Конституционное право гражданина рк

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие и система

Конституционное право гражданина рк

» Конституционное право » Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие и система

В Конституцию РК включена норма, значительно сужающая воз­можности применения смертной казни. Эта мера наказания устанавливает­ся законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступ­ления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о поми­ловании.

Защита права на жизнь должна охватывать широкий комплекс ак­тивных действий всех государственных и общественных структур, каждо­го конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных соци­альной и природной среды обитания, условий жизни.

К такого рода факто­рам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

2. Право на личную свободу (ст.16 Конституции) — возможность со­вершения любых действий, или отказ от таковых вне принуждения или ог­раничения. Ограничение или лишение свободы — арест и содержание под стражей — допускается только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.

3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции) -означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

4. Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 18 Конституции) — означает признание возможности выбирать желаемый для него вариант поведения в общении с другими людьми и устанавливать отношения с ними в условиях независимости и самостоятельности.

Это право включает в себя право на личной и семейной тайны, тайну личных вкладов и сбере­жений, переписки, телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообще­ний.

Конституционными гарантиями этого права являются запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем.

5. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) — оз­начает запрет на вхождение в жилище против воли живущего в нем на за­конных основаниях лица.

2. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции) — возможность беспрепятственного передвижения и вы­бора места пребывания и жительства в пределах государства, а также пра­во покидать территорию государства и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.

3. Свобода совести (ст. 22 Конституции) — гарантированная возмож­ность свободно исповедовать любую религию или не исповедовать ника­кой.

4. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции) — воз­можность выбора своей национальной, партийной, конфессиональной принадлежности и запрет введения обязательных требований об указании национальной принадлежности в служебных документах и удостоверениях личности.

5. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции) — возможность независимого и самостоятельного проявления (оглашения, опубликования) человеком идей, мнений, представлений, знаний и деятельности по их формированию и созданию. Это право включает в себя право поиска, вы­бора, получения, распространения информации в любых формах и любым способом, не запрещенных законом.

Политические права и свободы — одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни стра­ны.

Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный, характер, производный от воли государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве предоставленных го­сударством.

Так же, как и личные права человека, государство должно их признавать, соблюдать и защищать. Естественный характер политических прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единст­венным источником власти в Казахстане является ее многонациональный народ.

Это важнейшая основа конституционного строя РК получает прак­тическую реализацию через политические права каждого гражданина.

1. Право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Конститу­ции) — возможность гражданина непосредственно и через своих представи­телей осуществлять действия по формированию и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются:

— право петиций — возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

— право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

— право участвовать в референдуме;

— право на равный доступ к государственной службе.

2. Право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пи-

кетированиях (ст. 32 Конституции) — возможность выбора формы волеизъ­явления граждан.

Свобода собраний — возможность собираться в закрытых помещени­ях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных вы­ступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выра­жающими позицию участников по социальным — экономическим и полити­ческим проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государствен­ных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.

Пользование этими правами может ограничиваться законом в интере­сах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоро­вья, защиты прав и свобод других лиц.

3. Право на свободу объединений — (ст. 23 Конституции) — возмож­ность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления созда­вать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.

Экономические права и свободы — это совокупность конституцион­ных прав, определяющих юридические возможности человека в экономи­ческой сфере. К их числу относятся:

1. Свобода труда (ст. 24 Конституции) — возможность любого лицараспоряжаться своими способностями к труду. Это значит, что каждый

имеет право:

— на свободный выбор рода деятельности и профессии;

— не заниматься никаким видом труда.

Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на соци­альную защиту от безработицы

2. Право на частную собственность (ст. 26 Конституции) — возмож­ность владеть, пользоваться и распоряжаться любым законно приобретен­ным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для госу­дарственных нужд может быть произведено только при условии равно­ценного возмещения.

3. Право наследования (ст.26 Конституции) — возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя)

4. Свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конституции)

возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права — возможность претендовать на получение от го­сударства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:

1. Право на отдых (ст. 24 Конституции) — возможность предостав­ления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегод­ный оплачиваемый отпуск.

