Коап 152 ст

Библиотека как оператор персональных данных: как не нарушить закон № 152-ФЗ

Коап 152 ст

С 1 июля вступили в силу поправки в закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Главные изменения коснулись административной и уголовной ответственности — штрафы за нарушение конфиденциальности выросли многократно.

Нарушения отдельных статей КоАП теперь будут стоить библиотеке до 50 тысяч рублей.

Причём, в случае однотипных нарушений, например, когда несколько карточек с персональными данными читателей лежат на столе библиотекаря в открытом доступе, штраф будет суммироваться за каждый случай нарушения, то есть заплатить придётся за каждую такую карточку.

Специалисты методического отдела Губернской библиотеки напоминают о важности соблюдения закона «О персональных данных» в библиотеке, и подготовили ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

В конце материала — список обязательных для библиотеки документов, касающихся работы с персональными данными.

Должны ли муниципальные библиотеки регистрироваться в Роскомнадзоре?

Да. Оператор персональных данных, каковым является и библиотека, перед обработкой этих данных обязан направить уведомление в Роскомнадзор (ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

В законе прописаны условия, когда регистрация организации в Роскомнадзоре не обязательна, но для этого придётся юридически обосновать, что:

  • Сбор и обработка персональных данных осуществляется в связи с установлением трудовых отношений.
  • Персональные данные гражданина обрабатываются для заключения и исполнения договора с субъектом персональных данных. При этом данные не передаются третьим лицам без его согласия. Имейте ввиду, что передача персональных данных от оператора библиотеки-филиала к центральной библиотечной системе, считается передачей данных третьим лицам.
  • Обрабатываются персональные данные, находящиеся в открытом доступе.
  • Персональные данные состоят только из фамилии, имени и отчества. Не собираются номера телефонов и адреса электронной почты.
  • Персональные данные собираются исключительно для однократного пропуска гражданина на территорию библиотеки.
  • Сбор, обработка и хранение персональных данных проводятся без средств автоматизации.

Несмотря на предусмотренную в законодательстве возможность не подавать уведомление в Роскомнадзор, все же, рекомендуем это сделать. Практика работы библиотеки с персональными данными, как правило, не соответствует всем вышеозначенным условиям.

Могут ли несовершеннолетние подписывать согласие на обработку персональных данных?

Нет. Обязательное согласие на обработку персональных данных гражданина, не достигшего 14 лет, дают законные представители: родители, усыновители, опекуны или попечители. Для обработки персональных данных граждан в возрасте от 14 до 18 лет требуется разрешение самого несовершеннолетнего и письменное согласие его законного представителя.

В какой срок библиотека обязана прекратить обработку персональных данных пользователя?

3 дня. Библиотека обязана прекратить обработку и уничтожить персональные данные в трехдневный срок с даты поступления отзыва. Об уничтожении персональных данных она обязана уведомить субъекта персональных данных. В этом случае пользователь может получать библиотечно-информационное обслуживание только в помещении библиотеки, т. е. в читальном зале.

Как часто уточняются персональные данные пользователя при посещении его библиотекой?

Ежегодно. Персональные данные пользователя уточняются ежегодно: при первом посещении библиотеки в новом году, следующем за годом регистрации или последнего уточнения персональных данных. В случае их изменения библиотека переоформляет регистрационную карточку, читательский формуляр и билет пользователя.

Какие персональные данные библиотека не имеет право получать и обрабатывать от пользователей?

Библиотека не имеет право получать и обрабатывать персональные данные пользователя о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни, судимости.

Библиотека вправе обработать указанные данные только с письменного согласия гражданина и только в исключительных случаях, с соблюдением определённых условий.

Какой штраф, если библиотека проигнорирует запрос субъекта персональных данных о том, как обрабатываются его персональные данные? (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ)

От 20 000 до 40 000 рублей для организации и от 4 000 до 6 000 рублей для должностного лица. Граждане вправе запросить следующую информацию по обработке их персональных данных:

  • о целях, способах, сроках обработки и хранения его персональных данных;
  • кто имеет доступ к данным, кроме самого оператора и его работников;
  • будут ли персональные данные передаваться за рубеж.

