Коап рб незаконная предпринимательская деятельность

Беларусь. 31 января 2018 года вступили в силу изменения в КоАП, смягчающие ответственность, в том числе при осуществлении международных автоперевозок

Коап рб незаконная предпринимательская деятельность

С 31 января 2018 года вступили в силу поправки в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), принятые Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 N 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон).

В КоАП нашли отражения инициативы Ассоциации «БАМАП», внесенные по предложениям членов ассоциации, в части введения оснований, исключающих административную ответственность при незначительном причинении вреда, а также снижения предела ответственности за нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (статья 18.43 КоАП в ред. Закона) с 20 до 5 базовых величин.

Остановимся подробнее на изменениях норм КоАП, затрагивающих деятельность международных автоперевозчиков.

1. Законом вводится условие привлечения субъектов хозяйствования к административной ответственности — причинение вреда.

 Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут отвечать за нарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, за налоговые и таможенные нарушения при наличии хотя бы одного из следующих условий (ч. 4 ст. 4.8 КоАП в ред. Закона):

— если причинили или могли причинить вред жизни или здоровью граждан;

если имущественный вред составил свыше 40 базовых величин. Размер базовой будет определяться на день совершения правонарушения. Если такой день установить невозможно — то на день обнаружения (примечание к ст. 4.8 КоАП в ред. Закона);

— если стоимость предмета правонарушения (или сумма сделки, хозяйственной операции, совершенной с нарушением законодательства; сумма дохода, подлежащего конфискации) превысила 40 базовых величин.

В иных ситуациях к ответственности смогут привлечь только виновного работника организации. Однако, есть и исключения, когда организация будет отвечать в любом случае. Например, по ст. 11.43КоАП при нарушении порядка проведения внешнеторговых операций (ч. 4 ст. 4.8 КоАП в ред. Закона).

При отсутствии вышеперечисленных условий наказание для индивидуального предпринимателя не выйдет за пределы, установленные для физического лица (ч. 1 ст. 4.8 КоАП в ред. Закона).

2.Исключено административное взыскание в виде конфискации за совершение субъектами хозяйствования правонарушений, предусмотренных следующими нормами КоАП:

– ч. 4 ст. 12.17 (приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка, т.е.

без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов);

— ч. 5–7, 9 и 11 ст. 12.23 (нарушение порядка оборота, перемещения, транзита алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий);

— ст. 14.2 (недоставка, выдача или передача без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров или утрата документов на них);

— ст. 14.3 (покидание пункта ввоза или вывоза до завершения в отношении товаров таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров);

— ст. 14.4 (нарушение порядка убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС);

— ст. 14.5 (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров);

— ст. 14.7 (использование находящихся под таможенным контролем транспортных средств в нарушение установленного законодательством порядка).

Взамен конфискации в санкциях указанных норм установлен штраф, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения (от 10 до 50% от стоимости предмета правонарушения).

Согласно п.п. 1 и 4 ст. 10.

27 ПИКоАП обращение в доход государства предмета административного правонарушения при неустановлении лица, совершившего правонарушение, допускается только в двух случаях: если такое имущество запрещено к обороту и при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП (перемещение товаров через таможенную границу вне пограничных пунктов пропуска либо с сокрытием от таможенного контроля, т.е. с использованием тайников и других способов, затрудняющих их обнаружение).

Кроме того, из ст. 6.12 КоАП исключено примечание, запрещающее замену конфискации на взыскание стоимости в отношении административных таможенных правонарушений.

Эта мера позволит при рассмотрении таких дел учитывать права и законные интересы собственников транспортных средств, которые осуществляют их передачу во владение и пользование иным лицам во исполнение гражданско-правовых договоров, например, по договору лизинга.

Дополнено примечание к ст. 14.5 КоАП (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) нормой, предусматривающей освобождение от административной ответственности за недекларирование (ч. 1 этой статьи) и недостоверное декларирование (ч.

 3) товаров при условии, что субъект хозяйствования самостоятельно выявил такие нарушения, добровольно сообщил об этом в таможенный орган и исправил ошибку. Для закрепления процессуальных оснований освобождения от ответственности в указанных случаях ст. 9.

