Консультации для родителей по развитию речи младших дошкольников

Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

Консультации для родителей по развитию речи младших дошкольников

Вопросом своевременности речевого развития задаются многие родители, ведь речь — это и показатель здорового развития, и инструмент усвоения знаний. Разобраться в этом деле родителям помогут собранные в статье нормы речевого развития, особенности детей 3-4 лет, советы по общению с ребенком.

Речевое развитие детей 3-4 лет (консультация для родителей) — это простые советы и мини-памятка для родителей, волнующихся о развитии речи своих малышей.

Правильная речь — базис успешности обучения ребёнка

Консультация для родителей по развитию речи детей

Непосредственная образовательная деятельность — НОД по развитию речи во второй младшей группе детей детского сада — ключевая задача для педагогов. Ведь хорошая речь — основа для продуктивного обучения. Информация на основе ФГОС НОД по развитию речи во 2 младшей группе.

Совместные усилия семьи и педагогов приведут к успеху в обучении детей и развитии речи.

Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет поможет понять особенности речи дошкольников, найти удобные развивающие игры для своего ребенка.

Обратите внимание! Обучение детей второй младшей группы обязательно происходит в игре, нет необходимости и продуктивности в классическом обучении сидя за партой.

Для детей 3-4 лет игра является ведущей деятельностью, через нее дети познают мир. Со стороны взрослых влиться и подстроиться в игру с дидактичным намерением — главная стратегия.

Особенности речевого развития детей 3-4 лет

  1. Ребенок с любопытством задает вопросы и мире, провоцируя спонтанную речь.
  2. Речь детей ситуативная, они несклонны долго обдумывать сказанное, анализ и синтез пока только формируются.
  3. Для удобства произношения сложных слов дети могут менять местами слоги, убирать часть слов: «мараконы— макароны», «шланцы— сланцы».
  4. 3 года — предложение из 4 слов; 4 года — присоединение в предложения описания действий — «какой», «где», «когда», «зачем», «сколько», «как».
  5. Начинает улавливать и описывать причинно-следственные связи.
  6. Понимает значение числа — единственное/множественное.
  7. Согласует относительно грамотно род — мужской/женский.
  8. Активно развивается память — повторяет речь взрослых, простые стишки, песенки.
  9. Детская эмоциональность и импульсивность слышна в темпе и громкости речи.

Нормы и стандарты речевого развития малышей

  • Знает называет ФИО свое и родителей, делает элементарные выводы в бытовых ситуациях.
  • Обобщает предметы по категориям: игрушки, посуда, одежда.
  • Повторя6ет простые предложения за взрослым: доброе утро, пора спать ит.д.

Обратите внимание! Взрослых должно насторожить однообразие словарного запаса малыша, если речь малыша не обогащается.

Важно оценивать прогресс не относительно других детей, а глядя на своего ребенка некоторое время назад.

На что надо обратить внимание

Влияние семьи в речевом развитии сложно переоценить; для доступного запоминания родителям есть правила трёх НЕ (в помощь общению):

  1. НЕ молчать на вопросы.
  2. НЕ сюсюкать слова.
  3. НЕ навязывать развивающие занятия.

В любой обстановке и для всех членов семьи: четко называть звуки, издаваемые предметом, и сами слова.

Не стоит начинать занятия со слов «Давай учиться правильно говорить», чтобы не получить протест. Четкое произношение и простые упражнения стоит вплетать в повседневную жизнь, не делая акцента на обучении.

Игры и занятия для домашних уроков с мамой

Вместе с малышом мама описывает, что нарисовано на картинке, сочиняет историю про героя: откуда он, с кем дружит, как питается, есть ли волшебство или суперспособности и т.д.

Игра по картинке: кто назовёт больше предметов, элементов.

  Логопедические стишки и потешки на занятии в старшей группе

Провоцировать к подобному общению можно в любой ситуации, даже без картинки: «что там за окном?», «кого ты видишь на другой стороне улицы?», «А время года какое, зима или лето? А может весна? Осень?» и т.д.

Диалог с ребёнком на прогулке

Ребенок располагается напротив взрослого и повторяет всю мимику, он становится зеркалом взрослого. Родитель показывает губы трубочкой, язык длинный, язык в трубочку, имитация звуков О, У, Ы, И, А, Я (можно озвучивать).

Отличная идея сымитировать звуки поезда, парохода, машины, скорой помощи, различных животных. После можно поменяться, и уже взрослый станет зеркалом малыша.