Запрос от субъекта персональных данных должен быть подписан им или его представителем («живой» или электронной подписью), содержать все необходимые реквизиты. По такому запросу оператор обязан дать ответ в течение 30 дней.

Какой штраф, если библиотека проигнорировала требование об уточнении, блокировании или уничтожении персональных данных? (ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ)

От 20 000 до 45 000 рублей для организации и от 4 000 до 10 000 рублей для должностного лица. Если по мнению субъекта персональных данных или Роскомнадзора обработка персональных данных ведётся незаконно, то:

  • на период проверки обоснованности запроса персональные данные должны быть заблокированы;
  • неточные персональные данные на период проверки нужно скорректировать в течение 7 рабочих дней после получения уточнений;
  • неправомерная обработка персональных данных после получения соответствующего запроса должна быть прекращена оператором в течение 3 рабочих дней.

Какая ответственность наступает для оператора, если не обеспечена сохранность / конфиденциальность при хранении материальных носителей персональных данных? (ч.6 ст.13.11 КоАП РФ)

От 25 000 до 50 000 рублей для организации и от 4 000 до 10 000 рублей для должностного лица. Следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». В документе говорится о том, что оператору необходимо:

  • раздельное хранение персональных данных, обрабатываемых в различных целях;
  • определить места хранения персональных данных и перечень лиц, имеющих к ним доступ;
  • определить меры по обеспечению безопасности и сохранности материальных носителей.

Административное наказание применяется в случаях наступления негативных последствий: неправомерного доступа третьих лиц к персональным данным, уничтожения или распространения данных.

Какая ответственность по 137 статье УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни»?

За незаконное собирание или публичное распространение сведений о частной жизни лица, не давшего на то своего согласия, суд может назначить:

  • штраф в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо принудительные работы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 4 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет.

Список документов, связанных с защитой персональных данных, необходимых в библиотеке

  1. Уведомление Уполномоченного органа по защите прав субъектов ПДн
  2. Положение об обработке и защите персональных данных
  3. Политика обработки и защиты персональных данных
  4. Инструкция пользователя при обработке ПДн на объектах вычислительной техники
  5. Приказ о комиссии по приведению деятельности учреждения в соответствие с требованиями законодательных и нормативных актов, регламентирующих обработку персональных данных
  6. Отчет о результатах проведения внутренней проверки информационных систем персональных данных
  7. Акты оценки возможного вреда субъектам, чьи персональные данные обрабатываются в ИСПДн (по количеству ИС)
  8. Приказ о назначении ответственных (ответственного) за организацию обработки персональных данных
  9. Приказ о назначении ответственного за обеспечение безопасности ПДн при обработке их в информационных системах и возложении функции администратора безопасности ИСПДн
  10. Инструкция ответственного за обеспечение безопасности ПДн в ИСПДн
  11. Приказ об утверждении мест хранения материальных носителей ПДн
  12. Приказ о возложении ответственности за защиту ПДн
  13. Приказ о допуске работников к обработке ПДн.
  14. Заявления о согласии работников на обработку ПДн
  15. Обязательство о неразглашении ПДн субъекта
  16. Журнал учета обращений субъектов ПДн
  17. Перечень ИСПДн в учреждении
  18. Инструкция пользователя ИСПДн
  19. Инструкция о порядке учета и хранения съёмных носителей конфиденциальной безопасности
  20. Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным в ИСПДн
  21. Порядок доступа сотрудников в помещения, в которых ведется обработка ПДн
  22. Частная модель угроз безопасности ПДн при их обработке в ИСПдн учреждения (по каждой ИС)

Источник: https://gubmo.ru/news/voprosy-i-otvety/biblioteka-kak-operator-personalnykh-dannykh-kak-ne-nbsp-narushit-zakon-8470-nbsp-152-fz/

Персональные данные: новые штрафы для турагентств и гостиниц

Коап 152 ст

Емельянова Е. В., эксперт журнала

Новые штрафы за нарушение законодательства в сфере обращения с персональными данными уже вступили в силу. Ответственность ужесточилась в сотни раз, и игнорировать требования закона уже очень опасно.