6 ПИКоАП дополнена таким новым обстоятельством, исключающим административный процесс, как наличие оснований для освобождения от административной ответственности, предусмотренных статьями Особенной части КоАП (п. 11 ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 9.6 ПИКоАП).

Предусматривается возможность частичной конфискации дохода за незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 12.7 КоАП в ред. Закона). Размер конфискации теперь может составлять до 100% дохода, полученного от такой деятельности.

3. Снижаются размеры штрафов по многим составам правонарушений. Например, снижен предел ответственности за нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (статья 18.43 КоАП в ред. Закона).

Так, в новой редакции КоАП за предусмотренное данной статьей нарушение определена административная ответственность в размере от пяти до пятидесяти базовых величин. Ранее за это административное нарушение был предусмотрен штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Данное предложение было реализовано в Законе по инициативе Ассоциации «БАМАП».

4. Существенные изменения внесены в главу 18 КоАП «Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

В статье 18.12 «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства» из правонарушений исключена часть 2 «выпуск в эксплуатацию техники с неисправными спидометрами руководителем и (или) иным должностным лицом государственной или иной организации, имеющей долю государственной собственности, или сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза)».

В статье 18.17. «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия» в части 1 изменен нижний предел штрафа (с трех до двух базовых величин) за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения.

Исключена статья 18.18. «Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения».

Отменены фиксированные размеры штрафа и установлены пределы размера ответственности по административным взысканиям, применяемым для правонарушений, указанных в статье 18.20.

«Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

При этом размер верхнего предела ответственности не превышает ранее установленную фиксированную величину штрафа по соответствующему правонарушению.

Так, за эксплуатацию в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрено наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от десяти до пятнадцати базовых величин. Ранее за это правонарушение был установлен штраф в размере пяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — пятнадцати базовых величин.

За то же деяние в случае совершения дорожно-транспортного происшествия лицом, уполномоченным управлять таким транспортным средством, предусмотрено наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от пятнадцати до двадцати пяти базовых величин. Ранее за это правонарушение был установлен штраф в размере десяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — двадцати пяти базовых величин.

За участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин. Ранее за это правонарушение был установлен штраф в размере двадцати базовых величин.

В статье 18.26 «Нарушение установленного режима труда и отдыха и требований к его учету при выполнении автомобильных перевозок» некоторые, указанные в статье правонарушения, конкретизированы и дополнены.

Так, формулировка правонарушения, указанного в части первой статьи дополнена условием, что правонарушением также является непредставление водителем, выполняющим международную автомобильную перевозку, информации о режиме труда и отдыха за установленный законодательством период времени.

В данную статью добавлено нарушение требований законодательства к использованию контрольного устройства (тахографа), которое может повлечь искажение или утрату данных о режиме труда и отдыха водителя, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи, что влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

Формулировка правонарушения, указанного в части четвертой (ранее третьей) дополнена условием, что правонарушением также является нарушение предусмотренных законодательством сроков хранения информации о режиме труда и отдыха водителя.

Статья 18.42.

«Осуществление международной автомобильной перевозки без разрешения или управление транспортным средством без международного сертификата технического осмотра» разделена на два отдельных правонарушения с разными пределами размеров административных взысканий: одно за нарушение осуществления международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без разрешения на осуществление такой перевозки, другое – за нарушение осуществления такой перевозки без наличия действующего международного сертификата технического осмотра транспортного средства.

5. Расширен перечень правонарушений, по которым предусматриваются предупреждения. 

Например, предупреждение вынесут за такое формальное нарушение, как просрочка представления налоговой декларации до 3-х рабочих дней (ст. 13.4 КоАП в ред. Закона).

6. Расширяется перечень обстоятельств, при которых деяние не считается административным правонарушением.

Так, не будет правонарушением невнесение или несвоевременное внесение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, если он не превышает 1% от уплаченных сумм за каждый календарный год. При этом вред государству надо возместить в течение 3 рабочих дней после подписания акта проверки. Это правило распространяется и на нарушения должностного лица организации (абз. 5 ст. 5.5 КоАП в ред. Закона).

