Израиль уголовный кодекс

Приложение

Израиль уголовный кодекс

12 июня выходит в свет русская версия мобильного приложения «Законы Израиля», которое, по замыслу разработчиков, позволит обладателям смартфонов в кризисных ситуациях быстро получить грамотный юридический совет.

Ранее уже были созданы такие приложения на иврите и английском. Вскоре ожидается выход арабской версии.

В Израиле, где на сегодняшний день 56% граждан пользуются смартфонами (среди читателей NEWSru.co.il таковых – около 60%), это приложение может быть полезным для миллионов людей.

Стартап по разработке приложения «Законы Израиля» был основан юристами. Автор идеи и руководитель компании – Александр Гамбарян, более 17 лет работавший в Израиле уголовным юристом. В беседе с корреспондентом NEWSru.co.

il он пояснил, что созданное его командой мобильное приложение призвано помочь обычным гражданам, у которых зачастую нет ни средств на то, чтобы обращаться к дорогим адвокатам, ни времени на поиск юриста в критический момент.

По сути, речь идет о первой неотложной юридической помощи в виде компактного свода рекомендаций, привязанных к стандартным ситуациям, с возможностью немедленно выбрать специалиста, который мог бы наилучшим образом решить проблему.

Такая быстрая помощь может потребоваться, например, когда речь идет о конфликтах с полицией или банками: «Со всеми теми, кто что-то хочет отнять – свободу или деньги», – говорит Гамбарян.

В такой ситуации человеку нужна срочная помощь юриста, потому что у противоположной стороны «уже все есть»: суды, прокуроры, эксперты, служба судебного исполнения – вся государственная машина.

Обращение к адвокату может занять много времени, до его появления зачастую уже проведен допрос, человеком предприняты какие-то ошибочные действия или наоборот не сделано то, что необходимо было делать незамедлительно.

На основании опыта десятков лучших адвокатов Израиля, как поясняет автор идеи, были собраны «10 заповедей» поведения человека в различных ситуациях, когда может потребоваться юридическая помощь. Эти «заповеди» написаны понятным языком в отличие от текстов законов, в которых под силу разобраться только профессиональным юристам.

Ситуация «Что мне делать, если меня арестовывают?» в списке отсутствует, так как в таких случаях полиция, как правило, не дает возможности воспользоваться телефоном. Но есть, например, такие разделы, как «Меня вызвали на допрос», «Меня пытаются обыскать», «Меня хотят проверить на алкоголь в крови» и т.д.

Пока речь идет о первой версии приложения.

На следующем этапе будет создана так называемая «красная карточка»: нажатием на иконку смартфона будет открываться цитата из закона, которую можно будет предъявить полицейскому, если, по вашему мнению, его действия неправомерны или могут иметь негативные последствия для вас. Например, «вы не имеете права обыскивать человека, если он на ваших глазах не совершил преступления», со ссылкой на конкретный закон и решение Верховного суда.

По словам А.Гамбаряна, далеко не все юристы поддержали его начинание.

Некоторые из тех, к кому он обращался за консультациями, выражали недоумение по поводу целесообразности проекта, который может лишить их доходов.

Но создатели приложения «Законы Израиля» не видят ничего страшного в том, что отдельные адвокаты лишатся части своих доходов, если качество и темпы юридической помощи населению улучшатся.

Юридическое приложение для смартфонов, помимо прочего, будет формировать рейтинг адвокатов (так же, как приложение GetTaxi формирует рейтинг компаний и водителей такси), который позволит пользователям выбирать тех юристов, которые зарекомендовали себя наилучшим образом.

Планы разработчиков обширны. Начав с Израиля, они рассчитывают увлечь своими идеями международное сообщество, которое будет создавать аналогичные приложения по всему миру. В настоящее время компания ищет инвесторов для того, чтобы провести дополнительные юридические исследования в данном направлении.

В перспективе планируется не только модифицировать «юридического помощника» и сделать множество различных национальных версий, но и максимально способствовать упрощению логистики юридической помощи и судопроизводства, убеждая людей в эффективности досудебного урегулирования конфликтов.

Над проектом, помимо Александра Гамбаряна, работают адвокат, эксперт по административному праву Алексей Коваленко, юрист Марина Рейзман, главный разработчик Дмитрий Андреев и другие высококвалифицированные специалисты. Программированием приложения занимается американская компания Bekitzur.

Источник: http://www.newsru.co.il/israel/12jun2013/lawya.html

Майя Горен — жертва фемицида

Израиль уголовный кодекс

Демонстрации протеста после каждого подобного убийства в Израиле уже стали традицией, но каждая из таких демонстраций собирает не более трех десятков человек, и это в лучшем случае.