С 01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2017 № 13‑ФЗ, которым была полностью переписана ст. 13.11 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушения в сфере обращения с персональными данными (ПД).

Эти поправки привлекли внимание профессионального сообщества. Обратим внимание, что положения Закона № 152‑ФЗ в части требований по защите ПД остались неизменными. Приведем новые нормы ст. 13.

11 КоАП РФ и кратко прокомментируем соответствующие предписания Закона № 152‑ФЗ.

Итак, организации туристической отрасли и сферы гостеприимства должны были выполнять требования Закона № 152‑ФЗ и до 01.07.2017. Однако нередко они не делали этого, поскольку максимальный штраф в размере 10 000 руб. был вполне посильным.

Теперь же вместо одного (за любые нарушения Закона № 152‑ФЗ) были описаны сразу семь видов правонарушений (последнее касается государственных и муниципальных органов), при совершении каждого из которых санкции суммируются.

Вот почему максимальный штраф теперь может составить для юридического лица 290 000 руб. По оценкам экспертов, отрасль ожидают масштабные проверки. Чиновники оценивают долю туристических компаний, которые уведомили Роскомнадзор об осуществлении обработки ПД, в 1 % (по состоянию на июнь 2017 года).

Безусловно, в план проверок попадут не только они. Кстати, за неподачу уведомления штраф невелик – до 5 000 руб. для юридического лица (ст. 19.7 КоАП РФ).