7. Увеличивается число обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 7.2 КоАП в ред. Закона). При назначении наказания могут учесть 3 новых обстоятельства (п. 9-11 ч. 1 ст. 7.2КоАП в ред. Закона):

— добровольное прекращение противоправного поведения;

— добровольное сообщение о нарушении в орган, ведущий административный процесс;

— содействие в установлении необходимых обстоятельств.

8. Организации и индивидуальные предприниматели получили право на отсрочку (рассрочку) исполнения взыскания стоимости предмета правонарушения, его орудий и средств (ч. 1 и 2 ст. 14.7 ПИКоАП в ред.

Закона). Отсрочка или рассрочка возможна как по инициативе органа, наложившего взыскание, так и по просьбе виновного лица. Раньше она предусматривалась только для штрафа или конфискации дохода (выручки).

 

Таким образом, после вступления в силу Закона существенно сократится сфера применения не только института конфискации, но и института обращения в доход государства имущества в случае неустановления лица, совершившего правонарушение, – за правонарушения, связанные с осуществлением экономической деятельности (в области предпринимательской деятельности и против порядка таможенного регулирования).

Обращаем внимание, что Закон имеет обратную силу, поскольку смягчает ответственность и улучшает положение организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Он распространяется и на правонарушения, совершенные до 31 января 2018 года, по которым не исполнено постановление о наложении взыскания.

Источник информации: БАМАП,

http://bamap.org/information/news/2018_01_31_94707/

Источник: https://asmap.ru/detail-news/belarus-31-yanvarya-2018-goda-vstupili-v-silu-izmeneniya-v-koap-smyagchayushchie-otvetstvennost-v-to

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях Статья 12.7. Незаконная предпринимательская деятельность

Коап рб незаконная предпринимательская деятельность

1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

11. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, –

влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

2. Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

3. Занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами‚ –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

4. Осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

5. Исключена.

Примечание. 1.

Под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, а равно полученным в результате осуществления предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, в настоящей статье и статье 12.

39 настоящего Кодекса следует понимать всю сумму выручки (дохода – для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения) в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее (его) получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

2. Под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой с государственной регистрацией без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), в настоящей статье и статье 12.

39 настоящего Кодекса следует понимать сумму выручки (дохода – для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученной (полученного) по этой деятельности, за вычетом косвенных налогов, а также понесенных при осуществлении указанной деятельности документально подтвержденных затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложения (в том числе таких затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения). Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

Вы юрист? Нужны новые клиенты? Разместите информацию о себе

— Это бесплатно

— Информация о 5 лучших юристах на всех станицах сайта

— Эту рекламу видят более 10 000 посетителей в день

— Для поднятия рейтинга надо отвечать на вопросы пользователей

Зарегистрироваться

Источник: https://kodeksy-by.com/koap_rb/12.7.htm

Квалификация незаконной предпринимательской деятельности: есть вопросы

Коап рб незаконная предпринимательская деятельность

При квалификации незаконной предпринимательской деятельности, влекущей административную ответственность по ст. 12.7 КоАП и уголовную ответственность по ст. 233 УК, возникает немало вопросов, не получивших единообразного решения как в литературе, так и в правоприменительной практике.

К сожалению, ответы на многие из этих вопросов не стали достоянием юридической общественности, поскольку в общедоступных источниках отсутствуют судебные решения по соответствующим делам об административных правонарушениях и уголовным делам. Выделим некоторые из этих вопросов и предложим их решение.

1. Остается актуальной проблема отграничения административно наказуемой незаконной предпринимательской деятельности от такой же деятельности, влекущей уголовную ответственность.

Одним из важнейших критериев такого отграничения выступает размер дохода от незаконной предпринимательской деятельности. В ст. 233 УК она представлена в трех формах:

1) предпринимательская деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной;

2) предпринимательская деятельность, которая осуществляется без регистрации в установленном законодательными актами порядке;

3) предпринимательская деятельность, которая осуществляется без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно.

