Двойное гражданство и безгражданство в международном праве

11.2. Международно-правовые вопросы гражданства: Под гражданством в международном праве понимается устойчивая

Двойное гражданство и безгражданство в международном праве

Под гражданством в международном праве понимается устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Институт гражданства зародился и сформировался относительно недавно. Исторически ему предшествовал институт «подданства», который сохранился и в настоящее время в государствах с монархической формой правления. Впервые понятие «гражданин» было формально закреплено в Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 г. в период Великой французской революции.

Гражданство с точки зрения правовой квалификации следует рассматривать как отдельный институт международного права, регулируемый одновременно нормами и международного и национального права.

В то же время гражданство выступает как субъективное право, присущее отдельному лицу. С этой точки зрения следует рассматривать гражданство как право на гражданство.

В подтверждение такой трактовки гражданства следует привести положения некоторых международных договоров, а именно Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта

о гражданских и политических правах 1966 г., которые предусматривают, что «каждый человек имеет право на гражданство».

Гражданство может быть приобретено по рождению (филиация), путем натурализации, посредством международного договора, путем реинтеграции (восстановления) и пожалования.

Приобретение гражданства по рождению встречается наиболее часто и нашло свое отражение в некоторых международно-правовых актах. Среди них: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. В них закреплено положение, согласно которому ребенок ни при каких обстоятельствах не должен стать лицом без гражданства (апатридом).

Приобретение гражданства по рождению основано на двух принципах: «праве крови» (jus sanguinis) и «праве почвы» (jus soli). В соответствии с принципом «права крови» ребенок приобретает гражданство своих родителей вне зависимости от места своего рождения. Данный принцип законодательно закреплен в большинстве стран Европы, в том числе и в Российской Федерации.

Принцип «права почвы» означает, что ребенок приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился, вне зависимости от гражданства своих родителей. Данному принципу следует большинство государств Латинской Америки.

Принцип «права почвы» не применяется в отношении детей сотрудников дипломатических агентств и консульских учрежде ний, что предусмотрено в Факультативном протоколе к Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Факультативном протоколе об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

В том случае, если ребенок имеет родителей, являющихся гражданами различных государств, то его гражданство определяется родителями путем подачи заявления в органы регистрации актов гражданского состояния. Однако впоследствии ребенок, достигший совершеннолетия, вправе самостоятельно определить, гражданство кого из родителей он выберет.

Приобретение гражданства в порядке натурализации. Различают индивидуальную натурализацию (по заявлению) и натурализацию в силу правопреемства.

Индивидуальная натурализация подразумевает добровольное волеизъявление лица о приобретении гражданства определенного государства. Натурализация обусловлена обязательным согласием со стороны государства. По международному праву любые действия государства, направленные на насильственный прием в гражданство, являются недействительными.

Государства в законодательном порядке определяют требования, предъявляемые к лицу, приобретающему гражданство в порядке натурализации. Одно из основных требований — это соблюдение ценза оседлости (домицилия).

В различных государствах национальное законодательство устанавливает различные сроки постоянного проживания (Швейцария и Испания —10 лет, Франция, Россия, США — пять лет, Великобритания и Норвегия — семь лет). Данное условие имеет также и международно-правовой характер.

В Конвенции ООН о сокращении безгражданства 1961 г. содержится положение о предпочтении ценза оседлости сроком от пяти до 10 лет.

Существуют также и дополнительные условия приобретения гражданства в порядке натурализации. К нИм относятся: знание государственного языка, достижение определенного возраста, наличие постоянного источника дохода, принесение присяги в верности государству (США, Великобритания).

До второй половины XX в. в практике государств применялось положение о том, что «жена следует гражданству мужа». Однако в Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г.

и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

закреплены положения о том, что женщина, вступая в брак с иностранным гражданином, имеет право сохранить свое гражданство или приобрести гражданство супруга.

Национальным законодательством о гражданстве некоторых государств закреплена натурализация на основе закона, подразумевающая приобретение гражданства государства лицом, в отношении которого применен институт усыновления, установления опеки, признания отцовства и др.

В том случае, когда государства заключают международные соглашения по территориальным вопросам (образование новых государств в результате объединения, распада государств), встает вопрос о гражданстве лиц, проживающих на территории новых государств. В этом случае лица приобретают гражданство нового государства, при этом они выражают молчаливое согласие с фактом приобретения гражданства этого государства.