Часть 1.Предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан – от 1 000 до 3 000 руб.; на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.Обработка ПД в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области ПД, несовместимая с целями сбора ПД обработка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 названной статьи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деянияФормулировка, использованная в ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, является общей и подразу­мевает любую незаконную обработку ПД (кроме обработки в отсутствие согласия субъекта). Обратившись к Закону № 152‑ФЗ, можно найти случаи, когда обработка ПД не должна осуществляться. К примеру:–оператор обязан прекратить обработку, уничтожить ПД в течение 30 дней с даты достижения цели обработки ПД, если иное не предусмотрено договором с субъектом ПД либо если оператор не вправе осуществлять обработку ПД без согласия субъекта (ч. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 21). Так, если ПД были предоставлены физическим лицом гостинице для целей регистрации по месту пребывания, но впоследствии лицо отказалось от заселения в гостиницу, ПД должны быть уничтожены в течение 30 дней. Несоблюдение этого срока – административное правонарушение, за которое ранее к ответственности привлекали по ст. 13.11 КоАП РФ (Постановление мирового судьи Судебного участка № 2 Плесецкого района Архангельской области от 29.08.2016 по делу № 4‑799/2016);–обработка ПД должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка ПД, несовместимая с целями их сбора (ч. 2 ст. 5). Например, нарушением будет, если турагент собирает ПД туристов для заключения договора о реализации турпродукта и передачи туроператору для исполнения этого договора, а впоследствии передает данные третьим лицам для формирования базы данных для рекламных рассылок
Часть 2.Наложение административного штрафа: на граждан – от 3 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 15 000 до 75 000 руб.Обработка ПД без согласия в письменной форме субъекта на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области ПД, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деянияСлучаи, когда обработка ПД допускается без согласия субъекта, перечислены в п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152‑ФЗ. К примеру, если обработка ПД необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект ПД, а также для заключения договора по инициативе субъекта ПД или договора, по которому субъект будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Действительно, для заключения и исполнения договора о реализации турпродукта необходимы ПД туриста (ФИО, паспортные данные, дата рождения, место проживания, контактные данные).
Однако если такие сведения собирает одно лицо (турагент, туроператор), но в целях исполнения договора передает их третьим лицам (туроператору, авиаперевозчикам, отельерам, визовым центрам и т. д.), согласием необходимо заручиться, поскольку в силу ст. 7 Закона № 152‑ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять ПД без согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом.Необходимость получить согласие для передачи ПД компании, оказывающей бухгалтерские услуги, и туроператорам подтверждена в Постановлении мирового судьи Судебного участка № 16 Кировского судебного района г. Самары от 24.05.017 по делу № 5‑251/2017.Обращаем особое внимание, что согласие должно быть дано каждым туристом лично (кроме несовершеннолетних, за которых согласие выражает законный представитель), а не только лицом, заключающим договор (заказчиком) (Постановление мирового судьи Судебного участка № 32 Свердловского судебного района города Костромы от 24.02.2016 по делу № 7‑152/2016). Заказчик не вправе подписывать согласие за всех туристов, в интересах которых он приобретает турпродукт, за исключением случаев, когда он может подтвердить соответствующие полномочия доверенностью или иным документом. На туристов, в интересах которых заказчик приобретает тур, не являющихся стороной договора, не распространяется действие п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона № 152‑ФЗ (см. Постановление мирового судьи Судебного участка № 4 Центрального района г. Челябинска от 06.04.2016 по делу № 3‑83/2016), значит, их согласие всегда обязательно, даже если оператор самостоятельно оказывает все услуги и не передает ПД третьим лицам
Обработка ПД с нарушением установленных законодательством РФ в области ПД требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта на обработку его персональных данныхТребования к обязательным данным, включаемым в согласие субъекта ПД, приведены в ст. 9 Закона № 152‑ФЗ.Компании не следует включать согласие субъекта ПД на обработку таких данных в условия типового договора, поскольку оператор должен предоставлять право потребителю дать согласие на обработку ПД или отказаться (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 № 15АП-15935/2016 по делу № А53-20407/2016).Также подчеркнем, что в силу ч. 2 ст. 18 Закона № 152‑ФЗ, если предоставление ПД является обязательным в соответствии с федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту ПД юридические последствия отказа предоставить
его данные. К примеру, без ПД гостиница не сможет заселить гостя, а турагент – обеспечить приобретение тура и получение визы.Кроме того, следует помнить, что особое согласие субъекта ПД необходимо на трансграничную передачу ПД на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПД (это страны, не являющиеся стороной Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, ратифицированной Федеральным законом от 19.12.2005 № 160‑ФЗ, а также не входящие в перечень стран, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПД, утвержденный Приказом Роскомнадзора от 15.03.2013 № 274) (ч. 4 ст. 14 Закона № 152‑ФЗ)
Часть 3.Предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан – от 700 до 1 500 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 15 000 до 30 000 руб.Невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области ПД обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки ПД, или сведениям о реализуемых требованиях к защите ПДОбязанность оператора – юридического лица издать документы, определяющие политику оператора в отношении обработки ПД, предусмотрена п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона № 152‑ФЗ. В свою очередь, обязанность обеспечить неограниченный доступ к политике в отношении обработки ПД или информации о реализуемых мерах по защите ПД установлена для оператора в ч. 2 указанной статьи. Как правило, речь идет о публикации в Интернете
Часть 4.Предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан – от 1 000 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 4 000 до 6 000 руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 10 000 до 15 000 руб.; на юридических лиц – от 20 000 до 40 000 руб.Невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту ПД информации, касающейся обработки его ПДСогласно ч. 1 ст. 20 Закона № 152‑ФЗ оператор обязан сообщить субъекту ПД или его представителю информацию о наличии ПД, относящихся к соответствующему субъекту, а также предоставить возможность ознакомления с этими данными при обращении субъекта ПД или его представителя либо в течение 30 дней с даты получения запроса субъекта ПД или его представителя.Статья 14 Закона № 152‑ФЗ конкретизирует требования к запросу (например, запрос в электронной форме должен быть подписан электронной подписью) (ч. 3), составу информации, касающейся обработки ПД (ч. 7)
Часть 5.Предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан – от 1 000 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 4 000 до 10 000 руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 25 000 до 45 000 руб.Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области ПД, требования субъекта ПД или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД об уточнении ПД, их блокировании или уничтожении в случае, если ПД неполные, устаревшие, неточные, незаконно получены или не необходимы для заявленной цели обработкиПраво субъекта ПД требовать уточнения, блокирования, уничтожения ПД, если они являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или избыточными с точки зрения заявленной цели обработки, предусмотрено ч. 1 ст. 14 Закона № 152‑ФЗ.Срок, в течение которого оператор должен выполнить указанную обязанность, составляет семь рабочих дней со дня получения от субъекта ПД (его представителя) сведений, подтверждающих, что имеющиеся у оператора данные неполные, неточные, неактуальные, незаконно получены (см. ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21 Закона № 152‑ФЗ)
Часть 6.Наложение административного штрафа: на граждан – от 700 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 4 000 до 10 000 руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 25 000 до 50 000 руб.Невыполнение оператором при обработке ПД без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области ПД сохранность ПД при хранении материальных носителей ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к ПД, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении ПД, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деянияЧетко описанные в данной норме вредные последствия неправомерного деяния (невыполнения обязанности) являются обязательным элементом состава правонарушения. К примеру, в июне компьютеры нескольких туроператоров были заблокированы вирусом-шифровальщиком (известным как «Petya»). Принятые компаниями меры по обеспечению сохранности ПД при хранении (в частности, размещение на отдельных серверах) оказались достаточными для избежания негативных последствий.Напомним, что под обработкой ПД без использования средств автоматизации нужно понимать обработку, в рамках которой использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов ПД осуществляются при непосредственном участии человека (п. 1 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687)