Нужно сделать карточки близких предметов по смыслу: кошка и котенок, гнездо и птица, ложка и тарелка, избушка и бабушка и т.д. (каждая картинка на отдельной карточке). Ребенку нужно найти пару, помогайте малышу озвучивать находки.

Настольная игра «Подбери пару»

Отличная идея взять за правило подобные разговоры перед сном. Они помогут успокоиться, настроиться на сон, снимут напряжение, будут побуждать к говорению. Задавайте наводящие вопросы: «что ты хочешь увидеть?», «а что будет дальше?», «отличный сон».

Если подобные разговоры Вам не по душе, не стоит принуждать себя. Найдите такую тему для разговора, которая будет и Вам, и ребенку приятна.

Развивающая беседа перед сном

Игра позволяет закрепить правильное употребление предлогов: на, под, около, за. Взрослый кладёт игрушку на стол и говорит: «игрушка НА столе», после убирает вниз, говоря: «игрушка ПОД столом» и так далее с остальными предлогами.

Следующим этапом родитель перемещает игрушку, называя лишь предлог, а малыш сидит с закрытыми глазами. Открывая, ему нужно сориентироваться, куда спряталась игрушка.

Игра на правильное употребление предлогов

Исходя из большого количества детей в группах детских садов, индивидуальное внимание дети получают немного, поэтому важно дома призывать к общению, побуждать говорить. Внимательный родитель не упустит момента, когда необходима помощь специалиста. Ведь без богатой грамотной речи дальнейшее обучение будет даваться затруднительно.

Рекомендации по ФГОС для развития речи в 1 или 2 младшей группе

Научно-образовательная деятельность по развитию речи для деток 1 и 2 младших групп была составлена по ФГОС.

Нод развитие речи в 1 младшей группе

в ходе образовательной деятельности педагоги обучат детей находить простейшие причинно-следственные связи, смогут сконцентрировать знания детей об особенностях весны, потренируют сочетание речь-действие, будут развивать логическое мышление, внимание, развивать фонематический слух, добиваясь четкого произношения.

план-конспект занятия «весна пришла»

Педагог (далее П) читает детям стихотворение:

Дидактическое занятие по развития речи про весну

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

П: О каком времени года идет речь?

П: Давайте вдохнём аромат весенних цветов. Дыхательная гимнастика «Аромат цветов».

Физминутка «Превращение в цветы».

Наши алые цветы распускают лепестки, (кулачок разжимают)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (медленно двигают пальчиками)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (зажимают кулачки)

Тихо засыпают, головой качают. (опускают кулачки вниз)

Обратите внимание! Педагог ведет беседу о пробуждении природы, о животных и линьке, о насекомых, ручейках, солнце, почках, травке, рассказывает, почему птицы перелетные. Дети поддерживают разговор, называют первые признаки весны.

  Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Нод по речевому развитию во 2 младшей группе по фгос

цель образовательной деятельности — развитие и формирование речи через упражнения на мелкую моторику пальцев рук.

задачи: тренировать гибкость и подвижность пальцев рук, развивать внимание, память, ритмику, провоцировать речевую активность детей.

план занятия на тему «кто-то в гости к нам пришел»

Педагог проводит музыкальную разминку для детей, все слова сопровождаются действиями:

Пальчиком, пальчиком тук-тук-тук,

Ладошкой, ладошкой хлоп-хлоп-хлоп,

Локтями, локтями трам-трам-трам,

Ногами, ногами бам-бам-бам.

На головку ручки ты положи,

А теперь вперед и помаши.

Доброе утро, доброе утро,

Доброе утро ты скажи!

Пальчиковая гимнастика «Петушок-петушок».

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Петушок-петушок (большой и указательный палец образуют «клюв»)
Золотой гребешок (ладошки складывают «домик» с перекрестными пальчиками)
Масляна головушка (гладят по голове)
Шелкова бородушка (проводят по подбородку)
Что ты рано встаешь (тянутся, руки вверх)
Детям спать не даешь (голову на ладошки).

Массаж карандашом.

Педагог обыгрывает ситуацию, где детям нужно помочь петушку построить мостик из бревнышек, дети катают карандаш в ладошках.

Игра с прищепками «Солнышко».

Педагог предлагает детям прикрепить прищепки к плотному картону как лучики солнышка. Внимание нужно обратить на правильный пинцетный захват.

В конце занятия дети лепят петушка из пластилина, учатся скатывать шарики разной величины.