Приобретение гражданства на основании международного договора имеет место при переходе части территории от одного государства к другому (цессия), а также при обмене частями территории между двумя государствами. В случае территориальных изменений государства могут предусмотреть право добровольного выбора гражданства (оптация) или его автоматического изменения (трансферт).

К способам утраты гражданства относятся: экспатриация и денатурализация.

Экспатриация означает добровольный выход из гражданства. Различают свободную и разрешительную экспатриацию.

Право лица на свободный выход из гражданства закреплено в некоторых международных соглашениях. Среди них: Гаагская конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, 1930 г., в ст.

6 и 7 которой предусмотрено, что «без ущерба свободе государства предоставлять более широкие права отказываться от своего гражданства, лицо, обладающее гражданствами двух государств, приобретенных без какого- либо добровольного действия с его стороны, может отказаться от одного из них с разрешения государства, от гражданства которого оно хочет отказаться», а также Европейская конвенция о сокращении случаев множественности гражданства 1963 г. Как показывает практика применения законодательства о гражданстве, многие государства обусловливают свободу экспатриации приобретением гражданства другого государства.

Денатурализация означает принудительное лишение гражданства в силу закона.

Она может производиться автоматически по причине неопределенно длительного пребывания гражданина за рубежом, сообщения заведомо ложных данных при натурализации, грубого нарушения обязанностей гражданина и др. В настоящее время денатурализация встречается редко, однако возможность ее применения предусмотрена законодательством Канады, Венесуэлы, Болгарии и ряда других государств.

В том случае, когда лицо рассматривается в соответствии с национальным правом гражданином одновременно двух или более государств, его именуют лицом с двойным гражданством (бипат- ридом).

Случаями возникновения множественного гражданства являются: территориальные изменения государства, международная миграция населения, коллизии национального законодательства о гражданстве, брак с гражданином иностранного государства, усыновление иностранного гражданина, натурализация при сохранении прежнего гражданства и др.

Институт множественного гражданства признан в некоторых государствах (Англия, Бангладеш, Беларусь, Германия, Израиль, Россия, Таджикистан, Франция, страны Латинской Америки).

Бипат- ризм означает, что лицо одновременно имеет права и обязанности в отношении всех государств, гражданином которых оно является.

История существования данного института доказала, что двойное гражданство влечет за собой определенные негативные правовые последствия, что порой осложняет международные отношения между государствами гражданства бипатрида.

К ним относятся вопросы предоставления дипломатической и консульской защиты бипатрида на территории третьих государств или территории одного из государств гражданской принадлежности.

Очень часто возникает вопрос о том, в каком из государств гражданской принадлежности обязано нести воинскую повинность лицо с множественным гражданством. Любой гражданин является налогоплательщиком и обязан уплачивать установленные национальным правом налоги и сборы.

В случае двойного гражданства встает закономерный вопрос, в каком из государств гражданской принадлежности бипатрид является налогоплательщиком.

На решение вышеуказанных вопросов и было направлено международное сотрудничество государств. В XX в. ими было заключено несколько международных договоров, направленных на урегулирование некоторых негативных последствий института двойного гражданства. Среди них: Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, 1930 г.

, Европейская конвенция о сокращении случаев множественности гражданства и о воинской повинности в случаях множественности гражданства 1963 г.

Основным положением данных соглашений является то, что лицо с множественным гражданством рассматривается гражданином того государства и несет обязанности в отношении того государства, на территории которого имеет постоянное Местожительство.

В период своего существования СССР заключил ряд международных соглашений с государствами Восточной Европы, направленных на ликвидацию института двойного гражданства.

В них было закреплено общее правило о том, что лица с двойным гражданством имели право в течение определенного периода времени принять решение о выборе одного из гражданств.

В том случае, если лицо не воспользовалось данным правом, оно оставалось в гражданстве государства постоянного местожительства.

Подобные правовые коллизии определили позицию большинства государств, в которых национальное законодательство не предусматривает право для собственных граждан иметь гражданство другого государства.

Законодательство России признает институт двойного гражданства. В п. 1 ст. 62 Конституции РФ установлено, что «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В развитие положений Конституции РФ в ст. 6 Федерального закона от 31.05.

2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено, что «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом».

Это означает, что данный Закон допускает возможность наличия у гражданина Российской Федерации гражданства другого государства на основании заключенного двустороннего международного договора.