В каждой из этих форм преступление признается оконченным, если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с получением дохода как минимум в крупном размере (более 1000 базовых величин на день совершения преступления).

Указание, как исчислять этот доход, содержится в согласующихся между собой примечании к ст. 12.7 КоАП и примечаниях к ст. 233 УК.

Незаконный доход в данных примечаниях определяется через понятие «сумма выручки», в которую в зависимости от формы незаконной предпринимательской деятельности включаются или не включаются суммы уплаченных налогов и документально подтвержденные затраты.

Нередко определить сумму выручки не представляется возможным. Например, по одному из уголовных дел незаконная предпринимательская деятельность выражалась в покупке товара в Республике Беларусь и продаже его в Российской Федерации.

Установить размер выручи от продажи товара в соседнем государстве не удалось, и орган уголовного преследования вменил в вину обвиняемым размер дохода, равный сумме затрат на его приобретение в Республике Беларусь.

Такой не основанный на законе подход к определению размера незаконного дохода не вызвал у суда сомнений и был положен в основу обвинительного приговора. Приговор вступил в законную силу и исполняется в настоящее время .

Представляется, что по делам, по которым невозможно установить размер незаконного дохода, должно выноситься постановление о прекращении уголовного дела ввиду отсутствия состава преступления. Материалы дела в этом случае подлежат направлению в орган, ведущий административный процесс, для начала административного процесса по ст. 12.7 КоАП.

При определении по таким делам умысла на получение дохода как минимум в крупном размере действия лица, осуществлявшего незаконную предпринимательскую деятельность, размер дохода от которой не представилось возможным установить, подлежит квалификации как покушение на преступление, предусмотренное ст. 233 УК.

2. На наш взгляд, незаконна квалификация действий обвиняемых по ст. 233 УК с указанием в формулировке обвинения, что деятельность осуществлялась от имени индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке в этом качестве.

Такая деятельность не является предпринимательской, если строго следовать предписаниям ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК. Лица, осуществляющие ее от имени индивидуальных предпринимателей и с их согласия, не обязаны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей или в качестве учредителей юридического лица.

Лица, зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей не для того, чтобы самим заниматься предпринимательской деятельностью, а чтобы ее могло осуществлять лицо, по просьбе которого они зарегистрировались, не совершают преступление, предусмотренное ст. 234 УК.

Для квалификации их действий по ст. 234 УК необходимо, чтобы указанные лица регистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность (это обязательный признак лжепредпринимательства).

Однако одного этого признака субъективной стороны лжепредпринимательства недостаточно для наличия состава такого преступления.

Требуется, чтобы впоследствии данные лица не осуществляли какой-либо деятельности, которая повлекла бы причинение ущерба в крупном размере либо была сопряжена с получением незаконной имущественной выгоды в крупном размере.

Отсутствие указанных объективных признаков лжепредпринимательства указывает на отсутствие в действиях состава преступления, предусмотренного ст. 234 УК.

Нельзя не учитывать, что индивидуальному предпринимателю разрешено привлекать для занятия предпринимательской деятельностью до трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (ч. 1 п. 2 Указа от 18.06.2005 N 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).

Следовательно, использование в предпринимательской деятельности такого своеобразного тандема (лицо, которое зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя, и лицо, которое фактически осуществляло предпринимательскую деятельность от имени индивидуального предпринимателя) не противоречит установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности.

Законодательство Республики Беларусь не обязывает лицо, которое зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя, лично осуществлять предпринимательскую деятельность.

Напротив, ему разрешено привлекать для ее осуществления ограниченное число сторонних лиц физических лиц (не более трех). На привлечение большего числа сторонних лиц установлен запрет ч. 2 п.

2 вышеназванного Указа.

Следует обратить внимание на обвинительный приговор в отношении Я., осужденного за незаконную предпринимательскую деятельность. При осуществлении такой деятельности Я. действовал от имени индивидуальных предпринимателей.