Для сравнения: в Аргентине в конце 2016-го года прошел многотысячный марш протеста против гендерного насилия и бездействия властей перед лицом этого явления, а в начале нынешнего года несколько сот протестующих женщин разделись догола и усеяли своими телами площадь перед зданиями Национального конгресса и резиденции президента .

Вряд ли в Израиле можно представить себе нечто похожее, даже отдаленно, хотя масштабы гендерного насилия в Аргентине вполне сопоставимы с израильскими. Убийства женщин происходят там каждые 30 часов. Если бы численность населения в Аргентине была такой же, как в Израиле, то они происходили бы каждую неделю.

В Израиле же женщины погибают от рук мужчин (не считая палестинских женщин и девочек, совершающих “suicide by soldier” – но это отдельная тема) каждые две недели. Согласитесь, разница не столь уж существенная по сравнению с различиями в масштабах протеста.

Но в отличие от Аргентины или, например, куда более благополучной Испании (где в начале нынешнего года также прошла крупная акция протеста против домашнего насилия, и несколько женщин даже объявили голодовку), в Израиле заботит это лишь небольшую горстку людей, регулярно собирающихся в Тель-Авиве и истошно пытающихся докричаться до равнодушно бредущих мимо толп.

А ведь убийства представляют собой лишь кульминацию, вершину айсберга, подводная часть которого – домашнее насилие, идущее по нарастающей и в подавляющем большинстве случаев не встречающее практически никакого сопротивления со стороны правоохранительных органов.

Так, например, из 19100 дел, открытых полицией в связи с домашним насилием в январе-октябре 2015-го года, лишь чуть более двух с половиной тысяч вообще удостоились обвинительного заключения . Мужчину, на которого подана жалоба, после короткого допроса, как правило, отправляют домой.

Более того, женщин зачастую уговаривают проявлять «благоразумие» во имя сохранности семьи, не раздувать из мухи слона и вести себя более примирительно.

Охранный же ордер в Израиле – это не более чем формальная бумажка, даже если и выписывается полицией и утверждается судом, поскольку никаких санкций за его нарушение, не говоря уже о тюремном заключении, не предусматривается. В результате, женщины, которые сталкиваются с домашним насилием в Израиле, во многих случаях предпочитают вовсе не обращаться в полицию, так как понимают бесполезность этого шага.

При этом домашнее насилие – это лишь одна сторона медали распространяющейся в Израиле эпидемии фемицида. Другой ее стороной, куда более затемненной, является сексуальное насилие, и в этой области ситуация еще плачевнее.

Как недвусмысленно продемонстрировало нашумевшее дело о групповом изнасиловании в Герцлии, единственный шанс для женщины привлечь насильника к ответственности – подвергнуть себя повторному изнасилованию.

Если же женщина не способна вследствие психологической травмы отдаться на растерзание адвокатам, не гнушающимся никакими средствами, чтобы ее растоптать, и пройти через кошмар очной ставки с теми, кто над ней надругался, то прокуратура без зазрения совести умывает руки и закрывает дело. Что и происходит с почти 90% жалоб на сексуальное насилие – насильники освобождаются от ответственности под предлогом недостаточности улик.

Тем не менее, полнейшая незащищенность женщин в Израиле перед лицом домашнего и сексуального насилия практически полностью игнорируется, как на уровне общества в целом, так и на уровне представителей власти.

Более того, вместо инициируемых государством разъяснительных кампаний и профилактических мер, специальной подготовки сотрудников полиции и прокуратуры, имеющих дело с гендерным насилием, предоставления максимальной защиты жертвам, санкций по отношению к адвокатам и судьям, допускающим уничижительные обвинения в их адрес и ужесточения надзора и наказаний для насильников и абьюзеров, наблюдается нечто прямо противоположное. Происходит победоносное распространение мифа о засилье ложных жалоб (озвучиваемого даже самим генинспектором полиции), все более пренебрежительное отношение к женщинам, подвергающимся насилию, и затыкание им ртов при помощи исков о клевете. И создается впечатление, что единственная надежда на позитивные сдвиги в этой области – занесение Израиля в «черный список» стран, открыто и откровенно попустительствующих насилию над женщинами. Похоже, что только такая мера, чреватая экономическими санкциями, сможет заставить израильские власти засуетиться, как это произошло в начале 2000-х с сексуальной работорговлей, процветавшей в Израиле до попадания его в «черный список» абсолютно беспрепятственно.

Посты блогеров размещаются на сайте РеЛевант без изменений стилистики и орфографии первоисточника. Исключения составляют нецензурные выражения, заменяемые звездочками. Мнения блогеров могут не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://relevantinfo.co.il/maya-goren/

Кража в магазине

В этой заметке мы коротко обсудим вынесение наказаний за кражу в магазине. Термин «кража в магазине» — это общее выражение разговорного языка; в соответствии с Уголовным кодексом — обозначение правонарушения, преступления, как правило, хищение, кража или мелкая кража.