Россия заключила два международных договора, позволяющих гражданам России иметь двойное гражданство: Соглашение между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 дека бря 1993 г. и Договор между Россией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. В настоящее время действующим остается международный договор между Россией и Таджикистаном.

Безгражданство (апатризм) в международном праве означает такое правовое положение лица, при котором оно не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его национального права.

Для правового регулирования статуса апатридов в Нью-Йорке 28 сентября 1954 г. была принята Конвенция о статусе апатридов.

Государства взяли на себя обязательство, что «будут применять положения Конвенции к апатридам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения».

Конвенция регулирует различные аспекты правового положения апатридов, предоставляя им в основном национальный правовой режим в отношении пользования правами, закрепленными в Конвенции.

В 1961 г. под эгидой ООН была разработана и принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 31 декабря 1975 г.

Основная цель данного международного соглашения — создание благоприятных условий для приобретения гражданства договаривающегося государства лицами без гражданства, рожденными на его территории, которые иначе не имели бы гражданства, а также формирования условий для того, чтобы при экспатриации граждане не приобретали статус апатрида.

В Конвенции предусматривается, что дети апатридов приобретают гражданство государства своего рождения на основании принципа «права почвы». В том случае, если государства заключают международные договоры о передаче территории, в них должны быть предусмотрены гарантии от возможного безгражданства.

Источник: https://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/112-mejdunarodno-pravovyie-voprosyi-30951.html

Международное право. Особенная часть

Двойное гражданство и безгражданство в международном праве

В силу ряда обстоятельств физическое лицо может быть бипатридом, т.е. оказаться в правовом состоянии одновременного гражданства двух государств (двойное гражданство). Условно к этой категории можно отнести лиц, обладающих гражданством более двух государств (множественное гражданство).

Правовое состояние двойного гражданства у физического лица возникает обычно в результате коллизии законодательства различных государств о порядке приобретения и утраты гражданства.

Это может иметь место, в частности: при рождении ребенка от родителей — граждан страны, применяющей принцип «права крови», на территории страны, применяющей принцип «права почвы»; при браке женщины с иностранцем, если законодательство страны женщины не исключает ее из гражданства после вступления в брак, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей гражданство; при усыновлении, если государство усыновляемого не дает согласия на выход из гражданства, а государство гражданства усыновителей предоставляет ему свое гражданство; при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другого государства, не теряет своего прежнего гражданства, и т.д.

Двойное гражданство осложняет положение лица, обладающего им. Проблема заключается в том, что каждое из государств, считающих лицо своим гражданином, в принципе может требовать от него выполнения гражданских обязанностей (в частности, воинской повинности).

Лицо с двойным гражданством не может на территории государства, в гражданстве которого оно состоит, отказываться от выполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на свои обязанности по отношению к государству, гражданином которого оно также является.

Этим вызваны отрицательное отношение большинства государств к совмещению гражданств и многочисленные попытки устранения двойного гражданства путем заключения международных соглашений.

В целях преодоления всевозможных коллизий законов о гражданстве и урегулирования возникающих при этом сложностей 12 апреля 1930 г. в Гааге была подписана Конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизиям законов о гражданстве.

Некоторые ее постановления касались вопросов двойного гражданства.

В преамбуле указанной Конвенции провозглашалось, что каждое лицо должно иметь только одно гражданство и что необходимо добиваться ликвидации всех случаев двойного гражданства.

При этом Конвенция 1930 г. подтвердила, что каждое государство самостоятельно определяет в своем внутреннем законодательстве, кто является гражданином данного государства. На основании такого подхода, следовательно, каждое государство может считать своим гражданином лицо, которое имеет помимо гражданства данного государства также и гражданство другого государства.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии со ст.

6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ.

Наличие у гражданина РФ двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

По Конвенции 1930 г. государство не может осуществлять дипломатическую защиту лиц, обладающих двойным гражданством, против государства, в гражданстве которого эти лица состоят.

На территории третьего государства за лицами, обладающими двойным гражданством, признается только гражданство одного государства: либо гражданство государства, в котором обычно проживает данное лицо, либо гражданство государства, с которым данное лицо имеет другую, более тесную связь, либо гражданство государства, где лицо имеет постоянный доход.

Для некоторых случаев характерно применение в отношении лиц с двойным гражданством правила эффективного гражданства. Например, согласно ст.

3 Статута Международного Суда ООН в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Лицо, которое можно рассматривать применительно к составу Суда как гражданина более чем одною государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.