Рассматриваемые поправки – это давно (с 2014 года) продвигаемая инициатива представителей Роскомнадзора с целью ужесточить контроль данной сферы общественных отношений.

Кроме увеличения штрафов, еще одним способом достижения той же цели стало наделение должностных лиц органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), полномочиями составлять протоколы об указанных административных правонарушениях (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Прокуратура по‑прежнему вправе делать это на основании ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ (при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ).

* * *

Подведем итог. Компаниям, обрабатывающим ПД туристов, гостей, необходимо как минимум:

  • уведомить Роскомнадзор об обработке ПД;
  • разработать, опубликовать и соблюдать политику в отношении обработки ПД;
  • получать согласие физических лиц на обработку ПД;
  • уделять внимание информационной безопасности.

Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2017 год

Источник: https://www.audar-press.ru/strafy-za-personalnye-dannye-v-turizme

Лингвистическая экспертиза

Коап 152 ст

Судебная лингвистическая экспертиза определяется как «процессуально регламентированное экспертное лингвистическое исследование устного и (или) письменного текста, завершающееся дачей письменного заключения по вопросам, разрешение которых требует применения специальных познаний».

В рамках лингвистического экспертного исследования обычно решаются вопросы, связанные с установлением:

–– наличия негативной информации, задевающей честь и достоинство лиц, групп лиц или организаций, порочащей их деловую или общественную репутацию;

–– наличия заведомо ложной информации, не соответствующей действительности, в том числе компрометирующего или клеветнического характера;

–– наличия словесных проявлений экстремистской деятельности по отношению к лицам или группам лиц в адрес какой-либо расовой, национальной, конфессиональной или социальной группы;

–– наличия словесно выраженных ошибок, противоречий или несоответствий в формулировках каких-либо контрактных, договорных или законодательных документов;

–– наличия нарушений авторских прав в названиях кампаний, торговых марках и рекламных слоганов и т.д.