Хищение — есть преступление в виде кражи, основанное на составе преступления. Мелкое хищение — преступление легкой формы; и хищение со взломом при отягчающих обстоятельствах, в свою очередь, преступление серьезной формы. Далее мы для удобства будем, в основном, использовать термин кража.

Наложение наказания за преступление хищения предусматривается главой 28 Уголовного кодекса.

Хищение/кража

Лицо, осужденное за кражу, которое присваивает чужое собственное движимое имущество или, например, крадет товары из магазина, не заплатив за указанные товары. Попытка кражи также наказуема. Преступление кражи считается совершенным, когда человек имеет намерения присвоить в свое владение чужую собственность в целях хищения имущества. Таким образом, даже не обязательно, чтобы товары были вынесены за пределы магазина. Глава 28 Уголовного кодекса §1: кто присваивает чужое движимое имущество, подлежит наказанию в виде штрафа или тюремного заключения за кражу до 1 года и 6 месяцев. Глава 28 Уголовный кодекса §2 о тяжких преступлениях гласит: Если в преступлении 1) присвоено особо ценное имущество, 2) берется во внимание, если жертве злодеяния нанесен особенно ощутимый ущерб в результате преступления, 3) преступник воспользовался в свою пользу беспомощным или бедственным положением потерпевшего, 4) преступник или сообщник готовится к осуществлению действий с применением огнестрельного оружия, взрывчатых или других опасных веществ таких, как эти, или 5) преступник врывается в жилое помещение и такое хищение также в общем и целом рассматривается, как тяжкое, преступник должен быть осужден как за тяжкое преступление и приговорен к лишению свободы не менее четырех месяцев и не более четырех лет. Кража является преступлением и официально наказывается. Суд первой инстанции приговаривает правонарушителя за кражу к штрафу или тюремному заключению. Кроме того, суд может обязать заменить украденные товары для магазина.

Мелкая кража

Согласование законодательства о мелкой краже зависит от оценки присвоенного имущества и обстоятельств дела. Преступление кражи является легким преступлением в полном объеме, чтобы быть осужденным за мелкую кражу. Кроме того, попытка мелкой кражи является наказуемым деянием. В соответствии с Уголовным кодексом, главой 28, §3: случае кражи, с учетом стоимости похищенного имущества или других деталей преступления, относящихся к правонарушению, в сущности не имеет большого значения, и преступник может быть приговорен к штрафу за мелкое воровство. Мелкой кражей называется преступление, являющееся уголовным, за которое обвинитель/прокурор может предъявить обвинение только по запросу владельца. Наказание за мелкое воровство наказывается штрафом, который может сразу же на месте выписать вызванная полиция. Штраф налагается в измерении дневного штрафа (от 1 до 120). Дневной штраф исчисляется в деньгах таким образом, чтобы разумно соответствовало платежеспособности штрафуемого (его доходам). Общая сумма штрафа составляет дневной штраф, умноженный на количество дней. Сумма за кражу и мелкую кражу варьируется в диапазоне 500 евро, но также учитываются объект, цель и метод. Например, если преступник уже был в магазине со щипцами или резаком для снятия тревожного сигнала, запланированные действия могут рассматриваться отягощающими кражу.

Ограбление

Воровство в магазине может быть в некоторых случаях обострено разбоем, если, например, преступник совершает насилие в отношении продавца. Попытка подобного ограбления также наказуема. Глава 31 Уголовного кодекса §1 о тяжких преступлениях гласит: 1) применение насилия против личности, или, угрожая немедленно применить насилие, завладеть собственным имуществом другого без его желания, или незаконно присвоить чужое имущество, или 2) применение такого насилия или угрозы, чтобы заставить других отказаться от своих финансовых интересов в пользу преступника или лица, не имеющего на то законного права, в интересах которого он действует, так же наказуемо и приговаривается к тюремному заключению за ограбление не менее четырех месяцев и не более шести лет. Глава 31 Уголовного кодекса §1 Ѕ гласит: этот раздел не предназначен, принимая во внимание низкий уровень насилия или угроз, или других соответствующих обстоятельств дела, в целом, не является серьезной, преступник не осуждается за грабеж, но осуждается за другие преступления, действие которых доказано (такие, как кража).