Сообразно Конвенции 1930 г. лицо, имеющее два гражданства, приобретенных без выражения волеизъявления с его стороны, может отказаться от одного из этих гражданств с разрешения государства, от гражданства которого оно намерено отказаться. В таком случае от лица требуется выполнение условий, предусмотренных законом государства, от гражданства которого оно намерено отказаться.

В 1930 г. в Гааге был подписан также Протокол относительно военных обязанностей в некоторых случаях двойного гражданства.

Протокол предусматривал, что лицо, обладающее гражданством двух или более государств, обычно проживающее в одном из этих государств и связанное с ним фактически более всего, освобождается во всех других государствах от военных обязанностей. Это освобождение может, однако, повлечь за собой утрату гражданства другою государства.

Лицо, которое утратило гражданство одного из государств согласно закону этого государства и приобрело гражданство другого государства, освобождается от военных обязанностей в государстве, гражданство которого оно утратило.

Для урегулирования вопросов, возникающих в связи с двойным гражданством, между государствами заключаются двусторонние соглашения. Российская Федерация в 1995 г. заключила с Республикой Таджикистан Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства.

Стороны согласились признавать за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны и договорились, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой постоянно проживают.

В Договоре предусматривается, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон.

В третьем государстве защита и покровительство таким лицам оказываются стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой стороной.

В проектах статей по дипломатической защите, подготовленных Комиссией международного права ООН (2006 г.), анализируемому вопросу посвящены ст. 6 и 7.

В соответствии с ними любое государство, гражданином которого является лицо с двойным или множественным гражданством, может осуществлять дипломатическую защиту в отношении этого лица против государства, гражданином которого это лицо не является.

Два или более государств гражданства могут совместно осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица с двойным или множественным гражданством.

Государство гражданства не может осуществлять дипломатическую защиту в отношении какого-либо лица против государства, гражданином которого это лицо также является, кроме случаев, когда гражданство первого государства является преобладающим как на дату причинения вреда, так и на дату официального предъявления требования.

Принятая европейскими государствами Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства (май 1963 г.

) устанавливает правило, согласно которому лицо, добровольно приобретшее другое гражданство, автоматически теряет прежнее гражданство. По Дополнительному протоколу 1977 г. к Конвенции 1963 г.

государства обязались информировать друг друга обо всех случаях приобретения своими гражданами гражданства других договаривающихся сторон.

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. презюмирует множественное гражданство в случае его автоматического приобретения детьми при разном гражданстве родителей и в случаях семейно-брачных отношений, когда жена приобретает гражданство мужа.

Комиссия международного права ООН занималась вопросами двойного гражданства и пришла к выводу, что еще не созрели необходимые условия для принятия конвенции о сокращении двойного гражданства и его исключении в будущем. Поэтому Комиссия решила временно отложить рассмотрение вопроса о двойном гражданстве и ограничиться работой по вопросу о безгражданстве (апатризме).

Безгражданство — это такое правовое состояние лица (апатрида), которое сложилось в результате столкновения законодательств о гражданстве различных государств. Оно возникает в случае потери каким-либо лицом прежнего гражданства и неполучения нового. Различают два случая безгражданства.

В первом случае безгражданство наступает с момента рождения лица, а во втором случае — в результате утраты гражданства.

Неблагоприятным последствием состояния безгражданства является невозможность пользования соответствующим лицом всей полнотой прав, принадлежащих гражданину, ни в одном государстве.

Основной способ сокращения случаев безгражданства заключается в осуществлении внутригосударственных мер, например таких, которые содержатся в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающем, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России.

Ликвидация (или уменьшение случаев) апатризма возможна в результате унификации законов о гражданстве государств или заключения соответствующей международной конвенции. Попытка, предпринятая в этом направлении на Гаагской конференции в 1930 г., успехом не увенчалась.

Принятая на указанной Конференции Конвенция предусматривала факультативный характер разрешения на выход из гражданства до тех пор, пока лицо, его получившее, не приобрело гражданство другого государства.

В частности, законодательство о гражданстве не должно лишать гражданства женщину, вступившую в брак с иностранцем, если она не приобрела гражданства другого государства.

В настоящее время правовой статус апатридов определяется Конвенцией о статусе апатридов 1954 г. и Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. Конвенция 1954 г. устанавливает на территории государств-участников определенный правовой режим для лиц без гражданства: защищает личный статус, их имущественные права.