Его деятельность не была риэлтерской деятельностью, следовательно, не требовала наличия специального разрешения (лицензии). При наличии таких обстоятельств, полагаем, отсутствовали основания для осуждения Я. по ст. 233 УК .

Источник: https://ilex.by/kvalifikatsiya-nezakonnoj-predprinimatelskoj-deyatelnosti-est-voprosy/

Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13 марта 2008 г. № 14 О некоторых вопросах применения хозяйственными судами статьи 12.7 кодекса республики беларусь об административных правонарушениях

Коап рб незаконная предпринимательская деятельность

см. Комментарий

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

13 марта 2008 г. № 14

О некоторых вопросах применения хозяйственными судами статьи 12.7 кодекса республики беларусь об административных правонарушениях

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, рассмотрев материалы изучения и обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.

7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года № 194-3 (далее – КоАП), руководствуясь статьями 77, 78 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, ПОСТАНОВЛЯЕТ дать следующие рекомендации.

1. Административные правонарушения, предусмотренные статьей 12.7 КоАП, посягают на регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

2. Признаки предпринимательской деятельности перечислены в части второй пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК).

Субъектами предпринимательской деятельности являются:

юридические лица – коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли и (или) распределение полученной прибыли между участниками в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 46 ГК); некоммерческие организации – в случаях, предусмотренных законодательными актами (пункт 3 статьи 46 ГК);

физические лица – граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 22 ГК).

Предпринимательская деятельность осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность; она направлена на систематическое получение прибыли:

от пользования имуществом;

от продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи;

от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Согласно пункту 6 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года № 11 (далее – Положение, утвержденное Декретом № 11), для осуществления предпринимательской деятельности виды деятельности определяются в соответствии с:

Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности;

перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), если на осуществление видов деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии).

3. При квалификации незаконной предпринимательской деятельности существенное значение имеет характер направленности действий для систематического получения дохода.

В отдельных случаях продажа вещей (выполнение работ, оказание услуг) может не образовывать состав незаконной предпринимательской деятельности, если количество, ассортимент вещей, объем выполненных работ или оказание услуг, иные обстоятельства не свидетельствуют о направленности на систематическое получение дохода.

Доказательствами, подтверждающими факт занятия деятельностью, направленной на систематическое получение дохода могут являться любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, в частности, объяснения лиц, оплативших товары, работы, услуги; расписки в получении денежных средств; выписки из банковских счетов лица, в отношении которого ведется административный процесс; накладные; акты выполнения работ, оказания услуг; доказательства, подтверждающие размещение рекламных объявлений, выставления образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений и другие.

4. Не является предпринимательской деятельностью деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, не направленная на систематическое получение прибыли, в том числе выполнение работ или услуг, используемых для собственного потребления.

К предпринимательской деятельности не относится (часть четвертая пункта 1 статьи 1 ГК):

ремесленная деятельность;

деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений;

разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством.

От предпринимательской деятельности необходимо отличать иную деятельность, которая по своим целям, содержанию, характерным признакам, субъектному составу не является предпринимательской.

В частности, для правильной квалификации деятельности физического лица в качестве предпринимательской деятельности необходимо учитывать, что занятие предпринимательской деятельностью является одной из составляющих содержания правоспособности гражданина (статья 17 ГК); деятельность гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть связанной с реализацией его гражданских прав и обязанностей вне занятия предпринимательской деятельностью.

5. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, состоит в предпринимательской деятельности, осуществляемой:

без государственной регистрации или

без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо

с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях).

6. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 КоАП, состоит в занятии видом деятельности, который запрещен законодательством.

От занятия запрещенным законодательством видом деятельности следует отличать занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами Республики Беларусь (часть 3 статьи 12.7 КоАП – дела о таких административных правонарушениях не относятся к компетенции хозяйственных судов).

7. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.7 КоАП, могут являться физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица.

К административной ответственности по частям 1, 2 статьи 12.7 КоАП могут быть привлечены физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица, признанные виновными в совершении соответствующего административного правонарушения.

В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 1 ГК предпринимательская деятельность осуществляется юридическим лицом самостоятельно, от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица частями 1, 2 статьи 12.7 КоАП не предусмотрено.