Источник: http://www.kauppatie.fi/2013/06-2013/rus-4.shtml

Мировая практика наказаний за оскорбления государственных институтов

Израиль уголовный кодекс

В Госдуму внесен законопроект, вводящий административную ответственность за распространение в интернете материалов, выражающих «в неприличной форме явное неуважение» к Конституции, государству, официальным государственным символам, органам госвласти РФ и обществу. РАПСИ изучило международный опыт по законодательной защите государственных институтов и символов, выделив наиболее интересные примеры с разных континентов в специальную инфографику.

Австрия

Оскорбление государственных символов

Ст. 248(2): Оскорбление флага государства или субъектов федерации, национального герба и гимна во время официального или публичного мероприятия – заключение до 6 месяцев или штраф до 360 ДНОТ.
ДНОТ — дневная норма оплаты труда устанавливается отдельно и составляет от 4 до 5000 евро в зависимости от многих факторов, включая финансовое состояние преступника.

Оскорбление главы государства

Клевета и оскорбление госслужащих и президента отдельно не проговаривается и карается так же, как и оскорбление любого гражданина. Разница только в том, что высшие должностные лица имеют право на особую судебную процедуру согласно их статусу.

Ст. 117 УК Австрии: Клевета личности – заключение до 6 месяцев или штраф размером до 360 дневных норм оплаты труда (ДНОТ). Клевета, распространенная медиа-способами – заключение до 1 года или штраф до 760 ДНОТ.

Ст. 115 УК Австрии: Оскорбление, высмеивание, угрозы в присутствии не менее 3 других человек – ТЗ до 3 месяцев или штраф до 180 ДНОТ.

Ст. 297 УК Австрии: Ложное обвинение в невыполнении должностных обязанностей, влекущее уголовное преследование – заключение до 1 года или штраф до 720 ДНОТ. Ложное обвинение в уголовном преступлении, влекущем наказание до 1 года заключения – заключение от 6 месяцев до 5 лет.

Азербайджан

Оскорбление главы государства

Статья 323.1 УК Азербайджана «Дискредитация или унижение чести и достоинства главы Азербайджанского государства — президента Азербайджанской Республики в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации» распространяется «на публикации и демонстрации в Интернете».

За эти действия устанавливается наказание в виде штрафа в размере 500-1000 манатов (около 300-600 долларов), исправительные работы сроком до двух лет или лишение свободы сроком на два года.

Новая часть 323-1 УК Азербайджана устанавливает, что «если действия, предусмотренные в статье 323.1, распространяются в информационных ресурсах Интернета с использованием фейковых имен, профилей или аккаунтов, то будет применяться наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 манатов или в виде лишения свободы на срок до трех лет».

Белоруссия

Оскорбление главы государства

Статья 368 УК Белоруссия устанавливает, что публичное оскорбление Президента Республики Беларусь наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за оскорбление или клевету, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

При этом публичное оскорбление представителя власти в Белоруссии составляет самостоятельный состав преступления и регулируется статье 369 УК Белоруссии: публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Бельгия

Оскорбление институтов власти

Не регулируется.

Но уголовно наказывается клевета и диффамация в отношении «конституционных органов» (те же параметры, что и оскорбление личности). Ст. 446 УК Бельгии: заключение от 8 дней до 12 мес или штраф от 26 до 200 евро, если оскорбление опубликовано письменно или через изображение, а также в присутствии нескольких человек в непубличном месте, но открытом для публичного посещения.

Также ст. 275 и 277 УК Бельгии: уголовное преследование за оскорбление конституционных органов и членов этих органов словами, угрозами, жестами и пр.

в физическом присутствии этих лиц, находящихся при исполнении должностных обязанностей – заключение от 15 дней до 6 месяцев или штраф от 50 до 300 евро.

Наказание усиливается, если преступление совершено во время заседания Палаты или суда – заключение от 2 мес до 2 лет или штраф от 200 до 1000 евро.

Оскорбление высших должностных лиц наказывается по ст. 276 УК Бельгии – заключение от 8 дней до 1 мес и штраф от 26 до 200 евро.

Оскорбление главы государства/главы правительства

Ст. 1, Закон о преступлениях против короля от 6 апреля 1847 г: оскорбление короля любым способом, в том числе текстом или изображением, распространяемым публично – заключение от 6 мес до 3 лет и штраф до 3000 евро.

А также лишение политических прав на срок от 2 до 5 лет согласно ст. 42 УК Бельгии.

Ст.2 Закона о преступлениях против короля от 6 апреля 1847 г: оскорбление членов королевской семьи – ТЗ от 3 месяцев до 2 лет и штраф до 2000 евро.

Германия

Оскорбление государственных символов

Ст. 90а УК Германии: оскорбление или злонамеренное выражение презрения к Германии, ее национальным цветам, флагу, гербу – штраф или заключение до 3 лет.