Данная Конвенция обязывает государства-участников предоставлять лицам без гражданства такое же правовое положение, каким пользуются на их территории иностранцы. Конвенция 1961 г. не допускает лишение гражданства, если оно ведет к безгражданству.

Согласно этой Конвенции утрата гражданства в силу изменений в личном статусе ставится под условие получения нового гражданства.

В Российской Федерации статус апатридов почти приравнен к статусу иностранных граждан. Исключение составляет случай, при котором дипломатические представительства иностранного государства не вправе оказывать защиту лицам без гражданства на территории государства пребывания.

Вместе с тем в соответствии с вышеупомянутыми проектами статей по дипломатической защите государство может осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица государства, которое на дату причинения вреда и на дату официального предъявления требования законно и обычно проживает в этом государстве.

Источник: https://isfic.info/vlakgu/mpos35.htm

Проблема двойного гражданства

Двойное гражданство и безгражданство в международном праве

Студ. Никифорова И. И., канд. юрид. наук, асс. Гуриева Э.Г.

Кафедра правовых дисциплин.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

Рассматривается проблема двойного гражданства в международном праве.

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений [1].

Двойное гражданство или множественное –правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства. В настоящее время лица, состоящие в гражданстве двух или нескольких государств, именуются бипатридами (от лат. bis – дважды и paris – родина).

Источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств [2].

Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению [3].

Для абсолютного избежания двойного гражданства таких ограничителей в законодательстве хотя бы одного из двух государств должно быть, как минимум, три:

отказ от прежнего гражданства как условие приобретения «своего» гражданства;

прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства;

непредставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.

Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, только из наличия у этих граждан «своего» гражданства.

Современная практика государств в вопросах применения института двойного гражданства может быть представлена тремя основными формами: а) безусловное признание права на двойное гражданство; б) допущение двойного гражданства на условиях, определенных национальным законодательством; в) запрещение двойного гражданства.

Российская Федерация относится ко второй группе стран, допускающих на определенных условиях возможность реализовать своим гражданам или в своей стране право на двойное гражданство.

Однако вызывает сомнение трактовка двойного (множественного) гражданства: наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одного или нескольких иностранных государств. В научной литературе и практике термин «двойное гражданство» употребляется, по крайней мере, в двух значениях.

С одной стороны, двойное гражданство представляет собой институт международного права, под которым понимается совокупность норм права, регламентирующих порядок приобретения лицом гражданства другого государства с ведома государства, гражданство которого оно уже имеет.

С другой стороны, это общественное явление, характеризующее такое положение физического лица, при котором оно имеет два и более гражданства, приобретая их без согласия государства, гражданство которого оно получило первым. Речь идет об институте многогражданства, т. е. наличии у человека нескольких гражданств.

В практике сложилось правило, вытекающее их государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Можно выделить несколько наиболее типичных ситуаций, определяющих возникновение двойного гражданства.

Натурализация без утраты предшествующего гражданства.

Данная ситуация складывается, когда приобретение нового гражданства допускает возможность сохранения прежнего, а также в тех случаях, когда лицо не выполнило необходимые требования, связанные с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.

В одних странах сам факт натурализации влечет утрату гражданства (США). В настоящее время при приеме в российское гражданство также не требуется обязательного отказа от иностранного гражданства.

Автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны.

Подобное положение можно встретить в законодательстве о гражданстве ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. В одних случаях гражданство мужа предоставляется, безусловно. В других допускается отказ от гражданства мужа, если национальный закон страны государственной принадлежности супруги позволяет сохранять прежнее гражданство.

Таким образом, двойное гражданство возникает при заключении брака лицами, являющимися гражданами различных государств, в тех случаях, когда получение гражданства супруга не обусловлено требованием утраты прежнего гражданства, а национальное гражданство супруги не рассматривает заключение брака с иностранцем в качестве автоматического условия для утраты прежнего гражданства [4].

В настоящее время принцип добровольного выбора гражданства заинтересованным лицам все больше вытесняет принцип единого гражданства семьи. Кроме того, правила об автоматическом предоставлении гражданства мужа супруге рассматриваются как определенная дискриминация по половому признаку [5].

Предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке.

Исторически гражданство ребенка определялось по отцу. И сегодня подобные положения можно встретить в законодательстве ряда стран. Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными.