Театрализованная деятельность как средство развития речи в младшей группе

Развитие речи через театрализованную деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность — широкое поле для развития многих психических процессов, качеств, в том числе и речи. Детям интересно примерять на себя разные роли. Как и любым актерам, детям необходимо запоминать текст представлений, а произвольное запоминание еще не сформировано в полной мере.

Процесс запоминания

Родителям и педагогам может помочь в этом ряд советов: выбирайте короткие и интересные для малыша отрывки для запоминания; не принуждайте к заучиванию, пусть он приступает к этому только в хорошем настроении, когда и у Вас есть достаточно свободного времени; помочь заучить абстрактный текст помогут картинки — сделайте план текста в картинках, которые понятны малышу.

Литературный материал

Выбирайте доступный возрасту и знакомый материал для театрализованной деятельности: «Репка», «Теремок», «Три медведя» и иные народные сказки, стихи Барто — иными словами классика детского чтения будет удачным выбором.

Схема взаимосвязи театральной деятельности с развитием психических процессов детей третьего года жизни

Младший дошкольный возраст — время активности многих сензитивных периодов, это пик развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также развития произвольности и речи.

Обратите внимание! Театр — доступный способ решать задачи педагогики и психологии, нравственного воспитания, развития коммуникативных способностей, речи, и т. д.

Стимулирующая работа по развитию речи младших дошкольников

Опираясь на приведенные сведения можно без труда составить занятие по развитию речи с привлечением театрализованной деятельности. Для большего понимания ниже приведен пример подобного занятия:

  1. Разговор натему «Театр это?».
  2. Дидактические игры посказкам: «Кто прячется в сказке?», «Составь сказку» разрезанный пазл, «Кто лишний?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару», «Чего не стало?», «Найди ошибки художника», «Из какой сказки?». Сказочные сюжеты знакомы детям и им будет доступно обсуждение в группе.
  3. Игры-лабиринты по сказкам.
  4. Игры наимитацию голоса: «Это чей голос?», «Что издает такой звук?».
  5. Чтение сказок, стихов и театрализованное представление.

Подводя итоги хочется отметить, что развитие речи — комплексная работа педагогов и семьи. Культура общения в семье определяет речь ребенка. Если родители внимательны к малышу, стимулируют его речь, то помощь не понадобится. Однако, если взрослые сомневаются в адекватности речевого развития, не стоит стесняться обращаться к специалистам, чтобы не упустить нарушений.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/nod-po-razvitiu-vo-vtoroj-mladsej-gruppe

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Консультации для родителей по развитию речи младших дошкольников

15 октября — 31 декабря

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 65 «Буратино» Полякова С.А.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками;

во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня.

Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития.

Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности , в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка.

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает; загадать загадку и найти отгадку; поискать приметы времени года; познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами; прочитать стихотворение, вспомнить песенку; поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию» и т. д. Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой. Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело! Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз. Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книг ребёнку более полезным и интересным?

Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе.

Как это сделать?

— Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».

-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

— Загадайте загадки по сказкам.

-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда.

Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту. Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории. Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев.

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один (сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

Эта долька — для ежа.

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

А для волка — кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас — беда;

Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

Дом и ворота.

На поляне дом стоит, (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой руки)

Ну, а к дому путь закрыт. (Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)

Мы ворота открываем, (Развернуть ладони параллельно друг другу)

В тот домик приглашаем. (Изобразить крышу дома)

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

«Как едет лошадка»

Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк»

Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

• «покусываем язычок»,

• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Рекомендации:

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов: • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей.

Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки)

• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги)

• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

— Что это? (Кто это) -Какого цвета? — Что есть у зайки? (Что это у зайки) — Как можно назвать зайку? — Что можно с ним делать? Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Источник: http://virtualtaganrog.ru/maps/events/konsultacija-dlja-roditelei-razvitie-rechi-mladshih-doshkolnikov-v-uslovijah-semi-i-detskogo-sada.html

Консультация для педагогов «Специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности воспитанников»

Консультации для родителей по развитию речи младших дошкольников

Консультация для педагогов

«Специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности воспитанников»

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка При правильной организации взаимодействия с детьми к 5-6 годам большинство из них правильно произносят все звуки родного языка, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, полно излагают свои мысли, легко строят сложные предложения, свободно пользуются монологической речью. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве). Они способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии, как правило, имеют отставание в темпах речевого развития и проявление вторичных отклонений в психическом развитии.                  

К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло.

Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим недоразвитием речи, когда нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Если вовремя не обратить внимания на эти проблемы, они могут исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.