Штрафы за уголовное преступление рассчитываются по «суточному базису» — от 1 до 30 000 евро в сутки и умножаются на количество дней: от 5 до 360 дней. Во внимание принимается финансовое состояние виновного.

(2) Так же наказывается тот, кто удаляет, разрушает, повреждает, приводит в негодность или делает неузнаваемым публично вывешенный флаг Федеративной Республики Германии или одной из ее Земель или публично используемый органом власти символ государственного суверенитета Федеративной Республики Германии или одной из ее Земель или совершает оскорбительные действия по отношению к ним.

Оскорбление главы государства/главы правительства

Ст. 90 УК Германии: публичное оскорбление президента – заключение от 3 месяцев до 5 лет, при сознательной диффамации с целью нанесения ущерба репутации президента и самого государства – минимальный срок заключения от 6 месяцев. Судебное преследование по этой статье возбуждается только с одобрения президента.

(3) Наказанием является лишение свободы на срок до пяти лет или денежный штраф, если исполнитель своим деянием намеренно выступает против целостности Федеративной Республики Германии или против ее конституционных основ.

Израиль

Оскорбление государственных символов

Закон о флаге и эмблеме Израиля от 2016 г: сожжение флага преследуется уголовно – заключение до 3 лет или штраф до 15 000 долл США. Также суд может по усмотрению лишить обвиняемого определенных государственных льгот на срок до 6 лет.

Канада

Оскорбление главы государства/главы правительства

Ст. 61 УК Канады: произнесение или публикация клеветы, а также заговор с целью подрыва государственной деятельности правителя – тюремное заключение до 14 лет.

Нидерланды

Оскорбление главы государства

Публичное оскорбление монарха – заключение до 5 лет или штраф.

Публичное оскорбление супруги монарха, их первого наследника, его супруги или регента – заключение до 4 лет.

Польша

Публичное оскорбление президента – тюремное заключение до 4 лет.

Ст. 236 Уголовного Кодекса Польши: Оскорбление госслужащего в процессе его службы и в связи с его официальными обязанностями – ТЗ до 2 лет или штраф.

Ст. 273 УК Польши: Публичное оскорбление или высмеивание в печати и медиа польского народа, Польской Республики или ее политической системы – заключение от 1 до 10 лет.

В этой стране преследуется оскорбление иностранных глав государств  — в Польше завели дело в связи с оскорблением Папы Римского, т.к. он глава Ватикана.

США

Оскорбление государственных символов

На федеральном уровне не установлено положений относительно оскорбления государственных символов или изображений должностных лиц. Отдельные штаты сохранили регулирование некоторых форм уголовной диффамации – и все они касаются только оскорбления личности, но не государственных лиц и символов.

Финляндия

Оскорбление государственных символов
Не регулируется, кроме оскорбления флага, за неуважительное отношение к которому (а также повреждение, снятие с публичного места налагается штраф по ст. 8 Закона о финском флаге) размер штрафа не оговаривается.

Оскорбление главы государства/главы правительства

Не регулируется. При этом общие положения об оскорблении личности или распространении клеветы регулируются ст. 24(9) УК Финляндии и влекут наложение штрафа или, при отягчающих обстоятельствах, заключение до 2 лет.

Отягчающими обстоятельствами считается нанесение «серьезного страдания или конкретного значительного ущерба» личности (ст. 24(10) УК Финляндии).
Уголовные штрафы рассчитываются как «суточные штрафы», т.е.

установленный размер суточного штрафа умножается на число суток от 1 до 120 и зависит от конкретной финансовой ситуации обвиняемого.

Франция

Оскорбление государственных символов

Ст. 433-5-1 УК Франции: тяжкое оскорбление национального гимна или флага во время демонстрации, организованной или одобренной госорганами — штраф до 7 500 евро и заключение до 6 месяцев в случае группового участия.

Оскорбление главы государства/главы правительства

Ст. 30-31 Закона о свободе прессы от 29 июля 1881 г: уголовное оскорбление — штраф до 45 000 евро. Дополнительно оговаривается непубличное тяжкое оскорбление в виде слов, жестов, угроз, текстов или изображений – штраф до 7 500 евро и в особых случаях заключение до 1 года.

Турция

Оскорбление государственных символов

Ст. 300 УК Турции: оскорбление флага разрыванием, сжиганием или подобным действием – заключение от 1 до 3 лет. Это касается любого изображения с белым полумесяцем и звездой на красном фоне, что является символом суверенитета Турецкой республики (ст. 300(1))

Ст. 300(2) УК Турции: публичное оскорбление гимна – заключение от 6 мес до 2 лет.

Ст. 300 (3) УК Турции: при совершении оскорбления турецкими гражданами, находящимися за границей наказание усиливается на одну треть.