Законы о гражданстве европейских государств, США, Японии являются нейтральными по отношению к полу, они допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается на основании их письменного соглашения.

При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории, либо если бы иначе он стал лицом без гражданства (ч.2 ст.15 Закона о гражданстве).

Рождение ребенка у родителей-иностранцев на территории государства, предоставляющего гражданство в соответствии с принципом почвы.

Исключения касаются детей иностранцев, находящихся на государственной службе своих государств или работающих в международных организациях. В данных обстоятельствах дети одновременно приобретают право на получение гражданства страны рождения и государства, гражданами которого являются родители.

Традиционные правовые и политические доводы против двойного гражданства исходят из того, что гражданство предполагает абсолютную лояльность по отношению к определенному государству.

Наивысшим выражением лояльности является прохождение воинской службы в армии государства происхождения. Двойное гражданство делает данную обязанность относительной.

Никто не может служить двум странам одновременно, особенно в том случае, если они находятся в состоянии войны с иными государствами или воюют друг с другом.

Поэтому одна из серьезных проблем, связанных с двойным гражданством, – регламентация прохождения воинской службы [6].

Как осуществляется дипломатическая защита бипатридов в третьих странах? Этот вопрос в достаточной мере урегулирован: в силу действия принципа «эффективного гражданства» лицо вначале вправе рассчитывать на защиту со стороны государства постоянного проживания, а затем – государства второго гражданства.

Возможными путями решения проблемы двойного гражданства, на наш взгляд, могут быть следующие:

1. Для несовершеннолетних, обладающих российским гражданством и гражданством другого государства в результате коллизии законов о гражданстве (принципов «права крови» и «права почвы») и проживающих постоянно на территории Российской Федерации, установить обязательную процедуру решения вопроса о выборе гражданства до 14 лет родителями ребенка.

Если отсутствует добровольное волеизъявление родителей по поводу гражданства ребенка на момент получения им паспорта, ребенок приобретает российское гражданство только в следующих случаях: а) он постоянно проживает на территории Российской Федерации; б) нет иных доказательств гражданской принадлежности ребенка к другому государству.

При наличии таких доказательств, даже при сохранении места жительства в РФ, решение должно быть принято в пользу отказа от признания права на российское гражданство.

В то же время вероятность неопределенности статуса лиц, даже при таком подходе, сохраняется, и окончательно проблема может быть разрешена только по прошествии определенного времени, скажем, одного года после достижения лицом 18-летнего возраста (в порядке п.1 «е» ст. 12 Закона «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г.).

Возможность переноса окончательного решения вопроса об определении гражданской принадлежности на четыре года – с 14 до 18 лет – следует рассматривать как отложенное право государства. В данном случае можно предположить, что, достигнув совершеннолетия, такое лицо неизбежно окажется перед необходимостью сделать гражданский выбор между той или иной страной.

2. Решение вопроса о двойном гражданстве в отношении лиц, получивших российское гражданство на основе международного договора.

Правовое положение лиц, обладающих гражданством нескольких государств на основе соглашения (законных бипатридов), может быть урегулировано только в рамках международного договора путем изменения или отмены норм, устанавливающих саму возможность приобретения множественного гражданства. В данном случае статья 15 Конституции РФ и положения статьи 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. не дают российской власти никакого шанса поступать в решении данного вопроса произвольно, без учета позиции другой стороны.

Список литературы

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.)// СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; Российская газета 14 ноября 2003 г.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.М.,2001.

3. Международное право/Отв. ред. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. М., 1999.

4. Права человека/Под ред. Е.А.Лукашевой. М.: Норма, 1999.

5. Сокольский В.В. Краткий учебник русского государственного права. М., 1999.

6. Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2002. №4.

Источник: https://referat.me/law-jurisprudence/294746-problema-dvoynogo-grazhdanstva

Утрата гражданства

Двойное гражданство и безгражданство в международном праве

К способам утраты гражданства относятся: экспатриация и денатурализация. Экспатриация означает добровольный выход из гражданства. Различают свободную и разрешительную экспатриацию. Право лица на свободный выход из гражданства закреплено в некоторых международных соглашениях.

Среди них: Гаагская конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, 1930 г., Европейская конвенция о сокращении случаев множественности гражданства 1963 г.

Как показывает практика применения законодательства о гражданстве, многие государства обусловливают свободу экспатриации приобретением гражданства другого государства. Денатурализация означает принудительное лишение гражданства в силу закона.