8.

Под осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации следует понимать осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации или при наличии записи об исключении из него соответствующего юридического лица или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

9.

Под осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, следует понимать осуществление предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии), до момента его получения, до наступления или по истечении срока его действия, при приостановлении, прекращении его действия, при его аннулировании, при осуществлении деятельности, не указанной в специальном разрешении (лицензии), в иных случаях постоянного или временного отсутствия специального разрешения (лицензии).

10. Осуществление предпринимательской деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами без специального разрешения (лицензии), физическими лицами без государственной регистрации может квалифицироваться по части 1 статьи 12.7 КоАП.

Основания для квалификации по части 2 статьи 12.

7 КоАП отсутствуют, поскольку законодательством о лицензировании деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов определен перечень организаций, уполномоченных на занятие лицензируемым видом деятельности, но не установлен запрет на занятие этим видом деятельности.

11. Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях) следует понимать осуществление предпринимательской деятельности при наличии специального разрешения (лицензии), но с нарушением предусмотренных в них правил и условий осуществления видов деятельности.

12.

От осуществления предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), необходимо отличать нарушения условий осуществления предпринимательской деятельности, которые не влекут административную ответственность по части 1 статьи 12.7 КоАП (например, условий осуществления гражданином предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, установленных частями первой, второй пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 года № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).

13. От осуществления предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях) (часть 1 статьи 12.7 КоАП), следует отличать нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (статья 23.57 КоАП).

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 23.

57 КоАП, направленно против порядка управления; вытекает из нарушения условий и правил осуществления охранной деятельности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; осуществление охранной деятельности не связано с занятием предпринимательской деятельностью, поскольку не направлено на систематическое получение прибыли, не предназначено для других лиц, используется для собственных нужд.

14. По делам об административных правонарушениях в отношении правонарушений, совершенных до 1 марта 2007 года следует учитывать действие КоАП во времени при определении противоправности деяния, административной ответственности, срока наложения административного взыскания.

По административным правонарушениям, предусмотренным частями 1, 2 статьи 12.7 КоАП, до 1 марта 2007 года в отношении физических лиц была предусмотрена административная ответственность по статье 154 КоАП 1984 года. Сроки привлечения к административной ответственности по статье 154 КоАП 1984 года были установлены статьей 37 КоАП 1984 года.

По административным правонарушениям по части 1 статьи 12.7 КоАП, выразившимся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, а также по части 2 статьи 12.

7 КоАП до 1 марта 2007 года в отношении плательщиков (юридические лица, физические лица) была предусмотрена экономическая ответственность пунктом 6 статьи 9 Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь».

Сроки привлечения к экономической ответственности были установлены пунктом 27 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 года № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций».

Таким образом, по административным правонарушениям по части 1 статьи 12.

7 КоАП, выразившимся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, а также по части 2 статьи 12.

7 КоАП до 1 марта 2007 года в отношении физических лиц (индивидуальных предпринимателей) была предусмотрена административная и экономическая ответственность.

По таким правонарушениям, совершенным до 1 марта 2007 года (кроме длящихся – не законченных до 1 марта 2007 года), в отношении физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с частью 3 статьи 1.5 КоАП применяется срок наложения административного взыскания, установленный статьей 37 КоАП 1984 года.

15. Не имеется оснований для применения административной ответственности по частям 1, 2 статьи 12.

7 КоАП за осуществление субъектами хозяйствования незаконной деятельности в нарушение запрета, установленного пунктом 6 Положения, утвержденного Декретом № 11; за осуществление индивидуальным предпринимателем незаконной деятельности в нарушение запрета, установленного частью третьей пункта 13 Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 года № 302. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке, предусмотренном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Председательствующий, Председатель Высшего Хозяйственного Суда

Республики Беларусь

В.С.Каменков

Судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь,

секретарь Президиума

Л.А.Колесникова

Источник: http://www.busel.org/texts/cat5ve/id5awgceo.htm

Административный округ
Добавить комментарий