 Коррекционная работа с такими детьми осуществляется достаточно успешно, поскольку используемые в работе методики хорошо известны и отработаны.

По мнению специалистов, специально организованные упражнения в процессе предметно-практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи.

Реальную и полноценную помощь ребенку могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности:

1. Диалог-образец

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку. – Что это такое? – Чашка.

– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

3. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Не спешить сразу же выполнить желание ребенка: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

5. Распространение

Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению. Ребёнок: «Сок».

Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».

6. Приговоры

Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

7. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

8. Поручения

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

9. Опосредованное общение

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

10. Игры с природным материалом

Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

11. Продуктивные виды деятельности

Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

12. Замещение

Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

13. Ролевая игра

Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

14. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

15. Похвала

Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей можно успешно преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев, полностью компенсировать речевое недоразвитие ребенка ещё до поступления его в школу.

Источник: https://sad38lida.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-pedagogov-spetsialnye-priemy-razvitija-rechi-i-stimuljatsii-rechevoj-aktivnosti-vospitannikov

Развитие речи  во  второй младшей группе.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности. Речь — форма общения.

В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:                                                                                                           

 — речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;                                                                                                           

 — речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.                                                                

Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно? К концу года дети  должны выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.

); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте. У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы.

Дети с готовностью откликаются на  предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.                                              

    Какие правила могут обеспечить необходимый уровень речевого развития?

1.     Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2.     Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3.     Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4.     Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5.     Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6.     Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7.     Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук,  следовательно и речь.

8.     Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9.      Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

          10.  Читайте с ребёнком художественную литературу  сказки, стихи, потешки, загадки  – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

                                                                11.  Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

                                                                    

              12.  Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.                                               

              13.  Играйте с ребёнком в разные игры.                                                            

              14.  Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.                                                                         

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играютпальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Воспитатель Герасименко Наталья Григорьевна

Источник: http://ds63.centerstart.ru/node/491

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей по развитию речи младших дошкольников

Надежда Кокина
Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Правильное развитие речи является важным фактором подготовки детей к школе.

Поэтому многие родители, начиная с рождения малыша, задают себе вопросы: «Как развить речь ребёнка? Как минимизировать речевые ошибки? Что нужно сделать для того, чтобы речь ребёнка была грамотной?» И задача учителей-логопедов, работающих с детьми дошкольного возраста, вести профилактическую работу среди родителей, чтобы снизить процент речевых нарушений у детей. И в нашем детском саду такая работа ведётся постоянно. Поддерживается связь с родителями не только садовых, но и ранних групп через индивидуальные и групповые консультации, «Круглый стол», газету «Домашний логопед», родительские собрания, семинары-практикумы для родителей, выставки литературы по развитию речи детей, «Почтовый ящик», анкетирование, открытые занятия и совместные мероприятия, беседы и «деловые игры» для родителей, где даются рекомендации по развитию речи детей разных возрастов.

Как известно, речь взрослого является примером для ребёнка. И чтобы научить его правильно разговаривать, нужно соблюдать следующие основные моменты:

• Общаясь с ребёнком, следить, чтобы ваша речь была выразительной, чёткой и спокойной.

• Показывая ребёнку картинки, разговаривать с ним, постепенно усложняя задания.

• Чтение книги и рассматривание картинок должно происходить на эмоциональном подъёме.

• Обязательно давать ребёнку полезные поручения передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи.

• Помогать ребёнку в составлении рассказа, но сначала позволить ему попробовать рассказать самостоятельно, без вашей подсказки.

• Задавать малышу вопросу по содержанию прочитанного и стимулировать речевое развитие ребёнка.

• Разучивать с детьми считалки, пословицы, поговорки.

• Проводить обучение через игровую деятельность, сопровождаемую стихами.

• Играть с ребёнком, ибо через игровую деятельность ребёнок познаёт окружающую реальность.

• Поощрять стремление ребёнка к рисованию и умению рассказывать по нарисованному.

• Не забывать продолжать развивать у ребёнка двигательную активность, как общую, так и движение рук и пальцев.

• Не скупиться на похвалу речевых высказываний ребёнка. Выражать поощрение ребёнка улыбкой и словами «хорошо», «молодец».

• Чётко формулировать свои замечания ребёнку.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимо побуждать ребёнка к слову, т. е.

вести совместную деятельность с взрослым, а позднее и со сверстниками, организовывать совместную трудовую деятельность по интересам, игры, театрализованные представления, непосредственную образовательную деятельность.