Она может производиться автоматически по причине неопределенно длительного пребывания гражданина за рубежом, сообщения заведомо ложных данных при натурализации, грубого нарушения обязанностей гражданина и др.

В том случае, когда лицо рассматривается в соответствии с национальным правом гражданином одновременно двух или более государств, его именуют лицом с двойным гражданством (бипатридом).

Случаями возникновения множественного гражданства являются: территориальные изменения государства, международная миграция населения, коллизии национального законодательства о гражданстве, брак с гражданином иностранного государства, усыновление иностранного гражданина, натурализация при сохранении прежнего гражданства и др.

Институт множественного гражданства признан в некоторых государствах (Великобритания, Бангладеш, Беларусь, Германия, Израиль, Россия, Таджикистан, Франция, страны Латинской Америки). Бипатризм означает, что лицо одновременно имеет права и обязанности в отношении всех государств, гражданином которых оно является.

История существования данного института показала, что двойное гражданство влечет за собой в ряде случаев осложненные правовые последствия: трудности при предоставлении дипломатической и консульской защиты бипатриду на территории третьих государств или территории одного из государств гражданской принадлежности; правовое решение вопроса о несении воинской повинности, о налогообложении и др. В XX в. было заключено несколько международных договоров, направленных на ликвидацию трудностей, связанных с двойным гражданством. Среди них Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, 1930 г., Европейская конвенция о сокращении случаев множественности гражданства и о воинской повинности в случаях множественности гражданства 1963 г. По смыслу этих соглашений лицо с множественным гражданством рассматривается гражданином того государства и несет обязанности в отношении того государства, на территории которого имеет постоянное местожительство. Законодательство России признает институт двойного гражданства. В п. 1 ст. 62 Конституции РФ установлено, что «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Безгражданство (апатризм) означает такое правовое положение лица, при котором оно не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его национального права. Для уточнения правового положения апатридов в Нью-Йорке в 1954 г. была принята Конвенция о статусе апатридов.

Государства-участники приняли на себя обязательство, что «будут применять положения Конвенции к апатридам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения». Конвенция предоставляет апатридам в основном национальный правовой режим в отношении пользования правами, предусмотренными в Конвенции.

В 1961 г. была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу в 1975 г.

Основная ее цель – создание благоприятных условий для приобретения гражданства договаривающегося государства лицами без гражданства, рожденными на его территории, которые иначе не имели бы гражданства, а также формирование условий для того, чтобы при экспатриации граждане не становились апатридами.

В Конвенции предусматривается, что дети апатридов приобретают гражданство государства своего рождения на основании принципа «права почвы». В том случае, если государства заключают международные договоры о передаче территории, в них должны быть предусмотрены механизмы предупреждения возникновения в связи с такой передачей новых случаев безгражданства.

В Российской Федерации отношения, связанные с институтом гражданства, регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно которому гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3).

Статья 4 Закона перечисляет принципы и правила, применимые к решению вопросов гражданства Российской Федерации.

Закон признает гражданами Российской Федерации лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона, а также лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации устанавливается нормами российского законодательства и международных договоров РФ. В соответствии с ч. 3 ст.

62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовой статус иностранцев определен Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Особый правовой режим установлен в Российской Федерации для граждан Республики Беларусь. Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства 1999 г. граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства (ст.

14). В нем признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.

Они имеют право избирать и быть избранными в Парламент Союзного государства, назначаться на должности в органы Союзного государства, а также на создание союзных общественных объединений.

Согласно Договору каждый гражданин государства-участника имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и граждане этого государства-участника (ст. 15 Договора).

Особое правовое положение для граждан Республики Беларусь устанавливается также Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан 1998 г. Они пользуются равными гражданскими правами и свободами, как это предусмотрено законодательством этих стран.

Граждане России и Беларуси имеют равные права на участие в хозяйственной деятельности на территории обоих государств. Оба государства обеспечивают доступность и равные права граждан в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования. Абитуриенты поступают в учебные заведения на основании действующих правил приема.

Обмен жилыми помещениями между гражданами России и Беларуси осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством и является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство на территориях данных государств.

Гражданам России и Беларуси обеспечивается равное право их граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на территории обоих государств. При этом им обеспечивается гарантированная защита права собственности.

Источник: https://studme.org/59183/pravo/utrata_grazhdanstva

Административный округ
Добавить комментарий