Лингвистическая экспертиза востребована прежде всего в ситуациях, когда правонарушение совершается в словесной форме или когда в центре правового конфликта находится текст, являющийся предметом спора.

Характер экспертного исследования и вопросы, которые ставятся перед экспертом, определяются исходя из того, какие именно обстоятельства, имеющие значение для дела, требуется установить, то есть прежде всего в зависимости от категории дела.

Языковые правонарушения в основных законах и кодексах РФ:

УК РФ. Статья 128.1. Клевета.

УК РФ. Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав.

УК РФ. Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

УК РФ. Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации

Менее тяжкие правонарушения регулируют другие юридические своды, например, Гражданский кодекс.

ГК РФ. Статья 150. Нематериальные блага.

ГК РФ. Статья 151. Компенсация морального вреда.

ГК РФ. Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации.          

КоАП РФ. Статья 5.61. Оскорбление.

КоАП РФ. Статья 5.62. Дискриминация.

Типовые вопросы:

УК РФ. Статья 128.1. Клевета., ГК РФ. Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации, КоАП РФ. Статья 5.61. Оскорбление.

 1. Содержатся ли в тексте негативная информация об Х-е (физическом лице или субъекте делового оборота)?

2. Выражена ли эта информация в форме утверждения о фактах или в форме оценочного суждения или мнения?

ОСКОРБЛЕНИЕ

Статья 297. УК РФ Неуважение к суду, Статья 319. УК РФ Оскорбление представителя власти, Статья 336. УК РФ Оскорбление военнослужащего

Статья 5.26. КОАП Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики). Статья 5.61. КОАП Оскорбление.

1. Какие типы лексики современного русского языка относятся к оскорбительной лексике?

2. Содержатся ли в предложении «…» слова, словосочетания или фразы, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?

3. Носят ли высказывания …, относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?

4. Имеется ли в высказываниях … отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе?

5. Если имеется, то выражена ли такая отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?

6. Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)?

7. Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство?

8. Имеются ли в тексте фразы, направленные на унижение личного достоинства человека (ФИО), высказанные в позорящей его, неприличной форме?

УГРОЗА

ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»

  1. Имеются ли в разговоре или в тексте выступления (публикации, передачи) высказывания, содержащие угрозы? Если да, то, какие именно?
  2. Следует ли из контекста разговора/разговоров, что данный человек или группа людей имели намерение причинения потерпевшему нежелательных последствий, в том числе смерти?

ЭКСТРЕМИЗМ

1 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к совершению каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных, дискриминирующих)? Если да, то к чему именно побуждает автор?

2 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе? — Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия? — Имеется ли в материале пропаганда и/или демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения?

3 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки: обоснования или оправдания национального и (или) расового превосходства? — Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий? — Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы? — Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделяемой по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, или представителей такой группы?

4 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо должностного лица в каких-либо негативных действиях? Если да, то в каких именно?

5 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

6 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)? Если да, то каких именно действий и в отношении кого?

7 Содержатся ли в материале (тексте) психологические и лингвистические признаки возбуждения вражды (ненависти, розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

ЭКСПЕРТИЗА РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ

ФЗ №38 от 13 марта 2006 года «О рекламе»,

ФЗ «О защите конкуренции» статью 14.1 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, Статья 14.2. «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение» Статья 14.3. «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения».

Является ли данный текст рекламным?

Имеется ли в рекламном сообщении сравнение?

Имеются ли в рекламном сообщении сведения о товарах (услугах) других компаний? Носят ли данные сведения негативный характер?

Используются ли в рекламном сообщении языковые средства, искажающие смысл информации или формирующие дополнительные смыслы?

Формирует ли реклама негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждает таких лиц?

Имеются ли в тексте призывы? Каково их содержание?

Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?

Каковы смысловые доминанты рекламного сообщения? Каковы функции входящих в него компонентов?

Содержит ли рекламное сообщение пропаганду (алкоголя, наркотиков и др.)?

Используются ли в рекламном сообщении средства внушения, языковой манипуляции?

ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Согласно п. 3 ст. 1484 ГК РФ 13 никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

1. Содержит ли семантика словесного обозначения ХХХ характеристику каких-либо товаров, в том числе указание на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта?

2. Может ли словесное обозначение ХХХ порождать смысловые ассоциации с какими-либо товарами, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, ме-сто, способ производства или сбыта?

ЭКСПЕРТИЗА ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

На какие типовые вопросы отвечает специалист при установлении смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров?

1. Каким образом соотносится смысл слова (выражения, текста) «…» со смыслом слова (выражения, текста) «…»? Идентичен ли смысл слов (выражений, текстов) или имеет существенные различия?

2. В какие этимологические и словообразовательные отношения входит слово «…» с лексическим составом современного русского языка?

3. В каком значении употреблено слово «…» в тексте исследуемого материала?

4. Каков общий смысл фразы (текста, пункта договора) «…»?

5. Следует ли из текста исследуемого материала, что …?

6. Идет ли речь в исследуемом тексте о …?

7. Являются ли слова (словосочетания) обозначением одного и того же предмета/предметов (человека, лица/лиц)?

8. Имеются ли в тексте указания, кто именно обозначен словом/ словосочетанием «…» в тексте?

Другие ситуации, требующие специальных знаний лингвиста-эксперта:

§ В каком значении употреблено слово (указать) в представленном тексте (указать)?

§ Являются ли тождественными с лингвистической точки зрения (происхождения и значения) следующие имена: (указать), (указать)? Являются ли перечисленные имена народными, литературными, диалектными, просторечными вариантами одного имени?

Источник: http://www.sud-expert.su/Ekspertiza-i-ocenka/Lingvisticheskaya-ekspertiza1

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Коап 152 ст

Екатерина Добрикова

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Таблица 1. «Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»

Вид ответственностиНарушениеСанкцияНорма
АдминистративнаяНеправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информацииАдминистративный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.Статья 5.39 КоАП РФ
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данныхПредупреждение или административный штраф:
  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Часть 1 ст. 13.11 КоАП РФ
Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласиеАдминистративный штраф:
  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.
Часть 2 ст. 13.11 КоАП РФ
Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данныхПредупреждение или административный штраф:
  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.
Часть 3 ст. 13.11 КоАП РФ
Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данныхПредупреждение или административный штраф:
  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
Часть 4 ст. 13.11 КоАП РФ
Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)Предупреждение или административный штраф:
  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.
Часть 5 ст. 13.11 КоАП РФ
Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении нихАдминистративный штраф:
  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.
Часть 6 ст. 13.11 КоАП РФ
Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методовПредупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.Часть 7 ст. 13.11 КоАП РФ
Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном видеАдминистративный штраф:
  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Статья 19.7 КоАП РФ
УголовнаяНезаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИШтраф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового), либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет)Статья 137 Уголовного кодекса
То же деяние, совершенное с использованием служебного положенияШтраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет)
Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданийШтраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет)
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам гражданШтраф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти летСтатья 140 УК РФ
Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копированиеШтраф до 200 тыс. руб., либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срокСтатья 272 УК РФ
Гражданско-правоваяПричинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.Под убытками при этом понимаются:
  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.
Возмещение убытковСтатья 15 Гражданского кодекса
Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данныхКомпенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)Статья 24 закона о персональных данных, ст. 151 ГК РФ
ДисциплинарнаяРазглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностейУвольнениеПодпункт «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса
Иные нарушения в области персональных данных при их обработкеЗамечание или выговорСтатья 90, ст. 192 ТК РФ

Источник: http://www.garant.ru/actual/persona/otvetstvennost/

Статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных

Коап 152 ст

СТ 13.11 КоАП РФ

1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2.

Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5.

Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

6.

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Источник: http://www.kodap.ru/razdel-2/glava-13/st-13-11-koap-rf

Административный округ
Добавить комментарий