2. Право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27 Кон­ституции). Государственная поддержка брака, семьи, материнства, отцов­ства и детства закреплена в Конституции. Забота о детях, их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Конституция РК одновременно закрепляет, что совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

3. Право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции). Право насоциальное обеспечение означает возможность получения системы мате-риальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае дос-тижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, по-тери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и

социальных пособий.

5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Консти­туции) — возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья.

7. Право на образование (ст. 30 Конституции) — означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

Культурные права человека — признаваемые гарантированные кон­ституцией или законом возможности реализации человека в сфере куль­турной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование род­ным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Источник: https://ibrain.kz/konstitucionnoe-pravo/konstitucionnye-prava-svobody-i-obyazannosti-cheloveka-i-grazhdanina-ponyatie

Раздел II. Человек и гражданин — Конституция Республики Казахстан, Конституция РК 2019

Конституционное право гражданина рк

Статья 10

1. Гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

2. Гражданин Республики не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. Лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.

3. За гражданином Республики не признается гражданство другого государства.

Статья 11

1. Гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики.

2. Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 12

1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией.

2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

3. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности.

4. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.

5. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.

Статья 13

1. Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону.

2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

3. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 14

1. Все равны перед законом и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Статья 15

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Статья 16

1. Каждый имеет право на личную свободу.

2. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования. Без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов.

3. Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.

Статья 17

1. Достоинство человека неприкосновенно.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 18

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.

2. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

3. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.

Статья 19

1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 20

1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.

2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

3. Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

Статья 21

1. Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом.

2. Каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу совести.

2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

Статья 23

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом.

2. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.

Статья 24

1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

2. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

3. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

4. Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 25

1. Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом.

2. В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 26

1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом.

3. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

4. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.

Статья 27

1. Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.

3. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 28

1. Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям.

2. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 29

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья.

2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом.

3. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 30

1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.

2. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

3. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом.

4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.

Статья 31

1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.

2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Статья 32

Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.

Статья 33

1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.

3. Не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом.

Статья 34

1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

2. Каждый обязан уважать государственные символы Республики.

Статья 35

Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Статья 36

1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.

2. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом.

Статья 37

Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 38

Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Статья 39

1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

2. Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие.

3. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 11, 13–15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции.

Источник: http://www.constitution.kz/razdel2/

Конституционное право. Университетский курс

Конституционное право гражданина рк

Государственно-правовое развитие современного Казахстана определяется принятой 30 августа 1995 года на всенародном референдуме Конституцией — второй по счету Конституцией независимого Казахстана.

В основу первой Конституция Казахстана, принятой парламентом 28 января 1993 года, была положена модель парламентской республики, вызвавшая многочисленную полемику и оставившая неразрешенными многие проблемы распределения полномочий и взаимодействия между ветвями власти.

В Конституцию Казахстана 1995 года трижды вносились изменения: в 1998, 2007 и 2011 годах, которые были связаны с уточнением полномочий высших органов государственной власти и изменением избирательной системы.

Конституция Казахстана 1995 года включает в себя 98 статей и состоит из 9 разделов:

Раздел I. Общие положения (ст. 1-9)

Раздел II. Человек и гражданин (ст. 10-39)

Раздел III. Президент (ст. 40-48)

Раздел IV. Парламент (ст. 49-63)

Раздел V. Правительство (ст. 64-70)

Раздел VI. Конституционный Совет (ст. 71-74)

Раздел VII. Суды и правосудие (ст. 75-83)

Раздел VIII. Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)

Раздел IX. Заключительные и переходные положения (ст. 90-98)

Согласно Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая ание на республиканском референдуме или в Парламенте.

В качестве конституционных основ закреплены:

  • народный суверенитет (народ является единственным источником государственной власти и осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам);
  • унитарный характер государственного устройства и президентская форма правления;
  • приоритет международных договоров, ратифицированных Республикой, перед ее законами и непосредственное применение международных договоров (кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона);
  • идеологическое и политическое многообразие;
  • признание и одинаковая защита государственной и частной собственности;
  • официальное употребление в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским (государственным языком) русского языка;
  • уважение Казахстаном принципов и норм международного права и ориентация на политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказ от применения первым вооруженной силы.

Система высших органов государственной власти в Казахстане представлена в следующем виде.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях, а также символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании сроком на пять лет.

Президентом может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет.