Ст. 341(1) УК Турции: публичное оскорбление иностранного флага или иного символа – заключение от 3 мес до 1 г при жалобе соответств. государства.

Ст. 125 УК Турции: оскорбление должностного лица в отношении его должностных обязанностей устно, письменно или через визуальные СМИ – заключение минимум 1 год. Если оскорбление нанесено участнику комитета, то оно распространяется на всех участников комитета и применяется составное наказание.

Оскорбление главы государства/главы правительства

Ст. 299 УК Турции: заключение от 1 до 4 лет, при публичном совершении наказание увеличивается на одну шестую.

Япония

Оскорбление государственных символов

Оскорбление флага именно Японии не регулируется, но запрещено оскорблять символы любого государства.

Ст. 92(4) УК Японии: любое обесчещивание флага или иного символа иностранного гос-ва запрещено и карается штрафом до 200 000 йен или заключением с принудительными работами до 2 лет по жалобе иностранного государства.

Оскорбление главы государства/главы правительства

Ст. 230-2 УК Японии: оскорблением не считается обнародование факта, который был признан судом истинным. При этом в целом диффамация личности, вне зависимости от истинности опубликованных фактов, наказывается заключением до 3 лет и штрафом до 500 000 йен (ст. 230).

Разбор всех актуальных вопросов по теме защите институтов власти, государственных символов и общества в интернете с экспертными ответами читайте в нашей аналитике.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20190117/293888668.html

Поможет ли смертная казнь в борьбе с террором? Пока политики соревновались в жесткости реплик, «Детали» попросили адвоката по уголовным делам Яшара Якоби разъяснить, как и при каких обстоятельствах государство вправе лишить преступника жизни.

Тела трех израильтян, убитых в поселении Халамиш, еще не успели остыть, как политики уже наперебой начали требовать казнить террориста. Первым смертной казни для него потребовал Исраэль Кац. Сразу вслед за ним — Нафтали Беннет.

И уж, конечно, не могла остаться в стороне НДИ, которая требованием ввести смертную казнь для террористов набирала голоса своего электората на последних выборах: депутат Одед Форер призвал и юридического советника правительства Авихая Мандельблита и главного военного прокурора Шарона Афека включить требование о смертной казни в обвинительное заключение, которое будет подано против террориста, убившего троих членов семьи Саломон. И потом Кац , заметив, возможно, что его имя уже оттеснили в первых полос СМИ, вновь напомнил, что добивается для него смертной казни…

Удел политиков — сорить призывами. Однако каковы юридические аспекты всех этих громких требований? Что на самом деле нужно для вынесения и утверждения смертного приговора? Какой закон или пункт закона необходимо для этого задействовать?

— Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомню, что в Израиле, за всю новейшую историю государства, казнили лишь двоих преступников: Адольфа Эйхмана и Меира (Мишу) Тувианского, — отвечает адвокат Яшар Якоби.

— Причем Тувианский был расстрелян через месяц после провозглашения Государства Израиль по ошибке! Его необоснованно обвинили в предательстве во время Войны за независимость.

Приговор очень быстро привели в исполнение, но после дополнительного расследования, когда был найден истинный предатель, Тувианского полностью реабилитировали. Посмертно.

— Вы привели этот пример, чтобы показать, насколько опасно выносить смертный приговор, потому что под «расстрельную» статью может попасть невинный человек?

— Я думаю, что это очень яркий пример того, насколько опасна подобная мера.

Эйхман был казнен по закону «против нацистских преступников и их пособников». Но существует и другой закон, который подразумевает наказание за преступление против человечности и истребление народа (не только еврейского).

Израильский уголовный кодекс подразумевает смертную казнь только в одном случае — предательство с целью навредить целостности и/или суверенитету государства (97-я статья УК).

А прочие возможности вынести преступнику смертный приговор таит военное право Израиля — даже за дезертирство из армии можно лишить жизни.

Военные законы вообще очень строгие: за пособничество врагам Израиля также определено наказание — смертная казнь.

— Но этот закон может быть применим только к израильтянам, служащим в израильской армии. То есть к арабам его применить нельзя?

— Совершенно верно. Арабы в обязательном порядке не служат в ЦАХАЛе, а потому даже того из них, кто помогает врагам Израиля, нельзя осудить по этому закону.

— А есть ли основная статья, по которой можно вынести смертный приговор?

— Она взята из британского права, принятого в подмандатной Палестине в 1936 году. Закон о смертной казни являлся законом уголовного права, и смертная казнь полагалась за убийство. Он существовал до 1954 года.

В 1948 году, когда образовалось наше государство, то израильское правительство первым делом объявило: все британские законы продолжают действовать, чтобы не было хаоса в новообразовавшейся стране.