Большую роль при этом играют действия педагогов, а дома — взрослых, которым ребёнок пытается подражать. Общение с взрослыми становится основой и предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает позднее.

Поэтому родители должны помнить: при дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, и он может вырасти необщительным, замкнутым, не достаточно в речевом плане грамотным. И так как известно, что речь обладает многими функциями, развитие речи следует выстраивать в соответствии с её направленностью.

Познавательная функция речи формируется в процессе развития деятельности, восприятия и мышления. Сначала слово соединяется с конкретным предметом, действием ребёнка, качеством, свойством или отношением к этому предмету, действию или поступку, с которым знакомится ребёнок.

Затем вводится в речь детей обобщённые значения слов (обобщённые образы предметов, действий, свойств и отношений, что является новым шагом в подготовке его к школьному обучению.

Выполняя поделки, постройки, рисунки ребёнок подражает действию взрослого (показ, по образцу, по собственному замыслу, по представлению, давая словесное описание.

Рисуя по представлению, ребёнок соотносит изображение с описанием-инструкцией. Например: «Нарисуй круглый аквариум».

Выполняя задания из строительного материала, ребёнок соотносит услышанное высказывание с постройкой: «Построй улицу. На улице два дома. Слева одноэтажный дом с четырьмя окнами и плоской крышей, справа – двухэтажный. Между домами – забор…»

Ребёнок строит улицу и по образцу, заранее заготовленному взрослым, а топом старается рассказать о том, что он построил, сопоставляя результат с рисунком.

Такие задания воспитывают у дошкольника внимание к слову, умение получать и использовать выраженную в речи информацию. Вместе с тем они дают родителям возможность увидеть, что же стоит за словом ребёнка, насколько оно является точным и обобщённым.

Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в старшем дошкольном возрасте формируется, работая над моделями и схемами. Это важно при подготовке к школе, т. к. дети начинают пользоваться письменной речью.

Обсуждая с ребёнком предстоящую деятельность, а затем и все её этапы, объясняя смысл каждого действия, мы не только развиваем активную речь дошкольника, но и учим его работать по плану. Например, построить комнату для куклы.

Вы чертите прямоугольник – это комната, указываете окна и двери, «расставляете» мебель. Если ребёнок умеет читать, начерченные на плане предметы можно надписать, если нет – назвать их и попросить повторить.

После того, как он построит комнату, пусть соотнесёт расстановку мебели с указанной на плане. Потом расскажет, какие предметы он выбрал, как их разместил, т. е. оценил правильность выполненного задания.

При недостатках в воспроизведении пространственных отношений, форм, цвета предметов нужно вернуться от рассказывания, описания к действию по образцу, постараться показать, как изображаются эти свойства и отношения в рисунке, а затем и на плане и как переносятся в объёмную постройку, а затем закрепить результат в слове.

В развитии речи важную роль играет развитие мелкой моторики, на что влияет рисование по представлению, которое проводится в виде различных игр:

«Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.

«Заселим аквариум». На столе лист с изображением аквариума, заполненного водой. Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста, а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.

«Поселим птиц в вольер». Проводится аналогично, как предыдущая игра.

«Страна фантазии». Взрослый сообщает: «Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого.

Развитие познавательной функции речи отмечается в следующих играх:

«Угадай, что спрятано»

«Угадай, где спрятано»

«Найди половинку»

«Бывает – не бывает».

Развитие смысловой стороны речи прослеживается в театральной деятельности детей:

• в кукольном театре и играх-драматизациях.

В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку.

В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в виде кукольного театра на столе, игры-импровизации.

Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает.

Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках по сюжетным картинкам, серии сюжетных картинок начинается с вопросов.

Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.

В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей: конструктивные, изобразительные, трудовые.

Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении.

Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра».

Помните: ваша собственная речь – образец для малыша. Не жалейте времени на общение с ребёнком. Рассказывайте ему интересные истории, придумывайте загадки, чаще беседуйте с ним, учите его наблюдать, думать, рассуждать, поддерживайте его интерес к людям и жизни.

Литература.

1. Хрипкова А. Г. Мир детства. Дошкольник. Москва. Издательство «Педагогика», 1979 г.

2. Ладыженская Т. А. Речь. О руководстве развития речи ребёнка. Москва, 1983г.

3. Ляксо Е. Е. Развитие речи малыша. Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2004 г.

4. Дыбина О. В., Сидякина Е. А. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ТГУ. Издательство «Педагогический поиск», 2012 г.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/uchitel-logoped-n-a-kokina-g-toljati-razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Административный округ
Добавить комментарий