Часть 5 статьи 42 Конституции предусматривает, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, однако это ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан — Н. А. Назарбаева.

Президент осуществляет следующие властные полномочия:

  • назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения;
  • с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики и освобождает его от должности;
  • с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности и освобождает их от должностей;
  • назначает на должности сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на
  • должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;
  • в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой, и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;
  • формирует подчиненные ему Службу охраны Президента Республики и Республиканскую гвардию.

Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины.

Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов.

Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента.

Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента Республики отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.

Парламент Республики Казахстан состоит из двух Палат (Сената и Мажилиса) и является высшим представительным органом Республики.

Сенат образуют депутаты, представляющие по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов; Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет.

Мажилис состоит из ста семи депутатов. Девяносто восемь депутатов Мажилиса избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании по пропорциональной системе, кандидаты в избирательных списках партий располагаются в алфавитном порядке.

Вопрос о том, кто из кандидатов попадает в парламент, решается руководящим органом партии после подведения итогов ания и определения числа мандатов, получаемых партийным списком, а 9 депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана.

Срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет.

Парламент или Мажилис Парламента могут быть распущены Президентом после его консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром, однако такой роспуск не может быть осуществлен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.

Парламент на совместном заседании Палат по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета; двумя третями от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года; принимает по предложению Президента Республики решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности.

Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает законы.

К исключительному ведению Сената относится избрание и освобождение от должности по представлению Президента Председателя и судей Верховного Суда, принятие их присяги, дача согласия на назначение Президентом Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности.

К исключительному ведению Мажилиса относится принятие к рассмотрению и рассмотрение внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов; дача согласия Президенту на назначение Премьер-Министра.

Мажилис большинством от общего числа депутатов по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов вправе выразить вотум недоверия Правительству.

Систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство — коллегиальный орган, в своей деятельности ответственный перед Президентом Республики.

Правительство формируется Президентом: с согласия Мажилиса Президент назначает на должность Премьер-Министра и единолично назначает на должности остальных членов Правительства.

Правительство разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; вносит в Мажилис проекты законов; организует управление государственной собственностью; вырабатывает меры по проведению внешней политики и руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов.

Судебная система Республики Казахстан устанавливается Конституцией Республики и Конституционным законом от 25.12.

2000 № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», включает в себя Верховный суд Республики Казахстан и местные суды (областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения, специализированный суд — Военный суд Республики Казахстан, районные и приравненные к ним суды (городской, межрайонный). Конституционный закон допускает создание специализированных судов (финансовых, экономических, административных, по делам несовершеннолетних и иных).

Конституционные основы судопроизводства включают в себя следующие принципы:

  • лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;
  • никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;
  • никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;
  • в суде каждый имеет право быть выслушанным;
  • законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;
  • обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
  • никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;
  • любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
  • не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом;
  • никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания.

Конституционный контроль в Республике осуществляет Конституционный Совет, состоящий из семи членов. Пожизненными членами Конституционного Совета являются экс-Президенты Республики. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются Президентом, еще по два члена назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом.

Конституционный Совет по обращению Президента, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума; рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики; рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции и дает официальное толкование норм Конституции.

Источник: https://isfic.info/unkur/roskon103.htm

Конституция не рулит

Конституционное право гражданина рк

30 августа 1995 года в Казахстане была принята Конституция. Почти за четверть века основной закон страны не раз менялся — некоторые статьи оттуда убирали, другие, наоборот, вносили. Корреспондент «Ферганы» вместе с экспертами изучал, как и для чего это делалось и кто от этого выиграл.

Между первой и второй

С момента обретения независимости у Казахстана были две Конституции. Первая была принята в 1993 году.

Она закрепляла многие правовые нормы: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения трех ветвей власти, признание казахского языка государственным, а президента — главой государства и так далее.

В основе документа 1993 года лежала модель парламентской республики. Эту Конституцию называли «абдильдинской» в честь Серикболсына Абдильдина, главного соперника Нурсултана Назарбаева на президентских выборах 1999 года.

В первой версии документа единственным законодательным и высшим представительным органом страны был Верховный Cовет.

Он мог менять Конституцию, принимать и толковать законы и контролировать их исполнение, изменять территориальные границы страны, утверждать, изменять и контролировать госбюджет, в общем, имел широкие полномочия.