И только в 1954 году был принят новый уголовный кодекс, который отменил казнь за убийство. Было много приговоренных, которые сидели в ожидании казни с 1948 года до 1954, но тогда решили не применять эту меру на практике, пока Кнессет не вынесет окончательного решения.

И Кнессет отменил казнь за убийство – расстрел заменили на пожизненное заключение.

— Но все эти законы не подразумевают казни террористов?

— Совершенно верно. Это два свода, гражданских и военных законов против нацистов и их пособников, преступления против человечности, предательство, подрывающее суверенитет государства, и второй свод военных законов, в который включаются статьи «подстрекательство» и «предательство в военное время».

Но есть третий свод законов, относящихся к вопросам безопасности на территориях, он применим именно к террористам и он допускает казнь преступника  при соблюдении очень жестких условий: три судьи в чине не ниже подполковника должны единогласно вынести смертный приговор, после чего автоматически направляется апелляция в Верховный суд. Который, скорее всего, отменит приговор, а если нет, его может отменить глава Генштаба армии, либо президент. А если не они, тогда генеральный прокурор или главный юридический советник правительства.

Именно так и происходило примерно в 10 случаях, когда уже были попытки вынести смертный приговор террористам. Кроме того, главный обвинитель должен попросить суд вынести смертный приговор, что тоже, до сегодняшнего дня происходило крайне редко.

В любом случае, на каком-то этапе исполнение смертного приговора в нашем судопроизводстве тормозилось. Теоретически, вынесение приговора возможно, только непонятно, насколько эффективной окажется эта мера в борьбе с террором.

— Только в случае с Эйхманом был полный консенсус?

— После того, как Эйхмана сняли с виселицы, его труп был сожжен, а прах развеян над морем. Никаких могил. Чтобы не приходили поклоняться этому извергу. Невозможно ничего сравнить с этой казнью.

Сам акт казни — он же и акт мести. И он оправдан, безусловно, в случае с Эйхманом. Что же касается казни террористов, угроза смертной казни не станет для них актом устрашения.

Ведь они изначально готовы умереть, они идут на смерть.

Это, в общем-то, и не наказание для них — зато можно не сомневаться, что если мы начнем террористов казнить, то их в скором времени ненавистники Израиля возведут в ранг чуть ли не святых.

Я думаю, что обсуждать этот вопрос необходимо. Вопрос может быть поднят в общественной дискуссии, и руководство Израиля должно его обсудить. Но примером для нас может стать решение Кнессета, вынесенное в 1954 году. После того, как в течение шести лет эта тема обсуждалась! Тогда, в конце концов, было принято решение не популистское, а взвешенное и разумное.

Мирьям Кацнельсон, «Детали».  Stephen Lam, Reuters

Источник: https://detaly.co.il/smert-im-k-litsu-nachnut-li-v-izraile-kaznit-terroristov/

Закон об уголовном праве Израиля на русском языке

Израиль уголовный кодекс

Предисловие
Вашему вниманию представлено второе издание постатейного перевода с иврита на русский язык Закона об уголовном праве Израиля 1977 г. Для того, чтобы наиболее точно и правильно понять реалии данного Закона, предлагаю совершить короткий экскурс в историю уголовного права Израиля.

14 декабря 1936 г. в подмандатной Палестине, на части территории которой в последствии будет создано государство Израиль, вступил в действие Ордонанс об уголовном кодексе 1936 г. (Criminal Code Ordonance), изданный британской колониальной администрацией.

С вступлением в силу данного Ордонанса был отменён действовавший в Палестине до того времени Оттоманский уголовный кодекс (Ottoman Penal Code), который являлся напоминанием о правлении турок в Палестине до прихода англичан. Следует отметить, что Ордонанс об уголовном кодексе был практически списан с австралийского кодекса 1899 г.

, который британские власти в свою очередь использовали в качестве модельного кодекса для подобных актов в некоторых арабских и африканских странах, включая Палестину .

В 1948 году, с созданием государства Израиль, израильское правительство не отменило действие актов изданных колониальной британской администрацией. Так, в ст. 11 Ордонанса о праве и администрации 1948 г. говорится, что «действующее в Палестине право остаётся в силе и после 14 мая 1948 г.

в той степени, если ни одно из его положений не противоречит настоящему декрету или другим законам, срок действия которых продлен Временным государственным советом, и при условии, что они не могут подорвать устои государства и его органов» .

Таким образом, вышеупомянутый Ордонанс остался в силе, и после провозглашения независимости государства Израиль.

Однако с годами нормы Ордонанса переставали соответствовать меняющейся действительности и отвечать потребностям независимого государства. Поэтому на протяжении многих лет израильский парламент (Кнессет) периодически принимал законы, которые заменяли устаревшие нормы Ордонанса.

