный политехнический колледж»

Коррупционные правонарушения в сфере образования

     ПАМЯТКА о мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений в учреждениях сферы образования Республики Беларусь Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей. (из Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20.07.2006) Основные формы проявления коррупции в сфере образования: — вымогательство со стороны педагога во время сессии (например, в виде предъявления завышенных требований при сдаче экзаменов, зачетов); — навязывание преподавателем студентам платных консультаций, покупки книг и методических пособий собственного авторства; — давление со стороны студентов, не желающих осваивать учебный предмет, на педагогов (навязывание взятки) с целью получения положительной оценки за экзамен (зачёт); — давление, оказываемое на преподавателя коллегами или непосредственным руководством с целью выставления «избранному» студенту(там) положительной оценки за экзамен (зачёт).

     Потенциальные субъекты коррупционных преступлений в сфере образования:1. Обучающийся, его родители (взяткодатели)

2. Преподаватель, ответственное лицо образовательного учреждения, наделенное определенными полномочиями.

    Некоторые виды коррупционных преступлений, указанные в Уголовном кодексе Республики Беларусь:1. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности ( 3 ст.

426 УК РБ) — наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.2. Получение взятки (ст.

430 УК РБ) – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.3.

Посредничество во взяточничестве (Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя) (ст.432 УК РБ) наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет

4. Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433 УК РБ) — наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

    Работника, совершившего коррупционное правонарушение, руководитель учреждения образования в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь имеет право уволить в одностороннем порядке: 1. как допустившего однократно грубое нарушение трудовых обязанностей (относится к руководителям обособленного подразделения и их заместителям) – ч.1 ст.47 ТК РБ. 2.

как совершившим аморальный проступок, несовместимый с продолжением выполнения своих трудовых обязанностей – ч.3 ст.47 ТК РБ; 3. после вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы – ч.5 ст.44 ТК РБ.

С 1 января 2009 года решение о смягчении наказания в отношении осужденных за коррупционные преступления должностных лиц принимает лично Президент Республики Беларусь.

    В то же время обращаем Ваше внимание на то, что законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность за клевету, а так же заведомо ложный донос о совершении преступления или клевету.

• План по противодействию коррупции.  

Источник: https://mgpk.bntu.by/corruption

О противодействии коррупции в сфере образования

Коррупционные правонарушения в сфере образования

Противодействие коррупции в системе образования Голышмановского муниципального района осуществляется на основании норм федерального и областного законодательства, правовых актов Голышмановского района, приказов начальника Отдела образования и приказов руководителей образовательных учреждений.

Основные принципы коррупции раскрываются в Федеральном законе от 25декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым:

Основными принципами противодействия коррупции являются:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Правовую основу противодействия коррупции составляют:

1) федеральные нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации: в частности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января1999 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г.);

3) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) муниципальные правовые акты.

1. Нормативные правовые акты федерального уровня

Среди основных нормативных правовых актов федерального уровня следует назвать:

– Федеральный закон от 25 декабря2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

– Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

– Указ Президента Российской Федерации от 19 мая2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

– Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и др.

Минобрнауки России в рамках своей компетенции приняло ряд приказов, направленных на предупреждение коррупции:

– приказ от 7 октября 2009 г. № 375 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации»;

– приказ от 29 июля 2009 г. № 275 «О порядке проведения проверок правовых актов, изданных федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации» и др.

Говоря о механизмах противодействия коррупции, заложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить положения, конкретизирующие требования информационной открытости и прозрачности деятельности образовательных учреждений, более детально урегулированный правовой статус образовательных учреждений, а также правовой статус педагогических работников, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Родителям предоставлены возможности более активно участвовать в организации учебного процесса (что делает его более открытым и, соответственно, снижает коррупционные риски): выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения; высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (формы учета высказанного мнения при этом Федеральным законом не оговариваются). Закреплен базовый принцип, согласно которому родители (законные представители) обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают им помощь; при этом установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут установленную в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных федеральных законах ответственность. Следует отметить, что на данный момент специальной ответственности родителей в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено; будут действовать общие нормы, в частности нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.25, устанавливающая ответственность за неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), а также нормы Семейного кодекса (ст. 76), предусматривающие ответственность родителей за уклонение от выполнения обязанностей в виде лишения родительских прав.

Шагом в повышении открытости образовательной сферы как одного из основных способов борьбы с коррупцией стало принятие государственной программы Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» (утв.

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295). В данной государственной программе предусмотрены принципиальные изменения в системе оценки качества образования и прозрачности системы образования, которые окажут существенное влияние на предупреждение коррупционных правонарушений.

Можно выделить следующие направления таких изменений:

– формирование современной и сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования, включающей в себя не только национальные экзамены, но, прежде всего, мониторинговые обследования обучения и социализации, процедуры оценки результатов обучения на уровне школы;

– введение инструментов оценки и учета разнообразных индивидуальных образовательных достижений школьников и студентов, направленные на поддержку и повышение результатов обучения конкретных обучаемых;

– введение на уровне образовательных организаций прозрачных процедур внутренней оценки (самооценка) для управления качеством образования;

– внедрение механизмов внешней независимой системы оценки качества работы образовательных организаций с участием общественности и работодателей;

– развитие кадрового потенциала в области педагогических измерений и оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях;

– создание системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, о результатах деятельности образовательных организаций и систем;

– создание информационной системы, обеспечивающей сбор данных с уровня организации и возможности ее использования для подготовки аналитики и информирования общественности.

В числе определяющих мер по предупреждению коррупции в образовательной сфере называются, как правило, меры неправового характера, такие как повышение заработной платы работникам образования и общее увеличение финансирования образовательных учреждений.

Необходим постепенный переход от «количества» к «качеству» подготовки обучающихся при существенном повышении прозрачности предоставления образовательных услуг, четком закреплении критериев принятия тех или иных управленческих решений.

Существенно снижает коррупционные риски детальная регламентация процедур оказания услуг в сфере образования в связи с этим, во всех образовательных учреждениях Голышмановского муниципального района предоставляются муниципальные услуги в электронном виде это:

Источник: https://golyshmanovo.admtyumen.ru/mo/Golyshmanovo/government/more.htm?id=11431770@cmsArticle

Административный округ
Добавить комментарий