Сейчас в это сложно поверить, но тогда президент страны был подотчетен Верховному Совету и даже отчитывался перед депутатами.

Однако это продлилось недолго: дискуссии вызывала неопределенность полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти. Считалось, что это не позволяло стабилизировать политическую и социальную ситуацию в стране.

И в 1995 году тогдашний глава государства Нурсултан Назарбаев инициировал создание рабочей группы для разработки новой Конституции.

Сам президент еще весной того же года лично законспектировал Конституции 20 стран Европы, Америки, Азии в поисках положений, которые бы подходили для нашего государства.

Затем объявили Всенародный референдум — по официальным данным, принятию нового основного закона страны предшествовало широкое обсуждение его проекта населением. Сообщалось, что в нем участвовали более 3 миллионов граждан. Во время обсуждения, по версии властей, поступило почти 30 тысяч предложений и замечаний. В итоге в 55 статей Конституции внесли более 1100 поправок и дополнений.

Впрочем, у официальной версии есть и оппоненты. «Конечно, за один месяц (с 28 июля до 30 августа) народ Казахстана не мог изучить, обсудить и внести какие-то изменения в главный документ страны.

Уровень культуры и политической образованности населения Казахстана в то время не был настолько высок», — отмечала председатель «Фонда развития парламентаризма» Зауре Батталова в интервью Тhe-steppe.

В итоге 30 августа 1995 года была принята вторая Конституция. В ней широкие функции и полномочия парламента перешли к президенту, а всесильный Верховный Cовет вовсе ликвидировали. Кроме того, парламент потерял контрольные функции, а часть его законодательных полномочий передали президенту и правительству. Конституционный и Арбитражный суды были упразднены.

При этом во вторую Конституцию перешли достаточно важные нормы. Например, то, что одно и то же лицо не может занимать пост президента больше двух сроков. А тот, кто достиг 65 лет, был не вправе выдвигать свою кандидатуру на пост главы государства.

Срок президентства увеличили

После трех лет тишины на Конституцию вновь начались набеги. Первый — в 1998 году, когда внесли изменения в 19 статей основного закона. Тогда среди прочего была представлена норма о десяти депутатах Мажилиса, избираемых на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. «Пропорциональная система в Казахстане — это решение центра по спискам кандидатов.

Оно ориентируется отчасти на регионы, но приоритет отдан централизованному набору кандидатов под присмотром президента. Иными словами, важнее лояльность кандидата и выслуга перед президентом, нежели акцент на потребностях и нуждах региона. Это извращает идею представительства в пользу интересов партии, президента.

Поэтому парламент стал атрибутом власти президента», — считает политолог Димаш Альжанов.

Экземпляр Конституции в библиотеке Первого президента Казахстана. Фото с сайта Today.kz

Но главные изменения в 1998 году затронули сроки полномочий президента, которые были увеличены с 5 до 7 лет «в связи с целесообразностью создания ему должных условий для завершения вывода страны на путь устойчивого экономического и политического развития». Кроме того, был отменен предельный возраст в 65 лет для главы государства (к следующим выборам, намеченным на 2006 год, Назарбаеву исполнялось 66 лет). Спустя несколько месяцев после внесения поправок состоялись президентские выборы.

Далее, в июне 2000 года, Конституционный совет вынес решение, по которому норма о том, что одно и то же лицо не может быть избрано президентом Казахстана более двух раз подряд, «не распространяется на лицо, осуществлявшее полномочия Президента Казахской ССР и Республики Казахстан до избрания его на эту должность 10 января 1999 года». То есть Конституционный совет посчитал, что первый срок Назарбаева нужно считать не с 1991 года, а с 1999-го.

Срок сократили, но привилегий стало больше

Следующие значительные поправки в основной закон страны внесли в мае 2007 года.

Тогда срок президентских полномочий сократили с 7 до 5 лет, но подчеркнули, что эти изменения вступят в силу после следующих выборов, намеченных на 2012 год.

Заодно норму «одно и то же лицо не может быть избрано президентом республики более двух раз подряд» дополнили словами «настоящее ограничение не распространяется на первого президента».

Источник: https://fergana.agency/articles/110400/

Административный округ
Добавить комментарий