Так, были приняты: Закон о внесении изменений в уголовное право (преступления в сфере взяточничества) 1952 г., Закон о внесении изменений в уголовное право (нападение на полицейских) 1952 г., Закон о внесении изменений в уголовное право (безопасность государства, международные отношения и официальные тайны) 1957 г.

, Закон о внесении изменений в уголовное право (многобрачие) 1959 г., Закон о внесении изменений в уголовное право (сокрытие преступлений) 1959 г., Закон о внесении изменений в уголовное право (проституция) 1962 г.

, Закон о внесении изменений в уголовное право (преступления, совершённые путём обмана, вымогательства и притеснения) 1963 г., Закон о внесении изменений в уголовное право (запрещённые азартные игры, лотереи и ставки) 1964 г.

, Закон о внесении изменений в уголовное право (использование транспортного средства без разрешения) 1964 г., Уголовный закон (меры наказания) (комбинированная редакция) 1970 г., Уголовный закон (преступления, совершённые вне пределов Израиля) (комбинированная редакция) 1973 г.

, Закон о внесении изменений в уголовное право (прерывание беременности) 1977 г.
В 1977 г., в Кнессете было принято решение объединить все вышеуказанные законы, а также оставшиеся в силе положения Ордонанса об уголовном кодексе 1936 г., в единый Закон об уголовном праве 1977 г., который вступил в силу 4 августа 1977 г.

В настоящей редакции данный Закон выглядит следующим образом — он состоит из трёх частей: Вступительной, Общей и «Преступления».

Каждая часть, в свою очередь, состоит из разделов, которые делятся на главы (необходимо уточнить, что некоторые разделы, на главы не делятся).

Таким образом, Вступительная часть состоит из 3 разделов и 3 глав, Общая часть состоит из 6 разделов и 20 глав, а часть «Преступления» состоит из 9 разделов и 48 глав. Всего же насчитывается 615 статей, из них 34 статьи отменены, а 581 являются действующими.

Надо признать, что если Вступительная и Общая части Закона об уголовном праве, после изменений, внесённых в них в 1995 г. поправкой №39, представляют собой единое целое, то часть «Преступления» далека от совершенства.

Некоторые статьи части «Преступления» были списаны с Ордонанса об уголовном кодексе 1936 г., и с тех пор не менялись, поэтому не стоит удивляться, если они покажутся устаревшими, как, например статья 492, а с другой стороны, во многие разделы данной части Закона постоянно вносятся поправки.

Особенно активную законотворческую деятельность израильские законодатели проявляют в отношении таких глав Закона как: «Проституция и порнография», «Преступления против половой неприкосновенности» и «Ущемление свободы лица».

Это и не удивительно ввиду того, что в Кнессете существует очень сильное лобби, которое представляет интересы многих общественных организаций, ставящих своей задачей искоренение в израильском обществе таких пагубных явлений, как, например, торговля людьми в целях занятия проституцией и постоянно растущее из года в год сексуальное использование несовершеннолетних.
С момента издания Закона в 1977 г. и до 1 августа 2010 г. во все три его части было внесено в общей сложности 107 поправок.

Следует также помнить, что ввиду отсутствия в Израиле кодификационного законодательства, Закон об уголовном праве не является кодексом, и не устанавливает уголовную ответственность за все преступления, существующие в израильском законодательстве, но он рассматривается как основополагающий уголовный Закон в Израиле, а действие его Вступительной и Общей частей Закона распространяются на все остальные законодательные акты, устанавливающие уголовную ответственность, как, например, Закон о ценных бумагах 1968 г., Ордонанс об опасных наркотиках (новая редакция) 1973 г., Закон о предотвращении сексуальных домогательств 1998 г.

И в заключении, хотелось бы подчеркнуть, что при чтении Закона об уголовном праве Израиля особое внимание следует обратить на ст. 90 алеф и 90 бет, которые приводят в соответствие нормы Вступительной и Общей частей по отношению к нормам в части «Преступления». Дело в том, что, как я уже упоминал выше, в 1995 г.

вступила в действие поправка №39, которая изменила многие понятия во Вступительной и Общей частях Закона, а в части «Преступления» в каждую отдельную статью соответствующие изменения не были внесены, поэтому, не читая вышеуказанные статьи (90 алеф и 90 бет), очень трудно понять правильный смысл статей в части «Преступления».

Марат Дорфман,
судья, магистр права (LL.M)

dossier.izrus.co.il/bezopasnost/151.html

Электронная «Университетская библиотека»:

Источник: http://madan.org.il/ru/news/zakon-ob-ugolovnom-prave-izrailya-na-russkom-yazyke

Административный округ
Добавить комментарий